Постановление №010/04/9.21-737/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-737/20... от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»  

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

М В.В.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-737/2022

об административном правонарушении

  

29 декабря 2022 года                                                                                        г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-737/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 15 июня 2022 года №113-22 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 19 сентября 2022 года (вх. №4452) поступило заявление М В В с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в установлении в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 25 августа 2022 года №КАР00621277 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью более 12 месяцев вместо положенных 30 дней.

Заявитель просит провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

Из поступившего заявления, приложенных к нему типовых условий договора, а также имеющихся в материалах дела №010/04/9.21-520/2022 документов, следует, что по заявке М В.В. от 23 июня 2022 года в личном кабинете потребителя на портале сетевой организации «Портал-ТП.РФ» сетевая организация 23 июля 2022 года разместила типовые условия договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств дачного дома, расположенного по адресу: , технические условия №КАР-02434-Э-С/22-001 и счет на оплату 550 руб.

С учетом даты оплаты заявителем счета вышеуказанный договор заключен 25 июля 2022 года.

Согласно техническим условиям максимальная мощность присоединяемых электроустановок - 15кВт, основной источник питания: ВЛ 0,4 кВ проектир. (М В.В.) от ТП-3482 (ПС-35 кВ, Леванпельто (ПС 4С), класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ.

Сетевая организация в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя осуществляет:

-          строительство необходимого количества ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ от ТП-3482 до границ земельного участка;

- замену трансформатора ТМ-63/10/0,4 кВ в ТП-3482 на трансформатор расчетной мощности;

-          мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов;

-          обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический приме (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

В свою очередь заявителю, согласно ТУ, необходимо выполнить требования:

-          к схеме приема электрической энергии (на границе балансовой принадлежности обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления электроэнергии),

-          к электроустановке (заземление и защиту от напряжения выполнить согласно требованиям нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок);

 

 

-          предоставить сетевой организации на безвозмездной основе место для установки приборов учета электрической энергии и (или иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления электроэнергии).

Заявитель отмечает, что на момент направления в антимонопольный орган заявления установлены столбы для проведения электросетей, электрокабель, установлены личные счетчики, но услуги не сданы по акту приема-передачи.

При этом заявитель полагает, что срок выполнения мероприятий по вышеуказанным договорам установлен не верно и в силу пункта 16 Правил технологического присоединения не должен быть превышать 30 дней.

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом и заключение договора.

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физическое лицо, подавшее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Так, указанным пунктом установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

-технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;

-расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;

-отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;

-от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).

При несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым указанного подпункта:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии;

1 месяц (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пунктах 13(2) и 13(4) настоящих Правил, энергопринимающие устройства которых ранее присоединены в данной точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

В свою очередь, особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Так, пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта

электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление по делу от 08 июня 2021 года №010/04/9.21-256/2021 - 800 000 рублей; постановление от 11 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 19 октября 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен М В.В.; составление и подписание протокола было запланировано на 15 часов 00 минут 15 ноября 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений.

Письмом от 27 октября 2022 года №МР2/3/119-06/9210 (вх. №62-ЭП/22) сетевая организация представила письменные пояснения и запрашиваемые сведения.

В предоставленных пояснениях общество сообщило, что для выполнения принятых на себя обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения по заявке М В.В. сформирован инвестиционный проект: «Строительство ВЛ-0,4кВ от ТП-3482 с заменой трансформатора в ТП-3482 в Лахденпохском р-не РК (технологическое присоединение М В.В. от 25 июля 2022 года №КАР- 02434-Э-С/22)» под шифром № 001-31-2-01.41-3510. В рамках реализации инвестиционного проекта проработаны и утверждены технические решения для последующего выполнения проектирования и строительно-монтажных работ. Для выполнения мероприятий, предусмотренных к выполнению со стороны сетевой организации техническими условиями №КАР-02434-Э-С/22-002, необходимо произвести замену трансформатора ТМ-63/10/0,4кВ в ТП-3482 на трансформатор расчетной мощности (ТМ-100/10/0,4кВ), выполнить строительство совместной подвеской ВЛ-0,4кВ по Л-1 от ТП-3482 проводом СИП2 3*50+1*70 до границы земельного участка, протяженностью около 0,1 км, осуществить установку прибора учета. Стоимость инвестиционного проекта - 380 тыс. руб., без учета НДС. Для реализации инвестиционного проекта в настоящее время ведется подготовка к проведению торгово-закупочных процедур.

При этом необходимость замены установленного трансформатора в ТП-3482 на трансформатор большей мощности и строительства нового фидера совместной подвеской сетевая организация объяснила следующими обстоятельствами: 

- на момент формирования технических условий на технологическое присоединение дачного дома М В.В. 19 июля 2022 года на земельном участке с кадастровым номером суммарная присоединенная к ТП-3482 мощность по восьми реализованным договорам об осуществлении технологического присоединения составляла 130кВт,

- в июне 2022 года были выданы технические условия в количестве 4 единиц, суммарной мощностью 60 кВт + заявка М В.В. на 15кВт,

- установленный в ТП-3482 трансформатор ТМ-63/10/0,4кВ и существующий провод СИП2 3х35+1х50 даже с учетом коэффициента одновременности не позволяют осуществить передачу электрической энергии суммарной мощностью 205 кВт.

На расстоянии не далее 500 м до границ земельного участка с кадастровым номером 10:12:0051301:1265 находятся следующие электросетевые объекты: ВЛ-10кВ Л-04- 03, ТП-3482, ВЛ-0,4кВ от ТП-443, ВЛ-0,4кВ от ТП-3482, не далее 15 м - ВЛ-0,4кВ от ТП-3482. Расстояние от ТП-3482 до границ земельного участка заявителя составляет 100 м.

Вышеизложенными фактами ПАО «Россети Северо-Запад» обосновало необходимость установления шестимесячного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта М В.В.

Вместе с тем, несмотря на поставленный в определении от 19 октября 2022 года вопрос (абзац 7 пункта 3) ПАО «Россети Северо-Запад» не представило объяснений об установлении в технических условиях от 23 июля 2022 года срока исполнения мероприятий равным 1 году, как и причины размещения технических условий с иным сроком исполнения мероприятий (6 месяцев) через 2 месяца после заключения договора.

В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных сведений и документов, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, определением от 15 ноября 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-737/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 19 декабря 2022 года; составление и подписания протокола назначено на 15 часов 00 минут 15 декабря 2022 года. В соответствии с определением ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России следующие документы и сведения:

- правовые основания установления срока выполнения мероприятий по договору, заключенному с М В.В., 1 год, а не 6 месяцев, с учетом положений подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения;

- причины размещения технических условий от 29.09.2022 со сроком 6 месяцев спустя 2 месяца после заключения договора с заявителем;

- копии документов, подтверждающих проведение мероприятий по подготовке закупочных мероприятий;

- иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения. 

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 21 ноября 2022 года №МР2/3/119-06/9882 (вх. №609-ЭП/22) сообщило, что первоначально срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя в технических условиях №КАР-02434-Э-С/22-001 от 21 июля 2022 года по заявке М В.В. от 23 июня 2022 года был установлен 1 год в связи с технической ошибкой.

В связи с поступившим обращением М В.В. от 09 сентября 2022 года, ошибка была устранена, выданы технические условия №КАР-02434-Э-С/22-002 от 29 сентября 2022 года, в которых срок выполнения мероприятий по технологическому присоединения установлен 6 месяцев.

При этом общество обращает внимание, что выполнение полного комплекса работ, необходимого в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство ВЛ-0,4кВ от ТП-3482 с заменой трансформатора в ТП-3482 в Лахденпохском р-не РК (технологическое присоединение М В.В. от 25 июля 2022 года №КАР- 02434-Э-С/22)» будет осуществляться подрядным способом.

В настоящее время в Карельском филиале ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляются корпоративные процедуры с целью организации и проведения закупки «Заключение рамочного договора на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, предоставление/поставку оборудования и материалов по объектам распределительных сетей классом напряжения 04/6/10 кВ (технологическое присоединение) для нужд ПО ЗКЭС Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад». Так, технологическое присоединение энергопринимающих устройств М В.В. по договору № КАР-02434-Э-С/22 будет реализовано в рамках договора с подрядчиком, избранным по результатам проведения торгово-закупочных процедур.

15 декабря 2022 года в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С., в отсутствие заявителя был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19 декабря 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-737/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 07 декабря 2022 года в 15 часов 30 минут.

Письмом от 29 декабря 2022 года №МР 2/3/119-06/11241 (вх. №499-ЭП/22) ПАО «Россети Северо-Запад» представило дополнительные пояснения, в которых отмечает, что первоначально срок выполнения мероприятий в технических условиях от 21 июля 2022 года №КАР-02434-Э-С/22-001 по заявке М В.В. от 23 июня 2022 года был установлен 1 год в связи с технической ошибкой.

При этом, по мнению сетевой организации, данное обстоятельство не повлекло ущерба имущественной сфере заявителя. Плата по договору была определена корректно и составила 550 рублей, оплачена заявителем 25 июля 2022 года.

В связи с поступившим обращением М В.В. от 09 сентября 2022 года №б/н, ошибка была устранена, выданы технические условия №КАР-02434-Э-С/22-002 от 29 сентября 2022 года, в которых срок выполнения мероприятий по технологическому присоединения установлен 6 месяцев.

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Северо-Запад» просит рассмотреть возможность применения положений КоАП РФ о малозначительности.

Так, сетевая организация отмечает, что по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Основными оценочными критериями малозначительности являются конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие разъяснения даны в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 (ред. от 21 декабря 2017 года) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Аналогичный правовой подход закреплен в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005  года № 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Следует отметить, что степень общественной опасности административного правонарушения объективно является минимально низкой. Данное правонарушение не посягает на установленный законом порядок управления, не является общественно опасным, не относится к категории административных правонарушений, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным, т.е. не требует наступления вредных последствий в объективной стороне.

Однако, данное обстоятельство не исключает возможность признания такого административного правонарушения малозначительным.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10).

Также не является препятствием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ повторность совершенного административного правонарушения, т.е. повторность не исключает малозначительность.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 июля 2017 года № 306-АД17-9200 по делу № А57-24674/2016 применение ст. 2.9 КоАП РФ определяется обстоятельствами конкретного дела и возможно и в тех случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает более строгое наказание в связи с повторностью совершенного правонарушения.

В случае, если антимонопольный орган не согласится с доводами ПАО «Россети Северо-Запад» о распространении моратория на проверки, общество просит рассмотреть возможность применения части 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ.

Так, сетевая организация отмечает, что поскольку основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии, его приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность  и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  в соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В условиях общей тяжелой экономической ситуации, обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи КоАП РФ, явится чрезмерно суровым наказанием и по существу будет носить карательный характер, поскольку повлечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, и, как следствие этого, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П.

Таким образом, общество отмечает, что деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется ПАО «Россети Северо-Запад» в тяжелых финансово-экономических условиях, а значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, констатирую, что после получения заявки М В.В. сетевой организацией необоснованно выставила ему технические условия со сроком выполнения мероприятий равным 1 год. Фактически правомерный срок был закреплен лишь спустя два месяца (30 сентября 2022 года) после обращения заявителя с ответным обращением.

Указанное образует нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения. 

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не обоснован в силу части 3.3. статьи 28.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от

него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Кирова, д. 45, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 23 июля 2022 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, связанную с международными экономическими санкциями, фактические обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, предпринятые обществом действия по прекращению противоправного поведения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года  №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-737/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны