Постановление №010/04/9.21-502/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-502/20... от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Акционерное общество

«Объединенные региональные

электрические сети Петрозаводска»

ул. Кирова, 47 Б, г. Петрозаводск, 185035

ores@es.ptz.ru

 

П.

адрес <>

 

Представителю по доверенности

ИП Б

<>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-502/2022

об административном правонарушении

 

02 ноября 2022 года                                                                                     г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) , рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-502/2022, возбужденного в отношении акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска» (ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709, зарегистрировано 29.12.2003, адрес: ул. Кирова, 47Б, г. Петрозаводск, 185035, далее - АО «ОРЭС-Петрозаводск», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск» П. М.А. (доверенность от 11.01.2021 №10АА 0929290), в отсутствие заявителя и его представителя,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 22.06.2022 поступило заявление ИП Б – представителя П. по доверенности от 21.06.2022 №10АА1085159 (вх. №3157) с жалобой на действия сетевой организации, выразившиеся в отказе от заключения по заявке от 12.05.2022 договора об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя - гаража, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, кадастровый квартал <> (ГСК «Сулажгора-4»), кадастровый номер гаража <>.

Из заявления и приложенных к нему документов, следует, что П. посредством почтового отправления направил в АО «ОРЭС-Петрозаводск» 12.05.2022 заявку физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств гаража, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, в кадастровом квартале 10:01:0200129 (ГСК «Сулажгора-4»), кадастровый номер гаража <> с целью увеличения мощности.

Согласно заявке, суммарная максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт (14 кВт – запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств; 1 кВт – максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения – третья.

К заявлению приложена досудебная претензия от 12.05.2022, направленная представителем заявителя в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск», с требованием заключения договора.

По результатам рассмотрения заявки общество с письмом от 16.06.2022 №105-1347 направило в адрес П.  отказ в заключении договора, пояснив, что объект заявителя присоединен к сети сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие АО «ОРЭС-Петрозаводск», что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 07.02.2022 №52п.22, подписанным между сетевой организацией и заявителем.

Согласно указанному акту между объектами электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» и энергопринимающими устройствами объекта «гаражный бокс в кадастровом квартале 10:01:0200129 (ГСК «Сулажгора-4»), расположенном на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0200129:556», отсутствует точка поставки электрической энергии.

К объектам электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» непосредственно присоединены объекты электросетевого хозяйства собственника воздушной линии 0,4кВ, отходящей от ТП-646.

По утверждению сетевой организации увеличение максимальной мощности возможно только объекта, ранее присоединенного непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; увеличение максимальной мощности опосредованно присоединенных энергопринимающих устройств возможно только посредством перераспределения максимальной мощности.

С учетом изложенного общество в вышеназванном письме сообщило заявителю о готовности рассмотреть документы о перераспределении в его адрес максимальной мощности от собственника объектов электросетевого хозяйства, к которым непосредственно подключены энергопринимающие устройства заявителя, в необходимом размере и оформленные в соответствии с требованиями Главы IV Правил технологического присоединения.

Не согласившись с указанной позицией АО «ОРЭС-Петрозаводск» П. обратился с заявлением в антимонопольный орган с просьбой возбудить в отношении общества дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:

- плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;

- изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;

- реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения;

- увеличение максимальной мощности присоединенных к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в пределах уже присоединенной мощности, при котором не осуществляется реконструкция энергопринимающего устройства, или при котором не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения. Таким образом, указанные условия не требуют осуществления новой процедуры технологического присоединения.

При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения:

1)        присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

2) увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

3) изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

4) присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 №484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»;

5) предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя и непосредственно заключение договора.

В силу норм пункта 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

Исходя из смысла и взаимосвязи указанных положений Правил технологического присоединения, следует, что в случае увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств, заявка подается в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой есть надлежащее технологическое присоединение, в том числе опосредованное.

Как следует из поступившего в адрес антимонопольного органа заявления проект договора на технологическое присоединение, технические условия и счет на оплату на момент подачи заявления представителем П. не получены.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

Приказом ФСТ России от 16.04.2010 №127-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПКС» (в настоящее время переименовано в АО «ОРЭС-Петрозаводск»), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным №10.1.2.  Следовательно, АО «ОРЭС-Петрозаводск» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей, в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.

Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ОРЭС-Петрозаводск» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).

Согласно пункту 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

АО «ОРЭС Петрозаводск» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 16.10.2018 по делу №03-17/74-2018 штраф 650 000 руб. оплачен 07.03.2019; постановление от 12.03.2019 по делу №03-17/122-2018 штраф 300 000 руб. оплачен 30.04.2019; постановление от 23.04.2019 по делу №010/04/9.21-24/2019, штраф 650 000 руб. оплачен 30.07.2020; постановление от 11.08.2020 по делу №010/04/9.21-451/2020 штраф 300 000 руб. оплачен 01.10.2020; в 2021 году Общество к административной ответственности по указанной норме не привлекалось).

Таким образом, с момента оплаты штрафов по вышеуказанным делам об административных правонарушениях прошло больше года, в связи с чем АО «ОРЭС-Петрозаводск» по настоящему делу подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного по результатам рассмотрения заявления определением от 22.07.2022 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-502/2022 и проведении административного расследования» в отношении АО «ОРЭС-Петрозаводск» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего привлечен П. Составление протокола назначено на 11 часов 30 минут 19.08.2022.

При этом АО «ОРЭС-Петрозаводск» надлежало в трехдневный срок со дня получения указанного определения представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений.

Письмом от 29.07.2022 №105-1762 (вх. от 29.07.2022 №3709) сетевая организация ходатайствовала о продлении срока предоставления информации.

С письмом от 08.08.2022 №105-1815 (вх. от 08.08.2022 №3840) АО «ОРЭС-Петрозаводск» предоставило запрашиваемые документы, пояснения, одновременно ходатайствовав о назначении иной даты составления протокола ввиду невозможности обеспечить явку представителя.

В указанном письме АО «ОРЭС-Петрозаводск» дополнительно пояснило, что технологическое присоединение объекта - нежилое здание гаража, площадью 16.2 кв.м, г. Петрозаводск, кадастровый номер 10:01:0200129:575, на земельном участке кадастровый номер 10:01:0200129:556 подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 07.02.2022 №52п.22, подписанным без разногласий со стороны АО «ОРЭС- Петрозаводск» и Петрова Дмитрия Александровича.

Из пункта 2 акта об осуществлении технологического присоединения от 07.02.2022 №52п.22 следует, что объект с кадастровым номером 10:01:0200129:575 подключен к КТП-646 опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства стороннего собственника: BЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ КТП-646 до РЩ (бывший ГСК «Сулажгора-4), РЩ (бывший ГСК Сулажгора-4), KЛ-0,4 кВ от РЩ до соединительной коробки у нежилого здания гаража, соединительная коробка, KЛ-0,22 кВ от соединительной коробки до ЩУ - принадлежащие П. Н. И.

В свою очередь факт принадлежности объектов электросетевого хозяйства ранее принадлежавших ГСК «Сулажгора-4» Пахомову Н. И. подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 21.06.2022 №206п.22.

Из подпункта 5 пункта 2 актом об осуществлении технологического присоединения от 21.06.2022 №206п.22 следует, что объект с кадастровым номером 10:01:0200129: 575 опосредованно присоединен к объектам АО «ОРЭС- Петрозаводск» через объекты, принадлежащие П. Н.И.

По существу, вменяемого правонарушения общество сообщило, что П. 09.03.2022 направил в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявку по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в целях увеличения максимальной мощности ранее технологически присоединенного объекта с кадастровым номером 10:01:0200129:575.

По результатам рассмотрения заявки от 09.03.2022 АО «ОРЭС-Петрозаводск» письмом от 14.03.2022 №105-0501 сообщило По том, что объект с кадастровым номером 10:01:0200129:575 присоединен к объектам электросетевого хозяйства общества опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства иного собственника, следовательно, увеличение максимальной мощности от объектов электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» не возможно в виду отсутствия общих границ балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и опосредованно присоединенным заявителем.

ИП Бородулин Е.М., действующий в интересах П., направил в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» досудебную претензию от 12.05.2022 (вх. №105-1975 от 16.05.2022, к которой была приложена ранее направленная в адрес АО «ОРЭС-Петрозаводск» заявка на увеличение максимальной мощности по объекту с кадастровым номером 10:01:0200129:575. Сетевая организация обращает внимание, что исходя из названия письма ИП Бородулина Е. М., таковое является досудебной претензией, а не заявкой на увеличение максимальной мощности.

В ответ на досудебную претензию от 12.05.2022 АО «ОРЭС-Петрозаводск» письмом исх. №105-1348 от 16.06.2022 повторно сообщило По том, что объект с кадастровым номером 10:01:0200129:575 присоединен к объектам электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства иного собственника, следовательно, увеличение максимальной мощности от объектов электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» не возможно в виду отсутствия общих границ балансовой и эксплуатационной ответственности, а также точек поставки между сетевой организацией и опосредованно присоединенным объектом заявителя.

Повторно отвечая на аналогичную досудебную претензию от 27.06.2022 АО «ОРЭС-Петрозаводск» письмом от 19.07.2022 № 105-1645 в третий раз сообщило вышеуказанную позицию общества, и ссылаясь на пункты 2 и 16.1 Правил технологического присоединения сетевая организация отметила, что повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а так же технологическое присоединении второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, АО «ОРЭС-Петрозаводск» полагает, что из совокупности норм права содержащихся в ФЗ «Об электроэнергетике», Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее - Правила недискриминационного доступа) и Правилах технологического присоединения, следует, что максимальная мощность является объемом оказываемой услуги лица (владельца объектов электросетевого хозяйства) к которому присоединены энергопринимающие устройства по отношению к потребителю электрической энергии.

Так, согласно пункту 2 Правил недискриминациоиного доступа «максимальная мощность» - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

«Услуга» — действие или деятельность, совершённые одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица.

Помимо изложенного, АО «ОРЭС-Петрозаводск» обращает внимание, что надлежащее технологическое присоединение объекта заявителя (нежилое здание гаража, площадью 16.2 кв м, г. Петрозаводск, кадастровый номер 10:01:0200129:575) подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 07.02.2022 №52п.22, при этом объект присоединен к объектам электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства иного собственника, следовательно, увеличение максимальной мощности от объектов электросетевого хозяйства АО «ОРЭС- Петрозаводск» не возможно в виду отсутствия общих границ балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и опосредованно присоединенным заявителем.

Так, между объектами электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» и объектом с кадастровым номером 10:01:0200129:575 отсутствует точка поставки электрической энергии, поскольку к объектам электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» непосредственно присоединены объекты электросетевого хозяйства BЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ КТП-646 до РЩ (бывший ГСК «Сулажгора-4), РЩ (бывший ГСК Сулажгора-4), КЛ-0,4 кВ от РЩ до соединительной коробки у нежилого здания гаража, соединительная коробка, KЛ-0,22 кВ от соединительной коробки до ЩУ - принадлежащие П. Н. И согласно акта об осуществлении технологического присоединения от 21.06.2022 №206п.22.

По мнению АО «ОРЭС-Петрозаводск», сетевая организация должна осуществить увеличение максимальной мощности объекта, ранее присоединенного непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Увеличение максимальной мощности по совокупности вышеназванных норм права является увеличением объема оказываемой услуги. Увеличение объема оказываемой услуги по электроснабжению объекта, исполняется в точке поставки электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации и потребителя.

С учетом изложенного сетевая организация полагает, что увеличение мощности на границе балансовой принадлежности в ТП-646 не приведет к увеличению мощности на объекте с кадастровым номером 10:01:0200129:575, т.к. между ТП-646 принадлежащей сетевой организации, и объектом с кадастровым номером 10:01:0200129:575 подключены объекты электросетевого хозяйства П.Н. И.

Таким образом, АО «ОРЭС-Петрозаводск» настаивает, что увеличение максимальной мощности опосредованно присоединенных энергопринимающих устройств (объекта с кадастровым номером 10:01:0200129:575) возможно только посредствам перераспределения максимальной мощности от объектов П.Н. И., что регламентировано главой IV Правил технологического присоединения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, АО «ОРЭС-Петрозаводск» просит производство по административному делу в отношении общества прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом вышеуказанного ходатайства, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ определением от 19.08.2022 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-502/2022» срок проведения расследования был продлен до 19.09.2022, составление протокола назначено на 12 часов 00 минут 16.09.2022.

С учетом вышеизложенного 16.09.20222 в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19.09.2022 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-502/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 03.10.2022 в 15 часов 00 минут.

В письме от 03.10.2022 №105-2327 (вх. №4682) АО «ОРЭС-Петрозаводск» сообщило, что в производстве Петрозаводского городского суда Республики Карелия находится дело №2-5851/2022, возбужденное по исковому заявлению П. к АО «ОРЭС-Петрозаводск» об обязании последнего заключить договор технологического присоединения в отношении объекта с кадастровым номером 10:01:0200129:575. При этом сетевая организация полагает, что в рамках указанного судебного дела могут быть установлены преюдициально значимые обстоятельства для рассмотрения настоящего дела и ходатайствует об отложении рассмотрения дела №010/04/9.21-502/2022.

Руководствуясь частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ определением от 03.10.2022 «О продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-502/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 16 часов 00 минут 02.11.2022.

Во исполнение указанного определения АО «ОРЭС-Петрозаводск» с письмом от 01.11.2022 №105-2920 (вх. от 02.11.2022 №129/22) представило копию решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия по делу№2-5851/2022, из которого следует, что суд не согласился с позицией сетевой организации и удовлетворил требования П.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, отмечаю следующее.

Доводы АО «ОРЭС-Петрозаводск»» о законности отказа в направлении договора о технологическом присоединении по заявке П. не принимаются, поскольку необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа,  в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Системный анализ норм действующего законодательства, свидетельствует о том, что заявители должны обратиться в сетевую организацию, к сетям которой опосредованно присоединены их энергопринимающие устройства. В свою очередь, в силу императивных норм Правил технологического присоединения сетевая организация в отношении заявителя физического лица обязана выполнить все необходимые мероприятия для обеспечения исполнения его заявки на технологическое присоединение (в данном случае на увеличение мощности) его объекта к сетям сетевой организации (непосредственно или опосредованно).

В свою очередь глава IV Правил технологического присоединения регулирует особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Кроме того, в силу положений пункта 34 и 34 (3) Правил технологического присоединения снижение объема максимальной мощности с устройств одних потребителей - граждан с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности от объема максимальной мощности в пользу иных граждан недопустимо.

Перераспределению подлежит мощность более 15 кВт.

В рассматриваемом случае П. Н.И. (лицо, через электрохозяйство которого осуществлено опосредованное технологическое присоединение объекта заявителя) имеет выделенную мощность в один киловатт, которую фактически невозможно перераспределить.

Помимо прочего, перераспределение мощности допускается только между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Перераспределение мощности между физическими лицами, порядок, установленный главой 4 Правил технологического присоединения не предусматривает (при том, что в самой форме соглашения в качестве его сторон также поименованы только юридические лица и индивидуальные предприниматели).

При этом в указанной главе Правил технологического присоединения идет речь идет о новом опосредованном технологическом присоединении объекта, вместе с тем сетевая организация сама подтверждает наличие у объекта заявителя опосредованного технологического присоединения, следовательно, в рассматриваемом случае данные нормы не применимы.

На сегодняшний день увеличение мощности для полноценного энергоснабжения нежилого помещения (нежилое здание гаража, площадью 16.2 кв.м, г. Петрозаводск, кадастровый номер 10:01:0200129:575), не осуществлено в связи с отказом АО «ОРЭС-Петрозаводск» от заключения соответствующего договора.

Резюмируя изложенное констатирую, что АО «ОРЭС-Петрозаводск» должным образом не рассмотрело заявку П. на технологическое присоединение в целях увеличения мощности, что привело к необоснованному отказу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения и, соответственно, нарушению пунктов 6, 105 Правил технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ОРЭС-Петрозаводск» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – ул.Кирова, 47Б, г. Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 14.03.2022 (дата исх. письма АО «ОРЭС-Петрозаводск» об отказе в заключении договора).

Срок давности привлечения АО «ОРЭС-Петрозаводск» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Пунктом 3.2. части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).

Таким образом, с учетом изложенного должностное лицо Карельского УФАС России, оценив действия/бездействие АО «ОРЭС-Петрозаводск» в рассматриваемой ситуации, учитывая не прекращение административного правонарушения до рассмотрения дела (договор на осуществление технологического присоединения заявителю не направлен) не находит оснований для снижения административного штрафа до половины минимального  размера.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовало: пренебрежительное отношение АО «ОРЭС-Петрозаводск» к своей публично – правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения (в части соблюдения порядка, установленного Правилами технологического присоединения), при работе с заявками физических лиц.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ОРЭС-Петрозаводск» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России.,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «ОРЭС-Петрозаводск» (ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать АО «ОРЭС-Петрозаводск» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

           

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

             Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-502/2022).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны