Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-36/17-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО... от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-36/17-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                              г. Петрозаводск

 

Решение изготовлено в полном объеме 28 августа 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Петров М.С.

 

 

 

 

- заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, Председатель Комиссии;

- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии.

 

рассмотрев дело № 04-36/17-2015, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» (с 07.08.2015 согласно выписке ЕГРЮЛ фирменное наименование Общества изменено на Публичное акционерное общество «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром») (сокращенное наименование - ПАО «ЛХК «Кареллеспром» (ул. Андропова, д.2\24, г. Петрозаводск, РК, 185035) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.11.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг» (далее - Закон о закупках), пункта 15.2 Положения о закупках, а именно в сокращении Заказчиком срока для подачи предложения участниками закупки, в том числе лицам, не имеющим аккредитации у Заказчика,  в присутствии

представителя ответчика – «…» (копия доверенности от 17.08.2015 № 45 в деле),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Все лица, привлеченные к участию в деле, надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела № 04-36/17-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, заинтересованное лицо явку своего представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении в отсутствие (исх. б/н от 24.08.2015, вх. № 4392 от 24.08.2015). На основании части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией Карельского УФАС России принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Карельским УФАС России в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» рассматривалась жалоба ООО ЧОО «Лидер» (далее – Заявитель, Общество) на действия заказчика – ПАО «ЛХК «Кареллеспром» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений на закуп услуг по круглосуточной охране объекта и имущества (извещение                № 31501914293).

Решением Комиссии Карельского УФАС России от 26.01.2015 № 04-45/01-2015 жалоба ООО ЧОО «Лидер» признана обоснованной, предписание об аннулировании закупки выдано не было, поскольку на момент рассмотрения жалобы Заказчиком по данной закупке был заключен договор с ООО ОП «БАСТИОН».

Вместе с тем, в мотивировочной части указанного решения комиссия Карельского УФАС России указала, что действия организатора торгов по установлению срока подачи предложений с нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 15.2 Положения о закупках, ограничили возможность участия ООО ЧОО «Лидер» в данной закупке.

Таким образом, в действиях ПАО «ЛХК «Кареллеспром» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Карельского УФАС России от 31.07.2015 № 187 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ПАО «ЛХК «Кареллеспром» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04-36/17-2015.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

14.01.2015 на официальном сайте размещено извещение № 31501914293 от 13.01.2015 о проведении запроса предложений на закуп услуг по круглосуточной охране объекта и имущества. Начальная (максимальная) цена контракта 1 616 131,71 рублей, срок предоставления предложений: с 13.01.2015 по 19.01.2015. Одним из требований к участникам закупки установлено наличие предварительной аккредитации.

Вместе с тем, аккредитация проводится самим Заказчиком, согласно пункту 3.2. Приложения №3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «ЛХК «Кареллеспром», утвержденным Советом директоров от 16 мая 2012 года (далее – Положение о закупке) в течении 30 дней со дня регистрации заявления на аккредитацию.

В соответствии с пунктом 15.2 Положения о закупке, запрос предложений с предварительной аккредитацией субъекта производится в два этапа:

-        на первом этапе производится аккредитация субъекта - то есть, отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), удовлетворяющих требованиям Заказчика для поставки определенной категории/типа товаров, выполнения работ и оказания услуг. С аккредитованным субъектом, по желанию сторон, может заключаться рамочный договор. Таким образом, формируется пополняемый (открытый) список аккредитованных субъектов, у которых Заказчик может заказывать и приобретать товары, работы и услуги определенной категории/типа по укороченной процедуре;

-        на втором этапе будет осуществлен запрос предложений аккредитованных субъектов и на конкретный товар, работу или услугу будет осуществляться выбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

В информационном сообщении от 13.01.2015, размещенным Заказчиком на официальном сайте 14.01.2015, определены сроки представления заявок, а именно: в период с 13.01.2015 по 19.01.2015.

Таким образом, Заказчиком сокращен срок для подачи предложения участниками закупки, в том числе лицам, не имеющим аккредитации у Заказчика. Срок получения аккредитации может составить до 30 дней, при этом Заказчик, устанавливая срок подачи заявок с 13.01.2015 по 19.01.2015 ограничил возможность участия ООО ЧОО «Лидер» в данной закупке.

ПАО «ЛХК «Кареллеспром» на рассмотрение материалов дела № 04-36/17-2015, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 17 «О защите конкуренции» представлены письменные пояснения (исх. № 01-302 от 17.08.2015; вх. № 4284 от 17.08.2015) согласно которым полагают, что пункт 3.2 Положения о закупках соответствует действующему законодательству и не создает условий для представления кому – либо из участников закупки конкурентных преимуществ. Также поясняет, что указанным пунктом установлен предельный срок аккредитации, которая может проходить и в более короткие сроки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках одним из принципов и основным положением закупки товаров, работ, услуг является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

ПАО «ЛХК «Кареллеспром» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, робот, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из содержания части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;  создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В результате соблюдения процедуры торгов обеспечивается открытое соперничество хозяйствующих субъектов на основании единых требований и критериев.  

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

При проведении указанного запроса предложения были созданы неравные, дискриминационные условия доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах.

Описанные выше действия заказчика оказали существенное влияние на результаты торгов, а именно был ограничен доступ к участию в торгах, путем сокращения срока для подачи участниками заявок. Указанными действиями были нарушены права и законные интересы потенциальных участников закупки, в том числе и ООО ЧОО «Лидер» не имеющему аккредитации у Заказчика.

Таким образом, в действиях ПАО «ЛХК «Кареллеспром» содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела имеются сведения о том, что 19.01.2015 между ПАО «ЛХК «Кареллеспром» заключен договор с ООО ОП «БАСТИОН» (срок исполнения договора с 21.01.205 по 31.12.2015), в связи с чем Комиссией Карельского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений ответчику не выдавать.

Комиссия Карельского УФАС России изучив материалы дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «ЛХК «Кареллеспром» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках, пункта 15.2 Положения о закупках, а именно, в сокращении Заказчиком срока для подачи предложения потенциальными участниками закупки не имеющим аккредитации у Заказчика.

2. Предписание не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время ПАО «ЛХК «Кареллеспром» заключен договор с ООО ОП «БАСТИОН на оказание услуги по круглосуточной охране объекта и имущества.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны