Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/154-2017 от 23 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<…>
в присутствии представителя ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт - Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства» <…> (доверенность в материалах дела);
в отсутствие представителя ООО «Доминант» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
рассмотрев жалобу ООО «Доминант» (далее – Заявитель, Общество) на действия заказчика ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт - Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участке км 154+450 - км 187+314 (введенный в эксплуатацию объект строительства) (извещение № 0306100000417000063) (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
установила:
По мнению Заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушениями требований Закона о контрактной системе, а именно:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы, предусмотренные проектом контракта, отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование, таким образом установление в документации дополнительных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2005 № 99 не правомерно, что нарушает часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- в Приложении № 4 к документации об аукционе в электронной форме установлены требования о соответствии работ и материалов уже не действующим ГОСТам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ;
На основании изложенного, ООО «Доминант» просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом от 16.06.2017 г. даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:
Документация об электронном аукционе утверждена Распоряжением руководителя ФКУ Упрдор «Кола» № 55/П от «02» мая 2017г. и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru».
Номер извещения: 0306100000417000063.
Краткое наименование аукциона: оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участке км 154+450 - км 187+314 (введенный в эксплуатацию объект строительства) (извещение № 0306100000417000063).
Способ закупки: электронный аукцион.
Заказчик: ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт - Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства».
Начальная (максимальная) цена контракта: 10 663 335,67 рублей.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
- В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего закона.
Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт).
Объектом закупки является «Оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 154+450 - км 187+314 (введенный в эксплуатацию объект строительства)».
В соответствии с разделом 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 группировка по коду 42.11.20.000 ОКПД2 включает в себя работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, в извещении и документации об электронном аукционе по объекту закупки - оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования (выполнение строительных работ, касающихся содержания автомобильных дорог) Заказчиком правомерно установлен данный код ОКПД2.
Состав работ (услуг) по контракту определен в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), согласно которой содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Часть 3 статьи 17 Закона № 257-ФЗ определяет, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Приложением № 3 к проекту контракта установлены соответствующие виды работ (услуг) по содержанию.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с Постановлением Правительства № 99, а именно, начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000,00 рублей, код ОКПД2 42.11.20.000 включен в перечень, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.
Таким образом, Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с положениями Постановления Правительства 99 и Закона о контрактной системе и, соответственно, довод ООО «Доминант» о нарушении заказчиком части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в документации об аукционе установлены требования о соответствии работ и товаров (материалов) требованиям ГОСТ 10060.0-95 «Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании» и ГОСТ 10922-90 «Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций».
Согласно сведениям официального сайта Росстандарта (каталог стандартов) указанные ГОСТы являются недействующими.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, за которое частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
- В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Довод Заявителя о том, что для заполнения заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки необходимо иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
По пунктам 5.1 - 5.5, 5.9 ГОСТ 23735-2014 песчано-гравийные смеси должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя. Приемку и поставку песчано- гравийной смеси проводят партиями. Партией считают количество песчано-гравийной смеси, установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном вагоне или в одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество песчано-гравийной смеси, отгружаемое одному потребителю в течение суток. Для проверки соответствия качества песчано-гравийной смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы, отобранной в соответствии с ГОСТ 8269.0. При приемочном контроле определяют: зерновой состав песчано-гравийной смеси; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках. Предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемой песчано- гравийной смеси документом о качестве, в котором указывают, наряду с прочим наименование предприятия-изготовителя и его адрес; номер партии, наименование и количество поставляемой песчано-гравийной смеси в кубических метрах; вид песчано- гравийной смеси; зерновой состав смеси; содержание гравия, песка и валунов; наибольшую крупность зерен гравия; содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках; марку по дробимости гравия в составе смеси; марку по морозостойкости гравия в составе смеси; модуль крупности песка, проход через сито с сеткой № 016; удельную эффективную активность естественных радионуклидов смеси; обозначение настоящего стандарта.
Заказчиком разработана инструкция по заполнению заявки (Приложение № 6 к документации об аукционе). На основании указанной инструкции, участник закупки по каждому показателю должен указать минимальное и максимальное числовое значение, т.е. диапазон значений, соответствующий требованиям соответствующих ГОСТов, изложенных в Приложении № 4 к документации об аукционе.
Таким образом, от участника закупки не требуется производить лабораторные испытания товаров, т.к. от него не требуется указать одно конкретное значение показателя, получаемое в результате испытания конкретной партии товара. Он должен указать минимальное и максимальное значение показателя товара (диапазон значений), регламентированное соответствующим ГОСТом.
На основании изложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения и признается Комиссией Карельского УФАС России не обоснованным.
Комиссия Карельского УФАС России полагает целесообразным предписание об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на количество участников закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Доминант» на действия государственного заказчика ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт - Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участке км 154+450 - км 187+314 (введенный в эксплуатацию объект строительства). (извещение № 0306100000417000063) обоснованной в части.
- В действиях заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
- Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
- Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.