Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/322-2017 от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

*** – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** - член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

- в присутствии представителя Заявителя РО ООД «Народный фронт «За Россию» – ***. (копия доверенности в материалах дела);

- в отсутствие представителя Заказчика – ГБУЗ РК «Детская Стоматологическая поликлиника» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспеченило),

рассмотрев жалобу Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» при проведении электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036), (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при подготовке документации об аукционе допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

  1. При публикации первой редакции документации об аукционе, Заказчиком в позиции 16 была предусмотрена закупка препарата Крезофрен, который в настоящее время снят с производства. После получения соответствующего запроса о даче разъяснений положений документации, указанная позиция Заказчиком была изменена. При этом, НМЦК не поменялась. По мнению Заявителя, данный факт свидетельствует о том, что НМЦК определена без достаточного обоснования;
  2. Техническим заданием установлены требования к сроку годности товаров, который определен в 18 месяцев. При этом, если рассмотреть в качестве примера  инструкцию по применению препарата Стомафил, срок его годности составляет 12 месяцев. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком в составе документации об аукционе установлены заведомо неисполнимые требования к товару;
  3. Заказчиком установлен срок поставки товара, который не является разумным и не соответствует обычаям делового оборота. По мнению Заявителя, поставка отдельных товаров в течение 5 рабочих дней неисполнима. Следовательно, включение в проект государственного контракта такого условия может привести к ограничению количества участников закупки.
  4. Заказчик включил в проект контракта условия, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе. В частности, Заказчик предусмотрел возможность без объяснения причин не принимать товар, поступивший в срок, но не в полном объеме, либо с опозданием на 1 день. По мнению Заявителя, такие условия не позволяют ряду участников направить заявку на участие в электронном аукционе.

В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмами от 14.12.2017, 15.12.2017 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, признает обоснованным довод о сроке годности, просит выдать предписание об аннулировании закупки.

 

Документация об аукционе в электронной форме утверждена Главным врачом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Детская Стоматологическая поликлиника» Белкиным И.В. 01.12.2017 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 04.12.2017.

Адрес электронной площадки – http://www.sberbank-ast.ru.

Номер извещения:

0306300056017000036.

Краткое наименование аукциона: закупка пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники.

Способ закупки: открытый аукцион в электронной форме.

Заказчик: ГБУЗ РК "Детская Стоматологическая поликлиника".

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 600 595,22 руб.

        В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.12.2017 №0306300056017000036-1, в адрес Заказчика поступили 4 заявки. Все заявки допущены к участию в электронном аукционе.

В связи с необходимостью предоставления дополнительных документов объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 15 час. 00 мин. 18.12.2017. После перерыва заседание Комиссии продолжилось в следующем составе:

- в присутствии представителя Заявителя РО ООД «Народный фронт «За Россию» – Редькиной Н.Н. (копия доверенности в материалах дела), представителя Заказчика – ГБУЗ РК «Детская Стоматологическая поликлиника» Балаева Б.В. (копия доверенности в материалах дела).

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, представителя Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1.В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Формула определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлена в пункте 3.21 Методических рекомендаций.

При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что для обоснования НМЦК рассматриваемой закупки Заказчиком направлены 3 коммерческих предложения, содержащих техническое задание на поставку пломбировочных материалов.

Позиция 16 данного Технического задания содержала описание препарата «Жидкость для антисептической обработки каналов, 13мл».

На основании поступивших коммерческих предложений, учитывая ценовое предложение каждого из указанных в Техническом задании препаратов, Заказчиком рассчитана НМЦК.

27.11.2017 Заказчиком размещена документация об аукционе на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники. Позиция 16 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью указанной документации об аукционе, содержала наименование товара «Поливалентное бактерицидное   средств».

04.12.2017 в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснение положений документации об аукционе, согласно которому единственный препарат, который подходит под описание позиции 16 – Крезофен снят с производства.

04.12.2017, на этапе подачи заявок, Заказчиком внесены изменения в техническое задание, - товар «Поливалентное бактерицидное   средств» заменено на товар «Жидкость для антисептической обработки каналов, 13мл».

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что изменение товара неотвратимо влечет изменение цены контракта, что не было произведено Заказчиком.

Обоснование НМЦК, опубликованное в составе документации об аукционе, равно как и информация, содержащаяся в план – графике закупки, не позволяют установить, ценовое предложение каких товаров запрашивалось Заказчиком для включения закупки в план-график.

Обращено внимание Комиссии на то, что ценовые запросы Заказчика и коммерческие предложения всех участников рынка датированы одним числом. При этом документы, подтверждающие фактическое направление и получение таких сведений, на заседании Комиссии не представлены; коммерческие предложения не содержат информацию Заказчика о дате получения и входящем номере документа.

Также следует отметить, что источником финансирования рассматриваемой закупки являются средства фонда обязательного медицинского страхования.

Учитывая довод Заявителя о реализации таких товаров как «Ортодонтический материл для закрепления брекетов» (позиция № 34), «Однокомпанентная адгезивная система» (позиция № 35) и «Светоотверждаемый адгезив» (позиция № 36) на коммерческой основе, Комиссия Карельского УФАС России ставит под сомнение правомерность их включения в состав Технического задания.

Совокупность указанных обстоятельств дает основания полагать, что при обосновании НМЦК Заказчиком были допущены нарушения.

Вместе с тем, в силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В Республике Карелия таким органом является Министерство финансов Республики Карелия.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России полагает целесообразным направить в адрес Министерства финансов Республики Карелия материалы жалобы Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» при проведении электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036) для проведения проверки в части своей компетенции.

 

2. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Техническое задание, являющееся разделом 3 документации об аукционе и Приложением № 1 к проекту контракта, содержит условие, согласно которому срок годности каждого из поставляемых товаров должен составлять не менее 18 месяцев с момента поставки.

Позиция 24 указанного Технического задания содержит требования к товару «Стеклоиономерный материал». Препаратом, соответствующим таким требованием является, в том числе, Стомафил.

Согласно инструкции по применению, срок годности указанного препарата составляет 1 год (12 месяцев).

Следовательно, установленное Заказчиком требование к сроку годности препарата (товара) в течение 18 месяцев при условии установления производителем годичного срока годности, заведомо неисполнимо; такое требование может ввести потенциальных участников аукциона в заблуждение и оказать влияние на принятие решения об участии в закупке.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика признал обоснованным рассматриваемый довод жалобы, просил выдать предписание об аннулировании закупки в связи с необходимостью внесения изменений в документацию об аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившегося в утверждении документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.

   За данное нарушение частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

 

3-4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что во исполнение указанной нормы Закона о контрактной системе в проект государственного контракта включены следующие условия, порядок и сроки поставки товара:

В соответствии с пунктом 2.1.3 проекта контракта, Поставщик обязуется осуществлять поставку товара по заявке Заказчика, в течение 5 рабочих дней с момента направления заявки. Заявка на поставку товара направляется по адресу электронной почты, указанному в реквизитах поставщика.

Согласно пункту 2.4.3 проекта контракта, заказчик имеет право не принимать полностью всю партию товара или осуществить частичную приемку товара, в случае, если поставленный товар (или его часть) не соответствующего качества, либо количество поставленного товара не соответствует заявке Заказчика.

Пунктом 2.4.4. проекта контракта установлено, что заказчик имеет право не принимать товар, поставленный с нарушением временного интервала, установленного п. 1.4. Контракта.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что препарат «Кетак Моляр» (позиция № 15), закупаемый Заказчиком в рамках данной закупки в объеме 160 упаковок, не производится на территории Российской Федерации.

В случае направления Заказчиком победителю закупки заявки на поставку такого препарата в заявленном объеме (и меньшем, несколькими партиями), поставить его в указанный срок (5 рабочих дней) будет невозможно. Соответственно, поставить такой товар может только хозяйствующий субъект, заранее закупивший его в требуемом объеме.

По мнению Заявителя, при установлении срока поставки товара необходимо учитывать время для составления/направления заявки на склад производителя, международную перевозку, транспортировку в место приемки товара.

С учетом положений Гражданского кодекса РФ, срок поставки должен быть разумным, достаточным для его соблюдения с учетом указанных особенностей.

Также представитель Заявителя ставит под сомнение заявленную Заказчиком потребность в указанном препарате, полагая, что использовать указанный объем товара в течение года невозможно (достаточно не более 10-12 уп).

Более того, препарат «Кетак Моляр» выпускается в двух комплектациях: стандартный и с флакон-капельницей с кондиционером и лаком. По информации Заявителя, ранее Заказчик осуществлял закупку препарата в стандартной комплектации, в рассматриваемом Техническом задании Заказчик указал на потребность в улучшенном препарате, стоимость которого значительно превышает стоимость первого.

В отношении указанных доводов Заявителя представитель Заказчика указал на их необоснованность, праве Заказчика на самостоятельное определение своих потребностей, отсутствие со стороны Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Карельского УФАС России указывает на формальное соответствие Закону о контрактной системе установленных Заказчиком в документации об аукционе требованиях к сроку поставки товара, виду и объему товара.

Вместе с тем полагает, что установление вышеуказанных требований в совокупности с иными факторами (неуказание в проекте контракта периодов поставки товара; возможности непринятия партии товара при поступлении товара не в полном объеме, либо с опозданием на 1 день с возможностью применения штрафных санкций) может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ограничению количества участников закупки).

Установление права на отказ от всей партии товара при поставке товара не в полном объеме (в т.ч. отсутствия 1 единицы товара), либо с нарушением срока (на 1 день) ставит под сомнение наличие у Заказчика реальной потребности в закупаемом товаре.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Из буквального толкования названных положений следует, что при описании объекта закупки Заказчик должен определить требования к закупаемым товарам таким образом, чтобы максимально отразить свою потребность в товаре с определенными характеристиками, не ограничив при этом количества участников закупки.

Техническим заданием для товара «Материал для покрытия лекарственного препарата в кариозной полости зуба» установлены такие требования к форме выпуска как «паста в банке не менее 50 г и не более 60 г из темного стекла/пластика с закручивающейся пластиковой крышкой с уплотнителем, с контролем первого вскрытия». При этом победитель аукциона обязан поставить товар в заводской упаковке.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика не смог пояснить, каким образом такие показатели как материал упаковки (крышки и ёмкости) влияют на качество товара. При этом не представляется возможным установить, каким образом, не вскрыв заводскую упаковку, Поставщик, при закупке партии товара, а Заказчик при его приемке, сможет установить его соответствие содержащимся в техническом задании требованиям.

Указанное свидетельствует о том, что Заказчиком установлены избыточные требования к поставляемым товарам, что может привести к ограничению количества участников закупки; либо возможности отказа от товара на стадии его поставки.

В связи с изложенным, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела должностному лицу Карельского УФАС России для оценки действий ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдает предписание об аннулировании электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036).

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» при проведении электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036) обоснованной в части.
  2. В действиях Заказчика установлено нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику - ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника»  предписание об аннулировании электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036).
  4. Направить в адрес Министерства финансов Республики Карелия материалы жалобы Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» при проведении электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036) для проведения проверки в части своей компетенции.
  5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Карельского УФАС России для оценки действий ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» по утверждению документации об аукционе на соответствие требованиям антимонопольного законодательства в порядке, определенном главой 9  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.
  6. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-19/322/103-2017

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

***. – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

***. - член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

на основании Решения № 04-18/322-2017 от 18 декабря 2017 года по результатам рассмотрения жалобы Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Детская стоматологическая поликлиника» при проведении электронного аукциона на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Заказчику – государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Детская стоматологическая поликлиника» устранить нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:

 - аннулировать электронный аукцион на закупку пломбировочных материалов для стоматологической поликлиники (извещение № 0306300056017000036).

2. Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание – 5 рабочих дней с момента его получения.

3.О выполнении настоящего Предписания сообщить до «29» декабря 2017 г., представив в Карельское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны