Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-37/02-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГ... от 7 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам

ул. Маршала Мерецкова, 8А,                           г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185030

ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул.Кирова, 45, г. Петрозаводск,

185035

 

ЗАО «Карелия-сети»

ул. Кирова, д. 5, офис 301                        (факт. 406, 410),                                              г. Петрозаводск, 185035

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-37/02-2015  О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                              г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, Председатель Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии.

 

рассмотрев дело № 04-37/02-2015, возбужденное в отношении Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем установления Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 30.12.2014 № 275 и № 276 на территории Республики Карелия схемы тарифного регулирования, противоречащей заключенным ранее договорам на оказание услуг по передаче электрической энергии между энергосбытовыми, сетевыми организациями и прямыми потребителями услуг по передаче электрической энергии, в присутствии

представителей ответчика – Копосовой М.С. (копия доверенности от 15.07.2015 № 2113/11-1/КЦТ-и в деле), Губановой Е.В. (копия доверенности от 20.01.2015 № 96/11-1/КЦТ-и в деле), Маркова К.А. (копия доверенности от 20.01.2015 № 97/11-1/КЦТ-и в деле),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Все лица, привлеченные к участию в деле, надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела № 04-37/03-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, заявители явку своих представителей не обеспечили. На основании части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции  Комиссией Карельского УФАС России принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

В адрес Карельского УФАС России поступили заявления ОАО «МРСК Северо-Запада»  «Карелэнерго» (вх. от 10.02.2015 № 619), ЗАО «Карелия-сети» (вх. от 13.01.2015 № 61) с жалобой на действия Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Карелия (далее – Госкомитет РК по ценам и тарифам) по установлению новой схемы тарифного регулирования, противоречащей заключенным ранее договорам на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Карельского УФАС России  от  31.03.2015  № 81 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Госкомитет РК по ценам и тарифам возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства                   № 04-37/02-2015.

Исследовав имеющиеся материалы, заслушав пояснения представителей ответчика Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

По мнению, ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», ЗАО «Карелия-сети», установление государственным комитетом тарифов на услуги по передаче электрической энергии по схеме, противоречащей заключенным субъектами розничного рынка электроэнергии Республики Карелия договорам, является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе ОАО «МРСК Северо-Запада», ЗАО «Карелия-сети». 

Согласно пункту 52 Приказа ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»  установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии производится с учетом заключенных договоров на услуги по передаче между потребителями электрической энергии и территориальными сетевыми организациями, а также между смежными сетевыми организациями.

Тарифы рассчитываются исходя из условий заключенных договоров и определенных ими получателей и плательщиков платы за услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 2 приложения №12 к Приказу ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров.

Вместе с тем Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 30.12.2014  № 275 и 276 на территории Республики Карелия установлены единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям с 01.01.2015 по 31.12.2015 (с применением схемы тарифообразования «котел сверху»).

При этом условиями действующих в 2014 году договоров  на оказание  услуг по передаче электрической энергии было установлено, что потребители оплачивают услуги той сетевой организации, к сетям которой они присоединены (т.е.  действовала схема тарифообразования «котел снизу»).

Утверждение индивидуальных тарифов по новой схеме тарифного регулирования «котел сверху», противоречит заключенным ранее договорам на оказание услуг по передаче электрической энергии между энергосбытовыми, сетевыми организациями и прямыми потребителями услуг по передаче электрической энергии, нарушает права субъектов розничного рынка электроэнергии в части исполнения ранее заключенных договоров.

В соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не наделены полномочиями определять схему договорных отношений между субъектами рынка электрической энергии по оказанию услуг по передаче электрической энергии либо давать указания (рекомендации) на необходимость проведения расчетов с конкретной организацией, а должны руководствоваться уже заключенными между субъектами рынка электрической энергии договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, за исключением вопросов, связанных с реализацией полномочий по осуществлению контроля за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию.

Госкомитет РК по ценам и тарифам при определении схемы тарифообразования на 2015 год должен был учесть, тот факт, что действующие договоры предполагают схему тарифообразования «котел снизу», утверждение иного порядка может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов осуществляющих соответствующую деятельность.

При этом Госкомитет РК по ценам и тарифам установил индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии без учета заключенных между территориальными сетевыми организациями договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а именно, в нарушение сложившейся в предыдущих периодах регулирования схемы «котел снизу» (когда все потребители региона производят оплату услуг по передаче электрической энергии той сетевой организации, к сетям которой они присоединены), самостоятельно определил филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в качестве «котлодержателя»,  чем нарушил вышеуказанные нормы законодательства и превысил полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирование тарифов.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Оспариваемыми действиями (издание актов, которые могут привести к ограничению конкуренции, путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами) Госкомитет РК по ценам и тарифам нарушил запрет содержащийся в пункте 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Госкомитетом РК по ценам и тарифам 20.07.2015 представлены сведения, свидетельствующие о том, что  хозяйствующими субъектами на территории Республики Карелия заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии в соответствии с новой схемой тарифного регулирования «котел сверху» (письмо Госкомитета РК по ценам и тарифам от 22.05.2015 № 1584, письмо ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» от 15.07.2015  № МР2/3/131-06/5130).

Комиссия Карельского УФАС России изучив материалы дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Госкомитета РК по ценам и тарифам нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем установления Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 30.12.2014 № 275 и № 276 на территории Республики Карелия схемы тарифного регулирования, противоречащей заключенным ранее договорам на оказание услуг по передаче электрической энергии между энергосбытовыми, сетевыми организациями и прямыми потребителями услуг по передаче электрической энергии;

2. Предписание не выдавать, в связи с тем, что хозяйствующими субъектами заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии в соответствии с новой схемой тарифного регулирования.

 

Председатель комиссии                                  

 

Члены комиссии                                               

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных   правонарушениях установлена  административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны