Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/91-2018 от 10 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

***. – заместитель Председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** - член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

- в присутствии представителя Заказчика – КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» – ***. (копия доверенности в материалах дела),

- в отсутствие представителя Заявителя ООО «Петербургская Торговая компания «АВРОРА» (извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило),

рассмотрев жалобу ООО «Петербургская Торговая компания «АВРОРА» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственных сооружений (извещение № 0306200005118000026), (далее – открытый конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что в конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном членстве СРО в области инженерных изысканий и архитектурно – строительного проектирования.

По мнению Заявителя, работы, являющиеся предметом закупки, не требуют обязательного членства в СРО.

В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 03.05.2018 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» № 56-З от 19.04.2018 г. и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 19.04.2018.

Номер извещения:

0306200005118000026.

Краткое наименование открытого конкурса: Проведение работ по диагностике и паспортизации искусственных сооружений.

Способ закупки: открытый конкурс.

Заказчик: КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 639 583,33 руб.

        В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, срок окончания подачи заявки установлен – 10.05.2018.

 

        В связи с необходимостью представления дополнительных документов Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 07.05.2018. После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось в отсутствие сторон.

 

        Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

 

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В силу части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении открытого конкурса разделом "Дополнительная информация" установлено следующее требование:

«Участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пп. "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 8 раздела 7 документации об аукционе Заказчиком установлено следующее единое требование к участникам закупки:

«Участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10.1.1 конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

Таким образом, Заказчик в составе конкурсной документации требует предоставление 1 документа – выписки о членстве СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Вместе с тем, статьей 55.3 ГрК РФ установлено, что допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций, в том числе следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Таким образом, для подтверждения соответствия участника закупки требованиям документации о членстве в СРО по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, необходимо представить две выписки от двух соответствующих саморегулируемых организаций.

Следовательно, требования, установленные Заказчиком, противоречат градостроительному законодательству и вводят участников закупки в заблуждение относительно комплекта документов, необходимых к предоставлению в составе заявки.

 

Предметом закупки является выполнение работ по диагностике и паспортизации искусственных сооружений.

В соответствии с техническим заданием, результатом выполненных работ будет являться паспорт мостового сооружения, т.е. документ, основанный на законодательстве, фиксирующий параметры грузоподъемности и долговечности конструкций.

Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым при исполнении контракта выполняются работы по обследованию строительных конструкций, квалифицируемые как специальных вид инженерных изысканий и проектные работы в части определения грузоподъемности мостовых сооружений, обоснования технических решений, обеспечивающих необходимую прочности и устойчивость мостовых сооружений.

Заявителем не представлены документы, подтверждающие, что работы, являющиеся предметом контракта, не могут быть отнесены к проектно – изыскательским.

Вместе с тем, согласно СП 79.13330.2012 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний», паспорт создает проектная организация и предоставляет организации, которая эксплуатирует мост. При этом, при необходимости, подрядчик должен произвести инженерные изыскания, в частности, выполнить работы по обследованию строительных конструкций сооружений.

В силу части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, работы по инженерным изысканиям по договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий должны выполняться лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. При этом, статья 47 ГрК РФ не указывает на то, что лица, заключающие контракт, должны быть членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

На основании вышеизложенного, из системного толкования статей 47, 48 ГрК РФ следует, что в данном случае контракт на выполнение работ, в составе которых есть работы, требующие обязательного членства в СРО по проектированию, может быть заключен лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. При этом, в соответствии с контрактом, на него могут быть возложены функции по организации инженерных изысканий, в связи с чем такому лицу нет необходимости непосредственно самому быть членом соответствующих саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. На основании статьи 48 ГрК РФ такой генеральный проектировщик может привлечь иных лиц для выполнения инженерных изысканий (если генеральный проектировщик не является членом СРО в области инженерных изысканий), при этом указанные лица должны быть членами СРО в области инженерных изысканий, т.к. будут выполнять работы в рамках контракта, заключенного генеральным проектировщиком непосредственно с техническим заказчиком, что полностью укладывается и в нормы статьи 48 ГрК РФ и в нормы статьи 47 ГрК РФ.

Следовательно, требование, установленное в конкурсной документации, к участнику закупки о необходимости членства в двух СРО, является необоснованным, влекущим ограничение количества участников закупки, состоящих в СРО в области архитектурно – строительного проектирования и не имеющих членства в СРО в области инженерных изысканий. Кроме того, нахождение хозяйствующего субъекта в двух СРО одновременно требует от него вступительных взносов, наличия в штате квалифицированных специалистов, что может быть экономически невыгодно для хозяйствующего субъекта, осуществляющего в качестве основного вида деятельности архитектурно – строительное проектирование. 

Тем более, что пунктом 3.4 проекта государственного контракта установлено, что Подрядчик, при исполнении Контракта, может привлечь субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях предусмотренных законодательством, лицензиями, сертификатами либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ.

Таким образом, требования к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе, а также требования к участникам закупки установлены с нарушением части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду того, что срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе на момент рассмотрения жалобы не истек, комиссия Карельского УФАС России полагает целесообразным выдать предписание о внесении изменений в конкурсную документацию на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственных сооружений (извещение № 0306200005118000026), с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Петербургская Торговая компания «АВРОРА» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении открытого конкурса на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственных сооружений (извещение № 0306200005118000026) обоснованной.

2. В действия Заказчика установлены нарушения части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе

2. Выдать Заказчику – КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» предписание о внесении изменений в конкурсную документацию на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственных сооружений (извещение № 0306200005118000026), с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.

3. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны