Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-18/162-2018 от 3 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

– заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

- член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России.

 

- в присутствии представителя КУ РК «Управтодор РК» (копия доверенности в материалах дела),

- в отсутствие представителя ООО «Эксперт» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);

рассмотрев жалобу ООО «Эксперт» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство мостового перехода через ручей на км 34+350 автомобильной дороги Сумпосад-Воренжа-Вирандозеро-Нюхча» (извещение № 0306200005118000049) (далее – открытый конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

 

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в конкурсной документации допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

1)   в нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

2)   в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, установленные Заказчиком критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе содержат необъективную зависимость между присваиваемыми баллами и сведениями, подлежащими оценке.

3)   в нарушение пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено требование по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» исключительно по исполнению государственных (муниципальных контрактов) без учета опыта выполнения работ по гражданско-правовым договорам.

4)   в нарушение частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком в пункте 3.12 проекта государственного контракта указана неправомерная обязанность Подрядчика о предоставлении информации о всех Субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта, а в пункте 3.14 проекта государственного контракта – ответственность за непредставление такой информации.

5)   в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в пункте 5.7 проекта государственного контракта установлено неправомерное условие о том, что нарушение сроков оплаты за выполнение работы вследствие сокращения лимитов бюджетных обязательств или их несвоевременного доведения, такие обстоятельства носят характер непреодолимой силы, что освобождает Заказчика от предусмотренной контрактом ответственности.

6)   в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в пункте 10.5 проекта государственного контракта надлежащим образом не установлен перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

ООО «Эксперт» просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель Заказчика в письменных пояснениях от 25.06.2018 исх. № РДО-112/18, а также на заседании Комиссии Карельского УФАС России, с доводами заявителя согласился в части.  

 

Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК «Управтодор РК» № 125-З от 15.06.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 15.06.2018.

Номер извещения: 0306200005118000049.

Краткое наименование открытого конкурса: выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство мостового перехода через ручей на км 34+350 автомобильной дороги Сумпосад-Воренжа-Вирандозеро-Нюхча».

Способ закупки: открытый конкурс.

Заказчик: Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (сокращенное наименование КУ РК «Управтодор РК»).

Начальная (максимальная) цена контракта: 73 237 558,00 рублей.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

  1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом «г» части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что подпунктом 7.2 пункта 7 конкурсной документации к участникам закупки предъявляется требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Подпунктом «ж» пункта 10 конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 №58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В силу части 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Вместе с тем, законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Актуальность выписки из реестра членов саморегулируемой организации необходима на момент подачи заявки. В случае внесения изменений в конкурсную документацию и продления сроков подачи заявок участникам закупки необходимо заказывать новую выписку, что недопустимо и противоречит Закону о контрактной системе.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России, а также в письменных пояснениях, представитель Заказчика с указанным доводом жалобы согласился, пояснив, что в конкурсную документацию будут внесены изменения, требование к сроку выдачи выписки будет отменено.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

           Согласно доводу Заявителя, установленный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателям: «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» содержит необъективную зависимость между присваиваемыми баллами и сведениями, которые представляют участники закупки в своих заявках, подлежащих оценке конкурсной комиссией. 

Так, в пункте 15.15.1 (таблица № 3) конкурсной документации заказчиком установлено, что обеспеченность участника закупки 5 (пятью) единицами дорожно-строительной техники приведет к оценке заявки в 30 баллов, а обеспеченность участника закупки 6 (шестью) и более единицами – в 100 баллов.

В пункте 15.15.3 (таблица № 4) конкурсной документации заказчиком установлено, что наличие у участника закупки 5 (пяти) специалистов приведет к оценке заявки в 30 баллов, а наличие участника закупки 6 (шести) и более специалистов – в 100 баллов.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

          В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

          В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

          В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

          В таблице № 1 пункта 15.13 конкурсной документации установлены используемые Заказчиком для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки:

 

Критерии оценки

Величины значимости критериев оценки, %

Цена контракта

80%

Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20%

Всего:

100 %

 

          Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», определяется по формуле:

 

НЦБi = НЦБi (1) + НЦБi (2)+ НЦБi (3)

где:

  - количество баллов, присуждаемых по показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг»;

  - количество баллов, присуждаемых по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема»;

  - количество баллов, присуждаемых по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами».

         

          В таблице № 2 пункта 15.15 конкурсной документации установлены величины значимости показателей по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

         

Показатели оценки заявок

Величины значимости показателей критерия (%)

 

Предельное количество баллов с учётом коэффициента значимости критерия оценки (0,2)

(1) Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг

20%

4

(2) Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема

60%

12

(3) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами

20%

4

Всего:

100%

20

         

          В таблице № 3 пункта 15.15.1 конкурсной документации установлено количество баллов по показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг»:

 

Значение показателя

Количество баллов

Количество баллов по показателю, с учетом коэффициента значимости показателя (0,2)

При отсутствии информации по данному показателю

0

0

До 5 (пяти) единиц дорожно-строительной техники (включительно)

30

6

6 (шесть) (включительно) и более единиц дорожно-строительной техники

100

20

 

В таблице № 4 пункта 15.15.3. конкурсной документации установлено количество баллов по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами»

Значение показателя

Количество баллов

Количество баллов по показателю, с учетом коэффициента значимости показателя (0,2)

При отсутствии информации по данному показателю

0

0

До 5 (пяти) специалистов (включительно)

30

6

6 (шесть) (включительно) и свыше 6 (шести) специалистов

100

20

 

Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки заявок для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по вышеуказанным показателям направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по вышеуказанному объекту закупки.

Так, по показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг» 5 (пять) единиц определено с учетом минимального количества основной дорожно-строительной техники, необходимой при строительстве мостового перехода: каток, самосвал, бульдозер, кран, экскаватор.

По показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» 5 (пять) единиц определено с учетом минимального количества специалистов, необходимых для выполнения работ: инженер-геодезист, 2 мастера строительно-монтажных работ, производитель работ и начальник участка (главный инженер). 

На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что в конкурсной документации не содержится нарушений пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

  1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

          В пункте 15.15 конкурсной документации в рамках критерия оценки «Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен показатель «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (НЦБi), определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Величины значимости по вышеуказанному показателю составляет 60%.

Для подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема участник открытого конкурса предоставляет копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов, включая все листы и приложения к ним, а также изменения к контрактам, копии всех актов приемки выполненных работ, копии разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и иных документов, подтверждающих исполнение контрактов (договоров).

В рассматриваемом случае Заказчик оценивает заявки участников по показателю «Опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема» исключительно по исполнению государственных (муниципальных) контрактов за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе.

Согласно доводу Заявителя, опыт выполнения работ исключительно в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках иных гражданско-правовых отношений.

Исходя из пояснений Заказчика, оценка опыта участника закупки по исполнению исключительно государственных (муниципальных) контрактов обусловлена тем, что информацию относительно исполнения государственных или муниципальных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что законом о контрактной системе не регламентированы документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта выполнения работ. Следовательно, Заказчик самостоятельно решает, какие документы будут подтверждать опыт выполнения аналогичных работ в рамках конкретной закупки: только государственные (муниципальные контракты) или также гражданско-правовые договоры.

На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика не установлено нарушение пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

 

  1. Частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Пунктом 3.12 проекта государственного контракта установлено, что Подрядчик обязан предоставлять информацию о всех Субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены Контракта.

Пунктом 3.14 проекта государственного контракта установлено, что Подрядчик несет ответственность за непредставление информации, предусмотренной п. 3.12. настоящего Контракта, путем уплаты пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

При этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 73 237 558,00 рублей, следовательно, действие части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе на данную закупку не распространяется.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России, а также в письменных пояснениях представитель Заказчика с указанным доводом жалобы согласился, пояснив, что пункты 3.12 и 3.14 будут откорректированы в новой редакции конкурсной документации.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пунктом 5.7 проекта государственного контракта установлено, что по взаимному согласию Стороны установили, что изменение (сокращение) лимитов бюджетных обязательств либо несвоевременное их доведение до Заказчика являются обстоятельствами непреодолимой силы, безусловно подтверждающими отсутствие вины Заказчика в части обязательств по оплате стоимости работ в установленном настоящим Контрактом порядке и сроки, а также исполнения других денежных обязательств по Контракту, что освобождает его от предусмотренной настоящим Контрактом ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что изменение (сокращение) лимитов бюджетных обязательств либо несвоевременное их доведение до Заказчика не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России, а также в письменных пояснениях представитель Заказчика с указанным доводом жалобы согласился, пояснив, что пункт 5.7 будет исключен из проекта государственного контракта.

На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

6. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 570) установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Пунктом 10.5 проекта государственного контракта установлено, что конкретные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, определенные по предложению Подрядчика, указаны в Приложении № 8 к Контракту.

Приложением № 8 к проекту государственного контракта конкурсной документации установлен перечень возможных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства № 570, в том числе подготовительные работы, земляные работы, инженерная подготовка территории, инженерная защита территории, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство дорожной одежды автомобильных дорог, работы по обустройству автомобильной дороги, устройство искусственных сооружений, благоустройство.

Также приложением № 8 к проекту государственного контракта установлено, что перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту заполняется по предложению Подрядчика, объем указывается исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении.

При этом совокупное стоимостное выражение должно составлять не менее 15 (до 01 июля 2018 года) и не менее 25 (с 01 июля 2018 года) процентов от цены государственного контракта в соответствии с Постановлением № 570.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку конкурсная документация содержит отсылку к Постановлению № 570, в соответствии с которым подрядчик обязан выполнить виды и объемы работ не менее 15 процентов (до 01 июля 2018 года) и не менее 25 процентов (с 01 июля 2018 года) от цены государственного контракта самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу OOO «Эксперт» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство мостового перехода через ручей на км 34+350 автомобильной дороги Сумпосад-Воренжа-Вирандозеро-Нюхча» (извещение № 0306200005118000049) обоснованной в части.
  2. В действиях заказчика - КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» содержатся нарушения частей 13, 23, 24 статьи 34, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
  3.  Заказчику - КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» выдать предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3-х месяцев с момента его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-19/162/25ж-2018

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

– заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

- член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

– член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

на основании Решения № 04-18/162-2018 от 29 июня 2018 года по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» на действия заказчика - КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство мостового перехода через ручей на км 34+350 автомобильной дороги Сумпосад-Воренжа-Вирандозеро-Нюхча» (извещение № 0306200005118000049), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Заказчику - КУ РК «Управтодор РК» устранить нарушение частей 13, 23, 24 статьи 34, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, для чего необходимо внести изменения в конкурсную документацию.

 

  1. Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание – 5 рабочих дней с момент его получения.

 

  1. О выполнении настоящего Предписания сообщить до «10» июля 2018 года, представив в Карельское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны