Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/282-2017 от 31 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<…>

в присутствии представителей Заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» <…>. (копии доверенностей в материалах дела);

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Перспектива» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило).

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту хирургического отделения с операционным блоком (текущий и выборочный капитальный ремонт) (извещение № 0306200013817000555), (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)



установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1.В нарушение Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее – Постановление № 99), части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик не указал, по какой именно группе работ строительных следует представлять документы участникам закупки;

2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с утратившей силу редакцией Градостроительного кодекса РФ;

3. В нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует проект работ, что не позволяет участникам объективно оценить работы, подлежащие выполнению на Объекте.

 В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 26.10.2017 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Документация об аукционе в электронной форме утверждена Главным врачом ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» <…>. 04.10.2017 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 09.10.2017.

Адрес электронной площадки – http://www.sberbank-ast.ru.

Номер извещения: 0306200013817000555.

Краткое наименование аукциона: выполнение работ по ремонту хирургического отделения с операционным блоком (текущий и выборочный капитальный ремонт).

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова».

Начальная (максимальная) цена контракта: 83 170 355,00 руб.

        На момент рассмотрения жалобы комиссией Карельского УФАС России контракт не заключен. Запросы на разъяснения положений документации в адрес Заказчика не поступали.

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления №99, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 Постановления N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 10.7 раздела 1 Информационной карты электронного аукциона изложены следующие дополнительные требования к участникам закупки:

«Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих<*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 от 04 февраля 2015 г. (с изменениями  от 04.08.2017г.  № 937)).

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)».

Пункт 19.2 раздела 1 Информационной карты электронного аукциона содержит следующие требования к участникам в части подтверждения их соответствия дополнительным требованиям:

  «Подтверждением опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке является:

 - копия исполненного контракта (договора);

 - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

  - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Следовательно, установленные Заказчиком требования не позволяют определить, копия исполнения контракта (договора) на какой вид работ должна быть представлена участниками в составе заявки, чтобы такая заявка была признана соответствующей дополнительным требованиям.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления № 99, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении закупки, документации о закупке группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

 

2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

При этом, Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Вместе с тем, согласно Приказу Ростехнадзора N 58 сведения в отношении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске не применяются с 01.07.2017.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является членство в саморегулируемой организации.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что пунктом 19.2 раздела 1 Информационной карты электронного аукциона Заказчиком определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Указанный перечень содержит, в том числе, следующие документы:

 «4). Копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

 5). Копия выписки из реестра членов СРО (в соответствии  со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ) действительная на дату подачи заявки на участие в закупке.  Выписка из реестра членов СРО предоставляется по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

Требования к выписке СРО:

 - Требование 1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.

 - Требование 2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки».

Следовательно, указанный раздел Информационной карты документации об электронном аукционе содержит в своем составе требования как по действующей редакции Градостроительного кодекса, так и по редакции, которая с 01.07.2017 утратила силу.

 Пункт 10.5 раздела 1 Информационной карты электронного аукциона также содержит Единые требования к участникам закупки, установленные в соответствии с пунктом 1  части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

    В данном разделе Заказчик установил требования о необходимости предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе исключительно свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе противоречивое требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, наряду с требованием представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора N 58, нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),

Следовательно, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представить Заказчика пояснил, что текстовая часть проектной документации в виде пояснительной записки имеется у Заказчика и составлена в установленном законом порядке, однако, в единой информационной системе в сфере закупок она не размещена. Заказчик полагал, что наличие в составе проектно – сметной документации локальных смет и ведомостей объемов достаточно для надлежащего описания объекта закупки, а пояснительную записку можно представить победителю после заключения с ним контракта.

Таким образом, комиссией Карельского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в сфере закупок отсутствует текстовая часть проектно – сметной документации на выполнение работ по ремонту хирургического отделения с операционным блоком (текущий и выборочный капитальный ремонт), что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду того, что по итогам рассмотрения дела № 04-18/284-2017 Заказчику - ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» выдано предписание № 04-18/284/89-2017 от 27.10.2017 об аннулировании электронного аукциона на выполнение работ по ремонту хирургического отделения с операционным блоком (текущий и выборочный капитальный ремонт) (извещение № 0306200013817000555), предписание об аннулировании закупки по итогам рассмотрения настоящей жалобы не выдавать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту хирургического отделения с операционным блоком (текущий и выборочный капитальный ремонт) (извещение № 0306200013817000555) обоснованной.
  2. В действиях заказчика ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» установлены нарушения требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановления № 99.
  3. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны