Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖА... от 31 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПо результатам рассмотрения заявления Акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (далее - АО «ТНС энерго Карелия», Гарантирующий поставщик), являющегося гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия (исх.№146-06-9318 от 14.02.2017, вх.№771 от 15.02.2017) на предмет выявления в действиях Администрации Прионежского муниципального района признаков нарушения антимонопольного законодательства при передаче прав владения и пользования в отношении муниципального имущества - объекта водоснабжения, расположенного в п. Новая Вилга Прионежского муниципального района Республики Карелия МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал», в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) установлено следующее.
Согласно Распоряжению Администрации Прионежского муниципального района от 31.03.2016 № 136-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» следующие объекты водоснабжения:
№
п/п |
Наименование имущества |
Адрес характеристики имущества |
Балансовая стоимость |
Амортизация руб. |
Остаточная стоимость, руб. |
11 |
Артезианская скважина с насосной станцией № 77615 инв. 170 литер № 1 в комплекте водоочистных и водонасосных сооружений с водопроводными сетями |
п. Новая Вилга Прионежское шоссе, д. 6, 1991 год ввода в экс. 131 куб. м. кадастровый № 10:20:0030109:4 |
564873,76 |
142159,90 |
422713,86 |
Факт передачи указанных объектов Администрацией подтверждается актом приема-передачи имущества в хозяйственное ведение МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» от 2016 г.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №106-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.
В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, если все объекты водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом, согласно части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.
Согласно, акта приема-передачи имущества в хозяйственное ведение МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» от 2016 г., передаваемый объект водоснабжения был введен в эксплуатацию значительно раньше, чем за 5 лет до возможной даты опубликования извещения о проведении конкурса (в случае, если бы такой конкурс был организован Администрацией в настоящее время).
Согласно Письму ФАС России от 05.10.2015 №АД/53812/15 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения» передача прав в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено».
Следовательно, объекты водоснабжения и водоотведения, указанные в приложении к, могут быть переданы только на основании концессионных соглашений.
Целями ФЗ «О защите конкуренции» среди прочего является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Пункт 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Ввиду социальной значимости и необходимости эффективного функционирования объектов водоснабжения (водоотведения), в целях защиты конкуренции и создания условий для эффективного использования муниципального имущества законодательно предусмотрены специальные правовые механизмы, позволяющие владельцу такого имущества передать права владения лицу, предлагающему наилучшие условия использования муниципального имущества.
К таким правовым механизмам, в частности, относятся проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества.
Специальные требования к порядку проведения торгов и заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения/водоотведения, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, предусмотрены в Законе о водоснабжении и Федеральном законе № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передача и закрепление органами местного самоуправления объектов водоснабжения/водоотведения на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями является способом уклонения от проведения торгов и исполнения иных сопутствующих этой процедуре требований.
Несоблюдение антимонопольных требований негативно влияет на конкурентную среду и не допускает потенциальных участников к возможности заключения договоров аренды или концессионных соглашений по результатам торгов.
Переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в муниципальной собственности, путем закрепления имущества на праве хозяйственного ведения, не предусмотрен действующим законодательством, противоречит требованиям статьи 41.1 Закона о водоснабжении и положениям Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; способствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления.
Издание Администрацией Прионежского муниципального района Распоряжения от 31.03.2016 № 136-р, на основании которого за МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» на праве хозяйственного ведения закреплены объекты водоснабжения и водоотведения, является изданием (принятием) органом местного самоуправления акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России предупреждает о необходимости в срок до 30.05.2017 совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены Распоряжения Администрации Прионежского муниципального района от 31.03.2016 № 136-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» и изъятии из хозяйственного ведения МУП Прионежского муниципального района «Прионежский водоканал» муниципального имущества (объекта водоснабжения/водоотведения), расположенного в п. Новая Вилга Прионежского муниципального района Республики Карелия.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи №9.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.