Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/25-2016 по жалобе О... от 24 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/25-2016

   

19 мая 2016 года                                                                                                   г. Петрозаводск 

                                   

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе: «….»

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «Авиакомпания «Северо-Запада» на действия организатора торгов - БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия (воздушных судов, вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук), сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №210316/6662433/01,

в присутствии:

- представителей организатора торгов - «….»;

- представителя  специализированной организации - «….»;

- представителя АО «ВАП» - «….»;

- заместителя Карельского транспортного прокурора «….»

,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба ООО «Авиакомпания «Северо-Запада» на действия организатора торгов - БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия (воздушных судов, вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук), сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №210316/6662433/01.

ООО «Авиакомпания «Северо-Запада» ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей заявителя.

Доводы  жалобы ООО «Авиакомпания «Северо-Запада»   сводятся к следующему.

Изучив содержание аукционной документации, ООО «Авиакомпания «Северо- Запад» выявило положения, несоответствующие требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 и решения Карельского УФ АС России от 14 октября 2015 года по жалобе № 04-45/43-2015, поданной ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» на действия организатора торгов - БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия - воздушных судов, а именно - вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (извещение № 090915/0003085/01 от 09.09.2015).

На основании части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно п. 2 раздела 2 аукционной документации и п. 2.1 проекта договора аренды, являющего обязательным приложением к аукционной документации, Арендатор в течение одного месяца с момента подписания указанного Договора обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам в силу статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации:

  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 года - задолженность составляет 5 900 000 (Пять миллионов девятьсот тысяч) рублей;
  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 года -задолженность составляет 9 300 000 (Девять миллионов триста тысяч) рублей;

- Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» №30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014 года -задолженность составляет 5 955 866 (Пять миллионов девятьсот пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей;

- Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и № 14зп-14 на выполнение работ по капитальному ремонту вертолета МИ-8Т от 14.11.2014 года - задолженность составляет 27 785 121 (Двадцать семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 88 копеек.

Однако аукционная документация не содержит проекта трехстороннего соглашения, либо информации о его существенных условиях, в частности о сроках и порядке погашения задолженности. При этом размер задолженности является весьма значительным. Учитывая, что по итогам проведения аукциона победитель торгов обязан принять обязательства по договорам в полном объеме, потенциальные участники торгов должны быть ознакомлены с содержанием всех принимаемых договорных обязательств, в том числе, с содержанием проекта трехстороннего соглашения, либо с содержанием его существенных условий.

Отсутствие графика погашения задолженности не позволяет потенциальным участникам торгов, в том числе Заявителю, оценить привлекательность проводимых торгов, рассчитать свой экономический интерес и свои экономические риски. Как отметил в своем решении Карельский УФАС России, наличие указанных сведений может оказать существенное влияние на решение потенциальных участников принять участие в торгах, отсутствие указанных сведений, напротив, может привести к сужению круга заинтересованных лиц, желающих принять участие в нем. Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения заказчиком, в рассматриваемом случае, наибольшего размера арендной платы по договору аренды воздушного судна.

В качестве согласия кредиторов на перевод долга пункт 2 раздела 2 Аукционной документации ссылается на письма ОАО «Уральский завод гражданской авиации» от 01.09.2015 №5532/3/2015 и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» от 31.08.2015 №26610, которые были предоставлены по запросу Комиссии Карельского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «Авиакомпания «Северо- Запад». Однако актуальность позиции кредиторов, изложенной в указанных письмах, равно как и сама возможность заключения предусмотренных аукционной документацией трехсторонних соглашений о переводе долга, вызывает серьезные сомнения в виду того, что с октября 2015 года состояние задолженности по обязательствам Арендодателя - БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», связанным с ремонтом воздушных судов (далее – ВС), выставленных на аукцион для сдачи в аренду, изменилось.

ОАО «Уральский завод гражданской авиации» обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по обоим договорам. Решением от 20.10.2015 арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил в полном объеме, взыскал с БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» в пользу АО «УЗГА» 17 273 269 руб. 65 коп., из них: 15 251 450 руб. задолженности, 2 021 819 руб. 65 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 108 944 руб. Суд также взыскал с Учреждения в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 422 руб. БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, который постановлением от 04.02.2016 оставил решение суда без изменения. 09.03.2016 БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» обратилось в Арбитражный суд РК с заявлением о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу № А26-5867/2015. Определением суда от 31.03.2016 заявление удовлетворено частично; БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» предоставлена рассрочка исполнения решения суда от 20.10.2015 по делу № А26-5867/2015 на общую сумму 17 382 213 руб. 65 коп, сроком на 18 месяцев, начиная с апреля 2016 года ежемесячно по 965 678 руб. со сроком уплаты 28-е число каждого месяца, последний платеж - в сумме 965 687 руб. 65 коп.

ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» 04.02.2016 обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» задолженности в размере 15 585 732 руб., которое Определением суда от 17.03.2016 принято к производству. Судебное заседание назначено на 16.05.2016.

Согласно п.п. 114 и 115 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 проект договора аренды воздушного судна без экипажа (далее - Договор) является обязательным приложением к аукционной документации; при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

В соответствии с п. 3.1 проекта договора аренды, являющегося обязательным приложением к аукционной документации, ВС, предоставляемые Арендодателем по Договору, должны отвечать всем техническим требованиям, предъявляемым к воздушным судам данного типа, устанавливаемым соответствующими нормативными документами в области регулирования деятельности гражданской авиации РФ, а также соответствовать всем требованиям летной годности.

Пунктом 1 статьи 36 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Однако в п. 2 раздела 2 аукционной документации содержится информация о том, что сроки действия сертификатов летной годности всех ВС уже истекли. Таким образом, проект Договора содержит недостоверную информацию.

2.1.4. В соответствии с п. 3.1 проекта договора аренды ВС (RA-24112, заводской № 98839685, 08.01.1988 года выпуска) передается Арендатору в неисправном состоянии и находится на авиаремонтном заводе в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 2 раздела 2 аукционной документации задолженность Арендодателя перед ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» за выполнение работ по капитальному ремонту указанного вертолета составляет 27 785 121 (Двадцать семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 88 коп.

Таким образом, по договору аренды арендатор принимает на себя существенный долг Арендодателя, который невозможно сразу погасить, обязан платить арендную плату, но не получает возможности эксплуатировать указанное ВС.

При этом в соответствии с п. 8.4 проекта договора аренды в случае возврата ВС в технически неисправном состоянии, либо снижения летной годности по сравнению с летной годностью ВС при передаче их в аренду. Арендатор выплачивает денежную компенсацию в размере рыночной стоимости восстановления ВС.

При формировании условий аукциона организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов, эффективно использовать государственную собственность, соблюдая публичность, открытость и прозрачность предоставления имущества в аренду, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, а также соблюдая требования статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Неразмещение в составе аукционной документации информации о сроках и порядке погашения задолженности по обязательствам Арендодателя, которую по итогам проведения аукциона победитель торгов обязан принять на себя в полном объеме при фактическом отсутствии согласия кредиторов на перевод долга, может привести к ограничению количества участников открытого аукциона и противоречит требованиям части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В аукционной документации и в проекте договора аренды воздушного судна без экипажа, который является обязательным приложением к аукционной документации, и внесение изменений в который при заключении и исполнении договора по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, имеются положения, требующие внесения изменений в виду их недостоверности и невозможности исполнения сторонами.

В результате рассмотрения жалобы, Комиссией Карельского УФАС России, установлено следующее.

21 марта  2016 года на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение №210316/6662433/01 и аукционная документация по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики.

Предметом аукциона являются:

  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24499, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушное судно серия АА № 008011 от 12.01.2015, свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1615 от 19.12.2007, сертификат летной годности гражданского воздушного судна № 2132130110 от 06.05.2013, срок действия сертификата до 06.05.2015.
  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24574, заводской номер <...> ; дата выпуска 01.02.1988; свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушные судна серия АА № 008012 от 12.01.2015, свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1685 от 19.12.2007, сертификат летной годности гражданского воздушного судна № 2132130280 от 10.06.2013, срок действия сертификата до 10.06.2015.
  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24575, заводской номер <...> ; дата выпуска 02.02.1988; свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушные судна серия АА № 008326 от 13.03.2015, свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1686 от 19.12.2007 сертификат летной годности гражданского воздушного судна № 2132120202 от 06.11.2012, срок действия сертификата до 06.11.2014.
  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т RA-24112, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988 свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушные судна серия АА № 008325 от 13.03.2015, свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1907 от 19.12.2007, сертификат летной годности гражданского воздушного судна №2132130195 от 16.12.2013, срок действия сертификата до 07.12.2015.

Воздушные суда принадлежат БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» на праве оперативного управления. Балансодержатель - БУ РК «Аэропорт Петрозаводск».

Организатор аукциона - БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».

Специализированная организация по проведению торгов - ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» (ул. Гоголя, д. 12, г.Петрозаводск, Республика Карелия).

Аукционная документация утверждена заместителем  генерального директора по авиационной безопасности и поисковому аварийно-спасательному обеспечению полетов БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» А.Г.Глодевым.

Способ передачи в аренду – заключение с победителем аукциона договора аренды на срок: с момента принятия воздушных судов по акту приема-передачи до 31 декабря 2018 года (с возможностью пролонгации договора аренды на тот же срок).

Начальный размер годовой арендной платы на аукционе – 1 380 000 руб. 00 коп. (в том числе НДС – 18%), без учета платы за 1 летный час каждого воздушного судна, который составляет 3 000 руб. 00 коп., в том числе НДС -18%. 

Рекомендуемая начальная величина годовой арендной платы установлена на основании Отчета №0116-3890 об оценке рыночной стоимости права владения и пользования на условиях договора аренды (размера годовой арендной платы) за вертолеты Ми-8Т от 10.02.2016.

Шаг аукциона – 69 000 руб. 00 коп. Внесение задатка не требуется.

Сроки и форма платежа – ежемесячные платежи в размере 1/12 от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона в виде денежных средств. Оплата арендных платежей производится ежемесячно за 5 (пять) календарных дней до начала календарного расчетного месяца.

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.

Дополнительная информация:

Арендатор обеспечивает осуществление пассажирских  перевозок в межнавигационный период по маршруту «Петрозаводск – Сенная Губа – Кижи – Петрозаводск» в течение срока действия Договора аренды в объеме оборотных полетов при регулярном сообщении. В объеме (30 рейсов в 2016 г., 30 рейсов в 2017 г., 30 рейсов в 2018 г.), график выполнения которых дополнительно согласовывается с Арендодателем.

По итогам аукциона Арендатор несет расходы на содержание ВС, а также расходы, возникающие в связи с их эксплуатацией. Арендатор также принимает на себя все имеющиеся у Арендодателя на момент заключения Договора аренды обязательства, связанные с ремонтом и поддержанием ВС в технически исправном состоянии. Арендатор обязуется произвести полную оплату по указанным обязательствам в течение срока действия настоящего Договора.

Арендатор в течение одного месяца с момента подписания Договора аренды обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам в силу статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации:

  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 – задолженность составляет 5 900 000 (Пять миллионов девятьсот тысяч) рублей;
  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» № 8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 – задолженность составляет 9 300 000 (Девять миллионов триста тысяч) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» № 30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014 – задолженность составляет 5 955 866 (Пять миллионов девятьсот пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и № 14зп-14 на выполнение работ по капитальному ремонту вертолета МИ-8Т от 14.11.2014 - задолженность составляет 27 785 121 (Двадцать семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 88 копеек.

Договор аренды заключается между Организатором торгов и победителем аукциона в соответствии с Гражданским кодексом РФ и приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 не ранее 10 дней после подписания протокола об итогах аукциона.

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих подать такие заявки, но столкнувшихся с какими-либо препятствиями.

Жалоба АО «ВАП» соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»). Антимонопольному органу необходимо оценить соответствие действий организатора торгов, аукционной комиссии порядку проведения торгов, установленному соответствующим нормативным правовым актом.

Комиссия Карельского УФАС России не связана доводами жалобы.

Дополнительно Комиссия Карельского УФАС России констатирует факт направления в антимонопольный орган обращения Карельской транспортной прокуратуры (исх.от 18.05.2016  №23/1-12-2016). В обращении указывается, что транспортной прокуратурой осуществляется постоянный надзор за соблюдением требований законодательства в организациях транспорта Республики Карелия, в том числе в БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».

В рассматриваемой аукционной документации предусмотрено обременение Арендатора в виде обязательств по договорам с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» путем заключения 3-х стороннего договора перевода долга между Арендодателем (БУ РК «Аэропорт Петрозаводск»), Арендатором (лицо выигравшее торги) и кредитором (ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания»).

При этом заказчик указывает, что в настоящее в судебном порядке ведется урегулирование споров о взыскании задолженности по указанным договорам, в связи с чем БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не может определить в аукционной документации сроки и порядок оплаты задолженности.

Комиссия Карельского УФАС Росс отмечает, что данные обстоятельства не могут служить основанием для нарушения требований, установленных к содержанию документации о торгах. Если заказчик не имеет возможности определить предмет договора в полном объеме, а так же  условия исполнения передаваемых по договору обязательств, включение таких обязательств в аукционную документацию не допустимо. 

По информации, указанной в обращении транспортной прокуратуры, стоимость одного летного часа в аукционной документации на право заключения договора аренды государственного имущества - воздушных судов (вертолетов гражданского типа Ми-8Т), составляет 3 тысячи рублей, что является прямыми убытками бюджета Республики Карелия, тогда как в настоящее время стоимость летного часа вертолетов гражданского типа Ми-8Т составляет более 100 тысяч рублей.

По мнению транспортной прокуратуры, передача данного имущества в аренду сторонним организациям влечет за собой неэффективное управление государственным имуществом, массовое сокращение численности работников БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», отсутствие возможности транспортного обеспечения населения, воспрепятствование развитию туризма на территории Республики, своевременного оказания медицинской помощи и всплеску социальной напряженности в Республике Карелия.

В целях недопустимости нарушений федерального законодательства в сфере использования государственного имущества транспортная прокуратура просит рассмотреть вопрос об аннулировании процедуры торгов о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия - 4-х воздушных судов (вертолетов гражданского типа Ми-8Т).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Согласно части 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Государственное имущество, - вертолеты гражданского типа Ми-8Т, выставленное на торги, закреплено за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на праве оперативного управления».

Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила проведения торгов).

Настоящие правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Нормативное закрепление процедуры проведения торгов обеспечивает соблюдение принципа открытости и прозрачности торгов, объективное рассмотрение поданных претендентами заявок и их оценку на основании единых требований и критериев, тем самым исключая субъективную оценку организатора торгов, конкурсной комиссии при принятии соответствующего решения.

 Согласно пункту 110 Правил проведения торгов документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что предметом рассматриваемого аукциона является право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия (4 вертолетом гражданского типа Ми-8Т).

Приложением №2 к аукционной документации является проект договора аренды воздушного судна без экипажа (без предоставления услуг по управлению и технического обслуживания), далее – проект договора аренды ВС.

Согласно пункту 1.1. проекта договора аренды ВС арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное пользование и владение, принадлежащие арендодателю воздушные суда, а именно вертолеты гражданского типа Ми-8Т в количестве 4 штук с целью использования для воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты, грузов, разрешенных к перевозке на борту гражданских воздушных судов данного типа и авиационных работ на территории РФ. 

В пункте 2.1 проекта договора аренды ВС указано, что Арендатор в течение всего срока действия Договора обязан поддерживать исправное летно-техническое состояние арендованных ВС, включая осуществление оперативного и периодического технического обслуживания, текущего и капитального ремонта.

Пунктом 2.3. проекта договора аренды ВС, а также разделом 2 аукционной документации предусмотрено, что арендатор также принимает на себя все имеющиеся у Арендодателя на момент заключения настоящего Договора обязательства, связанные с ремонтом и поддержанием ВС в технически исправном состоянии. Арендатор обязуется произвести полную оплату по указанным обязательствам в течение срока действия настоящего Договора.

Арендатор в течение одного месяца с момента подписания настоящего Договора обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам в силу статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации:

  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 года – задолженность составляет 5 900 000 (Пять миллионов девятьсот тысяч) рублей;
  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 года - задолженность составляет 9 300 000 (Девять миллионов триста тысяч) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» №30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014 года –задолженность составляет 5 955 866 (Пять миллионов девятьсот пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и № 14зп-14 на выполнение работ по капитальному ремонту вертолета МИ-8Т от 14.11.2014 года – задолженность составляет 27 785 121 (Двадцать семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 88 копеек.

Таким образом в аукционной документации и проекте договора аренды ВС организатор торгов предусмотрел обязательное условие о принятии победителем торгов обязательств арендодателя по нескольким договорам с кредиторами арендодателя в полном объёме, путём заключения трёхсторонних договоров перевода долга между арендодателем, арендатором и кредиторами по данным договорам.

Договор аренды ВС в пункте 2.1 содержит не имеющее прямого отношения к аренде условие, согласно которому арендатор в течение одного месяца с момента подписания договора аренды воздушных судов обязуется принять на себя все обязательства арендодателя по нескольким договорам с кредиторами арендодателя в полном объёме, путём заключения трёхсторонних договоров перевода долга между арендодателем, арендатором и кредиторами по данным договорам. Таким образом, предложенный на аукционе договор аренды воздушных судов является смешанным: в нём содержатся элементы договора аренды воздушного судна без экипажа и элементы предварительного соглашения об исполнении обязательства третьим лицом.

Правила проведения торгов регламентируют порядок заключения договоров аренды государственного имущества.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В соответствии с частью 2 статьи 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Статья 642 ГК РФ определяет, что по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (статья 646 ГК РФ).

Проектом договора аренды (п.6.2 и 6.3) регламентирован порядок расчетов по договору аренды: размер ежемесячной арендной платы устанавливается исходя из договорной стоимости, указанной в Приложении № 2 к настоящему Договору.

Оплата производится Арендатором в следующем порядке:

- постоянная составляющая оплачивается Арендатором за 5 (пять) календарных дней до начала календарного расчетного месяца, на основании выставленного Арендодателем счета, путём безналичного перечисления денежных средств на расчётный счёт Арендодателя;

- переменная составляющая оплачивается Арендатором до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным в сумме, определяемой пропорционально количеству летных часов за расчетный период.

Анализ положений ГК РФ свидетельствует о том, что существенными условиями договора аренды являются его предмет (объект – ВС) и размер арендной платы.

В пункте 2.5 проекта договора аренды ВС четко прописано, что настоящий Договор является исключительно договором аренды и Арендатор, на основании настоящего Договора, не приобретает права собственности, преимущественного права покупки или иного имущественного права на ВС, за исключением прав, указанных в настоящем Договоре.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что по результатам проведения обжалуемого аукциона между БУ РУ «Аэропорт «Петрозаводск» и победителем аукциона в соответствие с требованиями Правил проведения торгов заключается именно договор аренды. Включение в указанный договор условия, согласно которому арендатор в течение одного месяца с момента подписания договора аренды воздушных судов обязуется принять на себя все обязательства арендодателя по нескольким договорам с кредиторами арендодателя в полном объёме, путём заключения трёхсторонних договоров перевода долга между арендодателем, арендатором и кредиторами по данным договорам не имеет прямого отношения к договору аренды и противоречит пункту 110 Правил проведения торгов.

Подпунктом 15 пункта 114 Правил проведения торгов установлено, что документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В пункте 7 раздела 2 аукционной документации указано, что по требованию участников возможен осмотр имущества передаваемого в аренду Вертолета гражданского тип Ми-8Т № RA-24499, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988 г.;

Вертолета гражданского тип Ми-8Т № RA-24574, заводской номер <...> ; дата выпуска 01.02.1988 г.;

Вертолета гражданского тип Ми-8Т № RA-24575, заводской номер <...> ; дата выпуска 02.02.1988 г.

Вертолет гражданский типа Ми-8Т RA-24112, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988 г. находится в неисправном состоянии на авиаремонтном заводе по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 12. Осмотр возможен по предварительной договоренности.

 При этом заявки на участие в осмотре подаются не позднее двух рабочих дней до даты осмотра имущества в Фонде по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, 12 с 9 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. (время московское), или по телефону: 78-36-75.

Таким образом, в документации об аукционе, размещенной на официальном сайте торгов по извещению №210316/6662433/01, отсутствует информация о дате, времени и графике проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору.

Из условий п.7.1.1 и 7.2.1 проекта договора аренды ВС следует, что арендодатель обязан передать воздушные судна во владение и пользование (аренду) Арендатору в аэропорту г.Петрозаводск (за исключением ВС RA-24112, которое передается Арендатору в неисправном состоянии на авиаремонтном заводе в г. Санкт-Петербург) по актам приёма-передачи на условиях настоящего Договора в состоянии, соответствующем условиям настоящего Договора. Арендатор обязан принять воздушные судна и подписать акты приема-передачи в аэропорту г.Петрозаводск, на авиаремонтном заводе в Санкт-Петербурге.

Заключение договора участником аукциона в случае признания его победителем определяет условия исполнения договора, для чего необходима квалифицированная, тщательная и объективная оценка состояния имущества.

Установление четких сроков осмотра позволяет исключить злоупотребления со стороны организатора конкурса и обеспечить право всех заинтересованных лиц на проведение технического аудита имущества.

Таким образом, действия организатора торгов по неуказанию в документации об аукционе даты, времени и графика проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору, являются нарушением подпункта 15 пункта 114 Правил.

Относительно довода ООО «Авиакомпания «Северо-Запада» о не соответствии предоставляемых по договору воздушных судов требованиям летной годности, Комиссия Карельского УФАС отмечает следующее.

На рассмотрение жалобы организатором торгов представлены документы, подтверждающие соответствие воздушных судов требованиям летной годности, а именно:

  • Сертификат летной годности гражданского воздушного судна (Ми-8Т RA-24575, заводской номер <...> )  №2132150155 (срок действия Сертификата до 03.02.2017) выдан 04.02.2015;
  • Сертификат летной годности гражданского воздушного судна (Ми-8Т № RA-24499, заводской номер <...> ) №2132150028 (срок действия Сертификата до 16.04.2017) выдан 17.04.2015;
  •  Сертификат летной годности гражданского воздушного судна (Ми-8Т № RA-24574, заводской номер <...> ) №2132150027 (срок действия Сертификата до 26.05.2017) выдан 27.05.2015.

Вместе с тем, Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в разделе 2 (пункт 2) аукционной документации отражена иная информация, в частности указано:

  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24499, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988 г., свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушное судно серия АА № 008011 от 12.01.2015 г., свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1615 от 19.12.2007 г., сертификат летной годности гражданского воздушного судна № 2132130110 от 06.05.2013 года, срок действия сертификата до 06.05.2015.
  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24574, заводской номер <...> ; дата выпуска 01.02.1988 г.; свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушные судна серия АА № 008012 от 12.01.2015 г., свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1685 от 19.12.2007 г., сертификат летной годности гражданского воздушного судна № 2132130280 от 10.06.2013 года, срок действия сертификата до 10.06.2015.
  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24575, заводской номер <...> ; дата выпуска 02.02.1988 г.; свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушные судна серия АА № 008326 от 13.03.2015 г., свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1686 от 19.12.2007 г. сертификат летной годности гражданского воздушного судна № 2132120202 от 06.11.2012 года, срок действия сертификата до 06.11.2014.
  • Вертолет гражданский типа Ми-8Т RA-24112, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988 г. свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на воздушные судна серия АА № 008325 от 13.03.2015 г.,  свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 1907 от 19.12.2007 г., сертификат летной годности  гражданского воздушного судна № 2132130195 от 16.12.2013 года, срок действия сертификата до 07.12.2015.

Таким образом, несмотря на наличие действующих сертификатов летной годности, до потенциальных участников торгов в аукционной документации доведена недостоверная информация.

Согласно части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При формировании условий аукциона организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов, эффективно использовать государственную собственность, соблюдая публичность, открытость и прозрачность предоставления имущества в аренду, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, а также соблюдая требования статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Неразмещение в составе аукционной документации даты, времени и графика проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору; указание недостоверной информации о сертификатах летной годности воздушных судов, а также включение в договор аренды недопустимо расширительного перечня обязательств может свидетельствовать об отсутствии интереса БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» в привлечении максимального числа участников, может привести к ограничению количества участников открытого аукциона и противоречит требованиям Правил проведения торгов, а также части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 18.1  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия Карельского УФАС России

 
 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Авиакомпания «Северо-Запада» на действия организатора торгов – БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №210316/6662433/01) обоснованной;

2. Признать факт нарушения организатором торгов – БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (извещение №210316/6662433/01):

- подпункта 15 пункта 114 Правил проведения торгов, выразившегося в  неуказании в документации об аукционе даты, времени и графика проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору;

- пункта 110 Правил проведения торгов, выразившегося во включении в аукционную документацию и проект договора аренды ВС  условия о принятии арендатором в течение одного месяца с момента подписания договора аренды воздушных судов обязательств арендодателя по нескольким договорам с кредиторами арендодателя в полном объёме, которые не имеют прямого отношения к договору аренды и передаваемому по договору аренды государственному  имуществу, и возникли задолго до проведения аукциона;

- части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  размещении информации о проведении аукциона и утверждении аукционной документации с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и Правил проведения торгов;

  1. Выдать  БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» обязательное для исполнения предписание  об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №210316/6662433/01).

 

Заместитель Председателя Комиссии:

     _______________

  «….»

 

Члены Комиссии:

 

 

          _______________

                            

                   _______________           

 

 

«….»

 

«….»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-45/25-2016

 об аннулировании торгов

 

19 мая 2016 года                                                                                          г.Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению жалобы № 04-45/06-2016 в составе:

«….»

 

 

по итогам рассмотрения жалобы ООО «Авиакомпания «Северо-Запада» на действия организатора торгов - БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия (воздушных судов, вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук), сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №210316/6662433/01, руководствуясь статьями  18.1, 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года                         № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании решения от  28 января 2016 года                   № 04-45/06-2016,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего предписания аннулировать открытый аукцион на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия (воздушных судов, вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве четырех штук) сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №210316/6662433/01.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 дней со дня его исполнения.

Заместитель Председателя Комиссии:

     _______________

  «….»

 

Члены Комиссии:

 

 

          _______________

                             

                   _______________           

 

 

«….»

 

«….»

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны