Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/45-2015 по жалобе АО «ВАП» на де... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/45-2015

   

 14 октября 2015 года                                                                                          г. Петрозаводск 

                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

<..>

 

<..>

 

<..>

 

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок, заместитель председателя Комиссии;

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и  закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу АО «ВАП» (вх. №5226 от 08.10.2015) на действия организатора торгов - БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» и аукционной комиссии  при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия - воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01),

в присутствии представителей:

- от  организатора торгов - руководитель коммерческого отдела БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск»;

- от  специализированной организации - <..>;

- от Заявителя - адвокат коллегии адвокатов Республики Карелия «Канон»;

- заместителя прокурора Карельской транспортной прокуратуры <..>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба АО «ВАП» (вх. №5226 от 08.10.2015) на действия организатора торгов и аукционной комиссии.

Торги - открытый аукцион на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01).

Рассмотрение жалобы было назначено на 12.10.2015 в 11 часов 30 минут, состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации для рассмотрения жалобы по существу был объявлен перерыв до 14 октября 2015 года 16 часов 00 минут.

Доводы  жалобы АО «ВАП»  сводятся к следующему.

АО «ВАП» зарегистрировано в 1998 году, основная деятельность Общества - деятельность воздушного транспорта.  Уставной капитал Общества – 77 735 760 руб.

АО «ВАП» было весьма заинтересовано в заключении договора аренды воздушных судов, - вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в связи с чем подало заявку и требуемый пакет документов на участие в рассматриваемом аукционе.

Вместе с тем Обществу было  отказано в допуске к участию в открытом аукционе.

В протоколе заседания комиссии по подведению итогов приема заявок на аукцион №196 от 02.10.2015, аукционная комиссия отразила следующие причины отказа в допуске:  в соответствии с пунктом 2 раздела 4 аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать заполненный бланк заявки на участие в аукционе, являющийся приложением №1 к аукционной документации. Представленная заявка по форме не соответствует приложению № 1 к аукционной документации (п. 3 и п. 5 заявки Заявителя изложены в собственной редакции, отличающейся от п. «В» и п. 5 бланка заявки, являющейся приложением № 1 к аукционной документации; в соответствии с пунктом 2 раздела 4 аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать заполненный бланк заявки на участие в аукционе являющийся приложением №1 к аукционной документации. В п. 6 заявки должна содержаться информация о бенефициарном владельце. В заявке, представленной Заявителем указаны 2 бенефициарных владельца: Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (бенефициар и акционер); Муниципальное образование «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды (бенефициар и акционер).

Согласно выписке, из ЕГРЮЛ, представленной Заявителем, количество зарегистрированных юридических лиц, являющихся учредителем акционерного общества -1 юридическое лицо. В  соответствии с пунктом 2 раздела 4 заявка на участие в аукционе должна содержать копии учредительных документов Заявителя (для юридических лиц). Заявителем предоставлен не полный комплект документов: отсутствует Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения от 30.07.2015.

На основании изложенного Комиссия сделала вывод о том, что Заявителем нарушен пункт 121 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 (Правила проведения торгов).

АО «ВАП» считает отказ в допуске к участию в аукционе необоснованным и незаконным.

Податель жалобы утверждает, что представленная Обществом заявка по форме соответствует приложению № 1 к аукционной документации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной АО «ВАП», единственным учредителем Общества является Департамент имущественных отношений Вологодской области. В пункте 6 бланка заявки содержится требование для юридических лиц предоставить информацию о «бенефициарных владельцах» (выгодоприобретателях), а не об учредителях, что АО «ВАП» и предоставило. Для подтверждения указанной информации к заявке были приложены Справка о количестве зарегистрированных лиц по состоянию на 30.06.2015 и Список лиц, на счетах которых учитывается 1% и более акций по состоянию на 30.06.2015, выданные реестродержателем АО «ВАП».

АО «ВАП» полагает, что Общество  не представляло искаженной, либо ложной  информации о юридическом лице,  не нарушило условия заполнения заявки.

Далее Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 121 Правил проведения торгов и пп.2 п.4 аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц). При этом ни Правила, ни аукционная документация не содержат перечня указанных документов.

Согласно пункту 3 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учредительным документом акционерного общества является его устав.

Следовательно, аукционная комиссия не имела правовых оснований отказать Заявителю в допуске к участию в аукционе по причине не предоставления им в составе учредительных документов Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения. Более того, в составе заявки АО «ВАП» было представлено «Свидетельство №9 002224259 о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения», о чем указано в пункте 9 описи документов, содержащихся в заявке на участие в аукционе на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия.

Данные факты, по мнению Заявителя, указывают на то, что аукционная комиссия не имела правовых оснований отказать Заявителю в допуске к участию в аукционе на основании п.п. 1, п.п. 4 п. 24 Правил проведения торгов.

Кроме того, Заявитель обратил внимание Карельского УФАС России на содержание аукционной документации.

Согласно пунктам 114 и 115 Правил проведения торгов проект договора аренды воздушного судна без экипажа является обязательным приложением к аукционной документации; при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

В соответствии с пунктом 7.2.10 договора аренды воздушного судна без экипажа Арендатор обязан «обеспечить по запросу Арендодателя перевозки, являющиеся предметом договорных отношений Арендодателя и третьих лиц, действующих на момент заключения Договора, указанных в приложении № 4 к Договору».

Приложение № 4 к договору аренды воздушного судна без экипажа, помимо государственного контракта и двух договоров, содержит «иные договорные обязательства Арендодателя пред третьими лицами, связанные с выполнением транспортных авиационных услуг с применением ВС типа Ми- 8Т, имеющиеся на момент подписания Договора» (п. 4), что по мнению Заявителя, является недопустимо расширительным перечнем обязательств, которые по Договору принимает на себя Арендатор.

Также, по мнению Заявителя приложение № 2 к договору аренды воздушного судна без экипажа «Договорная стоимость арендной платы» не соответствует п.6.3 договора в части оплаты Арендатором переменной составляющей арендной платы.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель АО «ВАП» поддержала доводы, указанные в жалобе; оставляет на усмотрение комиссии Карельского УФАС России принятия решения об аннулировании обжалуемых торгов, либо о выдаче организатору торгов предписания о внесении изменений в аукционную документацию и отмене протокола аукционной комиссии №196 от 02.10.2015.

Дополнительно представитель АО «ВАП» указала, что согласно информации, размещенной на сайте www.torgi.gov.ru,  организатором открытого аукциона №090915/0003085/01 является ГУП РК «Фонд государственного имущества РК», при этом в аукционной документации организатором торгов поименовано БУ РК «Аэропорт Петрозаводск». По мнению представителя Заявителя, недостоверная информация об организаторе торгов может привести к ограничению круга участников торгов.

ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» представило возражения по жалобе (исх.№01/589 от 09.10.2015), в которых указало  что в соответствии с договором поручения от 29 июля 2015 года №13/ПК предприятие по поручению БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (далее - доверитель) приняло на себя обязательства по подготовке и проведению аукциона по сдаче в аренду государственного имущества в составе вертолетов Ми-8Т, в количестве 4-х штук.

В соответствии с условиями названного договора и фактическим обстоятельствами дела, для проведения аукциона доверителем в адрес ГУП РК «Фонд государственного имущества РК»  были переданы необходимые документы, в том числе проект договора аренды воздушного судна без экипажа (без предоставления услуг по управлению и технического обслуживания); копия Приказа от 31 июля 2015 года №328 о создании комиссии по проведению открытого аукциона.

На основании полученных данных и документов ГУП РК «Фонд госимущества РК» подготовило текст аукционной документации, которая впоследствии была утверждена 09 сентября 2015 года и.о. генерального директора БУ Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск».

В рамках договора поручения ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» принял на себя следующие обязательства:

  • подготовить и разместить текст аукционной документации на право заключения договора аренды имущества в сети Интернет на сайте Поверенного: fond.onego.ru, а также на официальном сайте торгов Российской Федерации: torgi.gov.ru;
  • организовать и провести аукцион по сдаче в аренду имущества в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67;
  • получить на свой расчетный счет задатки для участия в аукционе, вносимые потенциальными арендаторами (при наличии потенциальных участников аукциона).

ГУП РК «Фонд госимущества РК» проводя обжалуемый аукцион не являлся Заказчиком или организатором аукциона, а фактически осуществлял функции по техническому сопровождению процедуры.

На рассмотрение жалобы представитель ГУП РК «Фонд госимущества РК» также представил копию письма направленного Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в адрес БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (исх.№7721/12.3-11/КИМ от 07.09.2015, в котором указывалось, что на основании писем ОАО «Уральский завод гражданской авиации» от 01.09.2015 №5532/3/2015 и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» от 31.08.2015 №26610  о готовности заключить договоры перевода долга, Госкомитет согласовывает передачу в аренду 4-х воздушных судов типа Ми-8Т в соответствии с действующим законодательством.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» письмом исх.№1553 от 13.10.2015 (вх.№5353 от 14.10.2015) представил возражения на жалобу.

Организатор торгов признал обоснованными доводы АО «ВАП» о том, что замена в заявке на участие в аукционе слова «помещение» на слово «имущество» не является нарушением формы заявки, а также о том, что свидетельство о постановке юридического лица на учёт в налоговом органе по месту его нахождения не является учредительным документом юридического лица, а наличие такого свидетельства в составе заявки АО «ВАП» на участие в аукционе подтверждено при рассмотрении жалобы.

Вместе с тем, БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» считает, что АО «ВАП» нарушил порядок заполнения заявки на участие в аукционе, указав сведения об учредителе и бенефициарных владельцах.

Как указал организатор торгов, единственным учредителем БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» является Государственный комитет Республики Карелия по транспорту, то есть БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» является юридическим лицом с участием государства в размере 100% уставного капитала. На основании поручения Минкомсвязи России, данного во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 28.12.2011 №ВП-П13-9308 при проведении преддоговорной работы, в том числе при подписании новых договоров, в качестве необходимых условий для заключения договора предприятия обязаны предусмотреть раскрытие контрагентами информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров, с подтверждением соответствующими документами, а также обеспечить внесение изменений в локальные акты предприятия, в соответствии с которыми непредставление сведений в отношении всей цепочки собственников препятствует заключению новых договоров.

В составе заявки на участие в аукционе АО «ВАП» представил сведения об учредителе юридического лица - Департаменте имущественных отношений по Вологодской области и акционерах Заявителя - Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области и Муниципальном образовании «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды.

Согласно пункту 4 инструкции участникам по заполнению формы заявки, сведения, которые содержатся в заявках участников, должны быть однозначны, и не допускать двусмысленных толкований.

По мнению БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», документы, представленные АО «ВАП» в составе заявке, оставляют двусмысленность в отношении того обстоятельства какие именно лица фактически контролируют экономическую деятельность Заявителя.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» также считает подлежащим отклонению довод Заявителя о недопустимости расширительного перечня обязательств, предусмотренных пунктом 4 приложения №4 к проекту договора аренды воздушного судна без экипажа в составе аукционной документации. Расширенный состав обязательств является прямым следствием особого хозяйственного положения (экономического статуса) участников аукциона в рассматриваемом случае. Авиационные предприятия несут по сравнению с обычными хозяйствующими субъектами дополнительную нагрузку по объёму и характеру обязательств.

В обоснование указанных доводов организатор торгов сослался на положения пункта 27 Устава АО «ВАП», предусматривающего дополнительные условия, отражающие отраслевые особенности общества.

Также организатор торгов отмечает, что обжалуемое правило (пункт 4 приложения №4 к проекту договора аренды воздушного судна без экипажа) обязательно для всех участников аукциона, следовательно, его включение в договор аренды не приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не согласен с  доводом Заявителя о несоответствии правил пункта 6.3 проекта договора аренды правилам пунктов 3 и 4 приложения №2 к проекту договора, поскольку указанные пункты содержат одинаковые правила. По сравнению с условиями договора аренды приложение №2 содержит специальный способ учёта и документирования формулярных часов налёта - счёт и акт налёта.

В результате рассмотрения жалобы, Комиссией Карельского УФАС России, установлено следующее.

09 сентября 2015 года на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение №090915/0003085/01 и аукционная документация по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов:

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24499, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988;

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24574, заводской номер <...> ; дата выпуска 01.02.1988;

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т № RA-24575, заводской номер <...> ; дата выпуска 02.02.1988;

- Вертолет гражданский типа Ми-8Т RA-24112, заводской номер <...> ; дата выпуска 08.01.1988.

Имущество закреплено за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на праве оперативного управления.

Согласно извещению о проведении торгов организатором открытого аукциона выступает ГУП РК «Фонд государственного имущества РК»; в соответствие с аукционной документацией - организатором аукциона является БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», а ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» привлечено в качестве специализированной организации.

Аукционная документация утверждена и.о. генерального директора БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» 09.09.2015 <..>.

Адрес организатора торгов: ул. Гоголя, д. 12, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.

Место проведения аукциона: ул. Гоголя, д. 12, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.

Предмет аукциона: право заключения договора аренды недвижимого имущества.

Целевое назначение имущества - для использования в коммерческих целях.

Способ передачи в аренду – заключение с победителем аукциона договора аренды на срок с момента принятия воздушных судов по акту приема-передачи на 3 года 2 месяца 20 дня.

Местоположение имущества - посадочная площадка «Пески», Соломенское ш., г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Начальный размер годовой арендной платы – 1 404 000 (один миллион четыреста четыре тысячи) руб. 00 коп. (в том числе НДС – 18%), без учета платы за 1 летный час каждого воздушного судна, который составляет 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. (в том числе НДС – 18%).

Сумма задатка – 280 800 руб. 00 коп.

Шаг аукциона – 70 200 руб. 00 коп.

Рекомендуемая начальная величина годовой арендной платы установлена на основании Отчета №0615-3422 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за вертолеты Ми-8Т от 07.07.2015.

 Сроки и форма платежа - ежемесячные платежи в размере 1/12 от годовой арендной платы, сложившейся по результатам аукциона (без учета платы за 1 летный час).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.

Заявки на участие в аукционе подаются в ГУП РК «Фонд государственного имущества РК»  с «10» сентября 2015года  по «01» октября 2015 года в 10 час. 30 мин.

Рассмотрение заявок на участие в аукционе и допуск их к участию в аукционе производится комиссией начиная с «01» октября 2015 года  в 10.30.

Проведение аукциона назначено на «02» октября 2015 года в 14.15 часов.

Обременения и дополнительная информация:

Арендатор в течение одного месяца с момента подписания настоящего Договора обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам:

- договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 года ;

- договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 года;

- договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» №30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014;

- договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и №106-14/РА о ремонте агрегатов от 06.11.2014 года.

Обязательства принимаются Арендатором путем заключения дополнительных соглашений к указанным договорам.

Договор аренды заключается между организатором аукциона и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года №67 не ранее 10 и не позднее 15 дней после подписания протокола об итогах аукциона.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих подать такие заявки, но столкнувшихся с какими-либо препятствиями.

Жалоба АО «ВАП» соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Общество подавало заявку на участие в торгах, однако ему было отказано в допуске.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»). Антимонопольному органу необходимо оценить соответствие действий организатора торгов, аукционной комиссии порядку проведения торгов, установленному соответствующим нормативным правовым актом.

То есть, Комиссия Карельского УФАС России не связана доводами жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.

Согласно части 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Государственное имущество, - вертолеты гражданского типа Ми-8Т, выставленное на торги, закреплено за БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на праве оперативного управления».

Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила проведения торгов).

Пунктом 105 Правил проведения торгов установлен перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении аукциона. Извещение о проведении торгов должно содержать наименование, место нахождения, почтовый адрес организатора аукциона.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в извещении о проведении торгов указано, что ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» является организатором торгов. Вместе с тем, согласно аукционной документации, организатором торгов является БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», а ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» привлечено в качестве специализованной организации.

Согласно договору поручения от 29 июля 2015 года №13/ПК, ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» по поручению БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (далее - доверитель) приняло на себя обязательства по подготовке и проведению аукциона по сдаче в аренду государственного имущества в составе вертолетов Ми-8Т, в количестве 4-х штук.

Таким образом, в извещении о проведении торгов содержится недостоверная информация об организаторе торгов. Несоответствие сведений, содержащихся в извещении о проведении торгов и аукционной документации может привести к ограничению доступа к информации о проведении открытого аукциона заинтересованных лиц, что может повлечь ограничение круга участников торгов.

Относительно доводов Заявителя Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

1. Комиссия Карельского УФАС России признает обоснованным довод АО «ВАП» относительно неправомерности действий аукционной комиссии  по отказу Обществу в допуске к участию в аукционе.

Пункт 4 аукционной документации определяет требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе.

Согласно подпункту 2 пункта 4 аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать, среди прочих документов, заполненный бланк заявки (Приложение №1), содержащий сведения о заявителе, подавшем такую заявку, в том числе фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), номер контактного телефона; копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц).

Согласно пункту 5 аукционной документации, участник несет ответственность за достоверность представляемых им сведений в составе аукционной заявки.

Приложением №1 к аукционной документации является Заявка на участие в аукционе.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что предметом рассматриваемого аукциона является право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия (4 вертолетом гражданского типа Ми-8Т), при этом в пункте 1 заявки указано, что участник аукциона обязуется в случае признания его победителем аукциона заключить с организатором торгов договор аренды помещения. Согласно пункту 3 заявки, участник торгов ознакомлен с состоянием сдаваемого в аренду помещения.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представитель ГУП РК «Фонд государственного имущества РК» признал, что в бланке заявки на участие в аукционе, являющегося приложением №1 к аукционной документации, содержится техническая ошибка, сдаваемое в аренду имущество поименовано помещениями.

Комиссия Карельского УФАС России установила, что представленная АО «ВАП» заявка на участие в открытом аукционе по форме соответствовала приложению № 1 к аукционной документации. Поскольку на аукцион выставлялось государственное имущество Республики Карелия, при заполнении заявки на участие в аукционе АО «ВАП», обнаружив техническую ошибку, заменило в пункте 3 бланка заявки слово «помещения» на слово «имущества». При этом форма и содержание заявки изменены не были.

В пункте 5 бланка заявки на участие в аукционе, являющегося приложением №1 к аукционной документации, содержится список обязательно прилагаемых к заявке документов, который является общим для всех участников (как для юридических и физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей). Пункт 5 заполненной Заявителем заявки содержит перечень всех обязательных для Заявителя приложений к заявке.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной АО «ВАП», единственным учредителем Общества является Департамент имущественных отношений Вологодской области.

В пункте 6 бланка заявки содержится требование для юридических лиц предоставить информацию о «бенефициарных владельцах» (выгодоприобретателях), а не об учредителях.  АО «ВАП» представило указанную информацию, приложив к заявке Справку о количестве зарегистрированных лиц по состоянию на 30.06.2015 и Список лиц, на счетах которых учитывается 1% и более акций по состоянию на 30.06.2015, выданные реестродержателем АО «ВАП».

Таким образом, АО «ВАП» представило информацию и об учредителе Общества и о бенефициарных владельцах.

Пункт 121 Правил проведения торгов устанавливает исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в торгах.

Согласно пункту 122 Правил проведения торгов не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 Правил. В пункте 121 Правил проведения торгов отсутствует требование о предоставлении заявителями информации о «бенефициарном владельце».

Таким образом, аукционная документация (пункт 6 бланка заявки на участие в аукционе, являющегося приложением №1 к аукционной документации) не соответствует пункту 121 Правил проведения торгов.

В соответствии с пунктом 121 Правил проведения торгов и подпунктом 2 пункта 4  аукционной документации, заявка на участие в аукционе должна содержать копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц). При этом ни Правила проведения торгов, ни аукционная документация не содержат перечня указанных документов.

Согласно пункту 3 статьи 98 ГК РФ учредительным документом акционерного общества является его устав.

АО «ВАП» представило все документы, определенные пунктом 121 Правил проведения торгов; заявка на участие в аукционе соответствовала требованиям документации об аукционе.

Аукционная комиссия при оценке заявки АО «ВАП» не имела правовых оснований для отказа в допуске к участию в аукционе по причине не предоставления Обществом в составе учредительных документов Свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения. Тем более, что в составе заявки АО «ВАП» было предоставлено такое свидетельство за №002224259, о чем также было указано в пункте 9 описи документов, содержащихся в заявке на участие в аукционе.

2. Комиссия Карельского УФАС России также признает обоснованным довод АО «ВАП» относительно недопустимости установления в договоре аренды расширительного перечня обязательств (пункт 4 приложения №4 к проекту договора аренды воздушного судна без экипажа).

В соответствии с пунктом 7.2.10 договора аренды арендатор обязан «обеспечить по запросу Арендодателя перевозки, являющиеся предметом договорных отношений Арендодателя и третьих лиц, действующих на момент заключения договора, указанных в приложении № 4 к Договору».

Согласно пункту 8.7 Договора «в случае ненадлежащего исполнения обязательств в рамках контрактов, указанных в приложении № 4 к Договору, арендатору начисляются штрафы, в двукратном размере превышающие штрафы, применяемые третьими лицами к Арендодателю».

Пунктом 12.3 Договора предусмотрено, что «арендодатель вправе, предупредив Арендатора не менее чем за 10 (десять) календарных дней, в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора без возмещения Арендатору каких-либо убытков, вызванных данным отказом, в случае ... неисполнения арендодателем обязательств по контрактам (договорам), указанным в приложении № 4 к Договору».

Приложение № 4 к договору аренды воздушного судна, помимо государственного контракта и двух договоров, содержит «иные договорные обязательства Арендодателя пред третьими лицами, связанные с выполнением транспортных авиационных услуг с применением ВС типа Ми- 8Т, имеющиеся на момент подписания Договора» (п. 4).

Потенциальным участникам торгов неизвестно содержание  договорных отношений имеющих место быть между арендодателем и третьими лицами на момент заключения договора аренды воздушного судна; в аукционной документации отсутствует описание  «иных договорных обязательств арендодателя перед третьими лицами».

Проанализировав положения договора аренды воздушного судна, Комиссия Карельского УФАС России также отмечает, что пунктом 2.3 договора аренды предусмотрено, что  арендатор в течение одного месяца с момента подписания договора аренды воздушного судна обязуется принять на себя все обязательства Арендодателя по следующим договорам:

- Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №7/1519-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту 2-х редукторов ВР-8А от 27.01.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 5 900 000 (Пять миллионов девятьсот тысяч) рублей;

  • Договор с ОАО «Уральский завод гражданской авиации» №8/1520-ТВ на оказание услуг по капитальному ремонту четырех авиационных двигателей ТВ2-117АГ от 27.01.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 9 300 000 (Девять миллионов триста тысяч) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» №30-2014/РВ на выполнение ремонта вертолета МИ-8 всех модификаций и их комплектующих изделий от 28.01.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 5 955 866 (Пять миллионов девятьсот пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей;
  • Договор с ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» и №106-14/РА о ремонте агрегатов от 06.11.2014 - по состоянию на 06.07.2015 задолженность составляет 27 785 121 (Двадцать семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 88 копеек.

Обязательства принимаются Арендатором в полном объеме, путем заключения 3-х стороннего договора перевода долга между Арендодателем, Арендатором и кредитором по указанным договорам.    

На рассмотрение жалобы представителем ГУП РК «Фонд госимущества РК» была представлена копия письма направленного Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в адрес БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» (исх.№7721/12.3-11/КИМ от 07.09.2015, в котором указано, что на основании писем ОАО «Уральский завод гражданской авиации» от 01.09.2015 №5532/3/2015 и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» от 31.08.2015 №26610  о готовности заключить договоры перевода долга, Госкомитет согласовывает передачу в аренду 4-х воздушных судов типа Ми-8Т в соответствии с действующим законодательством.

БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» также представил на рассмотрение жалобы деловую переписку с кредиторами.

Согласно письму ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания», направленному в адрес организатора торгов (исх.№31.08.2015 №2.6610), кредитор готов согласовать исполнение обязательств, возложенных на БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск»  с 3-м лицом, определенным по результатам торгов на право заключения договора аренды воздушного судна типа Ми-8, при этом задолженность должна быть погашена в полном объеме в соответствие с предварительно согласованным графиком.

ОАО «Уральский завод гражданской авиации» письмом исх.№ИС-1320 от 24.08.2015 уведомил БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» о том, что Общество не имеет возражений по исполнению обязательств в рамках заключенных между ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» договоров третьим лицом, согласованным с кредитором и определенным по результатам торгов при условии заключения трехстороннего договора перевода долга, устанавливающего график погашения задолженности.

Исходя из содержания указанной переписки следует, что существенным условием для кредиторов при заключении трехстороннего соглашения является график погашения задолженности.

На основании части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в составе аукционной документации отсутствует предварительное согласие ОАО «Уральский завод гражданской авиации» и ЗАО «Санкт-Петербургская Авиаремонтная Компания» на перевод долга по договорам в отношении Заявителя или неопределенного круга лиц – участников торгов – возможных правопреемников арендодателя по обязательствам перед данными кредиторами. Отсутствие указанного документа означает, что кредитор  может как подписать трехсторонее соглашение с победителем торгов, так и отказаться от его подписания. В случае подписания такого соглашения кредитором, победитель торгов будет обязан принять на себя все обязательства по оплате долгов, в случае отказа кредитора от его подписания - у победителя торгов будет отсутствовать обязанность по оплате долговых обязательств.

Также в составе аукционной документации отсутствует описание  «иных договорных обязательств арендодателя перед третьими лицами»; проект трёхстороннего соглашения, с содержанием которого смогли ознакомиться потенциальные участники аукциона. В аукционной документации не указаны существенные условия трехстороннего соглашения, в частности сроки и порядок погашения задолженности. При этом, размер задолженности является весьма значительным.

Учитывая, что по итогам проведения аукциона победитель торгов обязан принять обязательства по договорам в полном объеме, потенциальные участники торгов должны быть ознакомлены с содержанием всех  принимаемых договорных обязательств, в том числе, с содержанием проекта трехстороннего соглашения, либо с содержанием его существенных условий.  Исходя из графика погашения задолженности (при его наличии), потенциальные участники торгов могут оценить привлекательность проводимых торгов, рассчитать свой экономический интерес и свои экономические риски.

Указанные сведения могут оказать существенное влияние на решение потенциальных участников принять участие в торгах, отсутствие указанных сведений, напротив, может привести к сужению круга заинтересованных лиц, желающих принять участие в нем.

Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения заказчиком, в рассматриваемом случае, наибольшего размера арендной платы по договору аренды воздушного судна.

При формировании условий аукциона организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов, эффективно использовать государственную собственность, соблюдая публичность, открытость и прозрачность предоставления имущества в аренду, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, а также соблюдая требования статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

 Неразмещение в составе аукционной документации проекта трехстороннего соглашения, либо информации о его существенных условиях, согласия кредиторов на перевод долга, отсутствие информации о содержании  иных договорных обязательств перед  третьими лицами, а также указание в качестве организатора торгов в извещении о проведении аукциона – ГУП РК «Фонд госимущества РК» может свидетельствовать об отсутствии интереса БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» в привлечении максимального числа участников, может привести к ограничению количества участников открытого аукциона и противоречит требованиям части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 18.1  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 
РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ВАП» на действия организатора торгов - Бюджетное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» и  аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (сайт http://torgi.gov.ru/, извещение №090915/0003085/01) обоснованной.

2. Признать факт нарушения аукционной комиссией пунктов 24 и 121  Правил проведения торгов, выразившихся к необоснованном отказе АО «ВАП» в допуске к участию в торгах.

3. Признать факт нарушения организатором торгов - Бюджетное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» при организации и проведении открытого

аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 (четырех) штук (извещение №090915/0003085/01):

- пункта 122 Правил проведения торгов, выразившегося в предъявлении к АО «ВАП» документов и сведений, не предусмотренных пунктом 121 Правил проведения торгов;

- части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  размещении информации о проведении аукциона и утверждении аукционной документации с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и Правил проведения торгов.

4. Предписание Бюджетному учреждению Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» не выдавать в связи с выдачей обязательного для исполнения предписания  об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества Республики Карелия – воздушных судов, а именно – вертолетов гражданского типа Ми-8Т, в количестве 4 штук (№090915/0003085/01) по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авиакомпания «Северо-Запад».

 

Заместитель Председателя Комиссии

     _______________

  <..>

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

          _______________

                            

                   _______________           

 

 

<..>

 

<..>

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны