Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-18/65-2016 по жалобе ООО... от 22 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-18/65-2016

                                                                                                                                                                                 г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «18» марта 2016

Решение в полном объеме изготовлено «22» марта 2016

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

в отсутствие представителей заказчика КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» и заявителя ООО «Стройинвест»; (уведомлены надлежащим образом);

 

рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» (далее – Заявитель, Общества) на действия заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (извещение № 0306200006416000003) (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация утверждена заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:

  1. В нарушении части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик не включил в проект контракта обязательное условие о гражданско – правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
  2. В конкурсной документации содержится противоречивая информация об источники финансирования закупки, а именно: в пункте 4.2 проекта контракта указано, что финансирование и оплата работ по контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета в сумме___ и бюджета Республики Карелия в сумме___, вместе с тем, в извещении о проведении открытого конкурса указано, что источником финансирования являются средства некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», средства бюджета Республики Карелия.
  3. Проект контракта содержит условие: если по каким – либо причинам обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, Подрядчик обязуется предоставить Заказчику новое обеспечение исполнение контракта в течении 10 (десяти) дней.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, выдавшему Подрядчику банковскую гарантию.

На основании вышеизложенного, ООО «Стройинвест» просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 16.03.2016 г. № 253 направлены возражения на жалобу, в которых указывает о частичном согласии с доводами ООО «Стройинвест».

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» и размещена на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Номер извещения: 0306200006416000003.

Краткое наименование конкурса: выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия.

Способ осуществления закупки: открытый конкурс.

Заказчик: КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 259 328 738 рублей 01 копейка.

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск 14.03.2016 11:00 (по московскому времени).

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1.           В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В извещении о проведении открытого конкурса заказчиком установлено, что Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиком, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % от цены контракта.

В форме 3.3 «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг» заполняемой участников закупки, указано: «Мы обязуемся привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены государственного контракта».

При этом в проекте контракта размещенном на официальном сайте отсутствует требование о привлечении Подрядчиком, с указанием объема такого привлечения, к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также отсутствует обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно письменным объяснениям Заказчика указанный проект контракта размещен в единой информационной системе ошибочно.

Комиссия Карельского УФАС России полагает, что указанная техническая ошибка не может быть устранена Заказчиком на стадии подписания государственного контракта, поскольку требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций отсутствует в проекте контракта, а также объем привлечения указанный в Извещении о проведении открытого конкурса (20 %) противоречит объему, указанному в форме 3.3 «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг» заполняемой участников закупки (15 %).

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не указании в проекте контракта объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и отсутствует обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов указанных выше субподрядчиков.

 

2.         В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В пункте 4.2 проекта контракта указано, что финансирование и оплата работ по контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета в сумме___ и бюджета Республики Карелия в сумме___.

В извещении о проведении открытого конкурса указано, что источником финансирования являются средства некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», средства бюджета Республики Карелия.

Согласно письменным пояснениям заказчика, средства Некоммерческой Организации «Фонд развития моногородов» являются средствами федерального бюджета.

Вместе с тем, в жалобе ООО «Стройинвест» не указано, каким образом, противоречие в указании финансирования нарушает права и законные интересы участников закупки, кроме того запросов на разъяснения положений конкурсной документации от ООО «Стройинвест» не поступало.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.

 

3.         В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения. Согласно части 3 данной статьи одним из способов обеспечения является банковская гарантия. Ее выдача относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности (ст. ст. 5 и 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Таким образом, на момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию.

В Законе о контрактной системе не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии (в том числе при отзыве лицензии на осуществление банковских операций). Следовательно, по общему правилу в данной ситуации у поставщика отсутствует обязанность представлять заказчику новое обеспечение исполнения контракта.

Вместе с тем, согласно разъяснениям Минэкономразвития России, данным в письме от 26.01.2015 N Д28и-128, что согласно пункту 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе. Частями 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта в случае непредставления поставщиком иного обязательства исполнения контракта в связи с отзывом у банковской организации лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, возложение на Подрядчика обязанности по предоставлению заказчику нового обеспечения исполнения контракта не противоречит законодательству Российской федерации, а в частности статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом неисполнение Подрядчиком обязательства о предоставлении иного обеспечения контракта в случае отзыва лицензии у гаранта (банка) не является основанием для одностороннего расторжения контракта.

Таким образом, жалоба в данной части Комиссией Карельского УФАС России признается необоснованной.

 

При проведении на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее нарушении требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Описание объекта закупки содержится в разделе 4 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» конкурсной документации (Приложена в виде отдельных файлов).

В конкурсной документации представлено два проекта:

 - в первом шифр KB-15/333, в котором даны проектные решения по выполнению работ двух этапов, включая полный объем по выторфовке, электромонтажным работам, работ по прокладке наружных сетей водоснабжения и канализации, благоустройству, а также строительство котельной с мазутохранилищем и здания КПП.

 - во втором проекте шифр КВ-15/334 даны решения по строительству центрального теплового пункта (ЦТП) с подключением к действующим сетям.

При этом строительство ЦТП исключает наличие котельной, так как ЦТП выступает в роли источника теплоснабжения, используя ресурс существующей котельной, снабжающей поселок, а мазутная котельная тоже является источником теплоснабжения используя привозные топливные ресурсы.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки, что в свою очередь не позволяет участникам закупки определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (извещение № 0306200006416000003) частично обоснованной.
  2. В действиях Заказчика содержится нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не указании в проекте контракта объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и отсутствует обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов указанных выше субподрядчиков.
  3. В действиях Заказчика содержится нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки, что в свою очередь не позволяет участникам закупки определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
  4. Выдать Заказчику КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования открытого конкурса на выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (извещение № 0306200006416000003).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-19/18/65-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере контрактной системы

 

18 марта 2016 г.                                                                                г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

на основании Решения № 04-18/65-2016 от 18 марта 2016 года, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

1.      Заказчику – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» устранить нарушения законодательства в сфере контрактной системы, путем аннулирования открытого конкурса на выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт. Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (извещение № 0306200006416000003).

2.      Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание – 5 рабочих дня с момента его получения.

3.      О выполнении настоящего Предписания сообщить до «31» марта 2016 г., представив в Карельское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны