Определение №010/05/18-681/2021 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ №010/05/18-6... от 1 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Солнцева»
пр. Александра Невского, д.30, пом. 1-Н, г.Петрозаводск, 185030
Г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
№010/05/18-681/2021
01 марта 2022 года г. Петрозаводск
Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
|
- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии; |
|
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии; |
|
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,
|
рассмотрев дело №010/05/5-681/2021, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Солнцева» (ИНН 1001326046; ОГРН 1171001005152; юридический адрес: пр. Александра Невского, д.30, пом. 1-Н, г.Петрозаводск, 185030; далее - ООО «Солнцева», общество) по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту распространения недостоверной рекламы об акциях и предложениях, проводимых ООО «Солнцева», размещенной на окнах здания по адресу: ул. Попова, д.13, г.Петрозаводск, в отсутствие представителя ООО «Солнцева», Гребенюк Э.Н, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Карельского УФАС России с письмом Управления Роспотребнадзора от 27.08.2021 №10-00-04/20-2165-2021 (вх. от 07.09.2021 №4231) поступило заявление Г. (далее – заявительница) с жалобой на недостоверную рекламу следующего содержания: «каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК», размещенную на окнах здания по адресу: ул. Попова, д.13, г.Петрозаводск.
Из заявления следовало, что 22.08.2021 ей отказали в продаже товара по условиям акции (2+1=2).
По мнению заявительницы указанная информация вводит потребителей в заблуждение, так как по словам официантов акция давно закончилась, но объявление никто убирать не собирается из-за проблематичного снятия рекламного щита.
В целях установления фактических обстоятельств должностным лицом Карельского УФАС России был осуществлен выезд по адресу, указанному в заявлении, и установлено, что на окнах здания размещена реклама следующего содержания: «СОЛНЦЕВОЙ №3 ПИЦЦА МАРГАРИТА 30см/400 гр 170 рублей КОФЕ АМЕРИКАНО ВСЕГО 49 рублей ЛАНЧ 165 РУБЛЕЙ СКИДКА на завтраки-20% с 10:00 до 12:00 каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК».
Более того, в ходе осмотра места деятельности было установлено лицо, осуществляющее торговую деятельность - ООО «Солнцева».
В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления в адрес ООО «Солнцева» был направлен запрос от 23.09.2021 №03-01/130/3231. Письмо было получено обществом 07.10.2021, однако ответ на запрос на момент принятия решения о возбуждении настоящего дела в адрес Карельского УФАС России не поступил.
Проанализировав нормативно-правовую базу в области рекламного законодательства, установлено следующее.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно разъяснениям ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».
Информация, размещённая на окнах здания по адресу: ул. Попова, д.13, г.Петрозаводск, полностью попадает под определение рекламы, данное в статье 3 ФЗ «О рекламе», так как размещена наружным способом на щите, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Объектом рекламирования в данном случае является ООО «Солнцевой» и проводимые им акции, предложения:
- «Каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК»;
- «СКИДКА на завтраки -20% с 10:00 до 12:00»;
- «ЛАНЧ 165 РУБЛЕЙ»;
- «КОФЕ АМЕРИКАНО ВСЕГО 49 рублей»;
- «ПИЦЦА МАРГАРИТА 30см/400 гр 170 рублей».
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган не обязан доказывать, что недостоверная реклама ответчика нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку недостоверная реклама сама по себе уже несет угрозу нарушения этих прав (интересов).
В силу статьи 13 ФЗ «О рекламе» обязанность предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего закона лежит на рекламодателе.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Исходя из указанного и с учетом имеющихся в материалах рекламного дела документов, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Солнцева».
Руководствуясь вышеуказанным, в связи с ограниченными сроками рассмотрения заявлений о нарушении законодательства о рекламе, определением от 03.11.2021 «О возбуждении дела №010/05/18-681/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – определение) в отношении ООО «Солнцева» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 03.12.201 в 11 часов 30 минут. В соответствии с определением ООО «Солнцева» надлежало представить следующие документы и сведения:
-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «Каждое воскресенье 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК»;
-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «Скидка на завтраки -20% с 10:00 до 12:00»;
-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «ЛАНЧ 165 РУБЛЕЙ»;
-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «КОФЕ АМЕРИКАНО ВСЕГО 49 рублей»;
-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «ПИЦЦА МАРГАРИТА 30см/400 гр 170 рублей»;
-сроки действия вышеуказанных предложений;
-меню/прайс-лист, действующее на 22 августа 2021 года;
-меню/прайс-лист, действующее на момент подготовки ответа на настоящий запрос;
-иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.
Почтовую корреспонденцию с копией вышеуказанного определения ООО «Солнцева» и заявительница не получили.
С учетом изложенного, на основании пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922 (далее - Правила), комиссия определением от 03.12.2021 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе №010/05/18-681/2021 и продлении срока его рассмотрения» рассмотрение дела отложила и назначила к рассмотрению на 15 часов 00 минут 24.01.2022.
Вместе с тем согласно информации сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» официального интернет-сайта АО «Почта России» ООО «Солнцева», Г. копию определения от 03.12.2021 также не получили, в связи с чем определением от 27.01.2022 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе» рассмотрение дела было отложено до 15 часов 30 минут 01.03.2022.
В соответствии с определением от 27.01.2022 ООО «Солнцева» надлежало представить документы (сведения), необходимые для рассмотрения дела.
В поступившем в адрес Карельского УФАС России 01.03.2022 (вх. №940) письме ООО «Солнцева» (вх. №940) пояснило, что рассматриваемые акции и рекламные предложения, проводимые обществом, действуют и в настоящее время, что подтверждается предоставленными чеками и скриншотами системы учета quikresto.
Кроме того, ООО «Солнцева» отметило, что имеет автоматизированную система учета - quikresto (https://quickresto.ru/) и экран повара Resto Kitchen (https://quickresto.ru/kds/). Так, ни один сотрудник ООО «Солнцева» не может изменить наименование продукта/товара/позиции в меню, акции и специальные предложения, поскольку доступ к учетной записи контроля (добавления, редактирования, удаления) есть только у директора. Вместе с тем система учета quikresto расположена в облачном хранилище, учетные данные которого неизвестны сотрудникам общества.
При этом все блюда, по которым проводятся акции/специальные предложения, автоматически добавляются в чек, например, при проведении акции «2+1=2» третье блюдо добавляется в чек как подарочное. Более того, процесс автоматизации исключает человеческую ошибку во взаимодействии системы учета с кухней, когда официант принимает заказ у гостя, поскольку официант нажимает на кнопку «Отправить на кухню», а далее система учета quikresto автоматически отправляет заказ на кухню.
Дополнительно в указанном письме ООО «Солнцева» сообщило, что не получало в свой адрес жалоб о недостоверности акций/предложений от Г.
В свою очередь Г. почтовую корреспонденцию с копией определения от 27.01.2022 не получила.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Так, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, Г. надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
Комиссия, проанализировав полученные документы и сведения, констатирует, что ими подтверждается достоверность информации о проводимых акциях, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не подтвердился факт наличия в действиях ООО «Солнцева» признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу №010/05/18-681/2021 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Солнцева» прекратить.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии