Определение №010/05/18-681/2021 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ №010/05/18-6... от 1 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                  

ООО «Солнцева»

пр. Александра Невского, д.30, пом. 1-Н, г.Петрозаводск, 185030

 

Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

№010/05/18-681/2021

 

 

01 марта 2022 года                                                                                       г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

 

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

 

-  ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №010/05/5-681/2021, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Солнцева» (ИНН 1001326046; ОГРН 1171001005152; юридический адрес: пр. Александра Невского, д.30, пом. 1-Н, г.Петрозаводск, 185030; далее - ООО «Солнцева», общество) по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту распространения недостоверной рекламы об акциях и предложениях, проводимых ООО «Солнцева», размещенной на окнах здания по адресу: ул. Попова, д.13, г.Петрозаводск, в отсутствие представителя ООО «Солнцева», Гребенюк Э.Н, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России с письмом Управления Роспотребнадзора от 27.08.2021 №10-00-04/20-2165-2021 (вх. от 07.09.2021 №4231) поступило заявление Г. (далее – заявительница) с жалобой на недостоверную рекламу следующего содержания: «каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК», размещенную на окнах здания по адресу: ул. Попова, д.13, г.Петрозаводск.

Из заявления следовало, что 22.08.2021 ей отказали в продаже товара по условиям акции (2+1=2).

По мнению заявительницы указанная информация вводит потребителей в заблуждение, так как по словам официантов акция давно закончилась, но объявление никто убирать не собирается из-за проблематичного снятия рекламного щита.

В целях установления фактических обстоятельств должностным лицом Карельского УФАС России был осуществлен выезд по адресу, указанному в заявлении, и установлено, что на окнах здания размещена реклама следующего содержания: «СОЛНЦЕВОЙ №3 ПИЦЦА МАРГАРИТА 30см/400 гр 170 рублей КОФЕ АМЕРИКАНО ВСЕГО 49 рублей ЛАНЧ 165 РУБЛЕЙ СКИДКА на завтраки-20% с 10:00 до 12:00 каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК».

Более того, в ходе осмотра места деятельности было установлено лицо, осуществляющее торговую деятельность - ООО «Солнцева».

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления в адрес ООО «Солнцева» был направлен запрос от 23.09.2021 №03-01/130/3231. Письмо было получено обществом 07.10.2021, однако ответ на запрос на момент принятия решения о возбуждении настоящего дела в адрес Карельского УФАС России не поступил.

Проанализировав нормативно-правовую базу в области рекламного законодательства, установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно разъяснениям ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58)  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Информация, размещённая на окнах здания по адресу: ул. Попова, д.13, г.Петрозаводск, полностью попадает под определение рекламы, данное в статье 3 ФЗ «О рекламе», так как размещена наружным способом на щите, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Объектом рекламирования в данном случае является ООО «Солнцевой» и проводимые им акции, предложения:

- «Каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК»;

- «СКИДКА на завтраки -20% с 10:00 до 12:00»;

- «ЛАНЧ 165 РУБЛЕЙ»;

- «КОФЕ АМЕРИКАНО ВСЕГО 49 рублей»;

- «ПИЦЦА МАРГАРИТА 30см/400 гр 170 рублей».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган не обязан доказывать, что недостоверная реклама ответчика нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку недостоверная реклама сама по себе уже несет угрозу нарушения этих прав (интересов).

В силу статьи 13 ФЗ «О рекламе» обязанность предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего закона лежит на рекламодателе.

Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Исходя из указанного и с учетом имеющихся в материалах рекламного дела документов, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Солнцева».

Руководствуясь вышеуказанным, в связи с ограниченными сроками рассмотрения заявлений о нарушении законодательства о рекламе, определением от 03.11.2021 «О возбуждении дела №010/05/18-681/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – определение) в отношении ООО «Солнцева» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 03.12.201 в 11 часов 30 минут. В соответствии с определением ООО «Солнцева» надлежало представить следующие документы и сведения:

-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «Каждое воскресенье 2+1=2 Купи два одинаковых блюда и получи такое же в ПОДАРОК»;

-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «Скидка на завтраки -20% с 10:00 до 12:00»;

-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «ЛАНЧ 165 РУБЛЕЙ»;

-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «КОФЕ АМЕРИКАНО ВСЕГО 49 рублей»;

-доказательства достоверности указания на рекламном щите информации следующего содержания: «ПИЦЦА МАРГАРИТА 30см/400 гр 170 рублей»;

-сроки действия вышеуказанных предложений;

-меню/прайс-лист, действующее на 22 августа 2021 года;

-меню/прайс-лист, действующее на момент подготовки ответа на настоящий запрос;

-иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Почтовую корреспонденцию с копией вышеуказанного определения ООО «Солнцева» и заявительница не получили.

С учетом изложенного, на основании пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922 (далее - Правила), комиссия определением от 03.12.2021 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе №010/05/18-681/2021 и продлении срока его рассмотрения» рассмотрение дела отложила и назначила к рассмотрению на 15 часов 00 минут 24.01.2022.

Вместе с тем согласно информации сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» официального интернет-сайта АО «Почта России» ООО «Солнцева», Г. копию определения от 03.12.2021 также не получили, в связи с чем определением от 27.01.2022 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе» рассмотрение дела было отложено до 15 часов 30 минут 01.03.2022.

В соответствии с определением от 27.01.2022 ООО «Солнцева» надлежало представить документы (сведения), необходимые для рассмотрения дела.

В поступившем в адрес Карельского УФАС России 01.03.2022 (вх. №940) письме ООО «Солнцева» (вх. №940) пояснило, что рассматриваемые акции и рекламные предложения, проводимые обществом, действуют и в настоящее время, что подтверждается предоставленными чеками и скриншотами системы учета quikresto.

Кроме того, ООО «Солнцева» отметило, что имеет автоматизированную система учета - quikresto (https://quickresto.ru/) и экран повара Resto Kitchen (https://quickresto.ru/kds/). Так, ни один сотрудник ООО «Солнцева» не может изменить наименование продукта/товара/позиции в меню, акции и специальные предложения, поскольку доступ к учетной записи контроля (добавления, редактирования, удаления) есть только у директора. Вместе с тем система учета quikresto расположена в облачном хранилище, учетные данные которого неизвестны сотрудникам общества.

При этом все блюда, по которым проводятся акции/специальные предложения, автоматически добавляются в чек, например, при проведении акции «2+1=2» третье блюдо добавляется в чек как подарочное. Более того, процесс автоматизации исключает человеческую ошибку во взаимодействии системы учета с кухней, когда официант принимает заказ у гостя, поскольку официант нажимает на кнопку «Отправить на кухню», а далее система учета quikresto автоматически отправляет заказ на кухню.

Дополнительно в указанном письме ООО «Солнцева» сообщило, что не получало в свой адрес жалоб о недостоверности акций/предложений от Г.

В свою очередь Г. почтовую корреспонденцию с копией определения от 27.01.2022 не получила.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Так, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, Г. надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Комиссия, проанализировав полученные документы и сведения, констатирует, что ими подтверждается достоверность информации о проводимых акциях, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не подтвердился факт наличия в действиях ООО «Солнцева» признаков нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу №010/05/18-681/2021 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Солнцева» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   

 

Члены Комиссии   

Связанные организации

Связанные организации не указаны