Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/296-2018 от 5 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

* – заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

* – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

* – член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России.

 

- в присутствии представителей Заказчика – ГБУЗ «Б*» **(копия доверенностей в материалах дела);

- в отсутствие представителя Заявителя – ООО «К*» (извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило),

рассмотрев жалобу ООО «К*» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Б*» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту терапевтического отделения №2 в здании стационара ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» (извещение № 0306300031618000254), (далее – аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при утверждении документации об аукционе допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

1. В техническом задании документации об аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии товара «Светильники» (п. 19) ГОСТ 21177-82. При этом, указанный ГОСТ утратил силу с 01.01.2001, что не позволяет участникам надлежащим образом составить свою заявку.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договора, заключенного с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию по видам работ, в соответствии с Проектной документацией.

В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 28.11.2018 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

Документация об аукционе утверждена Руководителем контрактной службы ГБУЗ «Б*» * и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» 07.11.2018.

Номер извещения:

 

 

№ 0306300031618000254.

Краткое наименование аукциона: выполнение работ по ремонту терапевтического отделения №2 в здании стационара ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи».

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: ГБУЗ «Б».

Начальная (максимальная) цена контракта: 36 267 345,84 руб.

        В соответствии с Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.11.2018 №0306300031618000254-1, в адрес Заказчика поступило 6 заявок, каждая из которых допущена к участию в электронном аукционе.

 

В связи с необходимостью дополнительного изучения документов, Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 29.11.2018. После перерыва Комиссия продолжилась без участия сторон.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что пунктом 19 «сведений о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено запросом предложений» установлены следующие требования к товару «Светильники»:

19

Светильники

Должны представлять из себя встраиваемые светильники направленного света с зеркальными лампами накаливания, мощность не менее 40 Вт, цвет должен быть белый или «хром», состоять из штампованного стального корпуса с керамическим патроном без отражателя и с рассеивателем из молочного стекла.должны иметь степень защиты не ниже IP20. Уровень радиопомех, создаваемых при

Работе светильника не должен превышать значений, установленных ГОСТ 21177-82. Должны быть рассчитаны на следующие параметры сети: поминальное напряжение до 250 В, частота сети до 55 Г.

 

При этом, 01.01.2001 указанный ГОСТ утратил силу на территории Российской Федерации.

Таким образом, в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик установил требования о соответствии товара ГОСТ, не действующему на момент публикации извещения о проведении закупки.

Вместе с тем, согласно пункту 3.3. Технического задания документации об аукционе, техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.).

Таким образом, исходя из системного толкования положений документации об аукционе, учитывая, что свои заявки на участие в электронном аукционе направили 6 участников, каждый из которых допущен к участию в электронном аукционе, а Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком требования привели к невозможности подать заявку на участие в торгах (кроме того, 6 поданных и допущенных к участию в электронном аукционе заявок доказывают обратное), Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Объектом закупки является выполнение работ по ремонту терапевтического отделения № 2 в здании стационара ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи».

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:

- выписка из реестра членов саморегулируемой организации (участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), при этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ должен соответствовать предполагаемой цене контракта. Соответствие требованиям подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме);

- копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договор, заключенный с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию по видам работ, в соответствии с Проектной документацией:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;

- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;

Анализ установленных Заказчиком требований позволил сделать следующие выводы.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, установленное Заказчиком требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не нарушает положений действующего законодательства РФ.

Комиссией Карельского УФАС России установлено и не оспаривается сторонами, что в процессе выполнения работ на Объекте будет осуществляться деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Вместе с тем, такие работы не являются основными в рамках выполнения обязательств по рассматриваемой закупке и, следовательно, с учетом системного толкования законодательства о контрактной системе, Постановления от 30.12.2011 № 1225 и положений Градостроительного кодекса РФ следует, что в данном случае на лицо, выполняющее работы по контракту, могут быть возложены функции по организации работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с чем такому лицу нет необходимости непосредственно самому обладать вышеуказанной лицензией.

Согласно пункту 4.2 документации об аукционе, в случае отсутствия у участника закупки лицензий или свидетельств на право выполнения работ определенных документацией об аукционе, он имеет право привлечения сторонних лиц, имеющих допуски к соответствующим видам работ. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. (ч.1 ст.706 ГК).

В случае привлечения участником закупки к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков) у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.

Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки Заказчиком предусмотрена возможность выполнения работ как лицом, непосредственно обладающим лицензией либо выпиской из реестра СРО в области архитектурно – строительного проектирования, так и лицом, обладающим допуском на выполнение работ в качестве генерального подрядчика, с возможностью привлечения сторонних лиц (обладающих лицензией и/или выпиской из реестра СРО) на условиях субподряда.

С учетом изложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о признании рассматриваемого довода жалобы необоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «К» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Б» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту терапевтического отделения № 2 в здании стационара ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» (извещение № 0306300031618000254) обоснованной в части.

2. В действиях Заказчика установлено нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком требования привели к ограничению количества участников закупки либо нарушили его права, а также с учетом проведенных конкурентных торгов (снижение цены на которых составило более 15% от НМЦК) принято решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя комиссии                          ____________

 

Члены комиссии                                                               ____________  

                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны