Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-36/03-2018 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО... от 6 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик

Администрация Надвоицкого

городского поселения

ИНН 1006007100

ОГРН 1051001869720

ул.Ленина, д.1/4, п.Надвоицы, Республика Карелия, 186430

 

 

Заинтересованное лицо

МУП  Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы»

ИНН 1006027057

ул.59 лет Октября, д.39, п.Надвоицы,

Республика Карелия, 186430

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-36/03-2018 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                                               г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:***

 

рассмотрев дело №04-36/03-2018 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Надвоицкого городского поселения (ИНН 1006007100, ул.Ленина, д.1/4, п.Надвоицы, Республика Карелия, 186430) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в нарушении порядка предоставления МУП Надвоицкого городского поселения  «Водоканал Надвоицы»  муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) во временное владение и пользование,  

в отсутствие представителей Ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступили материалы об установлении тарифа по водоснабжению и водоотведению, среди которых - договор аренды муниципального имущества от 14.12.2017 №ДА-3013, заключенный Администрацией Надвоицкого городского поселения (далее – Администрации) с МУП «Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы».

Срок действия определен  пунктом 2.1  договора - с 01.01.2018 по 31.03.2018 (т.е. на 3 месяца).

Приложением №1 к рассматриваемому договору аренды является перечень муниципального имущества. В указанный перечень входит: 179 объектов водоснабжения и водоотведения в п.Надвоицы, 22 объекта в п.Каменный бор и 3 объекта в п.Верхний. 

Приложением  №2 к договору аренды является Акт приема-передачи от 14.12.2017.

Вышеуказанный договор был заключен без проведения торгов.

По результатам рассмотрения указанных материалов в действиях Администрации были установлены признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Администрация, заключив договор аренды с МУП Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы», предоставила тем самым указанному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества в осуществлении  хозяйственной деятельности, поставила иных хозяйствующих субъектов в неравные условия.

Руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», органу местного самоуправления было выдано предупреждение №04-2018 от 02.02.2018 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения договора аренды муниципального имущества от 14.12.2017 №ДА-3013  в срок до 31 марта 2018 года.

Кроме того, Администрация была проинформирована о том, что с учетом правовой позиции, выраженной ФАС России в письме от 04.10.2017 №ИА/68439/17, сформулированной на основании определения Верховного суда Российской Федерации от 31.07.2017 №303-КГ17-4054, действующее законодательство в настоящий момент не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Администрация исполнила предупреждение, в подтверждение было представлено Соглашение от 09.02.2018 о расторжении договора аренды №ДА-3013 от 14.12.2017.

В рамках осуществления дальнейшего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес Администрации был направлен запрос  исх.№04-35/1597 от 03.05.2018 с уточнением информации о хозяйствующем субъекте, оказывающем услуги водоснабжения и водоотведения на территории Надвоицкого  городского поселения после расторжения договора №ДА-3013 от 14.12.2017.

Письмом исх.№05/655 от 10.05.2016 Администрация сообщила, что услуги водоснабжения и водоотведения на территории Надвоицкого  городского поселения по прежнему осуществляет МУП «Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы». В качестве правовых оснований представлены копии следующих договоров:

- договор аренды от 01.03.2018 №ДА-3014, заключен на 30 дней;

- договор аренды от 01.04.2018 №ДА-3015, заключен на 30 дней.

Предмет каждого из вышеуказанных договора и объем муниципального имущества, передаваемого хозяйствующему субъекту, полностью совпадает с договором №ДА-3013 от 14.12.2017, в отношении которого Карельским УФАС России было выдано предупреждение №4 от 02.02.2018.

Приказом Карельского УФАС России №78 от 06.06.2018 в отношении Администрации возбуждено дело №04-36/03-2018 по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Карельского УФАС России от 06.06.2018 рассмотрение дела №04-36/03-2018 назначено на 18.07.2018 в 11:00, состоялось в указанное время.

Администрации надлежало представить в Карельское УФАС России письменные пояснения по факту вменяемого нарушения.

Письмом исх.№05/870 от 29.06.2018 (вх.№3097 от 29.06.2018) орган местного самоуправления представил мотивированную позицию по делу, факт нарушения антимонопольного законодательства признает. При этом Администрация обратила внимание на следующее.

Заключение договоров аренды муниципального имущества между Администрацией и МУП Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы» было исключительным и необходимым обстоятельством, в виду того, что холодное водоснабжение и водоотведение является жизненно-необходимым фактором для жизнедеятельности населения.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 9 Устава муниципального образования «Надвоицкое городское поселение» к вопросам местного значения муниципального образования «Надвоицкого городского поселения» относится организация в границах Надвоицкого городского поселения электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

Не заключение договора аренды привело бы к невозможности оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, что привело бы к нарушению прав потребителей и повлекло за собой социально-экономическую напряженность среди населения Надвоицкого городского поселения.

На сегодняшний день между администрацией Надвоицкого городского поселения и МУП Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы» заключен договор №Д-05/2018 от 01.05.2018 на передачу в хозяйственное ведение МУП «Водоканал Надвоицы» имущества, являющегося муниципальной собственностью муниципального образования «Надвоицкое городское поселение» сроком до 31.07.2018; подготовленный проект Концессионного соглашения направлен на согласование в Министерство строительства Республики Карелия, а также в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

17.07.2018 Комиссией Карельского УФАС России принято Заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства №04-36/03-2018.

Определением от 18.07.2018  дело о нарушении антимонопольного законодательства №04-36/03-2018 отложено в связи с принятием Заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии со статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Ответчиком не представлено письменных пояснений, возражений в отношении выводов антимонопольного органа, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела.

От заинтересованного лица в Карельское УФАС России пояснения/возражения также не поступали.

 

В рамках рассмотрения дела №04-36/03-2018, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» был подготовлен аналитический отчет по  результатам проведения обзора рынка услуг по водоснабжению и водоотведению в Надвоицком городском поселении. Аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела.

По результатам проведения анализа установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 14.12.2017 по 30.04.2018.

2. Предмет договоров, заключаемых в отношении муниципального имущества - передача муниципального имущества, являющегося собственностью Надвоицкого городского поселения хозяйствующему субъекту во временное владение и пользование за плату (аренда).

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела №04-36/03-2018 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

Комиссия Карельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, оценив письменные пояснения Ответчика, установила следующее.

Статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» определяет особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Частями 1, 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 1 названной статьи.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в силу части 5 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение подобных договоров, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).

В силу пункта 8 Перечня исключительно путем проведения торгов в форме конкурса по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества; в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Пунктом 3.1 Правил определено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса, с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1. Закона о водоснабжении.

Поименованными Федеральными законами предусмотрена передача прав владения и пользования объектами, находящимися в муниципальной собственности на основании договора аренды или концессионных соглашений (часть 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, часть 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Из указанных норм материального права следует, что передача прав владения и/или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности возможна только в форме аренды или концессионного соглашения при соблюдении предусмотренных ФЗ «О защите конкуренции» публичных процедур.

Следовательно, для передачи прав владении и/или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, необходимо соблюсти публичные процедуры, установленные статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, часть 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» определен ряд случаев - исключений (исчерпывающий перечень из 16 оснований), при которых заключение договоров аренды допускается без проведения конкурентных процедур.

В частности, пункт 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» допускает заключение договора аренды без проведения торгов на срок не более чем 30 календарных дней в течении шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

В рассматриваемом случае Администрацией ежемесячно, последовательно в нарушение указанных норм, с МУП «Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы» были заключены краткосрочные договоры аренды:

  1. договор аренды №ДА-3013 от 14.12.2017, срок действия до 31.03.2018;
  2. договор аренды от 01.03.2018 №ДА-3014, на срок 30 дней;
  3.  договор аренды от 01.04.2018 №ДА-3015, на срок 30 дней.

При таких обстоятельствах, Администрации надлежало проводить конкурс.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161 «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - Закон №161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация.

Статья 50 ГК РФ относит унитарные предприятия к коммерческим организациям, имеющим своей целью извлечение прибыли.

Таким образом, МУП «Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы» является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», а соответственно, конкурентом иным лицам, осуществляющим деятельность на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять (оказывать негативное воздействие) на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, в установленном порядке, могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ, в рассматриваемом случае,  на рынок услуг по водоснабжению и водоотведению в Надвоицком сельском поселении.

Фактически орган местного самоуправления самостоятельно выбрал хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса и, по сути, предоставил преимущество одной коммерческой организации.

Конкуренты МУП «Надвоицкого городского поселения «Водоканал Надвоицы» были поставлены в неравные условия при получении доступа на товарный рынок, а также лишены возможности получить информацию о предстоящем заключении договора аренды муниципального имущества, и как следствие, не получили возможности реализовать свое право на заключение такового.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях Администрации Надвоицкого городского поселения содержится нарушение части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся нарушении порядка предоставления МУП Надвоицкого городского поселения  «Водоканал Надвоицы»  муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) во временное владение и пользование.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,частью 1 статьи 49 ФЗ «О  защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации Надвоицкого городского поселения (ИНН 1006007100, ОГРН 1051001869720) нарушение части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении порядка предоставления МУП Надвоицкого городского поселения  «Водоканал Надвоицы»  муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) во временное владение и пользование.

2. В связи с истечением срока действия договоров аренды, заключенных между Администрации Надвоицкого городского поселения и МУП Надвоицкого городского поселения  «Водоканал Надвоицы»,  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела №04-36/03-2018 должностному лицу Карельского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель комиссии                         ____________       

 

Члены комиссии                                      ____________      

 

                                                                   ____________      

 

 

 

 

Согласно части 1 статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны