Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-45/22-2016 по жалобе АО «Завод гидромех... от 28 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-45/22-2016

 

22 апреля 2016 год                                                                                                   г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

<…>

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О Защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу АО «Завод гидромеханизации» (вх. № 1874 от 22.04.2016) на действия организатора торгов ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» (далее – Организатор торгов) при проведении запроса цен (котировок) по выбору организаций на право заключения договора на поставку комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности (извещение № 31603518041 на http://www.zakupki.gov.ru).

в присутствии представителей АО «Завод гидромеханизации» - <…> (доверенность <…>, в деле), <…> (доверенность <…>, в деле);

в присутствии представителей ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» - <…> (доверенность от <…>, в деле), <…> (доверенность <…>, в деле), <…> (доверенность от <…>, в деле), <…> (доверенность от <…>, в деле), <…> (доверенность от <…>, в деле), директор <…> (полномочия подтверждены выпиской из Устава),

 

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступила жалоба АО «Завод гидромеханизации» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» при проведении запроса цен (котировок) по выбору организаций на право заключения договора на поставку комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности (извещение № 31603518041 на http://www.zakupki.gov.ru).

Окончание приема заявок по обжалуемому запросу цен (котировок) назначено на 14 апреля 2016 года.

По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Установлено, что на момент рассмотрения жалобы АО «Завод гидромеханизации» заявку на участие в обжалуемом запросе цен (котировок) подавало. Заявка участника признана не соответствующей требованиям, указанным в документации по запросу цен, а именно не соответствует срок поставки оборудования (Заказчиком заявлен срок поставки - не позднее 20 мая 2016 года). Участник в заявке указал «Срок поставки 8 месяцев».

Часть 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» дает возможность лицу, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.

Порядок подачи заявок на участие в торгах устанавливается документацией о торгах и предполагает установление требований к подаваемым заявкам, составу документов, включаемым в состав заявки, срокам и месту, способу подачи заявки и прочее.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Жалоба АО «Завод гидромеханизации» соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции». Учитывая данные обстоятельства, жалоба АО «Завод гидромеханизации» рассматривается в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Торги - запрос цен (котировок) по выбору организаций на право заключения договора на поставку комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения (№04-45/22-2016/1396 от 15.04.2016) направлено Заявителю и организатору торгов по электронной почте. Заседание Комиссии Карельского УФАС России было назначено на 20.04.2016 в 12 часов 00 минут.

 

Доводы жалобы сводятся к следующему.

  1. В нарушении пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) организатором торгов в документации о проведении запроса цен не установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара, а также отсутствует конкретный перечень закупаемых товаров и их технические показатели.
  2. В нарушении пункта 1 статьи 2 Закона о закупках и пункта 4.7.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» (далее – Положение) организатором торгов необоснованно выбран способ закупки «запрос цен (котировок)», поскольку данный предмет закупки невозможно квалифицировать как «типовой».
  3. В нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, организатором торгов в документации о закупке не указано каким образом будут сравниваться заявки участников – резидентов и участников – нерезидентов, в том числе по какому валютному курсу, рассчитанному на какую дату, будет проводится сопоставление заявок – на дату подачи заявок, на дату вскрытия конвертов.

Кроме того, из формулировки пункта 2.1 проекта договора не ясно, каким образом будет формулироваться договорное условие о цене для поставщика резидента, указанное в данном пункте условие, не позволяет сделать вывод о том, будет ли цена договора выражена в рублях РФ, либо в валюте «Евро» с оплатой в рублях по валютному курсу.

Пунктом 13 раздела 1 документации о закупке предусмотрено, что «договор будет заключен с той организацией, предложение которой содержит наименьшую цену договора». Однако, при изменении курса «Евро» к рублю может возникнуть ситуация, при которой лицо, предложившее лучшую цену в заявке, в итоге будет исполнять договор по наибольшей цене.

Заявитель полагает, что в указанной ситуации единственно справедливым способом определения победителя является сопоставление и оценка заявок в единой валюте с дальнейшим указанием этой цены (и валюты) в договоре вне зависимости от страны регистрации участника закупки.

 

  1. В соответствии с пунктом 1.1 Раздела 3 документации в состав товара должна входить проектная документация, разработанная участником для строительства судна с использованием поставляемого оборудования. Пунктами 1.1 и 1.5 проекта договора (раздел 4 документации о закупке) предусмотрено, что состав проектной документации будет согласован в приложении № 2 к договору. Документация должна быть передана организатору торгов в течении 7 календарных дней после подписания договора с правом использования ее для строительства неограниченного количества судов для нужд ФГУП «Росморпорт» на территории Российской Федерации.

Таким образом, организатором торгов в один лот объединены различные виды закупаемых товаров: поставка оборудования и разработка проектной документации.

Кроме того, в документации о закупки содержится противоречие следующего содержания: в пункте 5.1 проекта договора «документация должна быть выполнена и поставлена на русском и английском языках, а в соответствии с пунктом 11 раздела 3 документации – проектная и эксплуатационная документация должны быть поставлены на русском языке.

 

  1. Документация о закупке не соответствует Положению, а именно: в соответствии с пунктом 10.4.5 Положения в течении трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок организатор торгов направляет победителю в проведении запроса цен проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем в заявке, при этом в соответствии с пунктом 13 раздела 1 документации «договор заключается не ранее чем через 3 дня и не позднее 20 дней после получения от ФГУП «Росморпорт» согласования крупной сделки».

 

  1. В соответствии с пунктом 5.8.1 Положения в целях обеспечения принципа информационной открытости закупок, а также в целях развития добросовестной конкуренции, на официальном сайте публикуется годовой план закупок товаров, работ, услуг.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о закупках установлено, что организатор торгов размещает в Единой информационной системе план закупок товаров, работ, услуг.

В момент проведения запроса цен (котировок) на ЕИС размещен план закупок, действующий на период с 09.02.2015 по 09.02.2016, обновленного плана закупок на текущий период организатором торгов в ЕИС не размещено.

 

  1. Раздел 3 «Техническое задание» документации о закупке содержит условия, исключающие возможность участия в закупке предприятий, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Так, в соответствии с пунктом 1.3 Технического задания поставляемое оборудование и компоненты должны быть изготовлены под надзором классификационного общества члена МАКО. После окончания строительных работ судно должно соответствовать классу КЕ*R3 Dredger.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте МАКО, единственным российским членом МАКО является Российский морской регистр судоходства (далее – РМРС), следовательно, в случае поставки товара производителем из РФ, такое оборудование должно быть изготовлено под наблюдением РМРС.

При этом в соответствии с пп. 1 п. 2.2.2 Тома 1 Правил классификации и постройки морских судов при постройке судна, или изготовлении оборудования для такого судна под надзором РМРС класс судна отмечается символом КЕ*.

Использованный в документации символ класса КЕ* описан в пп. 2 п. 2.2.2 Тома 1 и применяется только к судам и оборудованию, изготовленным под надзором другого (не РМРС) классификационного общества, являющегося членом МАКО.

С учетом изложенного, Заявитель полагает, что документация запроса цен содержит условия, необоснованно сужающие число хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в торгах.

 

  1. В проекте договора установлены разные условия оплаты товаров для поставщиков. Так, в соответствии с пп. б п. 3.2 проекта договора (раздел 4 документации): «40% от стоимости оборудования, указанной в пункте 2.1, в течении 5 (пяти) банковских дней с даты получения Заказчиком от Поставщика заверенной Поставщиком копии коносамента, подтверждающего отправку Оборудования Заказчику, а также заверенной Поставщиком копии договора страхования Оборудования на период доставки в место поставки, на основании счета Поставщика, при условии предоставления Поставщиком обеспечения исполнения своих обязательств в соответствии с требованиями п. 3.4 договора».

В соответствии со статьей 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон № 81-ФЗ) коносамент представляет собой документ, выдаваемый перевозчиком в подтверждении приема груза для перевозки морским транспортом.

Таким образом, условия договора создают заведомо выгодные условия участникам, которые намерены осуществить поставку морским транспортом. В данной ситуации российские производители, имеющие возможность поставить товар железнодорожным транспортом, или смешанным способом, теряют право на получение вышеуказанной суммы оплаты по формальным основаниям и вынуждены будут добиваться исполнения договорных обязательств в претензионном порядке либо через суд.

Указанные условия договора не могут рассматриваться как равные для всех участников закупки, что представляет собой нарушение общих принципов Закона о закупках и п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, Заявитель просит отменить проведение рассматриваемого запроса цен (котировок) и выдать организатору торгов предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

На рассмотрении жалобы представители Заявителя полностью поддержали доводы, изложенные в жалобе; пояснили, что АО «Завод гидромеханизации» является потенциальным участником обжалуемого запроса цен, подавало заявку на участие в нем.

Представители Организатора торгов с доводами Заявителя не согласны, на рассмотрении жалобы пояснили следующее.

  1. По результатам закупки организатор торгов планирует получить от потенциального Поставщика комплект оборудования, металлоконструкций, ЗИП, из которых можно в соответствии с переданной сопроводительной документацией изготовить несамоходный фрезерный земснаряд высокой производительности.

Пунктом 1.2 «Техническое задание» документации о закупке предусмотрены характеристики поставляемого Комплекта, которые являются значимыми для Организатора торгов.

Таким образом, указанные в документации требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам частей Комплекта не противоречат требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  1. Предметом запроса котировок цен является поставка комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности.

В техническом задании установлен исчерпывающий перечень требований к техническим и функциональным характеристикам закупаемой продукции, что позволяет сделать вывод о том, что производится закупка серийно производимых товаров, для которых существует функциональный рынок, в связи с чем, оценка заявок участников осуществляется только по критерию «Цена договора».

  1. Пунктом 12 документации о закупке установлено, что победителем запроса цен признается участник закупки, допущенный к участию в запросе и предложивший наименьшую цену договора.

В соответствии с пунктом 6 документации о закупке участники закупки, не являющиеся резидентами Российской Федерации, представляют свое предложение в ЕВРО, а участники закупки, являющиеся резидентами Российской Федерации – в Российских рублях.

Исходя из требований Гражданского кодекса РФ, в ходе открытых торгов оценка и сопоставление заявок участников для заключения договора с победителем при наличии курса валюты в качестве переменной, определяющей рублевый эквивалент цены, должны производиться единственно допустимым способом, а именно по курсу валюты на момент оценки и сопоставления заявок, когда в ходе выбора победителя фактически происходит акцепт поданной оферты (заключение договора).

Соответственно требования пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках организатором торгов исполнено в полном объеме.

  1. В пункте 1.1. раздела 1 документации о закупке указано, что поставленное оборудование и компоненты, собранные в максимально укрупненные блоки для строительства несамоходного фрезерного земснаряда с погружным насосом прямого привода, либо с приводом от двигателя грунтового насоса через редуктор с муфтой и встроенной свайной кареткой. Указанная информация никакого отношения к проектной документации не имеет.

В соответствии с документацией запроса цен участнику предлагается поставить комплект оборудования для строительства несамоходного фрезерного земснаряда на основе проектной документации, имеющийся у Поставщика.

  1. По мнению Организатора торгов, разночтения в части сроков заключения договора в документации о закупке отсутствуют.
  2. План закупок на 2016 год размещен в Единой информационной системе, что подтверждается активной ссылкой в извещении № 3160351841 от 05.04.2016 на соответствующую позицию плана закупок на 2016 год.
  3. Действующие правила классификации и постройки морских судов допускают возможность переквалификации и возможность постройки судна российскими судостроительными предприятиями на территории РФ под надзором иного, чем РМРС, Классификационного общества.

Организации – члены МАКО (в том числе РМРС) признают действительность документов, выданных другими членами МАКО, соответственно поставка оборудования, изготовленного под надзором РМРС не означает последующей невозможности постройки с использованием такого оборудования судна с классом КЕ*R3 Dredger.

  1. При составлении документации о закупке организатор торгов действовал исходя из технических возможностей приемки поставляемого комплекта на территории ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» с учетом отсутствия железнодорожных путей, грузоподъёмных сооружений, а также исходя из предполагаемой разумности участника закупки как принципа гражданско – правовых отношений и указало в проекте договора наименование документа, подтверждающего отправку комплекта – «коносамент».

В связи с изложенным, организатором торгов нарушений законодательства о закупках при проведении запроса цен (котировок) по выбору организаций на право заключения договора на поставку комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности не допущено.

Выслушав пояснения сторон, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о необходимости получения дополнительных пояснений от организатора торгов, в связи с чем объявила перерыв рассмотрения настоящего дела 12 часов 00 минут 22 апреля 2016 года. Возражений от присутствующих на заседании комиссии лиц не поступало.

Рассмотрения дела №04-45/22-2016 продолжилось 22 апреля 2016 года в назначенное время.

Письмами от 21.04.2016 исх. №197/14 (вх. № 1857 от 22.04.2016) и от 19.04.2016 исх. № 193/05 от 19.04.2016 (вх. № 1757 от 19.04.2016) АО «Завод гидромеханизации» представило дополнение к жалобе.

Письмом исх. от 22.04.2016 № 793 (вх. № 1864 от 22.04.2016) ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» представило письменные возражения по дополнительным доводам Заявителя.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Карельского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

Решением единственного участника ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» от 09.02.2015 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод».

Извещение о проведении закупки размещено в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в редакции № 4 – 11.04.2016.

Документация по запросу цен утверждена директором ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» В.Б. Майзус 11.04.2016 и опубликована в ЕИС 11.04.2016.

Предметом контракта является поставка комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности (извещение № 31603518041 на http://www.zakupki.gov.ru)

Начальная максимальная цена договора – 6 900 000 евро.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупкам по вскрытию конвертов с заявками в запросе цен на участие в закупке было подано 2 (две) заявки – от АО «Завод гидромеханизации» (Россия, г. Рыбинск) и Damen Shipyards Gorinchem (Нидерланды).

Заявка АО «Завод гидромеханизации» признана не соответствующей требованиям, указанным в документации по запросу цен, поскольку не соответствует срок поставки оборудования (Заказчиком заявлен срок поставки - не позднее 20 мая 2016 года). Участник в заявке указал «Срок поставки 8 месяцев».

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В части довода заявителя об отсутствии в документации о закупке требований к техническим и функциональным характеристикам товара, а также конкретного перечня закупаемых товаров и их показателей, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Статьей 1 Закона о закупках указано, что целями регулирования настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» жалоба АО «Завод гидромеханизации» с целью оперативного реагирования рассматривается только на предмет организации и проведение торгов, антимонопольный орган оценивает действия организатора торгов с точки зрения соблюдения порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что информация о проведении обжалуемого запроса цен размещена в Единой информационной системе.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что пункты с 1.1 по 11 Технического задания документации о закупке содержат требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Кроме того, Заявителем была подана заявка на участие в данном запросе цен, в которой были указаны в том числе характеристики товара, таким образом довод Заявителя о невозможности сформировать заявку (подать предложение) является необоснованным.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Карельского УФАС России не усматривает в действиях организатора торгов нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

В части доводов о неправильном выборе организатором торгов способа закупки, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пунктом 4.1.1. Положения организатором торгов предусмотрены следующие способы закупки: открытый аукцион, конкурс (открытый одноэтапный конкурс (открытый конкурс), закрытый конкурс, многоэтапный конкурс), открытый запрос цен (запрос котировок, запрос котировок цен), открытый запрос предложений (запрос предложений), закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В пункте 4.1.5. Положения указано, что способ закупки определяется в соответствии с действующим законодательством и ежегодным планом закупок Общества.

Согласно пункту 4.4.1. Положения запрос котировок цен (запрос котировок, запрос цен) является конкурентной процедурой закупки, при которой информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на Официальном сайте, извещения о проведении запроса цен.

Заказчик вправе проводить запрос цен не с целью определения победителя, а в случае, когда необходимо определить начальную (максимальную) цену договора для дальнейшего проведения торгов. При этом цель определения начальной (максимальной) цены договора должна быть четко отражена в документации по проведению запроса цен (пункт 4.4.2 Положения).

В случае если планируется закупка серийно производимых товаров, типовых работ или услуг, для которых есть функционирующий рынок, и сравнивать которые возможно только по их ценам и Заказчиком принято решение об использовании при выборе победителя единственного критерия «цена договора», то принимается решение о закупке путем проведения запроса цен (запроса котировок) (пункт 4.7.2 Положения).

В пункте 6 части 6 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать перечень прилагаемых к жалобе документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо подавшее жалобу на соответствующие действия организатора торгов в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что комплект оборудования закупаемый ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» не является серийно производимым товаром, для которого отсутствует функционирующий рынок.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о том, что доводы заявителя о неправильном выборе организатором торгов способа закупки не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

 

В части доводов о допущенных организатором торгов нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

В разделе 4 документации о закупке указано, что цены на поставку товара, содержащиеся в Заявке, должны быть выражены: для участников, не являющихся резидентами Российской Федерации -  в ЕВРО; для участников, являющихся резидентами Российской Федерации - в Российских рублях; начальная (максимальная) цена договора указана без учета НДС.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии со статьей 485 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

Если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором, а если он договором не предусмотрен, на момент, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящим пунктом, применяются, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором и не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, исходя из требований Гражданского кодекса РФ в ходе открытых торгов оценка и сопоставление заявок участников для заключения договора с победителем при наличии курса валюты в качестве переменной, определяющей рублевый эквивалент цены, должны производиться по курсу валюты на момент оценки и сопоставления заявок, поскольку в ходе выбора победителя фактически происходит акцепт поданной оферты (заключение договора).

Согласно пояснений представителя организатора торгов, порядок применения участником закупки при формировании цены договора курса валюты в документации о закупке не установлен, поскольку для оценки цены предложения участника, производной от курса валюты, предусмотрен Гражданским Кодексом РФ.

Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу, что нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в действиях организатора торгов отсутствуют, поскольку во – первых документация о закупке содержит сведения о начальной (максимальной) цене договора, а во - вторых согласно документации о закупке цена договора устанавливается в соответствии с заявкой участника закупки, которая подразумевает выбор только одной валюты (либо рубли, либо евро), проект договора не дает право участнику закупки выбрать валюту на стадии заключения договора, так как используется цена и валюта, указанная в заявке победителя запроса цен.

 

В части довода заявителя об объединении организатором торгов в один предмет закупки поставку оборудования и разработку проектной документации, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В разделе 3 «Техническое задание» документации об аукционе организатором торгов установлены технико-эксплуатационные требования на поставку для ООО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности.

В пункте 11 раздела 3 «Техническое задание» документации о закупке указано, что проектная и эксплуатационная документация должны быть поставлены на русском языке.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что документация о закупке не содержит требования к участникам закупке о разработке проектной документации, согласно технического задания участнику закупки необходимо поставить уже имеющуюся проектную документацию на комплект оборудования, металлоконструкции, ЗИП для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности.

Таким образом, довод жалобы заявителя в части объединения в один предмет закупки товаров, работ и услуг, технологически не связанных между собой, не нашел своего подтверждения.

 

В части довода заявителя о несоответствии документации о закупке Положению, а именно в части сроков и порядка заключения договора, Комиссия Карельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 14.5 Положения договор заключается в течение 20 календарных дней со дня размещения на официальном сайте протокола, составленного по результатам закупки и определяющего участника закупки, с которым заключается договор. В случае, если в соответствии с уставом Общества сделка будет являться для Заказчика крупной, или по иным основаниям потребует одобрения путем принятия соответствующего решения единственного участника, то договор заключается в течение 20 дней после принятия соответствующего решения.

Частью 13 документации о закупке предусмотрено, что договор будет заключен с той организацией, предложение которой содержит наименьшую цену договора. Договор заключается не ранее, чем через 3 дня и не позднее 20 дней после получения от ФГУП «Росморпорт» согласования крупной сделки.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в Положении и в документации предельный сроком для заключения договора составляет не позднее 20 дней. При этом, организатором торгов в документации о закупке установлен срок, ранее которого заключение договора невозможно.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что Положение должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми порядок заключения договора направлен на обеспечения участника закупки возможности реализации их прав на обжалование действий (бездействий) организатора торгов в антимонопольный орган по процедуре, установленной статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, установление в документации о закупке срока, ранее которого заключение договора невозможно не нарушает права и законные интересы участников закупки.

 

В части довода Заявителя о не размещении на официальном сайте годового плана закупок, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В части 1.4 «Термины, определения и сокращения, используемые в Положении» Положения указано, что Официальный сайт – это Официальный сайт Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (www.zakupki.gov.ru).

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что годовой план закупок ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» размещен в Единой информационной системе, обжалуемая заявителем закупка в данном плане имеется.

Таким образом, нарушение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках в действиях организатора торгов не установлено.

Кроме того, Комиссией Карельского УФАС России установлено, что заявителем была подана заявка на участие в запросе цен на поставку комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности. В своей заявке АО «Завод гидромеханизации» сообщает о согласии участвовать в запросе цен на условиях, установленных в указанных выше документах. АО «Завод гидромеханизации» дало согласие поставить товары, предусмотренные запросом цен в соответствии с требованиями Документации и на условиях. АО «Завод гидромеханизации» ознакомлено с материалами Технического задания на поставку товаров, влияющими на стоимость договора. В случае, если предложение будет признано лучшим, берет на себя обязательства подписать договор с Заказчиком на поставку товаров в соответствии с требованиями Документации и условиями исполнения договора, изложенными в настоящей заявке не ранее, чем через три дня и не позднее 20 дней после получения от ФГУП «Росморпорт» согласования крупной сделки.

Необходимо отметить, что от АО «Завод гидромеханизации» запросы на разъяснения положений документации о закупке организатору торгов не направлялись.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что доводы, изложенные в жалобе о нарушении организатором торгов требований законодательства, не послужили препятствием для подачи заявки АО «Завод гидромеханизации» на участие в запросе цен.

 

В части доводов об условиях, исключающих возможность участия в закупке предприятий, осуществляющих деятельность на территории РФ, а также об установлении в проекте договора разных условий оплаты товаров для поставщиков, Комиссия Карельского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пояснениям представителя Заявителя, использованный в документации символ класса КЕ* описан в пп. 2 п. 2.2.2 Тома 1 и применяется только к судам и оборудованию, изготовленным под надзором другого (не РМРС) классификационного общества, являющегося членом МАКО, указанное условие, необоснованно сужает число хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в торгах.

Указанные условия документации о закупке не могут рассматриваться как равные для всех участников закупки, что представляет собой нарушение общих принципов Закона о закупках и пункта 2 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Частью 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссией Карельского УФАС России при рассмотрении жалобы АО «Завод гидромеханизации» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По мнению ФАС России, изложенном в письме от 19.02.2015 №АЦ/7404/15 «О направлении разъяснений по применению норм ФЗ «О защите конкуренции», в случае обнаружения в рамках рассмотрения жалобы  в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» признаков нарушения статей 15 и 17 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия антимонопольного органа вправе отразить такой факт в мотивировочной части (без констатации в резолютивной части) и передать материалы жалобы в соответствующее структурное подразделения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Завод гидромеханизации» на действия организатора торгов ООО «Онежский судостроительно – судоремонтный завод» при проведении запроса цен (котировок) по выбору организаций на право заключения договора на поставку комплекта оборудования, металлоконструкций, ЗИП, проектной документации для строительства несамоходного фрезерного земснаряда высокой производительности (извещение № 31603518041 на http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Передать материалы рассмотрения жалобы АО «Завод гидромеханизации» должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны