Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/154-2018 от 28 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

– заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

- член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России.

 

- в присутствии представителя КУ РК «Управтодор РК» (копия доверенности в материалах дела),

- в присутствии представителя ООО «Альфа-Проект» (копия доверенности в материалах дела);

рассмотрев жалобу ООО «Альфа-Проект» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации объекта «Ремонт участка автомобильной дороги Надвоицы-Полга-Валдай-Вожмозеро, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Унижма на км 40+170» (извещение № 0306200005118000041) (далее – открытый конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

По мнению Заявителя, установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки показателя «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» в рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» нарушает законодательство о контрактной системе и существенно ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса, поскольку Заказчиком не учитывается опыт выполнения работ по муниципальным контрактам и гражданско-правовым договорам.

ООО «Альфа-Проект» просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель Заказчика в письменных пояснениях от 21.06.2018 исх. № 1753, а также на заседании Комиссии Карельского УФАС России, с доводами заявителя не согласился, просит признать жалобу необоснованной.  

 

Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК «Управтодор РК» № 75-З от 16.05.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 16.05.2018.

Номер извещения: 0306200005118000041.

Краткое наименование открытого конкурса: разработка проектной документации объекта «Ремонт участка автомобильной дороги Надвоицы-Полга-Валдай-Вожмозеро, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Унижма на км 40+170».

Способ закупки: открытый конкурс.

Заказчик: Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (сокращенное наименование КУ РК «Управтодор РК»).

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 350 000,00 рублей.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса дата и время окончания подачи заявок - 19.06.2018 10:00.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам - 19.06.2018 10:00.

 

В связи с необходимостью дополнительного исследования документов, Комиссией Карельского УФАС России при рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 25.06.2018.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заявителя, представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

          В соответствии с пунктом 15.13 раздела «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе» конкурсной документации Заказчиком установлен критерий: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

 

Критерии оценки

Величины значимости критериев оценки, %

Цена контракта

60%

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

10%

Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

30%

Всего:

100 %

 

          В рамках данного критерия Заказчиком установлен показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»:

 

№ п/п

Наименование показателя

Максимальное количество

баллов

Коэффициент значимости

показателя

1

Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

100

100%

 

 

          При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за 2017-2018 годы, т.е. наличие у участника исполненных государственных контрактов на выполнение работ сопоставимого характера и объема, заключенных начиная с 01.01.2017 и исполненных участником до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе.

Выполненной работой сопоставимого характера и объема считается выполнение работ по проектированию автомобильных дорог, в том числе мостовых переходов, с ценой государственного контракта не менее 70% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, на право заключения которого проводится настоящий открытый конкурс.

Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» является наибольшее значение показателя.

Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (НЦБi), определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема участник открытого конкурса предоставляет копии исполненных государственных контрактов, включая все листы и приложения к ним, копии всех актов приемки выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение государственных контрактов.

Таким образом, в оценку квалификации участника конкурса положен опыт работы исключительно по государственным контрактам.

 

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заявителя указал, что установление в конкурсной документации требования к участникам закупки по исполнению исключительно государственных контрактов без указания исполнения гражданско-правовых договоров или муниципальных контрактов ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса. Имея успешный опыт исполнения муниципальных контрактов, Заявитель, согласно требованиям конкурсной документации, не имеет возможность получения баллов по вышеуказанному критерию.   

Представитель Заказчика в свою очередь пояснил, что оценка опыта участника закупки по исполнению исключительно государственных контрактов обусловлена тем, что информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.

Оценив доводы сторон, Комиссия Карельского УФАС России приходит к следующим выводам.

Контрактная система в сфере закупок в силу статьи 6 Закона о контрактной системе основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В рассматриваемом случае Заказчик оценивает заявки участников по показателю опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема исключительно по исполнению государственных контрактов за 2017-2018 годы. Поскольку извещение о проведении обжалуемой закупки опубликовано 16 мая 2018 года, Заказчиком будет учитываться опыт за период с 01 января 2017 года по 16 мая 2018 года (16, 5 месяцев).

 Фактически как исполнение государственных, так и муниципальных контрактов по выполнению работ сопоставимого характера и объема свидетельствует о наличии необходимого опыта у участника закупки, позволяющего оценить его квалификацию.

По мнению антимонопольного органа, участник закупки, успешно исполнивший муниципальный контракт (контракты) (при соблюдении требований по НМЦК), будет необоснованно оценен в 0 баллов конкурсной комиссией, что явно не соответствует целям осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд и указанного открытого конкурса в частности. Указанный критерий (показатель) не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, и которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Применительно к рассматриваемому случаю оценка квалификации участника закупки только по государственным контрактам, с учетом установленного Заказчиком периода выполнения работ (16,5 месяцев), может привести к сужению круга участников закупки.

При этом Комиссия Карельского УФАС России полагает, что гражданско-правовые договоры, заключенные вне рамок контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте Подрядчика, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок единая комиссия не может получить информацию о достоверности таких договоров.

 

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 19.06.2018 №ПВК1 на участие в открытом конкурсе подано 5 (пять) заявок. Все заявки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. 

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.06.2018 №ПРО1 победителем открытого конкурса признано ООО «ДорМостСтрой» с номером заявки № 3. Второе место присвоено ООО «ГЕОТЭГ» с номером заявки № 2.

Любой хозяйствующий субъект мог подать заявку на участие в открытом конкурсе вне зависимости от наличия у него опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта в соответствии с конкурсной документацией. Непредставление документов по данному показателю не являлось основанием для отклонения заявок участников закупки, конкурсной комиссией заявки рассматривались и оценивались.

ООО «Альфа-Проект» являлось участником обжалуемой закупки, в подтверждение своего опыта представило копии исполненных государственных контрактов, договоров подряда, договоров субподряда, договоров оказания услуг.

Как указал представитель Заказчика, несмотря на отсутствие в конкурсной документации условия о возможности предоставления в качестве подтверждения опыта муниципальных контрактов, такие документы были бы оценены комиссией, в случае их соответствия по цене.

При этом, в составе заявки ООО «Альфа-Проект» не было приложено копий исполненных муниципальных контрактов, а представленные государственные контракты и гражданско-правовые договоры не соответствовали по цене (не менее 70% от НМЦК государственного контракта, на право заключения которого проводится рассматриваемый конкурс).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, аннулирование закупки не приведет к восстановлению прав ООО «Альфа-Проект», в связи с чем Комиссией Карельского УФАС России принято решение предписание не выдавать.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу OOO «Альфа-Проект» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации объекта «Ремонт участка автомобильной дороги Надвоицы-Полга-Валдай-Вожмозеро, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Унижма на км 40+170» (извещение № 0306200005118000041) обоснованной в части.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3-х месяцев с момента его принятия.

 

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                         ____________

 

Члены комиссии                                                                ____________

 

                                                                                              ____________

Связанные организации

Связанные организации не указаны