Постановление №010/04/9.21-556/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-556/2... от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

<...>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-556/2022

об административном правонарушении

 

25 октября 2022 года г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-549/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие потерпевшего и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 18 августа 2022 года поступило заявление <...> (вх. №4007) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению ее энергопринимающих устройств в размере, превышающем действующие на момент подачи соответствующей заявки тарифы.

Из заявления и приложенных к нему материалов следует, что на основании поступившей 26 января 2022 года №2523 (с учетом изменений от 24 марта 2022 года №11025) заявки на технологическое присоединение АО «ПСК» письмом без номера и даты направило Н. условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия №КЛ0002-22 как неотъемлемое приложение к договору и счет на оплату услуг.

Согласно техническим условиям №КЛ0002-22 АО «ПСК» принимает на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, а именно жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт, категория надежности – 3; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ; точка присоединения: РУ-0,4 кВ проектируемой КТП; основной источник питания: ПС-11-03, Л-11-03; ВЛ-11-03 «Ж»; Проектируемая ТП.

При этом в силу пункта 10 технических условий сетевой организации помимо прочего необходимо выполнить мероприятия по усилению существующей сети; строительство ВЛЗ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ Л-11-03 до проектируемой ТП; установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции (тип трансформаторной подстанции и мощность трансформатора определить проектом); мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.

В свою очередь на основании пункта 11.2 Н. на границе балансовой принадлежности необходимо обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами электрической энергии (мощности).

Срок выполнения мероприятий отражен в вышеобозначенном сопроводительном письме без номера и даты и равен 6 месяцам со дня заключения договора.

Размера платы за технологическое присоединение определен в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 и согласно выставленному счету составляет 127 284 836,28 рублей (сто двадцать семь миллионов двести восемьдесят четыре тысячи восемьсот тридцать шесть рублей 28 копеек).

Счет необходимо оплатить в течение 5 рабочих дней, в противном случае АО «ПСК» аннулирует поданную заявку на технологическое присоединение.

Рассмотрев запрос Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 09 августа 2022 года №33765, АО «ПСК» письмом без номера и даты сообщило, что объекты электросетевого хозяйства, расположенные в непосредственной близости от объекта <...>, не относятся к сетям ЕНЭС; учитывая, что в текущей инвестиционной программе АО «ПСК» отсутствуют объекты, ориентированные на реконструкцию существующих и возведение новых объектов электросетевого хозяйства в районе п. Войница, отсутствует техническая возможность присоединения вновь возводимых объектов к вышеуказанным сетям. По состоянию на 12 августа 2022 года мощность ДЭС Войница составляет 46 кВт, в то время как суммарная мощность присоединенных энергопринимающих устройств составляет 118 кВт.

При этом из представленного АО «ПСК» в адрес Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам расчета платы за технологическое присоединение следует, что стоимость технологического присоединения объекта <...> складывается из следующих составляющих: ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение ФЛ до 15 кВт по 3 категории (22 425,60 руб. с НДС) + средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) 0,4 кВ и ниже трехфазные прямого включения (28 641,60 руб. с НДС) + воздушная линия 1-20 кВ на деревянных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением до 50 кв.мм включительно одноцепная (127 072 840,08 руб. с НДС) + однотрансформаторная подстанция 10/0,4 кВ (за исключением РТП) мощностью до 25 кВА включительно столбового/мачтового типа) (160 929,00 руб. с НДС).

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент подачи Н. заявки) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе размер платы за технологическое присоединение

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» в том числе установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, (С1) и ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью менее 670 кВт и на уровне напряжения 20 кВ и менее на осуществление мероприятий, предусмотренных пунктом 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний, на 2022 год согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

Размер платы за технологическое присоединение определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение в одностороннем порядке после подписания сторонами договора не предусмотрена.

В свою очередь пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Н. в понимании Правил технологического присоединения относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "

«Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 22 августа 2022 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования. Составление протокола назначено на 12 часов 00 минут 19 сентября 2022 года, АО «ПСК» в трехдневный срок со дня получения определения надлежало представить следующие документы и сведения (в копиях):

- заявку <...> с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете) и даты регистрации;

- всю имеющуюся переписку с <...> по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения, включая запросы о предоставлении недостающих документов и сведения (с указанием даты размещения в личном кабинете и приложением подтверждающих документов);

- договор и технические условия к нему с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявителя (размещения в личном кабинете) с указанием соответствующей даты размещения в личном кабинете заявителя;

-письменные пояснения и правовые основания неуказания в договоре (технических условиях) с <...> условий о сроке технологического присоединения;

-письменные пояснения и правовые основания установления<...> платы за технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств в размере 127 284 836,28 рублей, в том числе пояснить основания включения в расчет платы строительство воздушной линии 1-20 кВ на деревянных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением до 50 кв.мм и установку однотрансформаторной подстанции 10/0,4 кВ (за исключением РТП) мощностью до 25 кВА включительно столбового/мачтового типа;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> со ссылками на нормативные акты и указанием даты редакции, в соответствии с которыми таковой произведен;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 29 августа 2022 года АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока представления информации по 12 сентября 2022 года включительно.

Письмом от 13 сентября 2022 года №16892 (вх. от 13 сентября 2022 года №4401) АО «ПСК» предоставило копии запрашиваемых документов и часть пояснений, сообщив, что территория д. Войница Калевальского муниципального района относится к территориям, технологически не связанным с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Указанное подтверждается постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 10 октября 2006 года №137 о присвоении АО «ПСК» статуса гарантирующего поставщика.

Энергоснабжение потребителей на территории д. Войница Калевальского муниципального района осуществляется без использования объектов, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и территориальных распределительных сетей. При этом мощность дизельной электрической станции в д. Войница Калевальского муниципального района составляет 48 кВт и полностью распределена между уже присоединенными объектами потребителей.

Ближайший объект АО «ПСК», относящийся к территориальным распределительным сетям — линия 10 кВ, находится на расстоянии 35,6 км от объекта заявителя. Установление размера платы за технологическое присоединение основано на нормах абзаца 8 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», о включении не более чем 50 процентов от величины расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от несуществующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В свою очередь анализ представленных документов отражает, что 26 января 2022 года <...> подала в адрес АО «ПСК» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям общества комплекса объектов на земельном участке, расположенного в д. Войница Калевальского муниципального района. Запрашиваемая максимальная мощность составляет 15 кВт при напряжении 0,38 кВ.

Письмом от 31 января 2022 года №1960 АО «ПСК» уведомило Н. об отсутствии необходимых для рассмотрения заявки документов, указав, что к заявке приложена копия договора №19-м/17 аренды земельного участка от 23 июня 2021 года, пунктом 2.1 которого закреплен срок действия договора 20 лет, без усиленной квалифицированной подписи государственного регистратора прав.

В ответ на указанное 09 марта 2022 года <...> посредством личного кабинета на сайте АО «ПСК» направила в адрес сетевой организации письмо ГКУ РК «Управления земельными ресурсами» от 22 июля 2021 года №19294.

В свою очередь АО «ПСК» в письме от 11 марта 2022 года №4600 сообщило <...>, что в указанном письме содержаться сведения о том, что межведомственный документооборот между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами регистрации прав осуществляется только в форме электронных документов, разъяснив со ссылками на нормативно-правовые акты, необходимость предоставления правоустанавливающего документа, достоверность которого подтверждена подписью уполномоченного должностного лица (квалифицированной электронной подписью) регистрирующего органа.

24 марта 2022 года <...> предоставила в адрес сетевой организации документы с усиленной квалифицированной подписью регистратора прав.

17 мая 2022 года, 17 июня 2022 года <...> посредством личного кабинета направляла запросы о предоставлении информации о ходе рассмотрения поданной ею заявки на технологическое присоединение.

Спустя четыре месяца с момента предоставления <...> полного пакета документов, необходимого для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, письмом от 25 июля 2022 года №13450 (заявителю письмо направлено без номера и даты, то есть не прошедшее регистрацию в системе документооборота) АО «ПСК» направило в адрес заявителя условия типового договора и технические условия (без указания срока выполнения мероприятий), счет на оплату услуг по технологическому присоединению.

Ввиду необходимости истребования сведений у Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, а также того факта, что АО «ПСК» не представило следующие запрошенные определением от 22 августа 2022 года сведения:

- пояснения относительно неуказания в договоре (технических условиях) условий о сроке технологического присоединения

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> со ссылками на нормативные акты и указанием даты редакции, в соответствии с которыми таковой произведен;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года,

составление протокола было отложено до 12 часов 00 минут 11 октября 2022 года.

Определением от 19 сентября 2022 года у АО «ПСК» запрошены:

- письменные пояснения и правовые основания неуказания в договоре (технических условиях) с <...> условий о сроке технологического присоединения;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> со ссылками на нормативные акты и указанием даты редакции, в соответствии с которыми таковой произведен;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года;

- объяснения и правовые обоснования направления в адрес <...>. документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, лишь спустя 4 месяца после предоставления Н. полного пакета необходимых документов;

- объяснения и правовые обоснования расчета платы за услуги по технологическому присоединению объекта <...> по правилам и тарифам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года, тогда как заявка и все необходимые документы поступили в адрес АО «ПСК» 24 марта 2022 года;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

В свою очередь у Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам определением от 20 сентября 2022 года были истребованы письменные пояснения относительно правильности расчета сетевой организацией платы за услуги по технологическому присоединению при условии, что <...> заявка на технологическое присоединение и все необходимые документы были представлены 24 марта 2022 года.

Письмом о 21 сентября 2022 года №2985/12-05/КЦТ-и (вх. от 23 сентября 2022 года №4530) Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам сообщил следующее.

Федеральным законом от 16 февраля 2022 года №12-ФЗ «О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 года №1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 01 июля 2022 года внесены изменения в законодательство в части учета в плате за технологическое присоединение к электрическим сетям расходов по строительству объектов «последней мили» в 50% размере для заявителей, энергопринимающие устройства которых имеют максимальную мощность не более 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

На основании изложенного, с учетом сроков подачи заявки в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» плата составляет 51 067,2 руб. (с НДС), в том числе:

- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, указанным в абзаце восьмом пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (С1) – 18 688 руб.;

- стандартизированная тарифная ставка на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазными прямого включения (С 80,4 кВ и ниже) — 23 868 рублей;

- налог на добавленную стоимость – 8 511,2 руб.

АО «ПСК» письмом от 29 сентября 2022 года №17870 (вх. от 29 сентября 2022 года №4620) сообщило, что в письме от 25 июля 2022 года №13450, с которым заявителю предоставлены типовые условия договора и технические условия отражен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя для сетевой организации и заявителя. Поскольку действие договора между сетевой организацией и заявителем не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме, то неуказание данного срока непосредственно в типовых условиях договора, направленных заявителю, не ущемляет его прав.

Типовые формы технических условий, закрепленные Правилами технологического присоединения, не содержат в себе раздела, в котором возможно указать срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организацией или заявителем, ввиду чего он указан в письме от 25 июля 2022 года №13450.

Кроме того, АО «ПСК» пояснило, что установленного срока для рассмотрения заявки оказалось недостаточным для определения мероприятий, необходимых для технологического присоединения и своевременной подготовки технических условий, ввиду необходимости оценки возможности присоединения объекта заявителя к генерирующим объектам, расположенным на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, отдаленности объекта заявителя от территориальных распределительных сетей.

При этом сетевая организация со ссылкой на часть 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, обосновала правомерность выставления счета за технологическое присоединение объекта Н.

В свою очередь <...> письмом от 10 октября 2022 года ходатайствовала о приобщении к материалам административного дела письма АО «ПСК» от 30 сентября 2022 года №18009, в котором общество сообщает об отсутствии оснований для перерасчета платы за технологическое присоединение.

11 октября 2022 года в отношении АО «ПСК» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 11 октября 2022 года рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении назначено на 11 часов 30 минут 25 октября 2022 года.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Резюмируя вышеизложенное, отмечаю, что согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» с 01 октября 2017 года по 30 июня 2022 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с абзацем 7 пункта 17 Правил технологического присоединения при осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей.

Заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> была подана до 01 июля 2022 года, таким образом, в состав платы за технологическое присоединение по указанной заявке расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, не должны учитываться. В целом технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся составлением акта об осуществлении технологического присоединения, которым обязательно предшествуют выполнение обеими сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению. Не оплачивая предложенный к оплате счет за мероприятия по технологическому присоединению, <...> лишается возможности заключить соответствующий договор и получить доступ к услугам сетевой организации. Вместе с тем собранные в рамках административного расследования документы свидетельствуют о нарушении АО «ПСК» установленного пунктом 19 Правил технологического присоединения запрета на навязывание невыгодных обязательств по оплате стоимости услуг за технологическое присоединение - вопреки тому факту, что заявка <...> поступила в адрес сетевой организации 26 января 2022 года (недостающие документы - 24 марта 2022 года), плата за технологическое присоединение рассчитана по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года.

Кроме того, имеющимися документами подтверждается факт нарушения АО «ПСК» срока направления (размещения в личном кабинете) документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения — документы необходимо было разместить в личном кабинете заявителя в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявки с полным пакетом документов (в рассматриваемом случае до 07 апреля 2022 года; фактически действия осуществлены 25 июля 2022 года). При этом направленные условия типового договора и технические условия не содержат существенного условия о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что в свою очередь является нарушением пунктов 16 и 105 Правил технологического присоединения. Довод об указании условий о сроке исполнения мероприятий по технологическому присоединению в сопроводительном письме от 25 июля 2022 года (при этом заявителю направлено сопроводительное письмо без регистрации (отсутствует номер и дата) несостоятелен, непосредственно ввиду того, что пунктом 105 предусмотрено указание условий о сроке именно в технических условиях.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 07 апреля 2022 года, 25 июля 2022 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение АО «ПСК» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 850 000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-556/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны