Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/239-2017 от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<...>.

в присутствии представителя Заказчика - Администрации Медвежьегорского городского поселения <...>. (копия доверенности в материалах дела);

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Перспектива» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило).

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на действия заказчика – Администрации Медвежьегорского городского поселения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции водозабора питьевого водоснабжения в г. Медвежьегорск (извещение № 0106300004617000026), (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)



установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком допущены нарушения части 3 статьи 31, части 23 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также пункта «а» части 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее – Постановление № 570), а именно:

1. В соответствии с пунктом 10.6 Задания на выполнение работ по объекту «Реконструкция водозабора питьевого водоснабжения в г. Медвежьегорске», являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, привлечение подрядных организаций на субподряд по выполнению строительных работ должно быть согласовано с Заказчиком. По мнению Заявителя, данное условие является вмешательством в хозяйственную деятельность подрядной организации и нарушает часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в которой предусмотрена обязанность Подрядчика предоставлять исключительно информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Требование о согласовании организаций, привлекаемых подрядчиком на субподряд законодательством не установлено.

2. В аукционной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, без учета изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2016 года № 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".

3. В нарушение пункта «а» части 2 Постановления № 570, в аукционной документации Заказчика отсутствуют возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

 В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 30.08.2017 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу обоснованной в части.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Документация об аукционе в электронной форме утверждена Вр.и.о. Главы Медвежьегорского городского поселения <...>.. на основании Распоряжения № 195-р от 24.07.2017г. и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 09.08.2017.

Адрес электронной площадки – http://www.sberbank-ast.ru.

Номер извещения: 0106300004617000026.

Краткое наименование аукциона: выполнение работ по реконструкции водозабора питьевого водоснабжения в г. Медвежьегорск.

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: Администрация Медвежьегорского городского поселения.

Начальная (максимальная) цена контракта: 24 206 662 руб. 00 коп.

        В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.08.2017 №0106300004617000026-1 была подана 1 заявка. Единственная заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации, электронный аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе. На момент рассмотрения жалобы комиссией Карельского УФАС России контракт не заключен. Запросы на разъяснения положений документации в адрес Заказчика не поступали.

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 763 Гражданского кодекса РФ, Подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

         В соответствии с пунктом 11.6 Проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, генеральный подрядчик при исполнении Контракта обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены Контракта, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, свидетельствами, выданными саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицензиями, сертификатами либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ.

Генеральный подрядчик обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства, привлеченных к исполнению контракта.

Данная информация предоставляется Заказчику Генеральным подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства.

     На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласование привлекаемых субподрядных организаций проектом государственного контракта не предусмотрено, Подрядчик представляет в адрес Заказчика только информацию, предусмотренную пунктом 11.6 Проекта государственного контракта.

Таким образом, в рамках данного довода Комиссией Карельского УФАС России не установлено нарушение Закона о контрактной системе.

 

2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

         В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление № 99), в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее – ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Заказчиком устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

         В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" документами, подтверждающими соответствие участника закупки установленным требованиям являются:  копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие закупки.

         Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в аукционной документации Заказчика установлен следующий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительному требованию: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка.

Следовательно, Заказчиком установлены дополнительные требования, не соответствующие действующей редакции Постановления № 99.

Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 Ввиду того, что на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на возможность подачи заявок участниками закупки, а заявка единственного участника аукциона в полном объеме соответствует требованиям Постановления № 99, Комиссией Карельского УФАС России принято решение предписание не выдавать.

 

3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы утверждено Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее – Постановление № 570).

Согласно пункту «а» части 2 Постановления № 570, возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что аукционная документация Заказчика не содержит возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту.

При этом, единые требования к участникам закупки содержатся в статье 31 Закона о контрактной системе, требования к содержанию извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе  определены статьями 63-64 Закона о контрактной системе. Согласно указанным нормам в действующей на момент рассмотрения дела редакции Закона о контрактной системе отсутствует обязанность Заказчика в установлении требований, предусмотренных Постановлением № 570.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Заявителем не представлены информация и (или) документы, подтверждающие, что не указание со стороны Заказчика видов и объемов работ, предусмотренных Постановлением № 570, каким-либо образом ограничило права участников закупки или воспрепятствовало участию в ней.

Таким образом, Комиссией Карельского УФАС России не установлено нарушение Закона о контрактной системе.

 

При проведении в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее нарушение.

В силу части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупок указывает в извещении преимущества, предоставляемые, в том числе, субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

Пунктом 11.6 проекта государственного контракта Заказчиком установлена обязанность Подрядчика по привлечению к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены Контракта. Однако, данное преимущество не отражено в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Ввиду того, что на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на возможность подачи заявок участниками закупки Комиссией Карельского УФАС России принято решение предписание не выдавать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика – Администрации Медвежьегорского городского поселения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции водозабора питьевого водоснабжения в г. Медвежьегорске  (извещение № 010630000461700002) обоснованной в части.
  2. В действиях заказчика Администрации Медвежьегорского городского поселения установлены нарушения требований пункта 5 части 5 статьи 63, части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны