Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/261-2016 от 17 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчик:

Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия»

 

ул. Шотмана, 10а,

г. Петрозаводск, 185035

gutorg@sampo.ru

 

Заявитель:

ООО «ДОМИНАНТ»

ул. Благодатная, д. 53, стр. А,

пом. 8-Н, г. Санкт-Петербург,

197375, office@gos-partner.ru

 

Электронная площадка:

АО «ЕЭТП»

http://roseltorg.ru/

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-18/261-2016

г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «14» ноября 2016 Решение в полном объеме изготовлено «16» ноября 2016

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

Лешко В.О. – заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

. – член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

. - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

в присутствии представителей Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» ...

в отсутствие представителя ООО «ДОМИНАНТ» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);

 

рассмотрев жалобу ООО «ДОМИНАНТ» (далее – Заявитель, Общества) на действия государственного Заказчика - Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство автомобильной дороги к туристскому объекту «Горный Парк Рускеала», км 0-км 0+820» (извещение № 0306200005116000073) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14,

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что документация о проведении аукциона в электронной форме утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, содержит требования к товару, которые вводят в заблуждение участников закупки, противореча требованиям действующего законодательства о контрактной системе, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.

В Приложении № 12 к Техническому заданию «Перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ» Заказчиком по позиции 17 установлено требование о выполнении работ в соответствии с ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». Вместе с тем, согласно официальным сведениям, размещенным Росстандартом в электронном каталоге стандартов вышеуказанный ГОСТ является недействующим.

Заказчиком в Приложении № 4 к документации об электронном аукционе установлены ряд необъективных требований к товарам, используемым при производстве работ, а именно:

 - по товару «Провод должен соответствовать ГОСТ 31946-2012» установлен минимальный показатель «Минимальный радиус изгиба более 250». Вместе с тем, в ГОСТ 31946-2012 данный показатель отсутствует. Данная характеристика согласно данного ГОСТ является расчетной и может быть установлена при испытаниях товара.

 - по товару «Смесь асфальтобетонная должна соответствовать ГОСТ 9128-2013» установлены показатели «Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 20; 15; 10; 5; 2,5; 1,250; 0,63; 0315; 0,160; 0,071 мм, % по массе».

Согласно пункту 4.1.8 ГОСТ 9128-2013 зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований, в таблице 3 – для верхних слоев покрытий. В документации не указано для какого слоя указаны зерновые составы минеральной части смеси, учитывая, что ГОСТом установлены разные требования к каждому из слоев. Подобное формирование требований не позволяет дать предложение по данной позиции товара.

 Показатели «Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий мм, % по массе», «Максимальное значение содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловой формы, % по массе», «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе», «Содержание глины в комках, % по массе», «Средняя плотность зерен, г/см3», «Содержание зерен слабых пород, % по массе», «Максимальное значение содержания глины в комках, % по массе», «Потеря массы при испытании щебня в полочном барабане, %», значения которых, могут быть установлены только в ходе испытания товара:

 - по товару «Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93» (позиция 4, 16, 28).

Кроме того, по позиции 16 показатель «Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий 20 мм, % по массе» противоречит ГОСТ 8267-93, так как согласно ГОСТ 8267-93 щебень выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм. То есть значение «20» не входит в фракцию св. 20 до 40 мм, которая соответствует требованиям заказчика по позиции 23.

По позиции 11 «Бортовые камни бетонные должны соответствовать требованиям ГОСТ 6665-91» установлены показатели: «Водопоглощение бетона камней по массе, %», «Параметр воздухопроницаемости бетона ас, см3/с», «Сопротивление бетона прониканию воздуха mc, с/см3», «Водоцементное отношение (В/Ц)», значения которых, могут быть установлены только в ходе испытания товара.

По позиции 12 «Знаки дорожные должны соответствовать требованиям ГОСТ Р52290-2004» установлены показатели «Коэффициент светоозвращения пленки для красного цвета при геометрии измерения (α=20' βн=0˚): Вv=5˚, кд·лк-1м-2: не менее 24, Вv=10˚, кд·лк-1м-2: не менее 14, Вv=20˚, кд·лк-1м-2: не менее 12, Вv=30˚, кд·лк-1м-2: не менее 10, Вv=40˚, кд·лк-1м-2: не менее 6», «Коэффициент светоозвращения пленки для белого цвета при геометрии измерения (α=20' βн=0˚): Вv=5˚, кд·лк-1м-2: не менее 170, Вv=10˚  кд·лк-1м-2: не менее 100, Вv=20˚  кд·лк-1м-2: не менее 85, Вv=30˚  кд·лк-1м-2: не менее 65, Вv=40˚ кд·лк-1м-2: не менее 40», значения которых, могут быть установлены только в ходе испытания товара.

По позиции 17 «Бетон должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015» установлены показатели «Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе, % массы», «Минимальное значение содержания фракции 5-10 мм в крупном заполнителе, % массы», «Содержание фракции св.10 – 20 мм в крупном заполнителе, % массы», «Истинная плотность зерен мелких заполнителе, кг/м3», «Содержание фракции св.20 – 40 мм в крупном заполнителе, % массы», «Содержание фракций св.40 – 80 мм в крупном заполнителе, % массы», значения которых могут быть установлены только в ходе испытания товара.

По позиции 22 «Нетканное иглопробивное полотно» установлены показатели «Толщина при нагрузке 2 кПа, мм», «Прочность при растяжении, кН/м», «Удлинение при разрыве продольное направление, %», «Удлинение при разрыве поперечное направление, %», «Удлинение при максимальной нагрузке продольное направление, %», «Удлинение при максимальной нагрузке поперечное направление, %», «Сферическое растяжение, кН/м», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 2 кПа в нормальной плоскости полотна, м/сут», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 2 кПа в плоскости полотна, м/сут», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 200 кПа в нормальной плоскости полотна, м/сут», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 200 кПа в плоскости полотно, м/сут», значения которых могут быть установлены только в ходе испытания товара.

Применительно к требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе результаты испытаний (методы контроля качества) не являются объективными характеристиками при описании товаров, так как не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные свойства закупаемых товаров, что свидетельствует о необъективном описании предмета закупки и нарушении Заказчиком приведенной статьи Закона.

На основании изложенного, ООО «ДОМИНАНТ» просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Письмом от 11.11.2016 № б/н Заказчиком даны возражения на жалобу, просит признать жалобу необоснованной.

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Документация об аукционе (редакция № 2) утверждена приказом № 60-З от 26.10.2016 КУ РК «Управтодор РК» и размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 25.10.2016 года.

Адрес электронной площадки - http://roseltorg.ru.

Номер извещения: 0306200005116000073.

Краткое наименование аукциона: выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство автомобильной дороги к туристскому объекту «Горный Парк Рускеала», км 0-км 0+820».

Заказчик: Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 42 887 048,53 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 11.11.2016 на участие в аукционе подано 4 (четыре) заявки.

Решением Комиссии две заявки № 1 и 3 признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе, на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: предоставление недостоверной информации. Согласно п. 18 ГОСТ 12801-98, на который ссылается ГОСТ 9128-2013 в п. 2, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге 50˚С рассчитывается по формуле в п. 18.4. С учетом значений, указанных участником, предела прочности при сжатии, сдвигоустойчивости по коэффициенту внутреннего трения, значение сдвигоустойчивости по сцеплению при сдвиге 50˚С должно быть равно 0,23 Мпа.  

Заслушав доводы представителей Заказчика, изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.

При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Изучив требования к показателям товаров, используемым при выполнении комплекса работ, указанные в Приложении № 4 «Требования к показателям товаров, используемым при выполнении комплекса работ, являющихся объектом закупки», Комиссия Карельского УФАС России полагает, что требования, предъявляемые к товарам:

№ 7 «Провод должен соответствовать требованиям ГОСТ 31946-2012», а именно по указанию конкретного показателя «Минимальный радиус изгиба более 250»;

№ 23 «Асфальтобетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013», по указанию конкретного показателя «Зерновой состав минеральной части. Размер зерен не более 20; 15; 10; 5; 2,5; 1,250; 0,63; 0315; 0,160; 0,071 мм, % по массе», «Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при 50С, Мпа не должна быть менее 0,35%», «Трещиностойкость по пределу прочности на растяжении при расколе, при 0С и скорости деформирования 50мм/мин, Мпа: не должна быть шире диапазона от 3,0 до 6,5», «Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50С: не должен быть более 0,18», «Водостойкость при длительном водонасыщении: не должна быть менее 0,75»;

№ 28 «Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93», по указанию конкретного показателя «Гранулометрический состав, полные остатки на сите с диаметром отверстий  мм, % по массе», «Максимальное значение содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловой формы, % по массе», «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе», «Содержание глины в комках, % по массе», «Средняя плотность зерен, г/см3», «Содержание зерен слабых пород, % по массе», «Максимальное значение содержания глины в комках, % по массе», «Потеря массы при испытании щебня в полочном барабане, %»;

№ 17 «Бетон должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015» установлены показатели «Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в крупном заполнителе, % массы», «Минимальное значение содержания фракции 5-10 мм в крупном заполнителе, % массы», «Содержание фракции св.10 – 20 мм в крупном заполнителе, % массы», «Истинная плотность зерен мелких заполнителе, кг/м3»;

№ 22 «Нетканное иглопробивное полотно» установлены показатели «Толщина при нагрузке 2 кПа, мм», «Прочность при растяжении, кН/м», «Удлинение при разрыве продольное направление, %», «Удлинение при разрыве поперечное направление, %», «Удлинение при максимальной нагрузке продольное направление, %», «Удлинение при максимальной нагрузке поперечное направление, %», «Сферическое растяжение, кН/м», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 2 кПа в нормальной плоскости полотна, м/сут», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 2 кПа в плоскости полотна, м/сут», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 200 кПа в нормальной плоскости полотна, м/сут», «Коэффициент фильтрации при нагрузке 200 кПа в плоскости полотно, м/сут», являются не объективными, поскольку данные характеристики товара (материала) станут известны участнику закупки только после проведения соответствующих испытаний, согласно методикам, определенным ГОСТ.

            ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства» распространяется на смеси асфальтобетонные, органоминеральные, грунты, укрепленные органическими вяжущими, и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, и устанавливает методы их испытаний.

Согласно ГОСТ 12801-98 методы применяют при подборе состава и контроле качества готовых асфальтобетонных смесей, путем испытания лабораторных образцов, вырубок и кернов, отобранных непосредственно из покрытия или основания.

В пункте 18 ГОСТ 12801-98 метод определения сдвигоустойчивости заключается в определении максимальных нагрузок и соответствующих предельных деформаций стандартных цилиндрических образцов при двух напряженно-деформированных состояниях (рисунок 9): при одноосном сжатии (1) и при сжатии специальным обжимным устройством по схеме Маршалла (2).

Таким образом, для определения сдвигоустойчивости участнику закупки в момент подготовки заявки для участия в аукционе необходимо иметь в наличии два образца асфальтобетонной смеси.

Далее необходимо провести испытания, используя методы определенные указанным ГОСТ 12801-98 и только потом для каждого образца, испытанного на одноосное сжатие и на сжатие по схеме Маршалла, вычислить работу А, Дж, затраченную на разрушение, по определенной формуле.

Такой же порядок действий установлен для определения водостойкости при длительном водонасыщении, состава смеси и др. показателей товаров (материалов), которые Заказчик требует указывать как конкретные и определенные.

В представленных Заказчиком на заседании Комиссии Карельского УФАС России копиях паспортов на товары и материалы содержится информация о дате выпуска товара, основания проведения анализа (испытания) товара, номер партии товара, дату изготовления и отбора, дату проведения испытаний и т.д. Конкретные показатели товаров (материалов, содержащиеся в паспортах, указываются производителем данных товаров (материалов) после их производства либо изготовления, а также после проведения соответствующих испытаний.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что фактические значения (характеристики, конкретные показатели) товаров (материалов), используемых при выполнении работ, будут известны участнику закупки только после его приобретения, а именно после заключения контракта, закупки (изготовления) товаров, которые будут использоваться при выполнении работ.

Кроме того, в инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком указано, что виду того, что товары № 1, 2, 5, 6, 9, 14, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27 используются при выполнении работ и предусмотрены пректно – сметной документацией и для использования товаров надлежащего качества, показатели данных товаров и требования к ним установлены в соответствии с общедоступной технической информацией заводов – производителей, необходимой для определения технических и качественных характеристик.

Заказчиком письмом от 11.11.2016 были представлены следующие копии документов: паспорт на асфальтобетонную смесь № 232 от 28.09.2016, протокол испытаний проб асфальтобетонной смеси № 232 (позиция 23), протокол испытаний щебня фр. 20 – 40 мм, паспорт <...> от 03.08.2016 на щебень фракции 20 – 40 (позиции 4, 16, 28), основные технические характеристики геотекстильных полотен (позиция 22), характеристика бетона (позиция 17), характеристики дорожных знаков, техническая бюллетень 3930 светоотражающей пленки (позиция 12).

Из вышеуказанного следует, что информация заводов-производителей, определяющая технические и качественные характеристики, имеется у Заказчика только по позициям № 4, 12, 16, 17, 22, 23, 28.

На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что положения документации об аукционе в отношении ряда товаров (материалов), указанных в приложении № 4 документации об аукционе «Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ», предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.

Указанные действия Заказчика нарушают пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2016 № 0306200005116000073 участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 3 отказано в допуске к аукциону по следующему основанию: предоставление недостоверной информации. Согласно п. 18 ГОСТ 12801-98, на который ссылается ГОСТ 9128-2013 в п. 2, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге 50˚С рассчитывается по формуле в п. 18.4. С учетом значений, указанных участником, предела прочности при сжатии, сдвигоустойчивости по коэффициенту внутреннего трения, значение сдвигоустойчивости по сцеплению при сдвиге 50˚С должно быть равно 0,23 Мпа.

Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что заявки участников под номерами 1 и 3 отклонили на основании неправомерного требования о предоставлении в составе заявки описания участниками закупки в составе своих заявок помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показатели результатов испытаний.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ДОМИНАНТ» на действия государственного Заказчика - Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство автомобильной дороги к туристскому объекту «Горный Парк Рускеала», км 0-км 0+820» (извещение № 0306200005116000073) обоснованной.
  2. В действиях заказчика Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» содержится нарушения части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику, комиссии Казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «ДОМИНАНТ» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Заместитель председателя Комиссии                                                             В.О. Лешко                                                

Члены Комиссии                                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны