Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/41-2016 от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/41-2016

   

09 сентября 2016 года                                                                                                  г.Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе: ***

 

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ИП *  (вх. №3886 от 26.08.2016, вх.№3904 от 26.08.2016) на действия организатора торгов - Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км² (предмет аукциона - право на заключение договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км², для рекреационных целей и размещения на акватории плавательных средств (http://torgi.gov.ru, извещение №010716/1013648/02)),

в присутствии:

заявителя , представителей организатора торгов,

 

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступила жалоба ИП *  (вх. №3886 от 26.08.2016, вх.№3904 от 26.08.2016).

В соответствии с частью 11  статьи 18.1  ФЗ «О защите конкуренции»,  уведомление о поступлении жалобы,  месте и времени её рассмотрения (№04-45/41-2016/3243  от 26.08.2016)  направлено  Заявителю  и организатору торгов  по электронной почте. Рассмотрение жалобы было назначено на 02.09.2016 в 11 часов 30 минут, состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации по жалобе в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по инициативе Комиссии Карельского УФАС России в рассмотрении настоящей жалобы был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 09.09.2016.

Доводы жалобы сводятся к следующему.

Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 01.07.2016 №1221 была утверждена аукционная документация №31 на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории водного объекта в п.Тиурула, согласно которой планируется заключение договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) для рекреационных целей и размещения на акватории плавательных средств.

Согласно утвержденного генерального плана Хийтольского сельского поселения, правил землепользования и застройки, участок акватории, отмеченный в аукционной документации, относится к зоне размещения объектов водоснабжения (ИИ 1, на 150 мЗ/сутки).

В рамках реализации государственной Федеральной Целевой Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (Постановление Правительства РФ от 11 июня 2016 года №534, проект «ТРК «Южная Карелия») в данной зоне планируется строительство системы водоснабжения и водоочистки, схема расположения земельного участка утверждена Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации, согласована Министерством культуры Республики Карелия.

По мнению ИП*, организатор аукциона при принятии решения о возможности использования водного объекта для заявленной цели должен был определить наличие ограничений и запретов в соответствии с генеральным планом Хийтольского сельского поселения и планируемого размещения объектов местного значения. Документами территориального планирования не предусмотрено использования запрашиваемого водного объекта для целей рекреации и размещения на акватории плавательных средств. Договор водопользования составлен без учета документов территориального планирования.

Также Заявитель указывает, что утвержденная аукционная документация не позволяет хозяйствующим субъектам, в том числе ИП *, реализующему проект в рамках государственной Федеральной Целевой Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», организовать систему водоснабжения и водоочистки, организовать территорию первого пояса зоны санитарной охраны согласно требованиям действующего законодательства, приведет к необоснованному препятствованию осуществления его деятельности.

Учитывая вышеизложенное, ИП * считает, что организатором аукциона были ущемлены его права и законные интересы, нарушен порядок организации и проведения торгов; просит выдать предписание об аннулировании обжалуемого аукциона.

Организатор торгов письмом (исх.№8362 от 29.08.2016, вх.№3926 от 29.08.2016) представил письменную позицию по доводам жалобы, указал, что в министерстве не имеется достоверной информации о расположении выставленного на аукцион участка водопользования в зоне размещения объектов водоснабжения, соответствующие сведения об этом от органов местного самоуправления Лахденпохского района не поступали. Оформленных прав пользования Ладожским озером в целях забора (изъятия) водных ресурсов на данной территории не зарегистрировано, зоны санитарной охраны министерством  не утверждались.

Согласование разработанной документации и возможность выставления обжалуемого участка акватории водного объекта на аукцион производилось с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.

Выставленная на торги акватория подразумевается к использованию совместно, то есть предполагается пользование водным объектом различными лицами для различных целей.

В результате рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 01.07.2016 №1221 утверждена аукционная документация №31 об открытом аукционе на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории водного объекта.

Аукционная документация и извещение о проведении торгов №010716/1013648/02 размещены на официальном сайте http://torgi.gov.ru.

Организатор аукциона: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ул.Андропова, д.2/24, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.

Предмет аукциона - право на заключение договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км2, для рекреационных целей и размещения на акватории плавательных средств.

Место осуществления водопользования: Республика Карелия, Лахденпохский район, район пос. Тиурула.

Сведения о водном объекте: озеро Ладожское (Ладога), Балтийский бассейновый округ, является источником для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения; имеет особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов).

Срок договора водопользования: 20 (двадцать) лет.

Прием заявок - с 04.07.2016 11:00 по 06.09.2016  11:00.

Дата и время проведения аукциона: 08.09.2016 в 11:00 часов.

Начальная цена предмета аукциона: 13 (тринадцать) рублей 45 копеек.

«Шаг аукциона» 5% от начальной цены предмета аукциона, - 0 рублей 67 копеек.

Размер средств, вносимых в качестве обеспечения заявки - 3 (три) рубля 36 копеек - 25% начальной цены предмета аукциона.

Приложением №2 к документации об аукционе является проект договора водопользования. В пункте 3 указанного договора определены вид водопользования – совместное водопользование и способ использования – водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Пункт 15 проекта договора водопользования устанавливает право водопользователя на осуществление благоустройства акватории водного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заслушав доводы сторон, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав лиц, подавших заявки на участие в торгах, а если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах также иных лиц, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Антимонопольному органу необходимо оценить соответствие действий организатора торгов, аукционной комиссии порядку проведения торгов, установленному соответствующим нормативным правовым актом.

В соответствии с Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 №206-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области водных отношений, в том числе осуществляет полномочия Российской Федерации в области водных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Республики Карелия, в пользование на основании договоров водопользования; организует проведение аукционов на право заключения договоров водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют следующие законодательные акты:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года №165 «О подготовке и заключении договора водопользования»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года №230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»,
  • Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2007 года №128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование».

Пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 №165 «О подготовке и заключении договора водопользования» закреплено, что подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования и в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Пунктом 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 №230, установлено, что подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования установлен Административным регламентом, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.03.2012 №57  (ред. от 26.02.2014 №3, далее - административный регламент).

Согласно пункту 69 административного регламента, окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования.

Пунктом 67 административного регламента определены заинтересованные исполнительные органы государственной власти, получение согласования от которых необходимо при определении условий использования водного объекта.

Организатор торгов сообщил, что согласование разработанной документации и возможность выставления участка акватории водного объекта на аукцион в соответствии с пунктом 67 административного регламента производилось с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.

Комиссия Карельского УФАС России установила, что согласование условий использования запрашиваемого водного объекта с органами местного самоуправления не предусмотрено действующим законодательством. Формирование окончательных условий использования водного объекта с учетом полученных предложений от органов местного самоуправления было предусмотрено административным регламентом в редакции №1 от 12.03.2012, которая в настоящий момент утратила силу.

Также организатором торгов в материалы жалобы было представлено письмо, направленное Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия в адрес администраций городских (сельских) поселений Республики Карелия исх.№1324 от 20.02.2014, в котором министерство просит органы местного самоуправления предоставить информацию о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, фактически осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведения на территории городского (сельского) поселения. Запрос был направлен в том числе и в Лахденпохское городское поселение и Хийтольское сельское поселение, однако информация от указанных органов организатору торгов направлена не была.

Комиссия Карельского УФАС России признает, что пунктом 69 действующего административного регламента не предусмотрено получение согласования окончательных условий использования водного объекта с органом местного самоуправления, вместе с тем указанный пункт прямо предусматривает необходимость организатора торгов учитывать схемы комплексного использования и охраны водных объектов и документы территориального планирования.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются Генеральные планы поселений. Генеральные планы поселений утверждаются на срок не менее, чем двадцать лет (пункт 11 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подпунктами 2 и 4 пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что генеральный план поселения содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, карту функциональных зон поселения.

Согласно пункту 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно заключения эксперта №1 от 01.09.2016 запрашиваемая акватория не относится к функциональной зоне рекреационного назначения, земельные участки примыкающие к акватории относятся к зоне ИИ1 (размещение объектов водоснабжения).

Документы территориального планирования размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления и находятся в свободном доступе для неопределенного круга лиц, в том числе для организатора торгов.

На официальном  сайте Администрации Хийтольксого сельского поселения в разделе градостроительство http://hiitola.ru/documents/town-planning.html размещены  доступные для скачивания Генеральный план Хийтольского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения.

Согласно утвержденного генерального плана Хийтольского сельского поселения, правил землепользования и застройки, участок акватории, отмеченный в аукционной документации, относится к зоне размещения объектов водоснабжения (ИИ 1, на 150 мЗ/сутки), рис.1.

Из отчета Главы Хийтольского сельского поселения о работе и деятельности Администрации Хийтольского сельского поселения за 2013 год (раздел «Водоснабжение и водоотведение» http://hiitola.ru/otchet/detail.php?id=21335) следует, что органом местного самоуправления проводились отдельные мероприятия в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в частности, проведена замена насоса на водозаборе п.Тиурула, осуществлена замена 300 метров водопровода.

Водозабор расположен на береговой полосе участка акватории, отмеченной в аукционной документации, забор осуществляется из акватории, отмеченной в аукционной документации.

В рамках реализации государственной Федеральной Целевой Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (Постановление Правительства РФ от 11 июня 2016 года №534, проект «ТРК «Южная Карелия») в данной зоне планируется строительство системы водоснабжения и водоочистки, схема расположения земельного участка утверждена Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации, согласована Министерством Культуры Республики Карелия.

Таким образом, акватория водного объекта, указанная в аукционной документации, запланирована для использования не менее, чем в течение двадцати лет, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Документами территориального планирования не предусмотрено использования запрашиваемого водного объекта для целей рекреации и размещения на акватории плавательных средств.

Организатору аукциона при принятии решения о возможности использования водного объекта для заявленной в аукционной документации цели необходимо было устанавить наличие ограничений и запретов в соответствии с генеральным планом Хийтольского сельского поселения и планируемого размещения объектов местного значения.

Действующим законодательством предусмотрено, что организатор торгов должен учитывать схемы комплексного использования и охраны водных объектов и документы территориального планирования при согласовании окончательных условий использования водного объекта. Организатор торгов не представил никаких пояснений и письменных доказательств, подтверждающих, что при формировании окончательных условий использования водного объекта, являющегося предметом обжалуемых торгов, Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия учитывались особенности предоставляемого в пользование водного объекта, ограничения и запреты,  схема комплексного использования и охраны водных объектов и документы территориального планирования Хийтольского сельского поселения.

В силу пункта 5 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации к основным принципам водного законодательства относится приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Следовательно, предоставление акватории водного объекта по результатам обжалуемого аукциона (учитывая заключение договора сроком на 20 лет) приведет к невозможности использования акватории для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Доводы организатора торгов о том, что у Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия  отсутствует достоверная информация о расположении выставленного на аукцион участка водопользования в зоне размещения объектов водоснабжения, а соответствующие сведения об этом от органов местного самоуправления Лахденпохского района в адрес Министерства не поступали, не освобождают его от обязанности, предусмотренной пунктом 69 административного регламента.

У организатора торгов имелась возможность ознакомится с генеральным планом Хийтольского сельского поселения и Правилами землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения, самостоятельно направить запрос в орган местного  самоуправления, с целью уточнения информации, содержащийся в документах территориального планирования.

Согласно п.1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими санитарными правилами и нормами.

Несмотря на то, что зоны санитарной охраны Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия не утверждались, и не зарегистрировано оформленных прав пользования Ладожским озером в целях забора (изъятия) водных ресурсов на данной территории, функционирование водозабора с нарушением требований законодательства не является основанием для освобождения от выполнения требований, предъявляемых СанПиН 2.1.4.1110-02.

Таким образом, при утверждении обжалуемой аукционной документации, определении окончательных условий использования водного объекта, организатором торгов не были соблюдены требования, установленные пунктом 69 административного регламента.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия Карельского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП * (вх. №3886 от 26.08.2016, вх.№3904 от 26.08.2016 на действия организатора торгов - Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км² (предмет аукциона - право на заключение договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км², для рекреационных целей и размещения на акватории плавательных средств (http://torgi.gov.ru, извещение №010716/1013648/02)) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов - Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия при проведении торгов предписание об аннулировании торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км² (предмет аукциона - право на заключение договора водопользования в части использования участка акватории озера Ладожское (Ладога) площадью 0,006 км², для рекреационных целей и размещения на акватории плавательных средств (http://torgi.gov.ru, извещение №010716/1013648/02)).

 

Заместитель председателя Комиссии

            _______________

       

 

Члены Комиссии

             

               ______________

 

       

 

 

            _______________

 

 

       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны