Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 3 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

*** – заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

***– член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России.

 

- в отсутствие представителя Заказчика – КУ РК «***», представителя Специализированной организации – ООО «ПСО «***», представителя Заявителя – ООО «***» (извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили),

рассмотрев жалобу ООО «***» на действия Заказчика – КУ РК «***» при проведении электронного аукциона на строительство газопровода распределительного (уличная сеть) в микрорайоне "Университетский городок" (извещение № 0306200006418000053), (далее – аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что при утверждении документации об аукционе Заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1. В нарушение части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;

2. Заказчик неправомерно указал требование о предоставлении в первой части заявки на участие в электронном аукционе только согласия на выполнение работ;

3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки;

4. Заказчик неправомерно установил незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств.

         В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком не представлены пояснения по доводам, указанным в жалобе.

Документация об аукционе утверждена приказом казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» от 14.09.2018г.  и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» 17.09.2018.

Номер извещения:

 

 

№ 0306200006418000053.

Краткое наименование аукциона: строительство газопровода распределительного (уличная сеть) в микрорайоне "Университетский городок".

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: КУ РК «УКС РК».

Начальная (максимальная) цена контракта: 46 463 014,00 руб.

        В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 17.09.2018, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена – 03.10.2018.

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в соответствии извещением о проведении электронного аукциона, документации об аукционе в редакции от 03.09.2018, срок окончания подачи заявок установлен – до 09 час. 00 мин. 18.09.2018, т.е. на пятнадцатый день с даты начала подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, а именно – сокращение срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, 17.09.2018 Заказчиком внесены изменения в документацию об аукционе, согласно которым срок окончания подачи заявок установлен 03.10.2018, то есть в полном соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, Комиссия Карельского УФАС России полагает нецелесообразным выдавать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

2-3. Комиссией Карельского УФАС России установлено, что объектом закупки является строительство газопровода распределительного (уличная сеть) в микрорайоне "Университетский городок", то есть выполнение предусмотренных технической частью документации об аукционе работ.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании пункта 1 части1 статьи 31 Закона о контрактной системе пунктом 1.1 раздела 17 информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлено требование об обязательном членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

Следовательно, участником закупки может стать любое юридическое лицо, обладающее опытом исполнения аналогичных видов работ и являющееся членом соответствующей саморегулируемой организации.

Таким образом, установленные Заказчиком требования обеспечивают доступ к участию в закупке только профессиональных участников рынка.

В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с Техническим заданием, являющимся разделом 3 документации об аукционе, выполнение работ для нужд Заказчика осуществляется согласно контракту, настоящему Техническому заданию, в том числе согласно набору работ по локальным сметам, прилагаемым к настоящему Техническому заданию и являющимся его неотъемлемой частью, в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией (далее также «проект»), имеющейся у Заказчика, являющейся приложением к настоящему Техническому заданию и его неотъемлемой частью.

Исходя из установленных Заказчиком требований, можно сделать вывод о том, что любой товар, соответствующий требованиям документации об аукционе, может быть использован в работе Подрядчика. При этом конкретизировать требования к такому товару Заказчик посчитал нецелесообразным, поскольку участниками закупки в любом случае могут быть только опытные участники данного рынка услуг, подконтрольные соответствующей СРО.

Ввиду того, что часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе оставляет на усмотрение Заказчика необходимость указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, а отсутствие в составе документации об аукционе требований к конкретным показателям товаров, используемых при выполнении работ, максимально расширяет круг потенциальных участников закупки, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о признании рассматриваемых доводов жалобы необоснованными.

 

4. В соответствии с частью 13.2 проекта контракта, срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.

По мнению Заявителя, указанное условие проекта контракта нарушает часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку не является основанием для изменения существенных условий контракта.

Рассматривая данный довод жалобы, Комиссия Карельского УФАС России исходило из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» установлено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

Таким образом, наступление обстоятельств непреодолимой силы может ключевым образом повлиять на выполнение условий контракта сторонами, в том числе, изменить в силу независящих от сторон причин его существенные условия. При этом в силу Гражданского кодекса Российской Федерации у Подрядчика существует обязанность по приостановлению работ до их устранения в случае установления таких обстоятельств.

В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Ввиду того, что Заявителем не представлены документы, подтверждающие, что наличие в проекте контракта пункта 13.2 ограничивает количество участников закупки либо иным образом нарушает права ООО «Контракт», рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией Карельского УФАС России необоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «***» на действия Заказчика – КУ РК «***» при проведении электронного аукциона на строительство газопровода распределительного (уличная сеть) в микрорайоне "Университетский городок" (извещение № 0306200006418000053) обоснованной в части.

2. В действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

3. Ввиду того, что Заказчиком устранены обстоятельства, нарушающие законодательство о контрактной системе, предписание о внесении изменений в документацию об аукционе не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны