Постановление №№010/04/9.21-299/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-299/20... от 31 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»  

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

ООО «Т»

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-299/2022

об административном правонарушении

  

31 августа 2022 года                                                                                          г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-299/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751, почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),  в  отсутствие представителя ПАО «Россети Северо-Запад» и потерпевшего, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 22 апреля 2022 года (вх. №2082) поступило заявление ООО «Т» с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об

 

 

осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-20526С/21, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения артезианской скважины локального водоснабжения предприятия, расположенной в Салманском участковом лесничестве Питкярантского района Республики Карелия.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителем 30 августа 2021 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 28 февраля 2022 года.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

В силу пункта 10 технических условий от 20 августа 2021 года №СПБ80-20526С/21-001 (далее – технические условия) сетевая организация осуществляет:

строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры существующей ЛЭП-10 кВ Л-44С-03 до вновь устанавливаемой ТП-10/0,4 кВ;

 монтаж ТП-10/0,4 кВ вблизи границы земельного участка заявителя;

 организацию технического учета электроэнергии на вводе 0,4 кВ вновь устанавливаемой ТП-10/0,4 кВ (применить трехфазный, многофункциональный прибор учета электроэнергии класса точности не ниже 0,5S, позволяющий измерять почасовые объемы потребляемой электроэнергии; применить измерительные трансформаторы тока с классом точности вторичной обмотки для цепей учета не ниже 0,5S в соответствии с требованиями ГОСТ 7746-2015), а также организацию удаленного доступа к устанавливаемую прибору учета из существующей системы АИИС КУЭ ПАО «Россети Северо-Запад» для сбора данных учета;

строительство ЛЭП-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя;

выполнение требований к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также требований действующих НТД;

допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, указанного в предыдущем пункте;

обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:

монтирование энергопринимающих установок (ВРУ, сборный электрический щит и т.д.) в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в договоре;

строительство необходимого количества ЛЭП от точки присоединения до ВРУ (сборного электрического щита и т.д.) объекта;

выполнение требований к коммутационным аппаратам (установку автоматического выключателя с отключающей способностью, соответствующей максимальной мощности – 25А);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе места для установки приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии(мощности) и доступ к таким местам;

выполнение требований Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающий безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности;

при проектировании обеспечение выполнения требований НТД;

получение от ПАО «Россети Северо-Запад» акта о выполнении технических условий.

На момент направления обращения сетевая организация мероприятия, предусмотренные техническими условиями, не выполнила. При этом согласно письму ПАО «Россети Северо-Запад» от 20 апреля 2022 года №МР2/3-52/135-10/ планируемый срок в рамках договора №СПБ80-20526С/21 – 01 июля 2023 года, в связи с текущей геополитической обстановкой на рынке электротехнического оборудования.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации  на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 6 месяцев.

Из представленных с заявлением документов следует, что ООО «Т» относится к заявителям, обозначенным в пункте 12.1 Правил технологического присоединения, в связи с чем при осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств применяется раздел X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 12.1 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 12.1 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных, в том числе в пункте 12.1 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и 

сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 11 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 22 июня 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечено ООО «Т»; составление и подписание протокола запланировано на 14 часов 30 минут 22 июля 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку ООО «Т» с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете);

-типовые условия договора и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявителя либо с указанием даты размещения в личном кабинете заявителя;

- сведения об оплате по договору;

-переписку сетевой организации с ООО «Т» по вопросу технологического присоединения объекта заявителя;

-письменные пояснения о причинах невыполнения ПАО «Россети Северо-Запад» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя;

-сведения о проделанных ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта ООО «Т»;

- копию Акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации (при наличии);

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Во исполнение определения, ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 29 июня 2022 года №МР2/3/119-07/5367 (вх. от 29 июня 2022 года №3298) пояснило, что 16 августа 2021 года через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка ООО «Т» на осуществление технологического присоединения артезианской скважины локального водоснабжения предприятия, расположенного в Салманском участковом лесничестве Питкярантского района Республики Карелия. 25 августа 2021 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-20526С/21, инструкцию, счет и технические условия.

Плата за технологическое присоединения была внесена заявителем 30 августа 2021 года, что подтверждается платежным поручением №18.

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение договора, заключенного с ООО «Т», сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: «Строительство ВЛ-10 кВ от Л-44С-03 с установкой ТП-10/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в Питкярантском районе», в рамках которого сетевой организации необходимо осуществить строительство ЛЭП-10 кВ ориентировочной протяженностью 720 м, установку ТП-10/0,4 кВ, строительство ЛЭП-0,4 кВ ориентировочной протяженностью 50 м, а также монтаж прибора учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. При этом плановая стоимость реализации вышеуказанных мероприятий – 2 158 тыс. руб.

20 апреля 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес заявителя письмо №МР2/3-50/135-10 с предложением продлить срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 01 июля 2023 года и срока действия технических условий до 01 апреля 2023 года. Однако, на указанное предложение 22 апреля 2022 года сетевой организацией был получен отказ, в ответ на который ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес ООО «Т» письмо №МР2/3-50/135-07/4130, в котором было указано на наличие объективных обстоятельств, не позволяющих сетевой организации выполнить мероприятия по осуществления технологического присоединения объекта заявителя в установленный договором срок.

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» с момента заключения договора №СПБ80-20526С/21 по настоящее время сетевая организация выполнила следующее: сформировала инвестиционный проект, в рамках реализации которого проведены торгово-закупочные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение комплекса работ по строительству линейных объектов, на условиях рамочного договора подряда от 19 августа 2021 года №112-31 с ООО «ТКС» подписана заявка «под ключ» от 23 мая 2022 года №24С/112-31 со сроком выполнения работ до 31 октября 2022 года. 

В свою очередь ООО «ТКС» разработало и согласовало трассы проектируемых ВЛЗ-10 кВ и ВЛИ-0,4 кВ, месторасположение МТП-25/10/0,4 кВ, определило   категории земель, на которых планируется разместить сетевые объекты, проработало технические решения по размещению объектов строительства, в настоящий момент проводит соответствующие согласования.

В связи с тем, что проектируемая трасса размещения линейных объектов ПАО «Россети Северо-Запад» расположена в границах земель лесного фонда, находящихся в аренде ООО «Питкярантский ЛПХ» и ООО «Сетлес» в целях заготовки древесины, обществу требуется осуществить оформление лесного участка (оформление земельной документации) с проведением кадастровых работ и оформлением правоустанавливающей документации, разрешающей рубку насаждений в границах отводимой трассы. Вместе с тем параллельно с землеустроительными работами сетевая организация осуществляет проектно-изыскательские работы, решение которых в полном объеме возможно только после оформления земли под проектируемую трассу.

Нарушение сроков осуществления технологического присоединения, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», обусловлено независящими от ее воли обстоятельствами, а именно длительным (до 1 года) проведением землеустроительных работ, требуемых для строительства линейных объектов с учетом необходимости получения всех согласований и соблюдения законодательства в лесной сфере, а также  количеством реализуемых Карельским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» договоров льготного технологического присоединения: физические лица до 15 кВт (далее - ЛТП), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относится договор с ООО «Т», составляет более 1400. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

Кроме того, в рамках тарифно-балансовых решений сетевой организации выделяются средства на покрытие затрат по договорам ЛТП в объёме 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных договоров с ЛТП, превышает 1 млрд. руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объемами строительства электросетевых объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров ЛТП Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес регулирующего тарифного органа предложение о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров ЛТП в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующий орган не поддержал.

Таким образом, общество отмечает, что не уклоняется от исполнения обязанностей по договору №СПБ80-20526С/21 и принимает все возможные меры, направленные на

 

 

реализацию технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Т» в максимально кратчайшие сроки.

Вместе с тем из представленных ПАО «Россети Северо-Запад» пояснений по состоянию на назначенные дату и время составление протокола об административном правонарушении не представлялось возможным четко (по датам) определить меры, принимаемые ПАО «Россети Северо-Запад» для осуществления технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям, а, следовательно, и установить степень вины общества.

Кроме того, в материалах дела отсутствовала информация о мероприятиях, выполненных со стороны ООО «Т».

Учитывая изложенное, определением от 22 июля 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-299/2022» срок проведения административного расследования был продлен до 19 августа 2022 года; составление и подписание протокола назначено на 14 часов 30 минут 19 августа 2022 года.  При этом ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «Т» надлежало в трехдневный срок со дня получения указанного определения представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений, в том числе уведомление о выполнении технических условий, направленное заявителем.

Письмом от 05 августа 2022 года №МР2/3/119-06/6614 (вх. от 08 августа 2022 года №3822) ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что деятельность сетевой организации по заключению договоров с подрядными организациями регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Так, проведение закупочных процедур осуществляется в рамках установленных законом сроков, которые составляют в среднем от 1,5 до 2 месяцев, при условии наличия заявок участников. Если заявки отсутствуют, сроки проведения закупочных продлеваются.

При этом в целях сокращения сроков на проведение конкурентных процедур сетевая организация заключает с подрядными организациями «рамочные договоры» на строительство объектов электросетевого хозяйства, в рамках которых в дальнейшем подает отдельные договорные заявки на конкретные объекты строительства.

18 августа 2021 года между ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «ТКС» заключен рамочный договор №112-31 на выполнение работ на объектах производственного отделения «Западно-Карельские электрические сети» Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» на территории Сортавальского, Суворовского, Питкярантского, Лахденпохского, Пряжинского районов Республики Карелия, обеспечивающих технологическое присоединение потребителей.

23 мая 2022 года заключена договорная заявка №24С/112-31 на выполнение полного комплекса работ по объекту «Строительство ВЛ-10 кВ от Л-44С-03 с установкой ТП-10/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в Питкярантском районе» со сроком до 31 октября 2022 года.

07 июня 2022 года в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» поступило письмо ООО «ТКС» от 07 июня 2022 года №014/06-22 о согласовании трасс ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, а также местоположения ТП.

В письме от 15 июня 2022 года №МР2/3-50/112-04/1525 ПАО «Россети Северо-Запад» предложило ООО «ТКС» внести в проект корректировки.

Письмом от 22 июля 2022 года №МР2/3-50/112-05/1923 ПАО «Россети Северо-Запад» согласовало с подрядчиком проект, включая схему трассы проектируемой линии.

Учитывая изложенное, 22 июля 2022 года ООО «ТКС» направило в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявление о выдаче разрешения на размещение вышеуказанного объекта.

При этом сетевая организация отмечает, что в целях ускорения готовности электросетевого хозяйства сетевой организации к присоединению электроустановок ООО «Т» и обеспечения возможности осуществить действиями заявителя фактического присоединения к электрическим сетям, 01 июля 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» принято решение об изменении технических решений и выполнении мероприятий по технологическому присоединению электроустановок ООО «Т» в два этапа:

- осуществление строительства линейного ответвления ВЛИ-0,4 кВ от оп. №40 ВЛ-0,4 кВ Л-1 от ТП-322, протяженностью около 0,45 км, хозяйственным способом с одновременным строительством ВЛ-10 кВ и установкой ТП в обход земель лесного фонда подрядным способом по заявке «под ключ» №24С/112-31 от 23 мая 2022 года;

- в целях обеспечения качества электрической энергии, снижения сверхнормативных потерь, соблюдения требований, установленных СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4 – 110 кВ. Требования к технологическому проектированию (в частности, общие принципы построения сетей до 1 кВ приложения А «Разработка схем развития распределительных сетей 0,4 -110 (150) кВ», которыми предусмотрено, что длина ВЛ (КЛ) 0,4 кВ не должна, как правило, превышать 0,5 кв от центра питания до наиболее удаленной точки и 2 км суммарной длины ВЛ-0,4 кВ с учетом ответвлений) по окончании строительства ВЛ-10 кВ от Л-44С-03 с устройством ТП-10/0,4 кВ осуществить отключение линейного ответвления ВЛИ-0,4 кВ от оп. №40 ВЛ-0,4 кВ Л-1 от ТП-322 и подключить его от вновь установленной ТП.

Вместе с тем для осуществления вышеуказанных мероприятий, помимо выполнения подрядчиком землеустроительных и проектных работ, необходимо было осуществить хозяйственным способом строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от оп. №40 ВЛ-0,4 кВ Л-1 от ТП-322 протяженностью около 0,45 км, включающее в себя, в том числе завоз материалов из г.Сортавала к месту производства работ (осуществлено 11 июля 2022 года), ручную расчистку трассы от древесно-кустарниковой растительности (произведена 13-14 июля 2022 года), установку 9 новых опор и подкос к оп. №42 ВЛ-0,4 кВ Л-1 от ТП-322 (производилась 15-18-20 июля 2022 года); монтаж провода СИП протяженностью 0,5 км от оп. №40 ВЛ-0,4 кВ Л-1 от ТП-322 (производился 21-22 июля 2022 года); монтаж прибора учета на конечной опоре линейного ответвления ВЛИ-0,4 кВ от №40 ВЛ-0,4 кВ Л-1 от ТП-322, проведение необходимых испытаний (выполнено 25 июля 2022 года), а также ввод прибора учета МИР в эксплуатацию (осуществлено 28 июля 2022 года).

Учитывая изложенное, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», мероприятия первого этапа выполнены в полном объеме и обществом обеспечена возможность осуществить действиями ООО «Т» фактического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации. 

При этом в связи с изменениями технический решений ПАО «Россети Северо-Запад» сформировало новые технические условия от 27 июля 2022 года №СПБ80-20526С/21-003, а также оформило и разместило в личном кабинете заявителя дополнительное соглашение от 28 июля 2022 года №2.

03 августа 2022 года все документы, связанные с осуществлением технологического присоединения по договору от 30 августа 2021 года №СПБ80-20526С/21, размещены в личном кабинете заявителя. Кроме того, письмом от 03 августа 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес гарантирующего поставщика уведомление о подаче мощности на энергопринимающие устройства ООО «Т».

Таким образом, сетевая организация отмечает, что не уклоняется от исполнения договора и предприняла все возможные меры по ускорению реализации мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта ООО «Т».

Помимо изложенного ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что уведомление о выполнение технических условий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-20526С/21 от ООО «Т» не поступало. Кроме того, при монтаже прибора учета 25 июля 2022 года сотрудниками сетевой организации установлено, что энергопринимающие устройства на принадлежащем заявителю земельном участке отсутствовали.

В свою очередь в письме от 16 августа 2022 года (вх. №3964) ООО «Т» сообщило, что со стороны общества мероприятия по технологическому присоединению выполнены в полном объеме.

19 августа 2022 года в присутствии представителей ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «Т» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19 августа 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-299/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 31 августа 2022 года в 11 часов 30 минут.

Письмом от 30 августа 2022 года №МР2/3/119-06/ (вх. от 31 августа 2022 года №4179) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку мероприятия по договору с ООО «Т» со стороны сетевой организации выполнены, произведен монтаж прибора учета. Так, 25 июля 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» оформлен Акт допуска прибора учета в эксплуатацию №З-225253 и размещен в личном кабинете заявителя.

Нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО «Т» обусловлено существенным дефицитом средств инвестиционной программы, высокой загруженностью персонала на выполнение работ по капитальному ремонту энергетического комплекса, наличием большого объема обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения, в том числе с более ранними сроками исполнения, чем договор с заявителем, а также значительными объемами строительства.

При этом общество обращает внимание, что по состоянию на 01 июля 2022 года в Карельском филиале ПАО «Россети Северо-Запад» находилось на исполнении 1690 договоров на осуществление льготного технологического присоединения: физические лица до 15 кВт (далее - ЛТП), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относится договор с ООО «Т». Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений Карельскому филиалу выделяются средства на покрытие затрат по договорам льготного технологического присоединения в объеме порядка 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных договоров ЛТП, превышает 1 млрд руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объемами строительства электрических объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров ЛТП Карельским филиалом направлено предложение в адрес регулирующего тарифного органа о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров ЛТП в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующий орган не поддержал. 

Таким образом, общество отмечает, что деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется ПАО «Россети Северо-Запад» в тяжелых финансово-экономических условиях, а значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правомерно констатировать, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» срока исполнения обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя, предусмотренного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором (мероприятия подлежали выполнению до 28 февраля 2022 года включительно, фактически исполнены 25 июля 2022 года).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от

него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Салманское участковое лесничество, Питкярантский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения –01 марта 2022 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, связанную с международными экономическими санкциями, учитывая независящие обстоятельства настоящего дела от сетевой организации, значительные объемы строительства, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-299/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны