Постановление №010/04/9.21-106/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-106/20... от 28 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16-Н, г.Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

П.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-106/2022

об административном правонарушении

 

28 марта 2022 года                                                                                                                 г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <…>, рассмотрев  материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-106/2022, возбужденного в отношении ПАО Россети Северо-Запад» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; ранее – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»; почтовый адрес: площадь Конституции, д.3, литера А, помещение 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г. Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая компания) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861; далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие надлежащим образом уведомленного потерпевшего,

в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» - Н.

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 13 декабря 2021 года (вх. №5918) поступило заявление П (далее – заявитель) с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад» по факту превышения перерывов в электроснабжении жилых домов, расположенных на пер. Станционный, п. Ильинский Олонецкого района Республики Карелия (далее – жилые дома).

При этом заявитель утверждает, что начиная с июля 2021 года происходит систематическое ограничение режима потребления электроэнергии (с 9-10 часов до 17 часов); какая-либо информация о планируемых и проводимых ремонтных работах ни на сайте Администрации Олонецкого муниципального района, ни на сайте Администрации Ильинского сельского поселения не размещалась; при обращениях по номеру телефона 88143641240 (ЕДДС г. Олонца) и по телефонам горячей линии «Россети Северо-Запад» сообщалось лишь о проводимых ремонтных работах.

В целях установления фактических обстоятельств в рамках статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» и АО «ТНС энерго Карелия» были направлены запросы соответствующей информации.

АО «ТНС энерго Карелия», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, письмом от 21 января 2022 года №141-09-11/3030 (вх. от 24 января 2022 года №288) пояснило, что осуществляет поставку электрической энергии гражданам, проживающим в жилых домах, на основании заключенных в силу закона договоров энергоснабжения. При этом, по данным АО «ТНС энерго Карелия» сетевой организацией, владеющей электрическими сетями, посредством которых осуществляется поставка электрической энергии в жилые дома, является АО «Прионежская сетевая компания» (далее – АО «ПСК»).

АО «ПСК» в письме от 20 января 2021 года №982, адресованном АО «ТНС энерго Карелия», пояснило, что в период с 15 июля 2021 года по 07 декабря 2021 года в работе объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне ответственности АО «ПСК» и с использованием которых осуществляется энергоснабжение объектов п. Ильинский, отключений не зафиксировано, ремонтные работы в сетях АО «ПСК» не проводились. Отключения электроэнергии происходили из-за проведения ремонтных работ на ВЛ-10 кВ Л-12п-2 в сетях ПАО «Россети Северо-Запад».

В свою очередь письмом от 11 января 2022 года №МР2/3/119-06/83 (вх. от 11 января 2022 года №64) ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что электроснабжение жилых домов №4 – 10 по пер. Станционному в п. Ильинский Олонецкого района осуществляется посредством линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-1324 «База хлебопродуктов», питающихся в свою очередь от Л-12п-2 «Ильинское – Старый центр».

ВЛ-0,4 кВ от ТП-1324 «База хлебопродуктов» и ТП-1324 «База хлебопродуктов» обслуживаются персоналом Олонецкого ЭСУ АО «ПСК».

ВЛ-10 кВ Л-12п-2 находится на балансе ПАО «Россети Северо-Запад» (ПО ЮКЭС Карельского филиала).

За период времени с 01 января 2021 года по 15 декабря 2021 года (дата получения запроса) аварийных и неотложных отключений ВЛ-10 кВ Л-12п-2 с погашением ТП-1324 «База хлебопродуктов» не имелось, однако, имели место плановые отключения.

В соответствии с инвестиционной программой ПАО «Россети Северо-Запад», утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации №27@ от 25 декабря 2020 года, в рамках реализации инвестиционного проекта «Техническое перевооружение ВЛ-10 кВ Л-12п-2 «Ильинское - Старый центр» Олонецкого района с заменой опор и провода на СИП длина перевооружаемого участка 3,2 км.», Карельским филиалом проводились работы по замене опор и провода на ВЛ-10 кВ Л-12п-2 «Ильинское - Старый центр». Вышеуказанные работы выполнялись хозяйственным способом силами Олонецкого района электрических сетей ПО ЮКЭС без привлечения подрядных организаций.

Плановые отключения проводились в целях обеспечения дальнейшей бесперебойной работы электросетевых объектов и повышения надежности электроснабжения.

Плановые ограничения режима потребления электроэнергии в п. Ильинский согласованы Администрацией Олонецкого национального муниципального района, в рабочем порядке согласовывались с АО «ПСК», а также сообщались в ЕДДС посредством телефонограммы.

Таким образом, исходя из указанного ПАО «Россети Северо-Запад» фактически не отрицает фактов отключений, в том числе, приобщая к материалам расследования письмо от 08 июля 2021 года №МР2/3-52/002/4174, адресованное Главе администрации Олонецкого муниципального района, с просьбой согласовать отключения электроэнергии в пос. Ильинский Олонецкого района на период с 15 июля 2021 года до 10 декабря 2021 года, а также непосредственно сведения о датах, продолжительности и причинах отключений ВЛ-10 кВ Л-12п-2 (таблица ниже).

 

№ п/п

ВЛ-10 кВ

Дата, время отключения

Дата, время включения

Период отключения (час.)

Причины

1

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

15.07.2021

10:36

15.07.2021

16:47

6,2

Вывод в ремонт Л-12П-2 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №4982)

2

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

19.07.2021

10:30

19.07.2021 14:15

3,7

Вывод в ремонт Л-12П-2 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5075)

3

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

20.07.2021

10:32

20.07.2021

16:10

5,6

Вывод в ремонт Л-12П-2 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5075)

4

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

21.07.2021

10:12

21.07.2021

15:31

5,3

Вывод в ремонт Л-12П-2 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5075)

5

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

22.07.2021

10:02

22.07.2021

15:30

5,5

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5229)

6

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

26.07.2021

10:32

26.07.2021

11:47

1,3

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5297)

7

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

27.07.2021

10:20

27.07.2021

16:35

6,2

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5297)

8

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

02.08.2021

12:20

02.08.2021

16:26

4,1

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5490)

9

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

04.08.2021

10:07

04.08.2021

16:09

6.0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5490)

10

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

06.08.2021

10:27

04.08.2021

15:58

5,5

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5490)

11

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

09.08.2021

11:36

09.08.2021

16:03

4,4

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5738)

12

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

10.08.2021

10:22

10.08.2021

14:57

4,6

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5738)

13

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

11.08.2021

10:58

11.08.2021

16:44

5,7

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5738)

14

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324)

12.08.2021

11:20

12.08.2021

18:17

6,9

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5738)

15

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

19.08.2021

11:30

19.08.2021

17:50

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №5918). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

16

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324

31.08.2021

10:25

31.08.2021

15:55

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №6376). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

17

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324

01.09.2021

10:29

01.09.2021

16:06

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №6376). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

18

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324

02.09.2021

10:28

02.09.2021

16:00

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №6376). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

19

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324

03.09.2021

10:23

03.09.2021

13:13

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №6376). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

20

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324

09.09.2021

10:02

09.09.2021

16:18

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №6513). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

21

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324

13.09.2021

10:15

13.09.2021

15:44

0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №6749). Потребитель ТП-1324 запитан от РИСЭ 100 кВт

 

22

Л-12П-2 до Р-38 (ТП-1324

07.10.2021

10:30

07.10.2021

12:58

2,5

Вывод в ремонт Л-12П-2 до Р-38 и В-2 на ПС-12П: для проверки УРЗА В-2 (плановая заявка №7438)

23

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

27.10.2021

10:31

27.10.2021

16:12

5,7

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №8023).

24

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

29.10.2021

10:11

29.10.2021

16:00

5,8

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №8023).

25

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

03.11.2021

10:32

03.11.2021

15:35

5,0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены опор (плановая заявка №8160).

26

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

18.11.2021

10:27

18.11.2021

15:57

5,5

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8580)

27

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

22.11.2021

10:20

22.11.2021

16:14

5,9

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8580)

28

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

23.11.2021

10:37

23.11.2021

17:17

6,6

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8580)

29

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

24.11.2021

10:18

24.11.2021

15:22

5,1

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8580)

30

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

30.11.2021

10:58

30.11.2021

15:42

4,7

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8992)

31

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

01.12.2021

10:42

01.12.2021

16:45

6,0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8992)

32

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

02.12.2021

10:14

02.12.2021

14:13

4,0

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №8992)

33

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

05.12.2021

10:46

05.12.2021

15:40

4,9

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №9113)

34

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

06.12.2021

10:25

06.12.2021

16:15

5,8

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №9113)

35

Л-12П-2 от Р-79 до Р-38 (ТП-1324)

07.12.2021

10:11

07.12.2021

15:27

5,2

Вывод в ремонт Л-12П-2 от Р-79 до Р-38: для замены провода на СИП (плановая заявка №9113)

                                                                                             Всего: 143,7

 

 

В соответствии с  абзацем 1 части 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии (абзац 4 части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике»).

В силу пункта 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 547 ГК РФ если допущен перерыв в подаче энергии абоненту энергоснабжающая организация отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

При этом если перерыв был обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации, энергоснабжающая организация может быть признана невиновной и освобождена от ответственности.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа.

В соответствии с пунктом 31 (5) Правил недискриминационного доступа в договор, заключаемый с сетевой организацией включаются условия, соответствующие установленной документами о технологическом присоединении категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, в частности о допустимом числе часов ограничения режима потребления в год, не связанного с неисполнением потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающим ответственность сетевых организаций, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров.

Согласно пункту 31(6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Вместе с тем документов, подтверждающих согласование с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору более длительных сроков прекращения электроснабжения, требующихся для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства, ПАО «Россети Северо-Запад» не представлено.

Как отмечено выше в силу пункта 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Таким образом, на субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, возложена обязанность не только обеспечивать бесперебойное снабжение электрической энергией и надежное энергоснабжение, но и выполнять все требования Правил технической эксплуатации электростанций и сетей.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ввиду того, что ПАО «Россети Северо-Запад» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 указанной нормы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

На основании изложенного в соответствии с определением от 14 февраля 2022 года было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, составление протокола назначено на 14 марта 2022 года 15 часов 15 минут. При этом ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало в трехдневный срок со дня получения указанного определения представить в адрес Карельского УФАС России сведения о наличии согласования превышения количества часов отключений с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; письменные пояснения по вопросу надлежащего уведомления АО «ПСК» и непосредственно потребителей электрической энергии о планируемом отключении.

Письмом от 25 февраля 2022 года №МР2/3/119-07/1410 (вх. от 25 февраля 2022 года №889) ПАО «Россети Северо-Запад» в дополнение к ранее представленным пояснениям сообщило, что превышение количества часов отключений электроснабжения потребителей в п. Ильинский Олонецкого района Республики Карелия с Северо-Западным управлением Ростехнадзора сетевой организацией не согласовывалось, а АО «ПСК» о планируемых отключениях уведомлялось посредством телефонограмм.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что по факту допущенного нарушения законодательства в части контроля за суммарной длительностью перерывов электроснабжения к начальнику Олонецкого РЭС применено дисциплинарное взыскание.

14 марта 2022 года был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 14 марта 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-106/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 28 марта 2022 года в 11 часов 45 минут.

Письмом от 28 марта 2022 года №МР 2/3/119-06/2377 ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, указывая на ужесточение контроля за соблюдением требований пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа. Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» обращает внимание, что мероприятия по реализации ремонтной программы филиала – замена опор и провода на ВЛ-12п-2 – являются мероприятиями, направленными на обеспечение надежности электроснабжения потребителей и подготовке к прохождению осенне-зимнего периода. В частности, замена оголенного провода на СИП (самонесущий изолированный провод) призвана исключать схлест проводов на линии и короткие замыкания из-за неблагоприятных метеорологических явлений.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правомерно констатировать, что с учетом всех обстоятельств сложившейся ситуации и в силу норм Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана была согласовать с Северо-Западным управлением Ростехнадзора отключение электроэнергии в п. Ильинский Олонецкого района Республики Карелия при установлении факта дальнейшего превышения допустимого количества часов прекращения электроснабжения соответствующих потребителей.

Учитывая сведения о количестве часов отключения, предоставленные ПАО «Россети Северо-Запад», следует, что после завершения ремонтных работ 12 августа 2021 года количество часов отключений составило 71 час. На протяжении шести последующих дней (19 августа 2021 года, 31 августа 2021 года, 01 сентября 2021 года – 03 сентября 2021 года и 09 сентября 2021 года) при проведении ремонтных работ потребители были «запитаны» от РИСЭ 1000 кВт, отключение не осуществлялось. Вместе с тем, начиная с 07 октября 2021 года отключение потребителей от электроэнергии возобновилось и по состоянию на 07 октября 2021 года уже составило 73,5 часа. Таким образом, фактически уже после 12 августа 2021 года в связи с тем, что суммарное количество часов отключений за год приближалось к 72 часам общество до того, как продолжить выполнение запланированных ремонтных работ 07 октября 2021 года должно было обратиться в уполномоченный орган за соответствующим согласованием.

Вышеуказанное свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад», начиная с 07 октября 2021 года пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа, выразившегося в нарушении допустимого числа часов отключения в год для потребителей третьей категории надежности (т. е. более 72 часов) и не согласовании таких отключений в п. Ильинский Олонецкого района с Северо-Западным управлением Ростехнадзора, что в свою очередь привело к нарушению прав потребителей на надлежащее энергоснабжение.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – п. Ильинский Олонецкого района Республики Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 07 октября 2021 года (дата, с которой зафиксировано превышение количества числа часов отключений).

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено. В качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

В рамках рассмотрения настоящего дела устанавливается непосредственно факт превышения количества часов отключений; устранить рассматриваемое допущенное сетевой организацией нарушение фактически невозможно, так как таковое уже состоялось, превышение допустимого количества числа часов отключения зафиксировано. Однако, антимонопольный орган принимает во внимание характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности лица, а также факт того, что отключение потребителей производилось с целью осуществления ремонтных работ на линии (замена опор, проводов) для возможности дальнейшего бесперебойного энергоснабжения потребителей, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю, что названной статьей предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-106/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Руководитель управления                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны