Постановление №010/04/7.30-522/2019 Постановление о наложении штрафа по делу об административн... от 12 августа 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Постановление
о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № 010/04/7.30-522/2019
12 августа 2019 года г. Петрозаводск
Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу № 010/04/7.30-522/2019 от 30.07.2019 и материалы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – <…> ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» в ее отсутствие,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом № 010/04/7.30-522/2019 от 30.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ.
Согласно протоколу, <…>, при проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для медицинских работников ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» (извещение № 0306300033518000210) допущены нарушения части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), выразившиеся в утверждении документации об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Дело рассмотрено в отсутствие <…> (извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
27.11.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) размещено извещение о проведении ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для медицинских работников ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» (извещение № 0306300033518000210), начальная (максимальная) цена контракта – 933 333,33 рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Протоколом об административном правонарушении от 30.07.2019 <…>. вменяются нарушения части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), так и принцип обеспечения конкуренции.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).
Предметом закупки являлось приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для медицинских работников ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ».
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В соответствии с частью 3 статьи 15 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии со статьей 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, предметом обжалуемой закупки являлся товар - жилое помещение, пригодное для проживания граждан.
В разделе 3 документации об аукционе «Техническое задание на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для медицинских работников ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ»» Заказчиком были установлены следующие характеристики:
Показатель |
Значение |
Адрес места расположения квартиры |
Республика Карелия, г. Медвежьегорск |
Тип жилья |
вторичное |
Техническое состояние квартиры |
не требует капитального и текущего ремонта |
Год постройки дома |
не ранее 1960 года |
Этажность дома, в котором расположена квартира |
не менее 3 этажей |
Этаж, на котором расположена квартира |
любой, кроме первого и последнего* (а также подвального, цокольного или мансардного) |
Общая площадь квартиры (без учета лоджий или/и балконов) |
не менее 28,0 кв. метров |
*Данное требование обусловлено тем, что в Медвежьегорске вторичное жилье с годом постройки не ранее 1960 года может иметь проблемы с кровлей, а также на первых этажах имеется запах из подвальных помещений и между этажностью и климатом в квартире есть определенная связь. Квартиры на первых этажах зачастую страдают от повышенной влажности. Если при этом окна выходят на северную сторону, а перед домом растут деревья, то в комнатах будет сумрачно и свежо.
Карельским УФАС России установлено, что круг лиц, для которых приобретались квартиры был не определен.
При анализе объявлений о продаже квартир, размещенных на сайте «avito.ru», установлено, что квартиры с заявленными Заказчиком в техническом задании характеристиками (этажность дома, в котором расположена квартира не менее 3 этажей; этаж, на котором расположена квартира: любой, кроме первого и последнего* (а также подвального, цокольного или мансардного); общая площадь квартиры (без учета лоджий или/и балконов) не менее 28,0 кв. метров; расположенное в многоэтажном, многоквартирном, кирпичном, блочном жилом доме на территории города Медвежьегорска (центр города: ул. Ленина, Лесная, Дзержинского, М.Горького, К.Либкнехта, Советская, Онежская, Артемьева, К.Маркса, Заводская, Кирова) присутствуют на рынке продажи недвижимости в городе Медвежьегорске в ограниченном количестве, - совокупности установленных Заказчиком характеристик соответствуют только 4 варианта.
Вместе с тем, в случае снятия на сайте «avito.ru» фильтра «этажность» (любой, кроме первого и последнего* (а также подвального, цокольного или мансардного), требованиям Заказчика, установленным в документации об аукционе, будет соответствовать 11 благоустроенных жилых помещений (квартир).
Заказчиком не установлено требование к качественным (потребительским) свойствам товара в соответствии со статьей 15 ЖК РФ, СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»).
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений для Заказчика по включению в документацию требований к товарам, работам, услугам, являющихся значимыми для Заказчика.
Вместе с тем, применительно к рассматриваемой ситуации, Заказчик не обосновал надлежащим образом, чем вызвана его потребность в приобретении жилого помещения на любом этаже, за исключением первого и последнего. Более того, круг лиц, для которых приобретается товар не определен.
Выводы Заказчика о протечке крыши, повышенной влажности основаны исключительно на субъективном мнении, указаны в сослагательном наклонении (возможное, предположительное) – «может иметь проблемы с кровлей» (прим., а может и не иметь), «квартиры на первых этажах зачастую страдают от повышенной влажности» (прим., может и не страдать).
При этом, исходя из положений ЖК РФ, изолированное помещение, соответствующее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства и пригодное для проживания граждан будет признаваться жилым (квартирой), а, следовательно, соответствовать предмету закупки, вне зависимости от его нахождения на каком-либо этаже.
Карельское УФАС России также учитывало, что на участие в обжалуемой закупке поступило всего 2 заявки, одна из которых была отклонена именно по причине ее несоответствия требованиям аукционной документации в части этажности предлагаемого жилого помещения.
Следовательно, торги фактически являлись неконкурентными, влекущими заключение контракта с единственным участником по начальной (максимальной) цене, что не соответствует основным принципам проведения закупок.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
Статьей 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с трудовым договором <…> принята на должность <…> ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» на определённый срок.
Трудовые отношения <…> продолжены в рамках трудового договора <…>.
Документация об аукционе на право заключения контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) утверждена 27.11.2018 <…>.
Дополнительно установлено, что с аналогичным нарушением части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в ЕИС размещена еще одна закупка, проводимая ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» (извещение № 0306300033518000213), документация по которой также утверждена 27.11.2018 <…>.
Таким образом, в действиях должностного лица ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ», утвердившей документацию об аукционах с нарушением требований законодательства о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Обстоятельства непреодолимой силы, находящиеся вне контроля <…>, препятствовавшие надлежащему исполнению Закона о контрактной системе, на рассмотрении дела не установлены.
Вина <…> состоит в том, что она утвердила документацию об аукционах с нарушением требований Закона о контрактной системе
Вина <…> доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, являющихся основанием для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не зависит от наступления каких – либо негативных последствий и предусматривает ответственность за сам факт совершения противоправного поступка, выразившегося в нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Какие – либо исключительные обстоятельства, послужившие причиной совершения рассматриваемого административного правонарушения, по делу не установлены.
Таким образом, основания для прекращения дела по статье 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью отсутствуют.
Санкцией части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ установлено наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Место совершения административного правонарушения – адрес Заказчика: ул. Солунина, д. 14, г. Медвежьегорск, Республика Карелия, 186350.
Время (дата) совершения административного правонарушения – 27.11.2018 (дата утверждения документации об аукционах).
В данном случае необходимо учитывать, что статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении в области нарушения законодательства о контрактной системе на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку днем совершения административного правонарушения является в данном случае дата утверждения документации об аукционах, а именно – 27.11.2018, то постановление, датированное 12.08.2019, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 107 Закона о контрактной системе, статьями 4.1, 23.48, 23.66, 29.9, 29.10, 7.30 КоАП РФ, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС <…>
ПОСТАНОВИЛ:
- Признать должностное лицо заказчика ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» <…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Назначить должностному лицу заказчика ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» <…> наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей 00 копеек.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк: ГРКЦ НБ Респ.Карелия Банка России г. Петрозаводск, БИК 048602001.
Получатель: ИНН 1001041153 КПП 100101001 Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России),
Счет: 40101810600000010006
Код бюджетной классификации 161 1 16 33020 02 6000 140
Код ОКТМО 86624101
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации, дело № 010/04/7.30-522/2019.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с Главой 30 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя – начальник
отдела контроля органов власти и закупок <…>