Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №09-2017 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ... от 12 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По результатам рассмотрения обращения ИП Е*на предмет выявления в действиях МУП «Управляющая компания «Питкяранта» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в препятствовании осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания ритуальных услуг и созданию преимущественных условий осуществления аналогичной хозяйственной деятельности ИП В* ,  установлено следующее.

МУП «УК «Питкяранта» создано на основании постановления Главы местного самоуправления №591 от 30.06.2005.

Постановлением главы Питкярантского городского поселения от 17.02.2009 №24-п,  предмет и цели деятельности предприятия был дополнен осуществлением деятельности по оказанию отдельных видов услуг по погребению.

Постановлением Администрации Питкярантского городского поселения №96-п от 21.03.2016 МУП «УК «Питкяранта» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Питкярантского городского поселения.

ИП В*   в Карельское УФАС России представлен  договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела невостребованных и неопознанных умерших от 04.03.2013 (далее – договор оказания услуг).

Указанный договор оказания услуг заключен между Администрацией Питкярантского городского поселения (Заказчик) и ИП В*. (именуемый в договоре как «Специализированная служба»).

Согласно п.1.1 договора оказания услуг, по настоящему договору специализированная служба обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по вопросам похоронного дела при погребении умерших при отсутствии у них супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а Заказчик обязуется оплатить услуги по перевозке тела умершего в город Сортавала на вскрытие и перевозку тела умершего из г.Сортавала в морг г.Питкяранта.

Из пункта 2.2 указанного договора следует, что возмещение стоимости услуг, указанных в пункте 1.1. договора осуществляется на основании счет-фактуры, представляемой специализированной службой Заказчику.

В соответствии с пунктом 4.1 Договора оказания услуг, договор заключен на один год до 01 марта 2014 года. Если ни одна из Сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении, то он читается возобновленным на тех же условиях на тот же срок. Это правило применяется и в дальнейшем.

ИП В* не представлено документов, подтверждающих расторжение указанного договора; договор является действующим.

МУП «УК «Питкяранта» письмом исх.№2/262 от 08.06.2017 сообщило, что в перечень оказываемых им услуг, входит: регистрация умерших граждан; выделение места для захоронения на городском кладбище; оформление (продление) брони на место под захоронение.

Из Устава МУП «УК «Питкяранта», утвержденного постановлением Главы местного самоуправления г.Питкяранта и Питкярантского района №661 от 28.07.2005 следует, что предприятие является коммерческой организацией (п.1.3 Устава), соответственно является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», и конкурентом ИП Е* и ИП В*

Несмотря на присвоение Администрацией Питкярантского муниципального района МУП «УК Питкяранта» статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, в Уставе предприятия отсутствует обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, также ни в постановлении органа местного самоуправления, ни в Уставе, ни в каком-либо ином акте  не прописано, что муниципальное предприятие наделено полномочиями по  регистрации умерших граждан;  выделению места для захоронения на городском кладбище; оформлению (продлению) брони на место под захоронение.

Хотя факт осуществления указанных функций МУП «УК Питкяранта» подтверждается как письменными пояснениями предприятия, так и представленными им копиями книги учета захоронений, справками о захоронении, выписками из журнала на выделение места на захоронение, заявлениями на продление брони.

На основании постановления Администрации Питкярантского городского поселения №354-п от 10.11.2014 «Об утверждении тарифов по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения, с 01 января 2015 года для МУП «УК «Питкяранта» был утвержден тариф по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения в размере 450 рублей.

Таким образом, муниципальное предприятие  наделено полномочиями по взиманию денежных средств за выделение места для захоронения на городском кладбище на территории Питкярантского городского поселения.

 

1. Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле) определяет архивное дело в Российской Федерации как деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Согласно части 4  статьи 4  Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом №131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится формирование архивных фондов поселения.

Передача функции органа местного самоуправления по содержанию и ведению муниципального земельного архива законодательством не предусмотрена.

Согласно статье 3  Закона об архивном деле,  архивный документ -  материальный носитель с зафиксированной на нем информацией,  который имеет реквизиты,  позволяющие его идентифицировать,  и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан,  общества и государства.

Из вышеизложенного следует,  что деятельность в области архивного дела,  в том числе хранение и ведение книги регистрации захоронений являются исключительными полномочиями органа местного самоуправления, которые не подлежат передаче хозяйствующим субъектам. Предоставление МУП «УК Питкяранта», как хозяйствующему субъекту, права на ведение книги регистрации захоронений наделяет такое лицо функциями органа местного самоуправления.

2. В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно положениям статей 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон №8-ФЗ) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (как гарантия).

Статьей 9 Закона №8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемый на безвозмездной основе. Указанные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Из совокупности норм действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления могут реализовать свои полномочия по организации ритуальных услуг путем создания специализированной службы в форме муниципального предприятия, учреждения, либо провести публичные процедуры по отбору хозяйствующего субъекта, предоставляющего гарантированный перечень услуг по погребению.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 4 главы 4) и Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие является самостоятельным юридическим лицом, которое как коммерческая организация (хозяйствующий субъект) не может входить в структуру органов власти.

Постановлением Администрации Питкярантского городского поселения №96-п от 21.03.2016 МУП «УК «Питкяранта» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Питкярантского городского поселения.

При этом ни в Уставе предприятия, ни в указанном постановлении не отражено, что предприятие обязано предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению.

Напротив, из договора возмездного оказания услуг от 04.03.2013 следует, что гарантированный перечень услуг по погребению оказывает ИП В*, который также поименован в договоре в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела. Администрация возмещает указанному хозяйствующему субъекту стоимость оказанных услуг после предоставления счета-фактуры.

3. В силу части 1 статьи 7 Закона о погребении, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности установления и взимания платы за предоставление муниципальной услуги по предоставлению земельного участка земли для погребения умершего.

Несмотря на указанный факт Администрация Питкярантского городского поселения установила тариф, предусматривающий взимание денежных средств за предоставление муниципальной услуги, а муниципальное предприятие стало осуществлять взимание указанных средств.

Установлено, что МУП «УК Питкяранта» осуществляет функции  по оформлению (продлению) брони на место под захоронение.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о погребении, исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Таким образом действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления бронирования земельных участков для погребения.

По смыслу закона - статьи 18 и пункта 2 статьи 25 Закона о погребении земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о  погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.

Пунктом 3 части 1 статьи 6 Устава Питкярантского городского поселения установлено, что  к вопросам местного значения  Питкярантского городского поселения  относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Исходя из положений статей 14 и 15 Закона №131-ФЗ  и статей 3, 4, 9, 15, 16, 24 и 25 Закона о погребении, Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки с расположенными на них крематориями, как и другие места погребения, могут находиться только (исключительно) в ведении органов местного самоуправления.

Таким образом, полномочия по предоставлению земельных участков в силу закона осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Предоставление мест под захоронение на кладбищах, организация ритуальных услуг (в том числе организация оказания этих услуг) относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления и не могут быть делегированы хозяйствующему субъекту.

В рассматриваемом случае специализированной службе по вопросам похоронного дела МУП «УК Питкяранта» как хозяйствующему субъекту, фактически переданы функции и права органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, входящих в компетенцию только органа местного самоуправления, в том числе разрешительно-согласовательного и контрольно-распорядительного характера.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу пункта 9 части статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»  органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

В силу части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»  запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

ФАС России письмом от 30.09.2009 № АК/34001 дала разъяснения о применении антимонопольного законодательства по вопросу организации похоронного дела.

Согласно позиции ФАС России,  с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе, выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

Из вышеизложенного следует, что в целях недопущения ограничения конкуренции и создания преимущественных условий на товарном рынке похоронных услуг действующим законодательством для органа местного самоуправления предусмотрена возможность создания соответствующего муниципального бюджетного учреждения. Кроме того, орган местного самоуправления имеет возможность реализовывать данные функции самостоятельно.

В соответствии с письмом ФАС России от 23.03.2007 №АК/3795 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», письмом Министерства регионального развития РФ от 23.07.2007 №13741-ЮТ/07 «О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг», Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 №12027/07, нормами Закона №8-ФЗ, оказание ритуальных услуг является конкурентной сферой деятельности.

Исходя из обращения ИП Е* следует, что на территории г.Питкяранта осуществляют деятельность в сфере ритуальных услуг как минимум три хозяйствующих субъекта: ИП Е*, ИП В* и МУП «УК «Питкяранта», то есть рынок является конкурентным.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Администрации Питкярантского городского поселения признаков нарушения части 3 статьи 15 ФЗ «О  защите конкуренции», выразившихся в наделении хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления, путём фактического предоставления МУП «УК Питкяранта» полномочий по выделению (отводу) земельных участков для захоронения умерших,  а также ведению книги регистрации захоронений.

Кроме того, в действиях Администрации  Питкярантского городского поселения по установлению не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей за предоставление муниципальной услуги по выделению земельных участков для погребения, а также в действиях МУП УК «Питкяранта» по взиманию не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей за предоставление муниципальной услуги по выделению земельных участков для погребения содержатся признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные действия органа местного самоуправления противоречат требованиям действующего законодательства и приводят к предоставлению отдельному хозяйствующему субъекту – МУП «УК Питкяранта» преимущественных условий осуществления деятельности, а также нарушают права граждан (потребителей) на бесплатное получение муниципальных услуг.

Также в действиях Администрации  Питкярантского городского поселения содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении ИП Ворушилову И.А. преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности путем наделения хозяйствующего субъекта без проведения конкурентных процедур статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и заключением соответствующего договора  на оказание услуг.

В силу положений части 1 статьи 391 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении таких действий (бездействия).

Основанием для выдачи предупреждения является выявление признаков нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» (часть 2 статьи 391 ФЗ «О защите конкуренции»). 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 391 ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России предупреждает о необходимости Администрации Питкярантского городского поселения  в срок до 06 сентября 2017 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1) расторжения с ИП В*  договора на оказание услуг по вопросам похоронного дела невостребованных и неопознанных умерших от 04.03.2013;

2) отмены постановления Администрации Питкярантского городского поселения №354-п от 10.11.2014 «Об утверждении тарифов по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения» и недопустимости взимания платежей за предоставление муниципальной услуги по предоставлению места для захоронения на городском кладбище);

3) исключения фактической возможности осуществления МУП «УК Питкяранта» функций органа местного самоуправления по отводу (резервированию) земельных участков для захоронения (а также недопустимости их бронирования), по учету и регистрации мест захоронений (ведение журнала регистрации захоронений, выдачи справок);

4)  разработки акта, определяющего лицо (структурное подразделение органа местного самоуправления), осуществляющее функции по отводу (резервированию) земельных участков для захоронения (с учетом недопустимости их бронирования), по учету и регистрации мест захоронений (ведение журнала регистрации захоронений, выдачи справок), либо создать (наделить уже созданное) муниципальное казенное учреждение, не осуществляющее коммерческой деятельности, такими функциями;

5) устранения противоречий в части лица, являющегося специализированной службой по вопросам похоронного дела и обеспечения оказание гарантированного перечня услуг по погребению непосредственно специализированной службой по вопросам похоронного дела (например, внести изменения в Устав МУП «УК Питкяранта», указав на необходимость осуществления специализированной организаций услуг по гарантированному перечню, иное).

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны