Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/251-2015 по жалобе ООО «СТРОЙТЕХГРУ... от 27 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-18/251-2015

                                                                                                                                       г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «25» ноября 2015

Решение в полном объеме изготовлено «27» ноября 2015

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

<…> – Заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…> – член Комиссии, главный специалист - эксперт,

<…>- член Комиссии, ведущий специалист - эксперт,

в присутствии представителя Заказчика КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» Ишунина А.Н. (доверенность в деле);

в отсутствие Заявителя ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (уведомлен надлежащим образом);

 

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее – Заявитель, Общество) на действия заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калевальского национального района, Кемского, Лоухского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия (2 этап) (извещение № 0306200006415000026) (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация утверждена заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:

  1. В один предмет включены работы технологически и функционально не связанных между собой, а именно работы по проектированию и строительству. Данное нарушение приводит к ограничению количества участников закупки.
  2. В нарушении требований части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено конкретное значение объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНО.
  3. В нарушении статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик не установил единые требования к участникам закупки.
  4. Заказчик в конкурсной документации не установил обязательного требования о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые необходимо выполнить по предмету контракта.

На основании вышеизложенного, ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 23.11.2015 г. № 1293 направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» размещена на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Номер извещения: 0306200006415000026.

Краткое наименование конкурса: выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калевальского национального района, Кемского, Лоухского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия (2 этап).

Способ осуществления закупки: открытый конкурс.

Заказчик: КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 290 775 623 рублей 61 копейка.

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск 20.11.2015 11:00 (по московскому времени).

Открытый конкурс признан не состоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.

Заслушав доводы представителя Заказчика, изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

  1. В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 1 октября 2015 года № 230 КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» предписывалось осуществить закупку работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калевальского национального района, Кемского, Лоухского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия.

Заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе наделен правом самостоятельно определять предмет закупки, при этом формирования предмета закупки не должно нарушать запрет, установленный частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», именно совершать действия направленные на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о закупках, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в конкурсе.

Объединение Заказчиком в предмет закупки работ по проектированию и работ по строительству обусловлено потребностями Заказчика и является, по мнению Комиссии Карельского УФАС России, правом последнего.

Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в конкурсную документацию требований к работам, являющихся значимыми для Заказчика.

Объединение работ по подготовке проектной документации и строительству позволит обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.

В соответствии с конкурсной документацией, участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо без ограничений. При этом подрядчик вправе воспользоваться типовой проектной документацией, нанять проектную либо подрядную организацию для выполнения работ по подготовке проектной документации и строительству объектов, то есть объединение в один предмет работ по проектированию и строительству не является ограничением конкуренции.

Кроме того, в конкурсной документации к участникам закупки Заказчик не предъявляет требований о наличии допусков СРО по строительству и проектированию.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений статей 8, 33, и 50 Закона о контрактной системе не установлено.

 

  1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Комиссия Карельского УФАС России, установила, что Заказчиком в пункте 11.6 проекта контракта установлено следующее требование:

«Подрядчик при исполнении Контракта обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % от цены Контракта, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, свидетельствами, выданными саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицензиями, сертификатами либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ.

Подрядчик обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства, привлеченных к исполнению контракта.

Данная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства.

В информации должны излагаться предмет и цена договора, наименование и адрес соисполнителя, субподрядчика (в случаях, предусмотренных законодательством, данные о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (лицензии))».

Таким образом, Заказчиком установлен минимальный размер обязательства по привлечению Подрядчиком субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Таким образом, процент привлечения к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций определяется заказчиком только по представленной подрядчиком информации, а не по конкретному проценту, установленному в контракте.

Заказчиком в пункте 18.3 проекта контракта установлено следующее требование:

«В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени)».

Кроме того, в пункте 18.10 Контракта заказчиком установлено требование о том, что Подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленного пунктом 11.6 Контракта, что соответствует требованию, установленному в части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, нарушений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено.

 

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте «Предъявляемые к участникам закупки требования» извещения о проведении закупки, пункте 10 «Требования к участникам закупки» Раздела 1 «Общие сведения об открытом конкурсе» Конкурсной документации установлены следующие требования:

1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

2)        неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

3)        отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; 

4)        отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

5)        отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц;

6)        участник закупки не является офшорной компанией.

2.         Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;

3.         Отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, нарушения статьи 31 Закона о контрактной системе в действиях заказчика не установлены.

 

  1. В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства регионатьного развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в том числе «Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования».

В Задании на проектирование 2-х жилых многоквартирных домов установлено требование: «Количество этажей - не более 3-х, количество блок-секций - не более 4».

Таким образом, установление к участникам закупки требования о наличии допусков СРО на работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) и работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) является незаконным.

В связи с вышеизложенным, участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо без ограничений. При этом подрядчик вправе воспользоваться типовой проектной документацией, нанять проектную либо подрядную организацию для выполнения работ по подготовке проектной документации и строительству объектов.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калевальского национального района, Кемского, Лоухского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия (2 этап) (извещение № 0306200006415000026) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

Заместитель Председателя Комиссии                         ____________ <…>

 

Члены комиссии                                                                ____________ <…>

                                                                                              ____________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны