Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-36/20-2015 О НАРУШЕНИИ А... от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-36/20-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                                    г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена  13 октября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме  14 октября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, Председатель Комиссии;

<…>

<…>

- старший государственный инспектор отдела контроля органов ввласти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти изакупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело №04-36/20-2015, возбужденное в отношении Администрации Лоухского муниципального района (ул.Советская, д.27, пгт. Лоухи, Республика Карелия, 186660) по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившемся в заключении с ООО «Лоухский водоканал»  без проведения торгов договора №10 от 01 августа 2015 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района,  

в присутствии представителя ответчика - Главы Администрации Лоухского муниципального района <…>,

 в отсутствие представителя ООО «Лоухский водоканал», привлеченного в качестве заинтересованного лица по настоящему делу (о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №18502890919916);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило обращение Администрации Лоухского муниципального района (от 03.09.2015 исх.№01-4219, вх. от 08.09.2015 №4672, далее - Администрация) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Лоухский водоканал» путем передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) для использования в хозяйственной деятельности, связанной с бесперебойным обеспечением потребителей услугами водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района без проведения торгов.

К пакету документов, представленных на получение муниципальной преференции, Администрацией было приложено письмо ООО «Лоухский водоканал», в котором указывалось, что в соответствии с договором №10 от 01.08.2015 на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района ООО «Лоухский водоканал» передано в пользование имущество, необходимое для подъема воды и ее транспортировки до потребителя, а также для приемки от потребителей сточных вод.

Учитывая данную информацию, Карельское УФАС России направило в адрес Администрации запрос от 09.09.2015 исх.№04-32/39-2015/3883, в котором, в том числе просило представить: копию договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015, заключенного с ООО «Лоухский водоканал» с указанием правовых оснований его заключения, в том числе, - проводились ли торги; с приложением подтверждающих документов.

Администрация представила ответ на запрос (исх.№01-4493 от 16.09.2015 (вх.№4838 от 17.09.2015),  к которому был приложен запрашиваемый договор аренды; при этом правовые основания его заключения указаны не были.

Письмом исх.№01-4555 от 21.09.2015 Администрация указала, что договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015 был заключен с ООО «Лоухский водоканал» без проведения торгов в целях предотвращения срыва бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района.

Предметом заключенного договора является передача в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района (перечень имущества указан в приложении к  договору, - объекты водоснабжения и водоотведения: в пгт.Лоухи,  пгт.Чупа, пгт.Пяозерский, п.М.-Варакка, п.Хетоламбина, п.Плотина, п.Кестеньга,  п.Сосновый,  п.Тунгозеро, п.Энгозеро, п.Тэдино.

Договор заключен сроком с 01.08.2015 по 30.07.2016.

В соответствии с пунктом  3 части  2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции» одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Приказом Карельского УФАС России  от  21.09.2015 №215 в  соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело №04-36/20-2015 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Карельского УФАС России от 22.09.2015 дело №04-36/20-2015 было назначено к рассмотрению на 13.10.2015 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г.Петрозаводск,  наб. Варкауса, д. 1-а, каб. 516.  Заседание комиссии по рассмотрению дела №04-36/20-2015  состоялось в назначенное время.

Администрацией были представленные письменные доводы по существу рассматриваемого дела (исх.№01-4735 от 29.09.2015, вх.№5112 от 02.102.2015), в которых Администрация указала, что в настоящее время ведется работа по регистрации права собственности на объекты водоснабжения и водоотведения; поскольку в настоящий момент зарегистрированы не все объекты, у Администрации отсутствует возможность проведения торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указанные в перечне муниципального имущества к договору аренды объекты водоснабжения и водоотведения ранее были переданы МУП «Лоухский водоканал», которое в настоящее время находится в стадии банкротства и не использует данные объекты в хозяйственной деятельности, связанной с бесперебойным обеспечением потребителей услугами водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района.

В связи с тем, что даже временное прекращение эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, Администрация, действуя в пределах крайней необходимости, и в целях недопущения срыва предоставления услуги, связанной с бесперебойным обеспечением потребителей услугами водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района, заключила с ООО «Лоухский водоканал» договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представитель Администрации признал факт нарушения антимонопольного законодательства; дополнительно пояснил, что после заключения договора аренды с ООО «Лоухский водоканал» у арендатора возникли проблемы с заключением договора энергоснабжения; энергоснабжающая компания отказывала в заключении данного договора по причине заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015 без проведения торгов. В связи с невозможностью проведения торгов по причине незарегистрированности части объектов, Администрация обратилась в Карельское УФАС России за предоставлением ООО «Лоухский водоканал» муниципальной преференции. На основании решения Карельского УФАС России о предоставлении ООО «Лоухский водоканал» муниципальной преференции, Общество смогло заключить договор энергоснабжения.

Также представитель Администрации указал, что в 2016 году планируется завершение регистрации всех объектов водоснабжения и водоотведения, после чего орган местного самоуправления проведет торги в соответствие с требованиями статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

На вопрос членов Комиссии о том, что препятствовало Администрации до заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015 обратиться в Карельское УФАС России за получением согласия на предоставление муниципальной преференции, представитель Администрации указал, что это было упущением со стороны должностных лиц Администрации.

 

Исследовав имеющиеся материалы, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 41.1 данного Федерального закона договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Согласно части 2 статьи 51 Закона  №131-ФЗ  органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем, Администрация в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства заключила с ООО «Лоухский водоканал» договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015.  Приложением к договору является перечень передаваемого имущества: всего 155 объектов, расположенных пгт.Лоухи,  пгт.Чупа, пгт.Пяозерский, п.М.-Варакка, п.Хетоламбина, п.Плотина, п.Кестеньга,  п.Сосновый,  п.Тунгозеро, п.Энгозеро, п.Тэдино. Договор заключен сроком с 01.08.2015 по 30.07.2016.

Имущество передано по акту приема-передачи от 01.08.2015 к договору аренды от 01.08.2015 №10.

Указанный договор и акт приема-передачи имущества со стороны органа местного самоуправления подписаны Главой Администрации Лоухского муниципального района <…>и скреплены печатью Администрации.

Вследствие не проведения процедуры торгов при заключении рассматриваемого договора не было обеспечено открытое соперничество хозяйствующих субъектов, желающих приобрести права на такое имущество, при равном доступе к информации, на основании единых требований и критериев.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества.

Согласно разъяснениям ФАС России от 18.11.2013, передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей  услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

Администрация, заключив договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015 с ООО «Лоухский водоканал» без проведения торгов, обеспечило указанному хозяйствующему субъекту, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, более выгодные условия деятельности. Это привело к ограничению прав иных хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение договора аренды в отношении муниципального имущества и которые имеют равные возможности реализовать право на получение такого имущества в аренду.

Таким образом, Администрацией нарушены положения части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения настоящего дела срок действия договора  аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района №10 от 01.08.2015, заключенного Администрацией с ООО «Лоухский водоканал» не истек; в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие расторжение указанного договора.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1) Признать в действиях Администрации Лоухского муниципального района (ул.Советская, д.27, пгт. Лоухи, Республика Карелия, 186660) нарушение части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Лоухский водоканал»  без проведения торгов договора №10 от 01 августа 2015 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района;

2) Выдать Администрации Лоухского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем расторжения договора №10 от 01 августа 2015 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района, заключенного с ООО «Лоухский водоканал»;

3)    Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

             _______________

<…>

 

Члены Комиссии

             

                _______________

             

 _______________

 

 <…>

      

 <…>

                                                           

 

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  3 месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

П Р Е Д П И С А Н И Е №04-36/02-2015

ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

14 октября 2015 года                                                                      г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела №04-36/20-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России; Председатель Комиссии;

<…>

 

<…>

 

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей  50  Федерального  закона  от  26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 14 октября 2015 года по делу  №04-36/20-2015 о нарушении Администрацией Лоухского муниципального района (ул.Советская, д.27, пгт. Лоухи, Республика Карелия, 186660) части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации Лоухского муниципального района прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем расторжения договора №10 от 01 августа 2015 года на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района, заключенного с ООО «Лоухский водоканал»
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России до 27 октября 2015 года, представив подтверждающие документы.

 

Председатель Комиссии

             _______________

<…>

 

Члены Комиссии

             

             _______________

             

 _______________

 

 <…>

      

 <…>

                                                                    

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны