Решение №010/07/3-496/2022 РЕШЕНИЕ по жалобе № 010/07/3-496/2022 от 9 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04-40/50-2022

Дело № 010/07/3-496/2022

 

Организатор торгов:

ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ»

пр-кт Комсомольский, д. 4, к.а,

г. Петрозаводск, 185026

***

 

Заявитель:

ООО «СЕВЕРПРОДУКТ»

ул. Боровая, д. 16, кв. 1,

г. Петрозаводск, 185013

***

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 010/07/3-496/2022

   

09 августа 2022 года                                                                                                  г. Петрозаводск

                                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

***,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» на действия организатора торгов – ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (https://zakupki.gov.ru, извещение №32211552345),

при участии в режиме видео-конференц-связи представителей:

организатора торгов - ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» ***;

 Заявителя - ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» ***,

 

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России 20.07.2022 (вх. №3572) поступила жалоба ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» (далее – Общество) на действия организатора торгов – ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания.

Согласно жалобе, Заказчиком допущено нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку Заказчиком в Приложении к извещению «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлена некорректная формула оценки опыта участников закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение №2604).

По мнению подателя жалобы, Заказчику надлежало установить предельное максимальное количественное значение, так как его отсутствие приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, лишает возможности участников конкурса без избыточного опыта конкурировать с участниками, имеющими избыточный опыт.

В связи с изложенным Заявитель просит признать действия организатора торгов по формированию документации о закупке №32211552345 незаконными, провести внеплановую проверку по факту нарушения Заказчиком антимонопольного законодательства, допущенного в ходе проведения конкурса.

Заказчик в своих письменных возражениях на жалобу (вх. от 01.08.2022 № 3722) с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной в связи с отсутствием оснований для проведения внеплановой проверки  и сообщил, что при проведении указанного запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» (далее - Положение о закупках).

Уведомлением от 21.07.2022 № №010/07/3-496/2022/2787 назначено заседание Комиссии Карельского УФАС России в 10 часов 00 минут 29.07.2022, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Уведомлением от 01.08.2022 №010/07/3-496/2022/2918 объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 09.08.2022.

В связи с техническими проблемами на платформе видео-конференц-связи «TrueConf» рассмотрение жалобы продолжилось в 16 часов 00 минут 09.08.2022 в очной форме, в присутствии представителей ООО «СЕВЕРПРОДУКТ», в отсутствие ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ».

27.07.2022 Закупочной комиссией принято решение об отказе от проведения закупки в связи с изменением потребности в продукции, в том числе изменением требований к характеристикам, составу и объемам закупаемых услуг (Протокол об отмене закупки от 27.07.2022).

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Заказчик: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» (ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ»).

Способ закупки: конкурс в электронной форме.

Номер извещения: 32211552345.

Наименование закупки: оказание услуг по организации питания.

Дата начала срока подачи заявок: 15.07.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 01.08.2022 в 09:00.

Начальная (максимальная) цена договора: 6 865 508,00 рублей.

Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Пункт 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения. В данном случае, возможность отмены закупки также предусмотрена подпунктом «в» пункта 2 части 1.4.1. Положения о закупке.

В силу части 13 статьи 8 Закона о закупках государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.

Согласно данным Единой информационной системы Заказчиком размещены в системе Положение о закупке и План финансово-хозяйственной деятельности.

 

В соответствии с пунктами 13-15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке помимо прочих сведений должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия Карельского УФАС России установила, что в пункте 1 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение к извещению) Заказчиком установлен критерий оценки «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», при этом оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9, 10 Положения №2604.

Пунктом 2 указанного порядка рассмотрения и оценки заявок определены 2 детализирующих признака оценки:

2.1.1. Общая цена исполненных участником закупки договоров;

2.1.2. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

При этом, оценка заявок по двум признакам осуществляется Заказчиком в порядке и по формуле оценки, установленным подпунктом «б» пункта 20 Положения №2604:

 

В своих письменных пояснениях, а также на заседании Комиссии Карельского УФАС России представители ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» пояснили, что конкурсной документацией предусмотрен порядок осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках. При этом, как утверждает Заказчик, самостоятельное определение порядка оценки и сопоставления заявок - это выбор Заказчика, с учетом его потребностей и особенностей объекта закупки. Таким образом, для оценки заявок на участие в закупке Заказчиком выбран порядок оценки, соответствующий Положению №2604.

Вместе с тем, Комиссия Карельского УФАС России указывает, что закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке, утвержденным Министерством социальной защиты от 12.07.2021.

Пунктом 1.9.3. Положения о закупке предусмотрено, что при проведении конкурентной закупки Заказчик вправе установить дополнительно квалификационные требования к участникам закупки, в том числе требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (к примеру, количество ранее исполненных договоров аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг, по видам выполняемых работ), в том числе за определенный промежуток времени. При этом, квалификационные требования должны быть выражены в измеряемых единицах (например, наличие опыта оказания аналогичных услуг, являющихся предметом договора, не менее 5 лет; наличие опыта выполнения аналогичных работ, являющихся предметом договор, на сумму не менее 10 млн. руб.).

Разделом 2.4. Положения о закупке определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Так, в силу пункта 2.4.2. Положения о закупке помимо прочих Заказчик вправе установить такие критерии оценки заявок как «Цена» (подпункт 1 пункта 2.4.2. Положения о закупке) и «Квалификация участника закупки» (подпункт 9 пункта 2.4.2. Положения о закупке).

Согласно пункту 2.4.6. Положения о закупке для оценки и сопоставления заявок, в том числе критерию, указанному в подпункте 9 пункта 2.4.2 настоящего Положения, в конкурсной документации устанавливаются:

    1. показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий;
    2. минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по каждому показателю;
    3. правила присвоения баллов по каждому показателю. Такие правила должны исключать возможность субъективного присвоения баллов;
    4. значимость каждого из показателей.

Совокупная значимость всех показателей по одному критерию должна быть равна 100 процентам. Предложениям участников конкурса по показателям присваиваются баллы по следующей формуле:

ПБi = Пi / Пmах x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmах - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя.

Пунктом 2.4.7. Положения о закупке предусмотрено, что итоговые баллы по каждому критерию определяются путем произведения количества баллов (суммы баллов по показателям) на значимость критерия.

Итоговое количество баллов, присваиваемых заявке по результатам оценки и сопоставления, определяется как сумма итоговых баллов по каждому критерию (Пункт 2.4.8. Положения о закупке).

Победителем конкурса признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов (Пункт 2.4.9. Положения о закупке).

Более того, пунктом 2.4.10.           Положения о закупке прямо предусмотрено, что порядок оценки заявок устанавливается в конкурсной документации в соответствии с пунктами 2.4.3 - 2.4.10 Положения о закупках (в данном случае, по пункту 2.4.6.). Он должен позволять однозначно и объективно выявить лучшие из предложенных участниками условия исполнения договора.

Применив предусмотренные Положением №2604 формулы, при которых оценка заявок осуществляется с присвоением от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим предложениями при наличии не более двух заявок, приведет к субъективному присвоению баллов. Более того, в примененных Заказчиком формулах отсутствует указание на конкретные измеряемые единицы, как то предусмотрено пунктом 1.9.3. Положения о закупке.

В связи с изложенным, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что Заказчику надлежало в извещении о закупке установить порядок оценки заявок в соответствии с Положением о закупке. Применение порядка оценки заявок в соответствии с Положением №2604 противоречит Положению о закупке в виду отсутствия конкретных пороговых показателей.

Следовательно, Заказчик неправомерно применил порядок оценки заявок, предусмотренный Положением №2604.

Таким образом, в действиях ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» установлено нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в том, что Заказчик при проведении закупки не руководствовался требованиями Положения о закупке, регламентирующего правила ее проведения.

 В виду того, что Протоколом об отмене закупки от 27.07.2022 конкурсная процедура была прекращена, основания для выдачи предписания Заказчику отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

                                                        РЕШИЛА:

 

            1. Признать жалобу ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» на действия организатора торгов – ГБСУ СО «Петрозаводский ДИВ» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (извещение №32211552345) обоснованной.

           2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Предписание об устранении нарушений не выдавать.

            3. Передать материалы жалобы ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение трех месяцев со дня его вынесения

 

 

 

***

 

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны