Решение б/н Решение и предписание по делу 04-45/45-2016 от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС»

 

 

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Нева-Нефть» (ООО «Нева-Нефть)

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/45-2016

   

10 октября  2016 год                                                                                             г. Петрозаводск

                                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

 

 

 

- заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, заместитель председателя   Комиссии;

- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «Нева-Нефть» (исх.№598 от 20.09.2016, вх.№4258 от 22.09.2016) на действия Заказчика и закупочной комиссии ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» при проведении закупки путем Приглашения делать оферты на поставку автомобильным транспортом дизельного топлива до объектов потребления ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» (извещение №31604085121, сайт www.zakupki.gov.ru ),

в отсутствие Заявителя (генеральный директор присутствовал на рассмотрении жалобы до объявления перерыва, после объявления перерыва направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя);

в присутствии представителей Заказчика -  коммерческого директора (доверенность №445-16 от 29.09.2016), начальника юридического отдела (доверенность от 01.01.2016 №337-16),

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 11  статьи 18.1  ФЗ «О защите конкуренции»,  уведомление о поступлении жалобы,  месте и времени её рассмотрения (№04-45/45-2016/3618  от 26.09.2016)  направлено  Заявителю и  Заказчику по электронной почте. Рассмотрение жалобы назначено на 29.09.2016 в 14 часов 10 минут, состоялось в указанное   время. В связи    с    необходимостью    получения    дополнительной    информации    по    жалобе  в

соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по инициативе Комиссии Карельского УФАС России в рассмотрении настоящей жалобы был объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 10.10.2016.

Доводы жалобы ООО «Нева-Нефть» сводятся к следующему.

ООО «Нева-Нефть» 14.09.2016 подало заявку на участие в процедуре Предложение делать оферты №7 (на бумажном носителе - в 13.00, в электронном виде - в 13.50).

В ходе процедуры рассмотрения заявок 14.09.2016 Комиссия Заказчика не вела протокол, представителю ООО «Нева-Нефть»  было отказано в праве внести свои замечания по процедуре вскрытия и рассмотрения заявок, аудио и видеозапись вскрытия и рассмотрения заявок была запрещена. Процедура рассмотрения заявок, поданных в электронной форме, осуществлялась без визуальной оценки документов.

По мнению ООО «Нева-Нефть», в нарушение установленной документацией о закупке процедуры, Комиссией Заказчика были допущены следующие нарушения:

1) в составе заявки ООО «РЕГИОНРЕСУРС» был  представлен  один действующий договор  с Поставщиками продукции, однако, по критерию «Количество действующих Договоров с производителями» заявке было начислено 10 баллов, вместо 0; 

2) в составе заявки ООО «РЕГИОНРЕСУРС» отсутствовали документы, подтверждающие соответствие по критерию «Наличие собственного или арендованного автопарка для перевозки дизельного топлива», однако, комиссией Заказчика было начислено 20 баллов по указанному критерию;

3) ООО «РЕГИОНРЕСУРС» в подтверждение гарантийного обеспечения сделки было предоставлено платежное поручение без отметки банка, следовательно, у Заказчика отсутствовали сведения о поступлении указанного обеспечения на его счет (заявка подана 13 сентября, а платежное поручение вложено от 14 сентября). Платежное поручение было принято Комиссией Заказчика в качестве надлежащего подтверждения гарантийного обеспечения сделки и участнику закупки по данному критерию был начислен максимальный балл;

4) в составе заявки ООО «РЕГИОНРЕСУРС» отсутствовали: декларации о соответствии участника и о соответствии дизельного топлива, тем не менее, Комиссия Заказчика сочла заявку соответствующей требованиям Документации о закупке.  

Согласно извещению о закупке подведение итогов закупки должно состояться не позднее 14.09.2016, однако в указанный день от Заказчика на электронную почту ООО «Нева-Нефть» пришло письмо с запросом предоставления информации, подтверждающей опыт поставок ГСМ и нефтепродуктов в районы Севера в количестве не менее 2000 тонн.

Протокол по результатам закупки составлен Заказчиком 15.09.2016. Несмотря на то, что документацией и Положением о закупке определено, что процедура приглашения делать оферты одноэтапная и дополнением процедуры может быть лишь этап переторжки,  Заказчик дополнил закупку процедурой повторного рассмотрения заявок. По мнению подателя жалобы, указанные действия противоречат пункту 4.1.2 Документации о закупке.

16.09.2016 на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещен Протокол рассмотрения оферт по существу №31604085121-02 от 16.09.2016, согласно которому победителем закупки признано ООО «РЕГИОНРЕСУРС», набравшее высшие баллы в оценке квалификации.

С учетом изложенных доводов, ООО «Нева-Нефть» полагает, что Заказчик присвоил ООО «РЕГИОНРЕСУРС» максимальный балл по итогам оценки заявок в нарушение правил оценки заявок, установленных Документацией о закупке; просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об отмене протоколов подведения итогов закупки №1288.1 и №1288.2 от 15.09.2016 и составлении нового протокола итогов в соответствии с требованиями документации о закупке на основании заявок, представленных участниками закупки по состоянию на 14.09.2016.

Заказчик представил письменные возражения на жалобу (исх.№27.09.2016 №01-01/4534, вх.№4321 от 27.09.2016), а также дополнительные пояснения и сведения (исх.№01-01/4693 от 06.10.2016), считает жалобу необоснованной.

ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» указало, что требования к оформлению и подаче предложений определены пунктом 24 (24.2) Приглашения делать оферты (далее - ПДО).

От ООО «Нева-Нефть» запросов на проведение аудио/видеозаписи не поступало.

Рассмотрение Предложений проводилось в три этапа (формальная оценка, предварительный квалификационный отбор и оценка по существу), процедура вскрытия конвертов документацией не предусмотрена.

На этапе формальной оценки поступившие заявки проверялись на их соответствие требованиям, установленным в ПДО (по составу, оформлению и подаче). Оценка заявок в целях определения лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и порядком, установленном положением и документацией, производилась на этапе рассмотрения заявок по существу.

Результаты формальной оценки, предварительного квалификационного отбора и рассмотрения по существу оформляются соответствующими протоколами, которые размещаются на интернет-сайте в установленный законодательством срок.

Учитывая направление запросов участникам и срок предоставления документов, процедура рассмотрения предложений (формальная оценка и предварительный квалификационный отбор) состоялась 15.09.2016 в 17:00. По итогам оценок заявок победителем приглашения делать оферты был признан ООО «РЕГИОНРЕСУРС», представивший наименьшею цену договора.

На рассмотрении жалобы представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Организатор ПДО/Заказчик - ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», ул. Ф.Энгельса д. 10, пом. 19, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.

Извещение №31604085121 от 09.09.2016, сайт www.zakupki.gov.ru.

Способ закупки - Предложение делать оферты №7.

Наименование закупки - Поставка автомобильным транспортом дизельного топлива до объектов потребления ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС».

Дата начала срока подачи заявок – не регламентируется, заявки принимаются с момента опубликования настоящего извещения

Дата и время окончания подачи заявок -14.09.2016 в 14:00

Дата и время рассмотрения заявок - 14.09.2016 в 16:00

Дата и время подведения итогов - не позднее 14.09.2016 (согласно ПДО в 17.00).

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 7 002 259,89 руб. без НДС на условии франко-пункт назначения. Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС составляет: 8 262 666,67 руб. на условии франко-пункт назначения.

Период поставки дизельного топлива: сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.

Закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», утвержденным Общим собранием участников Общества Протоколом № 6 от   11.09.2013, далее – Положение о закупках) и ПДО №7 от 09.09.2016.

Извещение о проведении открытой процедуры ПДО утверждено ВРИО Генерального директора С.А.Корсаковой.

Заслушав доводы представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

ООО «Нева-Нефть» подавало заявку на участие в закупке. Жалоба соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

1. В силу пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Частью 8 статьи 4 Закона о закупках установлено, что сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

 Согласно извещению о проведении открытой процедуры ПДО (далее - Извещение) для целей заключения договоров последующему рассмотрению подлежат только заявки участников ПДО, прошедших предварительный квалификационный отбор.

Организатор оставляет за собой право провести второй этап ПДО (переторжку) для предоставления участникам ПДО возможности добровольно улучшить условия своих заявок путем снижения первоначальных цен.

В извещении указано, что подведение итогов ПДО будет проведено не позднее 14.09.2016. Время подведения итогов не указано.

В пункте 10 ПДО установлено, что подведение итогов рассмотрения Предложений будет проведено в 17 часов 00 минут (по московскому времени) 14.09.2016.

Согласно Протоколу рассмотрения предложений от 15.09.2016 №1288.1  процедура рассмотрения предложений имела место 14.09.2016 в 16.00.

Процедура повторного рассмотрения предложений имела место 15.09.2016 в 17.00 (п.6 Протокола).

В связи с направлением участникам закупки запросов на представление дополнительной информации для формальной оценки и предварительной квалификации, срок рассмотрения предложений по существу был продлен (п.7.2 Протокола).

Подведение итогов состоялось 15.09.2016 в 18.00, результаты подведения итогов отражены в Протоколе №1288.2 рассмотрения оферт по существу от 15.09.2016.

Таким образом, Заказчик подвел итоги рассмотрения предложений участников закупки с нарушением сроков, установленных в Извещении о проведении закупки и документации о ПДО. Фактически дата подведения итогов была изменена, при этом информация о внесении изменений в части установления нового срока рассмотрения предложений не была размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Комиссия Карельского УФАС России также отмечает, что в пункте 1 ПДО определено, что форма ПДО открытая, электронная; с предварительным квалификационным отбором; одноэтапная.

 При этом в разделе документации о ПДО «Порядок рассмотрения предложений» указано, что Комиссия по закупкам проводит рассмотрение Предложений в три этапа: I - формальная оценка; II - предварительный квалификационный отбор; III - оценка по существу.

Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о противоречивости информации, содержащейся в Документации о рассматриваемой закупке. В Положении о закупках в разделе, посвященном процедуре проведения ПДО,  формальная оценка, предварительный квалификационный отбор и  оценка по существу не обозначены в качестве отдельных самостоятельных этапов закупки.

Cогласно информации, содержащейся в Протоколах рассмотрения предложений от 15.09.2016 №1288.1  и рассмотрения оферт по существу от 15.09.2016 №1288.2, Закупочная Комиссия провела процедуру повторного рассмотрения предложений, однако такая процедура не была предусмотрена ни Извещением о проведении закупки, ни документацией о проведении закупки.

Пункт 4.2 раздела «Порядок рассмотрения предложений» ПДО предусматривает право Организатора закупки предоставить участникам возможность добровольно улучшить условия своих Предложений путем снижения первоначальных указанных в Предложениях цен, при условии сохранения остальных положений Предложений без изменений.

В этом случае Организатор направляет каждому такому участнику запрос о предоставлении улучшенного Предложения по цене со сроком его предоставления (Приложения № 2 к Приглашению). Указанный запрос направляется Организатором в письменной форме по электронной почте. Срок предоставления Предложения – не менее 2 рабочих дней, но не более 5 рабочих дней.

Таким образом, Извещение и Документация по обжалуемой закупке предусматривали только право Заказчика на проведение второго этапа ПДО - переторжки.

2. Комиссией Карельского УФАС России установлено, что ООО «РЕГИОНРЕСУРС» прислало основной пакет документов в электронном виде 13.09.2016 в 17:21, платежное поручение направлено 14.09.2016 в 11:54; ООО «БТК» прислало пакет документов в электронном виде 14.09.2016 в 12:07; ООО «Нева-Нефть» доставило пакет документов на бумажном носителе 14.09.2016 в 12:20, в электронном виде - 14.09.2016 в 13:47.

14.09.2016 Заказчик направил в адрес ООО «РЕГИОНРЕСУРС» и ООО «Нева-Нефть» запросы (со сроком предоставления информации до 15.09.2016 16.00):

- ООО «Нева-Нефть» о предоставлении информации: опыт поставок ГСМ и нефтепродуктов в районы Севера в количестве не менее 2000 тонн, подтвержденный документально, дополнить информацией по объему и месту поставки. Объем и место поставки подтвердить любым приложением к договору поставки (спецификация, график поставки и пр.), подписанным обеими сторонами;

- ООО «РЕГИОНРЕСУРС»:

1) документы, подтверждающие, что Оферент является производителем товара, или документы от производителя товара, подтверждающие полномочия Оферента на его поставку и сохранение гарантии производителя на поставляемый Оферентом товар;

2) сертификат соответствия ГОСТ Р на поставляемый товар или другой документ, подтверждающий, что поставляемый товар соответствует ГОСТ, ТУ или другим сертификатам качества.

 Пунктом 2.2 «Порядка рассмотрения предложений» ПДО предусмотрено, что Организатор дополнительно может запросить Оферента о предоставлении информации, если ее предоставление было предусмотрено Приглашением, но не было осуществлено Оферентом.

Изучив документы по рассматриваемой Закупке, Комиссия Карельского УФАС России установила, что ни в Извещении о проведении закупки, ни в ПДО не предусмотрено право Заказчика на направление дополнительных запросов. Извещение о проведении закупки  устанавливает право Организатора торгов на проведение второго этапа ПДО (переторжку), а также право на внесение изменений в ПДО, либо отказа  от принятия всех поступивших предложений.

Заказчик, обосновывая направление запросов в адрес участников закупки указывает на пункт 6.7 Положения о закупках, при этом вовсе не учитывает иные требования, изложенные в разделе 6 Положения о закупках. В частности, на необходимость указания о порядке, месте, дате начала и окончания срока подачи предквалификационных заявок (пп.2 п.6.3), требование об оформлении решения комиссии о включении/невключении контрагента в список предквалифицированных контрагентов Протоколом (п.6.5).

3. Пункт 23.1 ПДО определяет состав предложения. Предложение должно состоять, как минимум, из следующих документов:

- письмо о подаче оферты, составленное по Форме Приложения № 1 к Приглашению;

- анкета предварительной квалификации по форме Приложения № 4 к Приглашению с приложением подтверждающих документов и пояснительных материалов;

- оферта на заключение договора поставки по форме Приложения №2 к Приглашению;

- техническое задание к поставке товара по форме Приложения № 7 к Приглашению.

Дополнительно могут быть приложены иные документы (п.23.2 ПДО).

В соответствии с пунктом 24.2 ПДО Оферент должен подготовить один оригинал Предложения на бумажном носителе или экземпляр Предложения в электронном виде.

Подача Предложения производится по электронной почте на указанный в пункте 6 Приглашения Адрес подачи Предложений (karelenergoresurs@mail.ru).

Таким образом, вопреки доводам ООО «Нева-Нефть» в документации о закупке определена форма подачи предложения, предусматривающая возможность подачи заявки как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Также Комиссия Карельского УФАС России признает несостоятельным довод Заявителя о несоблюдении Заказчиком требований Закона о закупках в части не проведения аудио/видеозаписи процедуры рассмотрения заявок, поскольку ни Законом о закупках, ни Положением о закупках ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», ни документацией по обжалуемой закупке для Заказчика не установлено обязанности по осуществлению таких действий. Заявителем не представлено доказательств обращений в адрес Заказчика/Закупочной комиссии о проведении ООО «Нева-Нефть» аудио/видеозаписи процедуры рассмотрения предложений, а также фактов отказа со стороны Заказчика в осуществлении указанных действий.

Относительно предоставления документов ООО «РЕГИОНРЕСУРС», Комиссия Карельского УФАС России отмечает следующее.

В срок, предусмотренный документацией о закупке, ООО «РЕГИОНРЕСУРС» предоставило договоры со следующими контрагентами: ООО «Газпромнефть-Региональные продажи»; ООО «ТК «Телец»; ООО «Петроойл Сервис» и ООО «Регион-Розница»; дополнительно (после направления запроса Заказчиком) был представлен договор №СНП-82 с ООО «Саранскнефтепродукт».

ООО «РЕГИОНРЕСУРС» первоначально были представлены документы, подтверждающие наличие собственного или арендованного автопарка для перевозки дизельного топлива, а именно договоры перевозки № ИПБ 11/4 и аренды транспортного средства без экипажа № 2602/15-1А с соответствующими паспортами.

ООО «РЕГИОНРЕСУРС» было представлено платежное поручение №289 с отметкой соответствующего банка о принятии. Денежные средства по указанному обязательству поступили на расчетный счет ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» 14.09.2016.

Сертификаты соответствия ГОСТ были представлены ООО «РЕГИОНРЕСУРС» в рамках ответа на запрос ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» № б/н от 14.09.2016.

4. Пункт 24 ПДО определяет требования к оформлению и подаче предложений.

Документы, входящие в Предложение должны быть последовательно пронумерованы в формате «№ текущей страницы из общего количества страниц в документе» (пункт 24.4 ПДО).

Пунктом 24.5 ПДО установлено, что предложение должно быть снабжено описью документов, входящих в состав Предложения (п.24.5 ПДО).

 

Согласно пункту 24.7 ПДО на бумажном и электронном носителе все документы должны быть разделены на три папки:

- Анкета предварительной квалификации по форме Приложения № 4 к Приглашению с приложением подтверждающих документов и пояснительных материалов, которая должна быть представлена в адрес подачи предложений: karelenergoresurs@mail.ru не позднее 14 сентября 2016 года.  

- Коммерческая документация, в которую должно входить письмо о подаче оферты, оферта и другие документы,

- Техническая документация, в которую должно входить техническое задание к поставке товара и другая техническая информация по Предложению.

В пункте 24.8 ПДО определен перечень (обязательный минимум) документов, который должен быть приложен к заполненной Анкете предварительной квалификации, если Оферент не предоставлял их в текущем календарном году, среди которых:

-   документы, подтверждающие что Оферент является производителем товара, или документы от производителя товара, подтверждающие полномочия Оферента на его поставку и сохранение гарантии производителя на поставляемый Оферентом товар;

- Сертификат соответствия ГОСТ Р на поставляемый товар или другой документ, подтверждающий, что поставляемый товар соответствует ГОСТ, ТУ или другим сертификатам качества.

- документы, подтверждающие наличие у Оферента опыта поставок предлагаемого товара (референс-лист, отзывы заказчиков и пр.).

Приложением №4 к ПДО является Анкета предварительной квалификации оферента.

Исходя из существа запроса, направленного ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС»  в адрес ООО «РЕГИОНРЕСУРС» следует, что ООО «РЕГИОНРЕСУРС» изначально не представило полный (минимальный) пакет документов, требуемый в соответствии с пунктом 24.8 ПДО.

При этом, в  пункте 25 ПДО указано, что предложение, оформленное в нарушение установленного пунктами 23, 24 Приглашения порядка, не рассматривается в качестве оферты.

Также Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что при визуальном осмотре документов, поданных в составе предложении ООО «РЕГИОРЕСУРС» выявлено, что не все документы, входящие в предложение ООО «РЕГИОНРЕСУРС», последовательно пронумерованы, в описи отсутствует указание на общее количество страниц документов, представленных с офертой. Опись представлена в виде отдельного документа, на котором отсутствует дата, соответственно, невозможно однозначно определить объем (состав) документов, представленных Обществом первоначально.

Документы, представленные ООО «Балтийская Топливная Компания» (ООО «БТК») были представлены в виде предложения, оформленного на официальном бланке Общества с исходящим номером и датой; полным описанием прилагаемых документов, количеством страниц каждого документа.

К оферте ООО «Нева-Нефть» приложена Опись документов – Анкета предварительной квалификации по форме Приложения №4, с указанием страниц каждого представленного документа и общего количества страниц, представленных в составе оферты (183 страницы).

Комиссия Заказчика не вела Протокол первоначального рассмотрения поступивших предложений. Соответственного, Комиссия Заказчика не коим образом не зафиксировала факт отсутствия в составе предложений участников каких-либо документов, либо их несоответствия, что могло бы явится основанием для направления дополнительного запроса в адрес участников закупки, либо основанием для нерассмотрения предложения в качестве оферты.

 

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках закрепляет принципы, которыми должны руководствоваться Заказчики при проведении закупки товаров, работ, услуг, среди которых -  информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При инициировании закупки Заказчик должен установить сроки, которые обеспечивают своевременное получение продукции Заказчиком, учитывая время, необходимое для проведения процедуры выбора контрагента, срока доставки продукции и других существенных условий. Информация о действительной дате и времени подведения итогов должна быть доступна для неопределённого круга лиц путем ее размещения на официальном сайте torgi.gov.ru; направление дополнительных запросов возможно только в случаях, прямо предусмотренных закупочной документацией с учетом установленного срока для подведения итогов.

В рассматриваемом случае Организатор закупки предоставил преимущественные условия для участия в закупке ООО «РЕГИОНРЕСУРС», дав Обществу возможность представления отсутствующих, но необходимых в составе предложения документов, за пределами срока, установленного для подведения итогов. В результате представления дополнительных документов ООО «РЕГИОНРЕСУРС» получило максимальное количество баллов и было признано победителем обжалуемой закупки, несмотря на то, что пунктом 25 ПДО было предусмотрено, что предложение, оформленное в нарушение установленного пунктами 23, 24 ПДО порядка, не рассматривается в качестве оферты.

Неоднократное (повторное) рассмотрение предложений и направление Организатором закупки дополнительных запросов отдельным участникам закупки приводит к возможности участнику, предложение которого изначально не соответствовало требованиям, установленным в  документации о закупке, устранить допущенные нарушения, либо представить дополнительные документы с последующим получением дополнительных (максимальных баллов), создает неравные, дискриминационные условия.

5. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

То есть, Комиссия антимонопольного органа не связана доводами жалобы.

Карельским УФАС России установлено, что 20.09.2016 между Заказчиком и ООО «РЕГИОНРЕСУРС» заключен договор поставки автомобильным транспортом дизельного топлива до объектов потребления ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», указанный договор находится в стадии исполнения.

Учитывая, что расторжение договора осуществляется в судебном порядке (факт окончания периода поставки по договору – ноябрь 2016 года), Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о невозможности выдачи Заказчику предписания об аннулировании обжалуемой закупки. При этом Комиссия Карельского УФАС России отмечает следующее.

Порядок заключения и исполнения договоров регламентирован в разделе 11 Положения о закупках ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», в котором, в частности, указано, что  данный порядок регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами Заказчика.

Согласно пункту 11.1 Положения о закупках Заказчик в течение  7 (семи) рабочих дней со дня получения протокола результатов выбора Контрагента направляет в адрес каждого Контрагента, с которым Комиссией по закупкам принято решение о заключении договора, 2 (два) оригинала подписанного со стороны Заказчика договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных выбранным Контрагентом, в проект договора, приложенный к документации о закупке. Оригиналы подписанного со стороны Заказчика договора не должны содержать условий, отличных от проекта договора, приложенного к документации о закупке, за исключением условий исполнения договора, предложенных выбранным Контрагентом. Оригиналы подписанного со стороны Заказчика договора направляются каждому Контрагенту экспресс-почтой с уведомлением о вручении с сопроводительным письмом, в котором указывается дата возврата подписанного со стороны Контрагента оригинала договора в адрес Заказчика.

Договор по результатам проведения закупки с использованием процедур обоснования выбора Контрагента должен быть подписан Контрагентом и возвращен Заказчику не позднее 5 календарных дней со дня его получения Контрагентом.

На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 16.09.2016 размещены Протоколы рассмотрения предложений от 15.09.2016 №1288.1  и рассмотрения оферт по существу от 15.09.2016 №1288.2.

Также на сайте 22.09.2016 размещена информация о заключении 20.09.2016 договора поставки автомобильным транспортом дизельного топлива до объектов потребления ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» (номер договора 1451/09-LN-2016), то есть договор заключен на 4-й день со дня размещения результатов закупки на официальном сайте.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

В Положении о закупках товаров, работ, услуг ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» не  установлен срок, до истечения которого договор не может быть заключен, следовательно, Заказчиком не учитывается закрепленная в Законе о закупках и ФЗ «О защите конкуренции» процедура административного контроля со стороны антимонопольного органа, что фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки (указанный вывод подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 02.02.2016 №309-КГ15-14384 по делу №А60-28335/2014).

Учитывая, что отсутствие требования о десятидневном сроке, до истечения которого договор не может быть заключен, повлияло на возможность выдачи Карельским УФАС России обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки, Карельское УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи соответствующего предписания Заказчику.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия Карельского УФАС России,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Нева-Нефть» (исх.№598 от 20.09.2016 №45, вх.№4258 от 22.09.2016) на действия Заказчика и закупочной комиссии ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» при проведении закупки путем Приглашения делать оферты на поставку автомобильным транспортом дизельного топлива до объектов потребления ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» (извещение №31604085121, сайт www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Заказчику - ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС»  предписание о внесении изменений в правовой акт, регламентирующий правила закупки заказчика (Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», утвержденное Общим собранием участников ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» (Протокол №6 от 11.09.2013)), в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен, но не менее срока, установленного частью 4 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Заместитель председателя Комиссии

             _______________

 

 

Члены Комиссии

             

        _______________

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Жалоба №04-45/45-2016

    

Заказчик

Общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС»

(ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС»)

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-45/45-2016

О внесении изменений в Положение о закупках

10 октября 2016 года                                                                                 г.Петрозаводск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

 

-  заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, заместитель  председателя   Комиссии;

 

 

- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

 

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10 октября 2016 года №04-45/45-2016, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО «Нева-Нефть»  (исх.№598 от 20.09.2016, вх.№4258 от 22.09.2016)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС»: 

1. В срок до 10 ноября 2016 года внести изменения в правовой акт, регламентирующий правила закупки Заказчика (Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», утвержденное Общим собранием участников ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» (Протокол №6 от 11.09.2013)), в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен, но не менее срока, установленного частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия  не позднее 5 дней со дня его исполнения с приложением подтверждающих документов.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

  

 

 _______________

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны