Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/43-2015 по жалобе О... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/43-2015

   

 14 октября 2015 года                                                                                          г. Петрозаводск 

                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок, заместитель председателя Комиссии;

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и  закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» (вх. №5142 от 05.10.2015) на действия организатора торгов БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01),

 

в присутствии представителей:

- от  организатора торгов - руководитель коммерческого отдела БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск»;

- от  специализированной организации - <…>;

- от Заявителя - заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Авиакомпания «Северо-Запад»;

- заместителя прокурора Карельской транспортной прокуратуры <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» (вх. №5142 от 05.10.2015) на действия организатора торгов и аукционной комиссии.

Торги - открытый аукцион на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01).

В соответствии с частью 11  статьи 18.1  ФЗ «О защите конкуренции»,  уведомление о поступлении жалобы,  месте и времени её рассмотрения (№04-45/43-2015/4276  от 06.10.2015)  направлено  Заявителю  и организатору торгов  (специализированной организации)  по электронной почте. Рассмотрение жалобы было назначено на 12.10.2015 в 11 часов 30 минут, состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации для рассмотрения жалобы по существу был объявлен перерыв до 14 октября 2015 года 16 часов 00 минут.

Доводы  жалобы ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» сводятся к следующему.

1. Основная деятельность Общества связана с осуществлением деятельности воздушного грузового и пассажирского транспорта. ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» было заинтересовано в заключении договора аренды воздушных судов, – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в связи с чем подало заявку и требуемый пакет документов на участие рассматриваемом аукционе. Вместе с тем Обществу было  отказано в допуске к участию в открытом аукционе по причине непредоставления решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

В соответствии с п.п. 5 п. 2 Приложения № 1 к аукционной документации Заявитель в обязательном порядке предоставляет решение об одобрении или о совершении крупной сделки (если требуется).  

ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» указывает, что к заявке на участие в торгах Обществом было представлено заявление (исх. № 760 от 29.09.2015 года) о том, что сделка - договор аренды государственного имущества, которое является предметом аукциона, не является для Заявителя крупной сделкой.

В протоколе заседания комиссии по подведению итогов приема заявок на аукцион №196 от 02.10.2015, аукционная комиссия указала, что ООО «Авиакомпания «Северо-Запад»  нарушен пп. «Д» п.121 Приказа ФАС №67.

ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» считает отказ в допуске к участию в аукционе неправомерным поскольку, п.п. «Д» п. 121 Приказа ФАС № 67 предусмотрено, что заявка на участие в аукционе должна содержать: решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой.

В Уставе Общества (пункт 8.4) прямо указано для каких сделок необходимо решение об одобрении, а именно: сделки, связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Общест­вом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет свыше 300 000 (трехсот тысяч) рублей (включительно).

По мнению Заявителя, договором аренды воздушного судна, заключаемым по результатам аукциона, не предусмотрено приобретение или отчуждение какого-либо имущества. Договор заключается в процессе обычной хозяйственной деятельности Об­щества. Таким образом, сделка - заключение договора аренды воздушного судна не является крупной сделкой для Общества и для нее не требуется одобрение.

2. Кроме того, Заявитель полагает, что аукционная документация не является в полной мере достоверной. В обоснование своих доводов Общество указывает, что согласно п 3.2 договора аренды Воздушные суда (ВС) - RA-24499, заводской № 98734752, 08.01.1988 года выпуска; RA-24574, за­водской № 98839217,01.02.1988 года выпуска; RA-24575, заводской № 98839221,02.02.1988 года выпуска передаются Арендатору в исправном состоянии; ВС RA-24112, заводской № 98839685, 08.01.1988 года выпуска передается Арендатору в неисправном состоянии на авиаремонтном заводе в Санкт-Петербурге.

В приложениях 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 приведены технические характеристики ВС. Проведенный Обществом анализ данных приложений указывает на то, что у  ВС RA-24499 - закончился календарный срок службы лопастей несущего винта 02.09.2015 года, у ВС RA-24575 - закончился календарный срок службы лопастей несущего винта 04.09.2015 года, вследствие чего данные ВС являются неисправными.

3. Кроме того, Заявитель считает неправомерным и содержащим признаки нарушения статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» включение в пункт 2.3 проекта договора аренды условия о том, что  арендатор в течение одного месяца с момента подписания договора аренды воздушных судов обязуется принять на себя все обязательства арендодателя по нескольким договорам с кредиторами арендодателя в полном объеме, путем заключения трехсторонних договоров перевода долга между арендодателем, арендатором и кредиторами по данным договорам.

По мнению Заявителя, включение указанного пункта в договор аренды не создает для арендатора безусловной обязанности по его исполнению, в том числе по заключению договоров перевода долга. В случае неисполнения данных обязательств Учреждение будет лишено возможности обратиться в суд и потребовать их исполнения.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» просит признать действия членов аукционной комиссии неправомерными; приостановить заключение договора до рассмотрения настоящей жалобы по существу; повторно рассмотреть заявку ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» в соответствии с действующим законодательством.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» поддержал свои доводы; указал на необходимость аннулирования  обжалуемого открытого аукциона ввиду наличия большого количества нарушений, допущенных при его проведении.

ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» представило письменные пояснения по жалобе (исх.№01/583 от 07.10.2015, вх.№5228 от 08.10.2015), в которых указало  что в соответствии с договором поручения от 29 июля 2015 года №13/ПК предприятие по поручению БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (далее - доверитель) приняло на себя обязательства по подготовке и проведению аукциона по сдаче в аренду государственного имущества в составе 4-х вертолетов Ми-8Т.

В соответствии с условиями названного договора и фактическим обстоятельствами дела, для проведения аукциона доверителем в адрес ГУП РК «Фонд государственного имущества РК»  были переданы необходимые документы, в том числе проект договора аренды воздушного судна без экипажа (без предоставления услуг по управлению и технического обслуживания); копия Приказа от 31 июля 2015 года №328 о создании комиссии по проведению открытого аукциона.

На основании полученных данных и документов ГУП РК «Фонд госимущества РК» подготовило текст аукционной документации, которая впоследствии была утверждена 09 сентября 2015 года и.о. генеральным директором БУ Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск».

В рамках договора поручения ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» принял на себя следующие обязательства:

  • подготовить и разместить текст аукционной документации на право заключения договора аренды имущества в сети Интернет на сайте Поверенного: fond.onego.ru, а также на официальном сайте торгов Российской Федерации: torgi.gov.ru;
  • организовать и провести аукцион по сдаче в аренду имущества в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67;
  • получить на свой расчетный счет задатки для участия в аукционе, вносимые потенциальными арендаторами (при наличии потенциальных участников аукциона).

ГУП РК «Фонд госимущества РК», проводя обжалуемый аукцион, не являлся Заказчиком или организатором аукциона, а фактически осуществлял функции по техническому сопровождению процедуры торгов.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» письмом исх.№1537 от 08.10.2015 (вх.№5252 от 08.10.2015) представил возражения на жалобу. Учреждение считает жалобу ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» необоснованной.

Как утверждает организатор торгов, договор аренды воздушного судна является возмездным договором, предусматривающим обязанность арендатора оплачивать арендную плату за пользование воздушными суднами.

К объектам гражданских прав в соответствие со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) относится такое имущество как безналичные денежные средства; согласно п.6.3 договора аренды, оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Арендодателя.

Согласно пункту 5 извещения о проведении аукциона, сроки и форма платежа арендной платы - ежемесячные платежи в размере 1/12 от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона (без учета платы за 1 летный час). В соответствии с пунктом 12.1 договора аренды, договор вступает в силу с момента подписания акта приёма- передачи воздушных судов и действует по 31.12.2018. Начальный размер годовой арендной платы - 1 404 000 руб. 00 коп. Такие свойства сделки указывают на возможность отчуждения денег в размере, превышающем предельный размер, при котором сделка Заявителя считается крупной.

Относительно довода Заявителя о том, что в аукционной документации содержатся недостоверные сведения относительно исправности отдельных воздушных судов, БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» пояснило, что приготовленные к передаче арендодателю лопасти несущего винта соответствуют указанным в договоре характеристикам. Истечение календарного срока службы лопастей не свидетельствуют об их неисправности; календарный срок службы описывает предполагаемый срок их пригодности к использованию. Поскольку календарный срок службы указан в составе аукционной документации, любой потенциальный участник  вправе принять его во внимание для принятия решения о привлекательности лота и целесообразности участия в торгах.

Касаемо включения в договор аренды пункта 2.3. организатор торгов пояснил, что  предложенный на аукционе договор аренды воздушных судов является смешанным, содержащим элементы договора аренды воздушного судна без экипажа и элементы предварительного соглашения о перемене должника в обязательстве.

В составе аукционной документации отсутствует предварительное согласие ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» на перевод долга по договорам в отношении Заявителя или неопределенного круга лиц – участников торгов – возможных правопреемников арендодателя по обязательствам перед данными кредиторами. Спорный пункт договора предусматривает обязательство арендатора в будущем принять на себя другие обязательства, свойства которых заранее описаны в п.2.3 договора.

Для исполнения арендатором обязательства, предусмотренного пунктом 2.3 договора аренды воздушных судов, арендатору достаточно направить арендодателю и текущим кредиторам арендодателя письменное предложение заключить трехстороннее соглашение о переводе  долга. Со дня вручения такого предложения арендодателю и всем кредиторам считается, что арендатор начал добросовестно исполнять обязательство. Если кто-либо из кредиторов не предоставит согласие на перевод долга, то такое лицо будет считаться просрочившим.

В результате рассмотрения жалобы, Комиссией Карельского УФАС России, установлено следующее.

09 сентября 2015 года на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение №090915/0003085/01 и аукционная документация по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов:

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24499, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988;

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24574, заводской номер <...> ; дата выпуска 01.02.1988;

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24575, заводской номер <...> ; дата выпуска 02.02.1988;

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т RA-24112, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988.

Имущество закреплено за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на праве оперативного управления.

Согласно извещению о проведении торгов организатором открытого аукциона выступает ГУП РК «Фонд государственного имущества РК»; в соответствие с аукционной документацией - организатором аукциона является БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», а ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» привлечено в качестве специализированной организации.

Аукционная документация утверждена и.о. генерального директора БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» 09.09.2015 <…>.

Адрес организатора торгов: ул. Гоголя, д. 12, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.

Место проведения аукциона: ул. Гоголя, д. 12, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.

Предмет аукциона: право заключения договора аренды недвижимого имущества.

Целевое назначение имущества - для использования в коммерческих целях.

Способ передачи в аренду – заключение с победителем аукциона договора аренды на срок с момента принятия воздушных судов по акту приема-передачи на 3 года 2 месяца 20 дней.

Местоположение имущества - посадочная площадка «Пески», Соломенское ш., г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Начальный размер годовой арендной платы – 1 404 000 (один миллион четыреста четыре тысячи) руб. 00 коп. (в том числе НДС – 18%), без учета платы за 1 летный час каждого воздушного судна, который составляет 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. (в том числе НДС – 18%).

Сумма задатка – 280 800 руб. 00 коп.

Шаг аукциона – 70 200 руб. 00 коп.

Рекомендуемая начальная величина годовой арендной платы установлена на основании Отчета №0615-3422 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за вертолеты Ми-8Т от 07.07.2015.

 Сроки и форма платежа - ежемесячные платежи в размере 1/12 от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона (без учета платы за 1 летный час).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.

Заявки на участие в аукционе подаются в ГУП РК «Фонд государственного имущества РК»  с «10» сентября 2015года  по «01» октября 2015 года в 10 час. 30 мин.

Рассмотрение заявок на участие в аукционе и допуск их к участию в аукционе производится комиссией начиная с «01» октября 2015 года  в 10.30.

Проведение аукциона назначено на «02» октября 2015 года в 14.15 часов.

Обременения и дополнительная информация:

Арендатор в течение одного месяца с момента подписания настоящего Договора обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам:

- договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 года ;

- договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 года;

- договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» №30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014;

- договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и №106-14/РА о ремонте агрегатов от 06.11.2014 года.

Обязательства принимаются Арендатором путем заключения дополнительных соглашений к указанным договорам.

Договор аренды заключается между организатором аукциона и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года №67 не ранее 10 и не позднее 15 дней после подписания протокола об итогах аукциона.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих подать такие заявки, но столкнувшихся с какими-либо препятствиями.

Жалоба ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Общество подавало заявку на участие в торгах, однако ему было отказано в допуске.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»). Антимонопольному органу необходимо оценить соответствие действий организатора торгов, аукционной комиссии порядку проведения торгов, установленному соответствующим нормативным правовым актом.

То есть, Комиссия Карельского УФАС России не связана доводами жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Согласно части 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Государственное имущество (вертолеты гражданского типа Ми-8Т), выставленное на торги, закреплено за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на праве оперативного управления».

Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила проведения торгов).

Пунктом 105 Правил проведения торгов установлен перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении аукциона. Извещение о проведении торгов должно содержать наименование, место нахождения, почтовый адрес организатора аукциона.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в извещении о проведении торгов указано, что ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» является организатором торгов. Вместе с тем, согласно аукционной документации, организатором торгов является БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», а ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» привлечено в качестве специализованной организации.

Согласно договору поручения от 29 июля 2015 года №13/ПК, ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» по поручению БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (далее - доверитель) приняло на себя обязательства по подготовке и проведению аукциона по сдаче в аренду государственного имущества в составе вертолетов Ми-8Т, в количестве 4-х штук.

Таким образом, в извещении о проведении торгов содержится недостоверная информация об организаторе торгов. Несоответствие сведений, содержащихся в извещении о проведении торгов и аукционной документации может привести к ограничению доступа к информации о проведении открытого аукциона заинтересованных лиц, что может повлечь ограничение круга участников торгов.

Относительно доводов Заявителя Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

1. Пункт 121 Правил проведения торгов устанавливает исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в торгах.

Согласно подпункту «д» пункта 121 Правил проведения торгов, заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения является крупной сделкой.

Аналогичные требования к участникам аукциона установлены в подпункте 2 пункта 4 аукционной документации.

В соответствии с пунктом 24 Правил проведения торгов заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе, и в случае непредставления документов, определенных пунктом 121 названных Правил.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Приложения № 1 к аукционной документации Заявитель в обязательном порядке предоставляет решение об одобрении или о совершении крупной сделки (если требуется).

Полагая, что договором  аренды воздушного судна, заключаемым по результатам аукциона, не предусмотрено приобретение или отчуждение какого-либо имущества, следовательно, сделка  заключается в процессе обычной хозяйственной деятельности, ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» не представило в составе заявки решения об одобрении или о совершении крупной сделки. Вместо указанного решения Общество приложило к заявке письмо (заявление) за исх.№760 от 29.09.2015 о том, что  сделка – договор аренды государственного имущества Республики Карелия (4 вертолета гражданского типа Ми-8) не является для Общества крупной и не требует одобрения.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более двадцати пяти процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. В соответствии с пунктом 3 названной нормы решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.

Пунктом 8.2.14 Устава ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» определен размер крупной сделки, на которою распространяется порядок одобрения крупных сделок, при этом крупной сделкой является сделка, или несколько взаимосвязанных сделок, размер которой составляет 300 000,00 (Триста тысяч) рублей и выше.

 В соответствии с пунктом 8.4 Устава решение о совершении крупной сделки, связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет свыше 300 000 (трехсот тысяч) рублей (включительно), принимается большинством голосов от общего числа голосов участников Общества.

Договор аренды воздушного судна, заключаемый по результатам торгов,  является возмездным, поскольку его положениями (пункты 1.1, 6.1-6.3) установлена обязанность по внесению арендной платы за пользование воздушными суднами.

Начальный размер годовой арендной платы - 1 404 000 руб. 00 коп. Ежемесячные платежи по договору аренды составляют 1/12 от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона (без учета платы за 1 летный час).

Такие свойства сделки указывают на возможность отчуждения денежных средств в размере, превышающем предельный размер, при котором сделка Заявителя считается крупной.

Согласно статье 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся, в том числе безналичные денежные средства.

Пунктом 6.3 договора аренды установлено, что оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя.

Безналичное перечисление арендных платежей на расчетный счет арендодателя является отчуждением имущества, а обязанность внесения арендной платы и свойства договора аренды воздушных судов свидетельствуют о возможности отчуждения Заявителем имущества в размере, превышающем допустимый без одобрения крупной сделки размер.

Учитывая изложенное, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о правомерности отказа аукционной комиссии в допуске ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» к участию в торгах, поскольку участником аукциона, в нарушение подпункта «д» пункта 121 Правил проведения торгов, не было представлено решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

2. Комиссия Карельского УФАС России признает необоснованным довод ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» относительно того, что аукционная документация содержит не с полной мере достоверные сведения в части исправности воздушных судов ВС RA-24499 и ВС RA-24575.

Согласно пункту 3.2 договора аренды ВС - RA-24499, заводской №98734752, 08.01.1988 года выпуска; RA-24574, за­водской №98839217,01.02.1988 года выпуска; RA-24575, заводской №98839221, 02.02.1988 года выпуска передаются Арендатору в исправном состоянии. ВС RA-24112, заводской №98839685, 08.01.1988 года выпуска передается Арендатору в неисправном состоянии на авиаремонтном заводе в Санкт-Петербурге.

На заседании Комиссии представитель Заявителя отметил, что воздушные судна с агрегатами (лопасти несущего винта), у которых истек календарный срок службы, нельзя эксплуатировать.

Комиссия Карельского УФАС России установила, что в аукционной документации указаны сведения об исправности, либо неисправности воздушных судов, без указания относительно возможности либо невозможности их эксплуатации.

Оценить возможность эксплуатации выставленных воздушных судов  мог любой потенциальный участник торгов, поскольку в приложениях 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 к договору аренды воздушных судов приведены технические характеристики каждого воздушного судна.

Истечение календарного срока службы лопастей не может однозначно свидетельствовать об их неисправности, поскольку не позволяет сделать однозначный вывод об их техническом состоянии, степени износа, наличии повреждений. Календарный срок службы описывает предполагаемый срок его пригодности к использованию. Истечение срока службы не означает, что воздушное судно находится в нерабочем состоянии.

Поскольку календарный срок службы указан в составе аукционной документации, любой потенциальный участник  вправе принять его во внимание, чтобы определить насколько  привлекателен проводимый аукцион и целесообразно ли принимать в нем участие.

Кроме того, на заседание комиссии Карельского УФАС России организатором торгов – БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» была представлена Справка, выданная АО «Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля» (исх.»11883 от 09.10.2015) «О возможности временной эксплуатации лопастей» (в течение 1 месяца, до 08.11.2015).

Указанное подтверждает, что аукционная документация содержит достоверные сведения относительно исправности воздушных судов, выставленных на аукцион.

3. Комиссия Карельского УФАС России признает обоснованным довод Заявителя о том, что пункт 2.3 договора аренды воздушного судна нарушает требования статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрено, что  арендатор в течение одного месяца с момента подписания договора аренды воздушного судна обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам:

- Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 5 900 000 (Пять миллионов девятьсот тысяч) рублей;

  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 9 300 000 (Девять миллионов триста тысяч) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» №30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 5 955 866 (Пять миллионов девятьсот пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и №106-14/РА о ремонте агрегатов от 06.11.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 27 785 121 (Двадцать семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 88 копеек.

Обязательства принимаются Арендатором в полном объеме, путем заключения 3-х стороннего договора перевода долга между Арендодателем, Арендатором и кредитором по указанным договорам.    

На рассмотрение жалобы представителем ГУП РК «Фонд госимущества РК» была представлена копия письма направленного Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в адрес БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (исх.№7721/12.3-11/КИМ от 07.09.2015, в котором указано, что на основании писем ОАО «Уральский завод гражданской авиации» от 01.09.2015 №5532/3/2015 и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» от 31.08.2015 №26610  о готовности заключить договоры перевода долга, Госкомитет согласовывает передачу в аренду 4-х воздушных судов типа Ми-8Т в соответствии с действующим законодательством.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» также представил на рассмотрение жалобы деловую переписку с кредиторами.

Согласно письму ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания», направленному в адрес организатора торгов (исх.№31.08.2015 №2.6610), кредитор готов согласовать исполнение обязательств, возложенных на БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск»  с 3-м лицом, определенным по результатам торгов на право заключения договора аренды воздушного судна типа Ми-8, при этом задолженность должна быть погашена в полном объеме в соответствие с предварительно согласованным графиком.

ОАО «Уральский завод гражданской авиации» письмом исх.№ИС-1320 от 24.08.2015 уведомил БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» о том, что Общество не имеет возражений по исполнению обязательств в рамках заключенных между ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» договоров третьим лицом, согласованным с кредитором и определенным по результатам торгов при условии заключения трехстороннего договора перевода долга, устанавливающего график погашения задолженности.

Исходя из содержания указанной переписки следует, что существенным условием для кредиторов при заключении трехстороннего соглашения является график погашения задолженности.

На основании части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в составе аукционной документации отсутствует предварительное согласие ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» на перевод долга по договорам в отношении Заявителя или неопределенного круга лиц – участников торгов – возможных правопреемников арендодателя по обязательствам перед данными кредиторами. Отсутствие указанного документа означает, что кредитор  может как подписать трехсторонее соглашение с победителем торгов, так и отказаться от его подписания. В случае подписания такого соглашения кредитором, победитель торгов будет обязан принять на себя все обязательства по оплате долгов, в случае отказа кредитора от его подписания - у победителя торгов будет отсутствовать обязанность по оплате долговых обязательств.

Также в составе аукционной документации отсутствует проект трёхстороннего соглашения, с содержанием которого смогли ознакомиться потенциальные участники аукциона. В аукционной документации не указаны существенные условия трехстороннего соглашения, в частности сроки и порядок погашения задолженности. При этом, размер задолженности является весьма значительным.

Учитывая, что по итогам проведения аукциона победитель торгов обязан принять обязательства по договорам в полном объеме, потенциальные участники торгов должны быть ознакомлены с содержанием проекта трехстороннего соглашения, либо с содержанием его существенных условий.  Исходя из графика погашения задолженности (при его наличии), потенциальные участники торгов могут оценить привлекательность проводимых торгов, рассчитать свой экономический интерес и свои экономические риски.

Указанные сведения могут оказать существенное влияние на решение потенциальных участников принять участие в торгах, отсутствие указанных сведений, напротив, может привести к сужению круга заинтересованных лиц, желающих принять участие в нем.

Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения заказчиком, в рассматриваемом случае, наибольшего размера арендной платы по договору аренды воздушного судна.

При формировании условий аукциона организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов, эффективно использовать государственную собственность, соблюдая публичность, открытость и прозрачность предоставления имущества в аренду, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, а также соблюдая требования статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

 Неразмещение в составе аукционной документации проекта трехстороннего соглашения, либо информации о его существенных условиях, согласия кредиторов на перевод долга, а также указание в качестве организатора торгов в извещении о проведении аукциона – ГУП РК «Фонд госимущества РК» может свидетельствовать об отсутствии интереса БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» в привлечении максимального числа участников, может привести к ограничению количества участников открытого аукциона, и противоречит требованиям части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 18.1  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 
РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» на действия организатора торгов - Бюджетное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01) обоснованной.

2. Признать факт нарушения организатором торгов - Бюджетное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» при организации и проведении открытого

аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01) части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  размещении информации о проведении аукциона и утверждении аукционной документации с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и Правил проведения конкурса.

  1. Выдать  Бюджетному учреждению Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» обязательное для исполнения предписание  об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01).

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

     _______________

<…>

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

          _______________

                            

                   _______________           

 

 

 

<…>

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-45/43- 2015

о прекращении нарушения

антимонопольного законодательства

14 октября 2015 года                                                                               г.Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

<…>

-  заместитель руководителя Карельского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти и закупок, заместитель  председателя   Комиссии;

<…>

 

<…>

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

 

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14 октября 2015 года №04-45/43-2015 о нарушении Бюджетным учреждением Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск»  части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Бюджетному учреждению Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск»:

1. Аннулировать открытый аукцион на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01) в срок до 23 октября  2015 года;

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия  не позднее 5 дней со дня его исполнения с приложением подтверждающих документов.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

  

 

 _______________

 

 

<…>

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

          _______________

                            

                           _______________

 

 

 

<…>

 

<…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны