Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/73-2018 от 18 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
***. – заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
***. – член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
*** – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок.
- в присутствии представителей Заказчика – ФБУ «Администрация «Беломорканал» ***.( копии доверенностей в материалах дела);
- в отсутствие представителя Заявителя – ООО НПО «Хайдекс» (извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило),
рассмотрев жалобу ООО НПО «Хайдекс» на действия заказчика – ФБУ «Администрация «Беломорканал» при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса работ по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10,15. (извещение № 0306100005918000037), (далее – конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)
установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации на подготовку проектной документации.
По мнению Заявителя, работы по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10,15 не относятся к видам работ, которые, согласно Градостроительному кодексу РФ, могут выполняться только членами саморегулируемых организаций в области проектных работ.
В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом от 10.04.2018 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
Конкурсная документация утверждена Заместитель руководителя ФБУ «Администрация «Беломорканал» ***. и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 29.03.2018.
Номер извещения: |
|
0306100005918000037. |
Краткое наименование конкурса: выполнение комплекса работ по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10,15.
Способ закупки: открытый конкурс.
Заказчик: ФБУ «Администрация «Беломорканал».
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 517 630,00 руб.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, дата окончания срока подачи заявок установлена – 24.04.2018. Сведения о поступивших заявках на момент рассмотрения жалобы отсутствуют.
В связи с необходимостью предоставления дополнительных сведений и получения мнения экспертных организаций по существу рассматриваемого вопроса, Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 11.04.2018.
После перерыва Комиссия продолжилась в отсутствие представителя Заявителя, представителей Заказчика.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является выполнение комплекса работ по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10, 15.
В силу пункта 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303, статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
При этом, указанными нормативными актами не устанавливается требование об обязательном членстве собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации в саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно – строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ.
Согласно Письму Ростехнадзора от 14.02.2018 № 10-00-09/344, при составлении декларации безопасности ГТС на стадии эксплуатации наличие разрешительной документации не требуется.
Карельским УФАС России сделан запрос в адрес трех экспертных центров, включенных в соответствующий реестр Ростехнадзора (находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: http://www.gosnadzor.ru/energy/safety/expert_center/), о наличии требований к лицам, осуществляющим декларирование безопасности гидротехнических сооружений, в том числе, по наличию лицензии, членства в саморегулируемой организации и т.д.
Согласно ответам ООО «НПФ «КАРБОН» (г. Санкт – Петербург), ООО «Промэкспертиза» (г. Петрозаводск), действующими нормативными правовыми актами установлено, что декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их выводе из эксплуатации, составляется их собственниками или эксплуатирующей организацией. Более конкретных требований к организациям – разработчикам декларации безопасности ГТС законодательством не установлено.
При этом, наличие либо отсутствие у такой организации членства в саморегулируемых организациях не имеет значения для получения положительного заключения экспертизы.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что для оценки уровня безопасности, в проектной документации устанавливаются критерии безопасности СГТС.
В соответствии с СП 58.133302012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», на стадии эксплуатации СГТС критерии безопасности подлежат обязательному пересмотру не реже одного раза в 5 лет.
Согласно рекомендациям по декларированию безопасности СГТС, утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта и согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в 2010 году, критерии безопасности пересматриваются при очередном декларировании. Следовательно, разработчик декларации обязан внести изменения в проектные решения, тем самым напрямую заниматься работами по проектированию.
Вместе с тем, представители Заказчика не смогли назвать положения документации об аукционе, указывающие на наличие проектных работ в рамках исполнения контракта. Также представители Заказчика не смогли назвать действующий нормативный акт, обязывающий разработчика декларации безопасности ГТС являться членом саморегулируемой организации в области проектирования.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство не содержит императивной обязанности к наличию у участника закупки – разработчика декларации членства в саморегулируемой организации в области проектирования. Следовательно, такие требования к участникам закупки, установленные Заказчиком в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются избыточными и могут ограничивать количество участников закупки.
В действиях Заказчика содержится нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО НПО «Хайдекс» на действия заказчика – ФБУ «Администрация «Беломорканал» при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса работ по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10,15. (извещение № 0306100005918000037) обоснованной.
- В действиях Заказчика установлено нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
- Выдать Заказчику - ФБУ «Администрация «Беломорканал» предписание о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.
- Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии ____________ ***
Члены комиссии ____________ ***