Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/50-2015 по жалобе ООО «ЛИНВИТ» ... от 13 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/50-2015

                                                                                                                          

11 ноября 2015 года                                                                                      г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

- заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, заместитель Председателя Комиссии;

 

- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии.

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЛИНВИТ» на действия при проведении прямой закупки уникальной продукции – оказание услуг по сертификации электрической энергии (извещение № 31502904139), в присутствии:

представителя ответчика – АО «Петрозаводские коммунальные системы» <…> (доверенность <…>, в деле);

представителя заявителя – ООО «ЛИНВИТ» <…> (доверенность № <…>, в деле).

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступила жалоба ООО «ЛИНВИТ» на действия АО «Петрозаводские коммунальные системы» (АО «ПКС») при проведении прямой закупки уникальной продукции – оказание услуг по сертификации электрической энергии (извещение № 31502904139).

Доводы жалобы сводятся к следующему, действия заказчика при проведении прямой закупки уникальной продукции и заключение договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ограничивает конкуренцию и предусматривает создание преимущественных условий для конкретного участника.

Являющаяся предметом закупки продукция – услуга по подтверждению качества (сертификации) электрической энергии не может быть отнесена к уникальной, в связи со следующим:

 - право проведения работ (оказания услуг) такого рода дает наличие у Исполнителя аттестата аккредитации органа по сертификации, выдаваемого Федеральной службой по аккредитации.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 412 от 28.12.2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аттестаты имеют равную юридическую силу на всей территории Российской Федерации».

 - порядок проведения работ (оказания услуг) по подтверждению соответствия качества электрической энергии, определенный Правилами по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации электрооборудования и электрической энергии» не требует обязательного нахождения исполнителя в регионе выполнения работ (оказания услуг) и не устанавливает иных требований, позволяющий отнести данный вид услуг к «уникальным».

На основании вышеизложенного ООО «ЛИНВИТ» просит:

 - признать противоречащими антимонопольному законодательству действия АО «ПКС», выразившееся в неправомерном отнесении предмета закупки к закупке уникальной продукции;

 - выдать АО «ПКС» предписание об устранении нарушений при проведении закупки, путем отмены протокола подведения итогов № 313 и расторжения договора, заключенного по итогам закупки.

 

Представитель АО «ПКС» возражала относительно указанных доводов (письмо от 05.11.2015 № 105,01/3109, 11.11.2015 № 105,01/401), полагает, что закупка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров и услуг отдельными видами юридических лиц» и Регламентом проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «ПКС».

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Заказчик - АО «Петрозаводские коммунальные системы».

Форма закупки - закупка у единственного поставщика.

Наименование закупки - проведение прямой закупки уникальной продукции – оказание услуг по сертификации электрической энергии, поставляемой потребителям АО «ПКС»

Извещение о закупки у единственного поставщика № 31502904139 размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.

Согласно протоколу № 313 от 28.10.2015 комиссия в составе: <…> (председатель комиссии), <…> <…>, <…>, <…>, <…>, <…>(члены комиссии), <…>(секретарь комиссии) рассмотрела вопрос о проведении прямой закупки уникальной продукции – оказание услуг по сертификации электрической энергии, поставляемой победителем АО «ПКС» и приняла решение заключить договор с предквалификационным контрагентом ООО «СКЦ», являющимся единственным аккредитованным органом по сертификации продукции в Республике Карелия по цене – 627 099,00 без учета НДС на условиях 50 % предоплаты.

Выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные документы и информацию, размещенную на официальном сайте в сети «Интернет» - «http://zakupki.gov.ru», Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Регламент проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» (АО «ПКС») (далее – Регламент) утвержден Решением единственного акционера Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» от «07» апреля 2015 года и размещен на официальном сайте в сети «Интернет» - «http://zakupki.gov.ru».

Пунктом 1.6. Регламента установлено, что выбор Контрагента осуществляется на основе объективного и независимого анализа, обеспечивающего оптимальные условия закупки способом, определенным Регламентом, и в соответствии со следующими принципами:

 - приоритетность конкурентных процедур выбора контрагентов на основе их предложений с учетом требований Заказчика, открытость результатов;

 - минимизация издержек Заказчика и достижение лучших экономических условий.

В статье 2 «Принятые термины и определения» Регламента под прямой закупкой понимается способ закупки, при котором закупка осуществляется без обязательного проведения процедуры обоснования выбора Контрагента. Применяется при проведении закупок, перечисленных в статье 9 Регламента.

Способы проведения закупок определены статьей 9 Регламента. Продукция, необходимая для обеспечения нужд Заказчика, может закупаться следующими способами:

 - закупка с использованием процедур обоснования выбора Контрагента;

 - прямая закупка.

Пунктом 9.4.2 Регламента предусмотрено, что закупка уникальной продукции осуществляется в случае, если продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного Контрагента или какой-либо конкретный Контрагент обладает исключительными правами в отношении данной продукции на данной территории и не существует никакой разумной альтернативы или замены

Пунктом 11.8 Регламента определено, что в случае если осуществляется закупка Уникальной продукции, Инициатор закупки к Заявке прилагает пояснительную записку, соответствующую требованиям, установленным пунктом 11.4 настоящего Регламента и содержащую описание уникальности продукции, Контрагента, который может предоставить данную продукцию. В случае если в пояснительной записке имеются ссылки на какие-либо документы, данные документы также прилагаются к Заявке. Пояснительная записка и документы прилагаются к Заявке при направлении последней на визирование.

Ответственное подразделение Заказчика в течение 2 (двух) рабочих дней с момента представления Заявки и прилагаемых материалов готовит проект решения о результатах выбора Контрагента для рассмотрения Комиссией по закупкам Заказчика. Решение Комиссии по закупкам оформляется протоколом, в котором должны содержаться сведения о принятом решении со ссылкой на конкретный пункт Регламента, на основании которого оно принято, об объеме, цене закупаемой Продукции, сроке исполнения договора и об условиях исполнения договора, согласованных с выбранным Контрагентом, если они отличаются от условий, указанных в типовой форме договора.

Указанный протокол подписывается в соответствии с пунктом 5.21 Регламента и размещается Ответственным подразделением Заказчика на официальном сайте и сайте Заказчика не позднее, чем через 3 (три) дня со дня его подписания с приложением типовой формы договора.

В статье 2 «Принятые термины и определения» Регламента под продукцией понимаются товары, работы и услуги.

Под уникальной продукции, понимается продукция, обладающая определенными специфическими характеристиками, свойствами и качествами, подтвержденными документально. По смыслу настоящего Регламента к уникальной продукции без дополнительного обоснования относится, в том числе, закупка юридических услуг, работ по проведению судебных экспертиз. Обоснование выбора Контрагента в целях закупки уникальной продукции осуществляет Заказчик (статья 2 Регламента).

Приложениями к протоколу № 313 от 28.10.2015 являются следующие документы: служебная записка от 27.10.2015 № СЗ-105-1155, счет № 03/15-1-КЭ (проведение сертификации электрической энергии), аттестат аккредитации от 12.08.2014 №РОСС RU 0001.21ЭО17, аттестат аккредитации экспертов № РОСС RU 0001.31014911, № РОСС RU 0001.31015299.

Согласно данным реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), включая Национальную часть Единого реестра органов по сертификации ООО «СКЦ» является единственной организацией на территории Республики Карелия, имеющей аккредитацию в области: подтверждения соответствия качества электрической энергии и испытания электроустановок зданий и электрической энергии на соответствие показателям качества в соответствии с требованиями стандартов.

Таким образом, комиссия АО «ПКС» при проведении прямой закупки уникальной продукции в соответствии с пунктом 9.4.1 Регламента руководствовалась статьей 2 Регламента, поскольку ООО «СКЦ» является единственным аккредитованным по сертификации продукции на территории Республики Карелия.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента протокол № 313 от 28.10.2015 размещен на официальном сайте в сети «Интернет» 29.10.2015.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При рассмотрении жалобы ООО «ЛИНВИТ» Комиссией Карельского УФАС России в действиях заказчика нарушений, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона о закупках не установлено.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ЛИНВИТ», проанализировав положения пункта 9.4.2 Регламента Комиссия Карельского УФАС России пришла к заключению о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся установлении требования к Контрагенту об обладании исключительными правами в отношении данной продукции на данной территории.

При установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) заказчика антимонопольный орган принимает необходимые меры по их устранению в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 (далее - Административный регламент).

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЛИНВИТ» на действия при проведении прямой закупки уникальной продукции – оказание услуг по сертификации электрической энергии (извещение № 31502904139) необоснованной.
  2. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «ЛИНВИТ» для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном Административным регламентом.

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                <…>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

                                                                                 

                                                                                                                      <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны