Решение №010/05/5-855/2021 РЕШЕНИЕ по делу №010/05/5-855/2021 от 31 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП К.

 

 

Заявитель 1, г. Благовещенск

 

Заявитель 2, г. Петрозаводск,

 

Заявитель 3, г. Екатеринбург

 

Заявитель 4, г. Омск

 

Заявитель 5, г. Ижевск,

 

Заявитель 6, г. Петрозаводск,

 

Заявитель 7, г. Смоленск

 

Заявитель 8, г. Смоленск

 

Заявитель 9, г. Белгород

 

ООО «Комплексный расчетный центр»

ул. Гоголя, 60, г. Петрозаводск, 185005

 

Заявитель 11, г. Мурманск

 

Заявитель 12, г. Оренбург

 

Заявитель 13, г. Пермь

 

Заявитель 14, г. Пермь

 

Заявитель 15, г. Петрозаводск

 

Заявитель 16, г. Хабаровск

 

Заявитель 17, г. Екатеринбург

 

РЕШЕНИЕ

по делу №010/05/5-855/2021

 

10 февраля 2022 года                                                                               г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<>. – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<>. – начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

<>. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

рассмотрев дело №010/05/5-855/2021, возбужденное в отношении ИП К. (<>) по факту распространения на территории Российской Федерации, в частности в городах Благовещенске, Омске, Петрозаводске, Ижевске, Перми, Смоленске, Мурманске, Оренбурге, Екатеринбурге, Белгороде, Хабаровске рекламных извещений о поверке приборов учета воды с признаками нарушения пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в отсутствие надлежащим образом уведомленных заявителей, ИП К..,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступили обращения <>. от 22.10.2021 (с письмом Амурского УФАС России от 28.10.2021 №03-4332-7, вх. от 28.10.2021 №5117), <> от 18.10.2021 (с письмом Омского УФАС России от 19.10.2021 №06-10266, вх. от 26.10.2021 №5066); <> от 29.10.2021 (вх. 29.10.2021 №5170), <> от 03.11.2021 (вх. 08.11.2021 №5231), <. от 22.10.2021(с письмом Свердловского УФАС России от 29.10.2021 №2207, вх. от 09.11.2021 №5274), <> от 21.10.2021 (с письмом Удмуртского УФАС России от 16.11.2021 №ЕС01-1704/6391Э, вх. от 16.11.2021 №5434), <> от 09.11.2021 и <> от 08.10.2021 (с письмом Смоленского УФАС России 19.11.2021 №3983/04, вх. от 30.11.2021 №5656), <> из г. Белгорода от 03.12.2021 (вх. 06.12.2021 №5766), ООО «КРЦ» от 10.12.2021 (вх. от 15.12.2021 №5964), <> 15.12.2021 (с письмом Мурманского УФАС России от 16.12.2021 №08-07-21/170р-4086, вх. от 16.12.2021 №6009), <> от 07.12.2021 (с письмом Оренбургского УФАС России от 20.12.2021 №11076, вх. от 20.12.2021 №6055), <> от 18.11.2021 и <> от 22.11.2021(с письмом Пермского УФАС России от 21.12.2021 №15686-Н, вх. 21.12.2021 №6087), <>. из г. Петрозаводска от 22.12.2021 (вх. от 22.12.2021 №6107), <> от 14.12.2021 (с письмом Хабаровского УФАС России от 16.12.2021 №4/12775, вх. от 27.12.2021 №6187) и физического лица из г.Екатеринбурга (вх. от 17.12.2021 №6032) о распространении в октябре, ноябре и декабре 2021 года в городах Благовещенске, Омске, Петрозаводске, Ижевске, Перми, Смоленске, Мурманске, Оренбурге, Екатеринбурге, Белгороде, Хабаровске от имени «Центра Метрологии ЖКХ» извещений рекламного характера, идентичных друг другу, с информацией о необходимости оставить заявку на проведение специалистами  указанного центра работ по поверке/замене приборов учета воды по телефонам: 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8 (343) 271-39-71 (г.Екатеринбург), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8 (3812) 79-59-41 (г. Омск), 8 (4162) 58-14-10 (г.Благовещенск), 8 (3412) 57-61-65 (г. Ижевск), 8 (342) 203-11-60 (г. Пермь), (8152) 70-13-13 (г.Мурманск), 8 (3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (4722) 36-29-29 (г.Белгород), 8 (4212) 20-20-51(г.Хабаровск), со ссылками на нормативные правовые акты и с таблицей расчетов стоимости коммунальных услуг по нормативам.

Заявители ставят под сомнение правомерность действий организации, именующей себя «Центром метрологии ЖКХ» и предлагающей свои услуги в навязчивой форме, указывают на введение их в заблуждение.

К заявлениям были приложены извещения следующего вида и содержания.

 

 

В указанных извещениях, распространяемых в вышеперечисленных городах, отличались в основном номера телефонов, периоды (октябрь, ноябрь, декабрь) 2021 года, исходящие даты (11.10.2021, 18.10.2021, 06.12.2021 и т.д.) и срок, до которого необходимо оставить заявку.

При этом все извещения оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении извещений/ квитанций жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к плательщикам, таблица, имитирующая расчетную таблицу стоимости коммунальной услуги по тарифам и по нормативам.

По информации ПАО «МТС» номера телефонов: 8 (8142) 63-77-07 (г.Петрозаводск), 8 (343) 271-39-71 (г.Екатеринбург), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8 (3812) 79-59-41 (г. Омск), 8 (4162) 58-14-10 ( г. Благовещенск), 8 (3412) 57-61-65 (г.Ижевск), 8 (342) 203-11-60 (г. Пермь), (8152) 70-13-13 (г.Мурманск), 8 (3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (4722) 36-29-29 (г.Белгород), 8 (4212) 20-20-51(г.Хабаровск) выделены ИП К. (<>).

Согласно выписке из ЕГРИП ИП К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 04.03.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску. Основным видом деятельности ИП К. является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

В связи с указанным в адрес ИП К. направлялись запросы от 10.11.2021 №03-01/153,156/3844 (корреспонденция получена адресатом 23.11.2021), от 26.11.2021 №03-01/150,152,161/4054 (получена – 21.12.2021) и от 08.12.2021 №03-01/153,156,158/4211 (получена 21.12.2021), с целью установления лица, являющегося рекламодателем, рекламораспространителем указанных извещений, однако, запрошенные сведения (информацию) индивидуальный предприниматель не предоставил.

Здесь также необходимо отметить, что Карельским УФАС России ранее рассмотрены дела №03-02/02-2018, №03-02/16-2018, №03-02/36-2018, №010/05/5-207/2019, №010/05/5-733/2019, №010/05/5-1/2020, №010/05/5-74/2020 №010/05/5-149/2021, №010/05/5-199/2021, №010/05/5-459/2021 и №010/05/5-593/2021, возбужденные в отношении ИП К. по факту распространения рекламы в виде извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды, схожих по содержанию с вышеуказанными рекламными извещениями.

По результатам рассмотрения вышеперечисленных дел реклама в виде извещений была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», а ИП К. был признан их рекламодателем и рекламораспространителем.

При этом в рамках рассмотрения дел №03-02/36-2018 и №010/05/5-207/2019 ИП К.  сообщал, что осуществляет деятельность по установке индивидуальных приборов учета воды гражданам, проживающим в городах: Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ, Хабаровске, Омске. Для оказания услуг по установке индивидуальных приборов учета воды ИП К. получил патент в налоговом органе (копия патента не приложена). Кроме того, индивидуальный предприниматель сообщил, что в г. Оренбурге, Смоленске, Улан-Удэ, Омске и Хабаровске осуществляет деятельность по замене и установке индивидуальных приборов учета воды для населения. При этом ИП К. отмечал, что в случае необходимости оказания услуг по поверке приборов учета воды привлекаются организации, имеющие аккредитацию в данной области, тем самым, подтвердив отсутствие у него таковой.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, по результатам рассмотрения заявления, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и с пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, далее – Правила №1922) определением от 27.12.2021 «О возбуждении дела №010/05/5-855/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15 часов 30 минут 27.01.2022. В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечен ИП К.

Согласно почтовому уведомлению ИП К. получил копию указанного определения 10.01.2022.

В назначенные для рассмотрения настоящего дела дату и время ИП К. не явился, запрошенные документы в адрес Управления не предоставил.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, рассмотрев материалы дела №010/05/5-855/2021, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде в виде извещения по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в городах Благовещенске, Омске, Петрозаводске, Ижевске, Перми, Смоленске, Мурманске, Оренбурге, Екатеринбурге, Белгороде, Хабаровске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Центром метрологии ЖКХ»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из смысла указанной нормы ФЗ «О рекламе», сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы не содержатся соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг, а содержатся сведения о возможности проведения услуги - метрологической поверки приборов учета воды собственниками жилых помещений в «Центре метрологии ЖКХ».

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов телефонам 8 (8142) 63-77-07 (г. Петрозаводск), 8 (343) 271-39-71 (г. Екатеринбург), 8 (4812) 670-674 (г. Смоленск), 8 (3812) 79-59-41 (г. Омск), 8 (4162) 58-14-10 ( г. Благовещенск), 8 (3412) 57-61-65 (г. Ижевск), 8 (342) 203-11-60 (г.Пермь), (8152) 70-13-13 (г. Мурманск), 8 (3532) 97-41-41 (г. Оренбург), 8 (4722) 36-29-29 (г.Белгород), 8 (4212) 20-20-51(г. Хабаровск) может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Центр метрологии ЖКХ».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 №29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименование «Центр метрологии ЖКХ» в рекламных извещениях использовано в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в извещениях указанного коммерческого обозначения без указания данных лица в действительности, оказывающего предлагаемые в рекламе услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг (ИП К.), в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, использованные в извещениях сочетания слов, а именно, «Извещение за …2021», «Центр Метрологии ЖКХ», «Оповещаем Вас о том, что согласно постановлению…», «в связи с тем, что истек срок поверки, ЦМ ЖКХ ставит Вас в известность о том, что в соответствии с Федеральным законом…, постановлением…индивидуальные приборы учета должны пройти  обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными…», «для проведения поверки водозмерительного прибора сертифицированными специалистами ЦМЖКХ с соблюдением методики поверки и внесения сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН) Вам необходимо оставить заявку в срок…», «запись проводится по номеру…», «В случае не выполнения предписания до истечения срока поверки водомера, начисления по вашему адресу будут осуществляться по норме приведенной в таблице», «предписание выдал: Абрамов А.Ф.….», а также графическое исполнение извещений, сходное с квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг, в связи с использованием штрих-кодов; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации; таблиц расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов, схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях жилищно-коммунальных служб, в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении только обозначенным Центром в городах Благовещенске, Омске, Петрозаводске, Ижевске, Перми, Смоленске, Мурманске, Оренбурге, Екатеринбурге, Белгороде, Хабаровске мероприятий по поверке счетчиков воды, носящих обязательный характер, а также за частую воспринимаются гражданами как квитанции коммунальной службы, по которым необходимо оплатить услуги.

Кроме того, потребители считают, что услуга по поверке счетчиков оказывается только «Центром Метрологии ЖКХ», в том числе по причине использования в наименовании словосочетания «Центр метрологии», созвучного с наименованиями региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний, имеющихся во всех регионах и аккредитованных на осуществление поверки измерительных приборов (Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Карелия» (сокращенно ФБУ «Карельский ЦСМ»), ФБУ «Свердловский ЦСМ», ФБУ «Омский ЦСМ», ФБУ «Хабаровский ЦСМ» и т.д.).

Помимо этого, из текста рекламных извещений не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично, а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у Центра Метрологии ЖКХ, а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП К.) искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации по адресу https://pub.fsa.gov.ru/ral.

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, информация об ИП К.  отсутствует.

Таким образом, ИП К. на сегодняшний день не имеет права оказывать услуги по поверке приборов учета воды, а, следовательно, и рекламировать данные услуги.

При этом организации или частные лица, предлагающие услуги по проверке и техническому обслуживанию водосчетчиков, не имеющие аккредитации на право их выполнения, вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Дополнительно комиссия Карельского УФАС Росси отмечает, что непосредственно до даты вынесения настоящего решения в адрес антимонопольного органа продолжали поступать заявления граждан, в том числе из других регионов России, свидетельствующие о распространении в декабре 2021 года и январе 2022 года рассмотренных в рамках настоящего дела извещений на территории городов Белгорода, Екатеринбурга, Хабаровска, Омска, Петрозаводска.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. При этом ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).  Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из вышеизложенной информации и сведений, полученных от ПАО «МТС», в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП К.  является рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил №1922, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП К.  (ИНН 100108866278; ОГРНИП 314100106300057) от имени «Центра метрологии ЖКХ» на территории городов Благовещенска, Омска, Петрозаводска, Ижевска, Перми, Смоленска, Мурманска, Оренбурга, Екатеринбурга, Белгорода, Хабаровска в виде извещений рекламного характера о необходимости проведения поверки приборов учета воды, со ссылками на нормативные правовые акты и таблицей расчетов стоимости коммунальных услуг по нормативам, схожей по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях на оплату коммунальных услуг, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП К., распространявшего названную рекламу, нарушившим требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП К. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                    <>

 

                                                                                                                       <>

              

              <>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны