Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/231-2017 от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

<..>.в присутствии представителей Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Тимуковой С.Н., Железнова К.А. (копии доверенностей в материалах дела);

в присутствии представителей заинтересованного лица – УФПС Республики Карелия-филиал ФГУП «Почта России»<…>. (до перерыва, копии доверенностей в материалах дела);

в присутствии представителя Администрации Главы Республики Карелия – <…>. (после перерыва, доверенность в материалах дела);

         в отсутствие представителя ООО «Почтовый сервис» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);

рассмотрев жалобу ООО «Почтовый сервис» на действия уполномоченного органа – Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок при проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (извещение № 0106200001917000571) (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

установила:

По мнению Заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:

1. в нарушение части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации об аукционе установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии у исполнителя лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление услуг почтовой связи с указанием в лицензионных требованиях обязанности оказывать универсальные услуги почтовой связи.

Таким образом, только ФГУП «Почта России» может соответствовать данному требованию.

2. в нарушение части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации об аукционе установлено дополнительное требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки разрешения на применение франкировальной машины, выданного Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Таким образом, в данной закупке не смогут принять участие операторы почтовой связи, не заключившие договор с ФГУП «Почта России» в силу приказа Минкомсвязи от 08.08.2016 № 368.

3. в нарушение части 4 статьи 68, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе на основании пункта 2.2 проекта контракта Заказчик оплачивает Исполнителю оказанные Услуги по тарифам за универсальные услуги почтовой связи, которые установлены ФАС России для ФГУП «Почта России».

Таким образом заключение контракта по тарифам противоречит специфике проведения электронного аукциона.

4. в нарушение части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе в разделе 5 документации об аукционе в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта приведены тарифы на универсальные услуги почтовой связи, что свидетельствует о расчете начальной (максимальной) цены контракта только на основании цен, установленных ФГУП «Почта России».

5. в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе в документацию об аукционе включено требование о подтверждении оплаты услуг почтовой связи путем нанесения оттисков франкировальной машины.

Вместе с тем, нанесением оттисков франкировальной машиной можно оплачивать услуги почтовой связи, которые оказываются только федеральным государственным оператором.

На основании изложенного ООО «Почтовый сервис» просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.

Уполномоченным органом письмом от 24.08.2017 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Документация об аукционе утверждена И.о. Председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок <…>.11.08.2017 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 11.07.2017.

Номер извещения: 0106200001917000571.

Краткое наименование аукциона: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины.

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: Администрация Главы Республики Карелия.

Уполномоченный орган: Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта: 200 000,00 рублей.

         В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.08.2017 заявка единственного участника УФПС Республики Карелия-филиал ФГУП «Почта России» соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей Уполномоченного органа, представителя Заказчика, представителей Заинтересованного лица, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна включать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Предметом электронного аукциона является оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи), услуги почтовой связи подразделяются на:

- универсальные услуги почтовой связи;

- иные услуги, в том числе: услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Универсальные услуги почтовой связи представляют собой услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.

К универсальным услугам почтовой связи относятся:

- прием и вручение почтовых карточек (простых и заказных);

- прием и доставку писем (простых, заказных, а также с объявленной ценностью);

- прием и вручение бандеролей;

- прием и вручение посылок (обыкновенных, с объявленной ценностью);

- прием и вручение секограмм.

В соответствии со статьей 2 и частью 1 статьи 17 Закона о почтовой связи под операторами почтовой связи понимаются организации почтовой связи (юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности) и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Раздел XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг соответствующей связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 87 предусматривает перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (далее – Перечень).

Часть 4 раздела ХХ Перечня предусматривает обеспечение предоставления пользователю следующих услуг:

а) приема почтовых отправлений;

б) обработки почтовых отправлений;

в) перевозки почтовых отправлений;

г) доставки (вручения) почтовых отправлений;

д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).

Часть 10 раздела ХХ Перечня предусматривает для организаций федеральной почтовой связи обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в техническом задании документации об аукционе содержатся требования к исполнителю. Часть 1 данных требований предусматривает наличие у Исполнителя действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление следующего вида деятельности: «Услуги почтовой связи» с указанием в лицензионных требованиях (приложение к лицензии) обязанности оказывать универсальные услуги почтовой связи.

Согласно части 2 статьи 58 Закона о связи обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.

Далее, проведя анализ представленных в материалах дела лицензий на оказание услуг почтовой связи ООО «Почтовый сервис» и ФГУП «Почта России» установлено следующее.

В пункте 4 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии ООО «Почтовый сервис» указано, что лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю:

а) приема почтовых отправлений;

б) обработки почтовых отправлений;

в) перевозки почтовых отправлений;

г) доставки (вручения) почтовых отправлений.

Вместе с тем, пунктом 10 лицензионных требований на лицензиата не возложено обязательств по оказанию универсальных услуг почтовой связи.

В пункте 4 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии ФГУП «Почта России» указано, что что лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю:

а) приема почтовых отправлений;

б) обработки почтовых отправлений;

в) перевозки почтовых отправлений;

г) доставки (вручения) почтовых отправлений;

д) почтового перевода денежных средств.

Вместе с тем, в пункте 10 лицензионных требований указано, что лицензиат обязан оказывать универсальные услуги почтовой связи.

Исходя из смысла вышеуказанных норм права, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что оказывать универсальные услуги почтовой связи могут операторы почтовой связи и индивидуальные предприниматели на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, но обязанность по оказанию данных услуг возложена только на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в действиях Уполномоченного органа содержится нарушение части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2.  Согласно пункту 3 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08 августа 2016 года № 368 «Об утверждении порядка применения франкировальных машин» (далее - Приказ № 368), применение франкировальной машины осуществляется организацией федеральной почтовой связи, а также иными лицами, заключившими договор с организацией федеральной почтовой связи (далее соответственно - пользователь франкировальной машины, договор). Применение франкировальной машины в отсутствие договора не допускается.

Частью 2 «Требования к исполнителю» технического задания документации об аукционе установлено требование о наличии у исполнителя разрешения на применение франкировальной машины, выданного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций после вступления в силу приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08 августа 2016 года № 368 «Об утверждении порядка применения франкировальных машин».

Согласно информационному письму Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.03.2017 № 1-фм разрешение на применение франкировальной машины выдается на основании соответствующего заявления в соответствии с административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на применение франкировальных машин (далее – Административный регламент).

В силу положений Административного регламента, заявителем при предоставлении государственной услуги является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (владелец франкировальной машины), желающий применять франкировальную машину при оформлении письменной корреспонденции.

На основании вышеуказанного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что при оказании почтовых услуг с применением франкировальной машины, исполнитель, при наличии у него собственной франкировальной машины, прикладывает ко второй части заявки копию разрешения на применение данной франкировальной машины, либо, при отсутствии в собственности франкировальной машины, прикладывает ко второй части заявки копию разрешения организации федеральной почтовой связи, с которой у исполнителя заключен договор на применение франкировальной машины.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

3. В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Пункт 2.2 проекта государственного контракта гласит, что Заказчик оплачивает Исполнителю оказанные Услуги по тарифам за универсальные услуги почтовой связи (приложение № 2 к настоящему Контракту) и по цене единицы услуги (за иные услуги почтовой связи, тарифы на которые не подлежат государственному регулированию), указанной в Спецификации (приложение № 3 к настоящему Контракту), исходя из объема фактически оказанных услуг, но в размере, не превышающем цены Контракта.

Согласно статье 14 Закона о почтовой связи одной из основных гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно статье 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.

Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты.

В силу Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637, государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

Приказом ФАС России от 20.04.2017 № 541/17 утверждены тарифы на пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России».

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Уполномоченного органа пояснили, что оплата за универсальные услуги почтовой связи будет производиться Заказчиком по утвержденным ФАС России тарифам (приложение № 2 к Контракту), а за дополнительные услуги - по цене единицы услуги, предложенной участником закупки.

Следовательно, цены на дополнительные услуги почтовой связи по каждой позиции в Спецификации (приложение № 3 к Контракту) формируются путем снижения стоимости единицы услуги, указанной в обосновании начальной (максимальной) цены единицы услуги, по каждой позиции пропорционально снижению цены единицы услуги, указанной в предложении участника аукциона, с которым будет заключён Контракт.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

4. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Уполномоченного органа пояснили, что начальная (максимальная) цена единицы услуги по контракту определена и обоснована в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Для обоснования начальной (максимальной) цены единицы услуги Заказчиком обосновывались цены только на оказание дополнительных услуг почтовой связи, так как тарифы на универсальные услуги почтовой связи утверждены Приказом ФАС России № 541/17 и, соответственно, изменению не подлежат.

На рассмотрение Комиссии были представлены 3 копии запроса на предоставление коммерческих предложений о стоимости единицы услуги почтовой связи, тарифы на которые не подлежат государственному регулированию, направленных в филиалы ФГУП «Почта России» - УФПС Республики Карелия, УФПС Республики Коми, УФПС Архангельской области.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

5.  В соответствии с пунктом 24 правил оказания услуг почтовой связи для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:

а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;

б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;

в) иные знаки почтовой оплаты, наносимые типографским способом;

г) иные знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Уполномоченного органа пояснили, что применение франкировальной машины, как способ оплаты услуг почтовой связи, было выбрано Заказчиком с учётом объёмов письменной корреспонденции, что не запрещено Правилами оказания услуг почтовой связи.

Как было указано выше, исполнитель по договору может использовать либо собственную франкировальную машину, либо франкировальную машину организации федеральной почтовой связи, с которой у исполнителя заключен договор на применение франкировальной машины.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

Комиссия Карельского УФАС России полагает целесообразным Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что ООО «Почтовый сервис» в заседании комиссии не участвовало, доказательств, свидетельствующих о его реальном намерении участвовать в данных торгах, в том числе разрешения на применение франкировальной машины, не представило.

Таким образом, отмена закупки не повлечет восстановления прав ООО «Почтовый сервис» на участие в торгах.

  На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Почтовый сервис» на действия уполномоченного органа – Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок при проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (извещение № 0106200001917000571) обоснованной в части.

2) В действиях Уполномоченного органа содержится нарушение требований части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3) Передать материалы рассмотрения жалобы  ООО «Почтовый сервис» должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в определенном ч.9 ст.106 44-ФЗ порядке - в течение 3 месяцев в Арбитражном суде Республики Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны