Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ П... от 17 января 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПо результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Медвежьегорского района (исх.№07-01-11 от 11.10.2017, вх. №4830 от 18.10.2017) на предмет оценки действий Администрации Медвежьегорского городского поселения (далее – Администрация) в части согласования передачи ООО «Северзаготовка» муниципального имущества (котельная ПНИ) в субаренду ООО «БиоТэк» требованиям антимонопольного законодательства, установлено следующее.
Постановлением Администрации от 30.07.2014 №131 утверждена документация открытого конкурса направо заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности Медвежьегорского городского поселения с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению населению и организациям Медвежьегорского городского поселения (Котельная ПНИ).
Согласно преамбуле к указанному акту, Администрация при принятии постановления руководствовалась положениями ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.
01.08.2014 на сайте www.torgi.gov.ru Администрацией размещено извещение №010814/0045039/01 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности Медвежьегорского городского поселения с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению населению и организациям Медвежьегорского городского поселения (Котельная ПНИ).
Организатор конкурса: Администрация Медвежьегорского городского поселения, почтовый адрес: 186350, Республика Карелия, г.Медвежьегорск, ул.Дзержинского, д.22.
Объект договора аренды – имущество, находящееся в муниципальной собственности Медвежьегорского городского поселения, указанное в Перечне имущества для проведения открытого конкурса (приложение № 1 к конкурсной документации).
Описание объектов аренды - имущество, находящееся в муниципальной собственности Медвежьегорского городского поселения, указанное по лоту в Перечне имущества для проведения открытого конкурса (приложение № 1 к конкурсной документации), в том числе:
- нежилые здания, сооружения;
- передаточные устройства, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, технические средства и иное оборудование.
Состав объекта аренды – полный перечень, характеристики, место расположения имущества указаны в Приложении № 1 к конкурсной документации.
Целевое назначение муниципального имущества, права на которое передаются по договору: предоставление услуг по теплоснабжению населению и организациям Медвежьегорского городского поселения.
Срок аренды имущества составляет шестьдесят месяцев с момента подписания договора аренды муниципального имущества по результатам открытого конкурса
Начальный (минимальный) размер арендной платы 276 000,00 рублей за 12 месяцев без учета НДС, эксплуатационных и коммунальных расходов.
Объектом договора аренды (лот №1) является Котельная «ПНИ», которая включает в себя Здание котельной общей площадью 1317,1 кв.м, инв. № 2540, условный номер <...> -10-05/013/2011-321, по адресу: РК, Медвежьегорский район, г.Медвежьегорск, ул. Мурманская и 45 иных объектов (котлы, насосы, электродвигатели, тепловые сети).
Приложением №7 к конкурсной документации является проект договора аренды.
Согласно пункту 1.1. договора (предмет договора) Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование недвижимое имущество (объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие Медвежьегорскому городскому поселению, далее - «Имущество») - котельная «ПНИ», согласно перечню (приложение №1 к настоящему договору).
В силу пункта 1.9 проекта договора, Арендатор не вправе сдавать арендованное Имущество в субаренду, передавать его третьим лицам по другим основаниям без письменного согласия Арендодателя.
Пункт 2.3 проекта договора регламентирует обязанности Арендатора, среди которых: п. 2.3.13. Без письменного согласования с Арендодателем не заключать договоры и не вступать в сделки, следствием которых является или может являться любое обременение предоставленных Арендатору по договору имущественных прав, в частности, перехода их к иному лицу (договоры залога, субаренды, внесение права на аренду объекта или его части в уставный (складочный) капитал юридических лиц и др.).
Согласно Протоколу №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению №010814/0045039/010 от 03.09.2014 на участие в конкурсе поступило две заявки - от ООО «Северзаготовка» и ООО «Транс-Тур».
В Протоколе №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению №010814/0045039/010 от 03.09.2014 отражено решение конкурсной комиссии: «допустить ООО «Северзаготовка» и ООО «Транс-Тур» к участию в конкурсе».
В соответствии с Протоколом №3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению №010814/0045039/01 от 05.09.2014 победителем конкурса признано ООО «Северзаготовка».
15.09.2014 между Администрацией и ООО «Северзаготовка» заключен договор аренды №6/2014, также подписан акт приема-сдачи.
Пункты 1.9 и 2.3.13 заключенного между сторонами договора аренды, касающиеся возможности передачи арендуемого имущества в субаренду, полностью совпадают с условиями проекта договора.
Письмом исх.№1569 от 28.07.2015 Администрация согласовала ООО «Северзаготовка» передачу в субаренду переданного во временное владение и пользование муниципального имущества «Котельная ПНИ» в комплексе с оборудованием и наружными тепловыми сетями - в субаренду ООО «БиоТэк» при условии использования данного имущества по его прямому назначению – предоставление абонентам услуг по теплоснабжению в границах Медвежьегорского городского поселения надлежащего качества.
На основании указанного письма (решения) органа местного самоуправления ООО «Северзаготовка» заключило договор №б/н субаренды котельной с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению населению и организациям Медвежьегорского городского поселения с ООО «БиоТэк». Годовой размер субарендной платы составил 420000 рублей.
14.11.2016 между Администрацией и ООО «Северзаготовка» заключено дополнительное соглашение к договору аренды №06/2014 от 15.09.2014, предусматривающее внесение изменений в пункт 1.9 договора.
Пункт 1.9 изложен в следующей редакции: «Арендатор не вправе сдавать арендованное Имущество в субаренду, передавая его третьим лицам по другим основаниям без письменного согласия Арендодателя. На согласованный для сдачи в субаренду период времени на сданную в субаренду площадь с арендатора взимается дополнительная плата в размере 20% от основной арендной платы. Указанное увеличение оформляется дополнительным соглашением к договору аренды на срок действия договора субаренды».
Таким образом, в договор аренды были внесены изменения, не предусмотренные конкурсной документацией.
По общему правилу, согласно пункту 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.
В силу части 1 и части 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
На основании части 2 статьи 28.3 Закона №190-ФЗ арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Норма части 2 статьи 28.3 Закона №190-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений…», согласно части 2 статьи 5 которого ограничения, введенные частью 2 статьи 28.3 Закона № 190-ФЗ, вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений…».
Закон №103-ФЗ опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.05.2013, следовательно, ограничения в виде запрета заключать договор субаренды в отношении объектов теплоснабжения, введенные частью 2 статьи 28.3 Закона № 190-ФЗ, вступают в силу с 08.05.2013.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений…» особо предусмотрено, что в отношении договоров аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 28.3 Закона №190-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются.
В рассматриваемом случае, договор аренды №06/2014, к которому впоследствии был заключен договор субаренды, заключен 15.09.2014, то есть после вступления в силу соответствующих изменений, соответственно, на положения указанного договора распространяются ограничения, установленные частью 2 статьи 28.3 Закона №190-ФЗ.
Таким образом, конкурсная документация, в состав которой входил проект договора аренды, предусматривающая возможность передачи муниципального имущества в субаренду с согласия собственника, не соответствует требованиям части 2 статьи 28.3 Закона №190.
Следовательно, договор субаренды между ООО «Северзаготовка» и ООО «БиоТэк» был заключен в обход вышеуказанного запрета, а согласие Администрации на передачу объектов теплоснабжения в субаренду ООО «БиоТэк», выраженное в письме исх.№1569 от 28.07.2015, не соответствует закону.
В результате осуществления указанных действий ООО «БиоТэк» получило доступ на рынок теплоснабжения Медвежьегорского городского поселения вне процедуры конкурса на право заключения соответствующего договора аренды или концессионного соглашения.
Администрация не владеет информацией о лице, оказывающем в настоящее время услуги по теплоснабжению на территории Медвежьегорского городского поселения с использованием имущества, являющегося предметом договора аренды от 15.09.2014.
По информации, имеющейся в Карельском УФАС России, тариф на подачу тепловой энергии потребителям от котельной ПНИ установлен ООО «Северзаготовка».
Вместе с тем, факт наличия в договоре аренды условия о возможности передачи имущества в субаренду, факт заключения дополнительного соглашения к договору аренды, могут привести к заключению договоров субаренды в отношении котельной ПНС с иными хозяйствующими субъектами, которые получат преимущественное право на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу положений части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения
Поскольку условия договора аренды №06/2014 15.09.2014 (п. 1.9 и 2.3.13) противоречат требования закона (ч.2 статьи 28.3 Закона №190-ФЗ), они являются ничтожными и не подлежат применению.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Договор аренды №06/201415.09.2014 заключен сроком до 31.08.2019 и наличие в указанном договоре условия о возможности передачи муниципального имущества в субаренду (и фактическая передача такого имущества в субаренду) противоречит требованиям действующего законодательства и позволяет путем заключения договоров субаренды передавать имущество любому лицу без проведения конкурентных процедур, что свидетельствует о создании дискриминационных (неравных) условий и наличии в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В силу положений части 1 статьи 391 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении таких действий (бездействия).
Основанием для выдачи предупреждения является выявление признаков нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» (часть 2 статьи 391 ФЗ «О защите конкуренции»).
Учитывая изложенного, Карельское УФАС России информирует Администрацию Медвежьегорского городского поселения о недопустимости согласования ООО «Северзаготовка» заключения договоров субаренды к договору аренды №06/2014 15.09.2014, в связи с установлением прямого запрета на совершение таких действий (части 2 статьи 28.3 Закона №190) и, руководствуясь статьей 391 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости в срок до 18 февраля 2018 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем:
1) отзыва Администрацией действующих решений (в любом виде, в том числе в виде направления писем) о согласовании ООО «Северзаготовка» заключения договоров субаренды к договору аренды №06/2014 15.09.2014 (направление арендатору соответствующих писем об отзыве указанных согласований ввиду установления прямого законодательного запрета);
2) приведения положений договора аренды №06/2014 15.09.2014 (пунктов 1.9 и 2.3.13), заключенного с ООО «Северзаготовка», в соответствие с требованиями действующего законодательства, путем исключения из него условий о возможности и порядке передачи имущества в субаренду;
3) аннулировании/отмене (ввиду недопустимости изменения условий договора, заключенного на торгах) дополнительного соглашения от 14.11.2016 к договору аренды №06/2014 от 15.09.2014, заключенного между Администрацией и ООО «Северзаготовка», предусматривающее внесение изменений в пункт 1.9 договора аренды.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.