Постановление №010/04/9.21-830/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-830/20... от 9 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литер А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247

post@mrsksevzap.ru

 

Карельский филиал

ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

karelia@rosseti-sz.ru

 

Заявитель

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-830/2021

об административном правонарушении

 

09 марта 2022 года                                                                                             г. Петрозаводск

 

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <…>,   рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-830/2021, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (до 23.06.2021 - ПАО «МРСК Северо-Запада»; ОГРН - 1047855175785; ИНН - 7802312751; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г. Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» - <> (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; доверенность от 10.01.2022 №6-22, копия в деле), в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 03.12.2021 (вх. №5758) поступило заявление П. с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключению с ним договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка для ИЖС.

Из анализа поступившего заявления и приложенных к нему документов следует, что П.16.11.2021 с описью вложений посредством почтовой связи направил в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» заявку с целью технологического присоединения земельного участка кад. №<> и строящегося жилого дома, расположенного по адресу: ул. <>.

Согласно заявке максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения – третья.

Из описи вложений следует, что с заявкой были также направлены следующие копии документов:

- план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

- перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;

- копия выписки из ЕГРН;

- копия паспорта заявителя на 1 л.;

- заполненное согласие на обработку данных заявителя.

Согласно отчету об отслеживании отправления заявка на технологическое присоединение с приложенными документами получена ПАО «Россети Северо-Запад» 18.11.2021.

В свою очередь, ПАО «Россети Северо-Запад» в ответ на вышеуказанную заявку в письме от 19.11.2021 №2/3-52/135/6228 обязало заявителя самостоятельно осуществить регистрацию в личном кабинете сетевой организации, а также предоставить следующие документы и информацию:

а) план расположения или подробное местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям со ссылкой на подпункт «б» пункта 9 Правил технологического присоединения, воспользовавшись при этом публичной кадастровой картой или Яндекс-Картой;

б) копию документа, удостоверяющего личность (паспорт РФ 2,3 страницы + отметка о регистрации), для корректного оформления договора технологического присоединения;

в) копию СНИЛС для корректного обмена информацией в личном кабинете.

По мнению заявителя, данные требования со стороны сетевой организации незаконны. Обосновывая свое утверждение заявитель отмечает, что пунктом 9 Правил технологического присоединения регламентированы сведения и информация, которые должны быть указаны в заявке на технологическое присоединение.

В свою очередь документы, которые заявитель должен приложить к заявке на технологическое присоединение, перечислены в пункте 10 Правил технологического присоединения.

Таким образом, заявитель указывает, что требования к «сведениям» и к «прилагаемым к заявке документам» различаются и регламентированы разными нормами права, то есть законодатель разделяет понятие «сведения» и понятие «документы».

Так, в силу подпункта «б» пункта 9 Правил технологического присоединения в заявке должно быть указано наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, то есть «План расположения» не указан в норме права, на которую ссылается сетевая организация.

При этом, как отмечает заявитель, в его заявке на технологическое присоединение потребителя содержатся «сведения о местонахождении энергопринимающих устройств», а именно в пункте 5 заявки указано местонахождение энергопринимающих устройств заявителя, с указанием адреса и кадастрового номера участка.

В свою очередь предоставление такого документа как «подробное местонахождение энергопринимающих устройств» Правилами технологического присоединения вовсе не предусмотрено. Местонахождение не является документом, а является «сведениями», подлежащими указанию в самой заявке на технологическое присоединение, что прямо указано в подпункте «б» пункта 9 Правил технологического присоединения.

А вот такой документ как «План расположения» является документом, прилагаемым к заявке на технологическое присоединение заявителя, и указан в подпункте «а» пункта 10 Правил технологического присоединения, а именно «план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации».

Вместе с тем П. обращает внимание, что к заявке на технологическое присоединение потребителя в качестве приложений (пункт 1 заявки) указан «план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации» и направлен в адрес ПАО «Россети Северо-Запад», что подтверждается описью почтовой службы с идентификатором №1850356547731.

Относительно запрошенной копии паспорта заявителя, П. отмечает, что в пункте 4 заявки на технологическое присоединение потребителя приложением указана копия Паспорта гражданина Российской Федерации, а направление его в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» подтверждается описью почтовой службы с идентификатором 1850356547731 (пункт 5 описи).

При этом требование сетевой организации о предоставлении копии СНИЛС заявитель считает вовсе незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит норм права, позволяющих сетевой организации требовать, а заявителя, обязывающего предоставить в адрес сетевой организации, копию СНИЛС.

В части незаконного требования ПАО «Россети Северо-Запад» о необходимости самостоятельной регистрации заявителя в личном кабинете Петраков М.А. отмечает, что формулировка нормы Правил технологического присоединения, на которую ссылается общество противоречит действительности и не соответствует фактическому содержанию нормы права, предусмотренной абзацем 7 пункта 105 Правил технологического присоединения.

Так, согласно абзацу 7 пункта 105 Правил технологического присоединения в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно- энергетического комплекса».

Следовательно, в случае отсутствия у заявителя личного кабинета, именно сетевая организация, получившая заявку на технологическое присоединение, обязана самостоятельно зарегистрировать заявителя, а не требовать от заявителя осуществить действия, которые он выполнять не обязан.

При этом П. указал, что, как заявитель, он никогда не осуществлял регистрацию в личном кабинете ПАО «Россети Северо-Запад», а, следовательно, сетевая организация должна осуществить его регистрацию как заявителя в личном кабинете, и сообщить порядок доступа, включая обеспечения получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя.

С учетом изложенного, заявитель просил провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

 

В свою очередь анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере электроэнергетики отражает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физическое лицо, подавшее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

При этом согласно указанному пункту Правил технологического присоединения  в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, должны быть указаны,  в том числе сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 указанных Правил, а именно: наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

В пункте 10 Правил технологического присоединения определены документы, которые должны быть приложены к заявке, в их числе план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.

Вместе с тем согласно пункту 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В свою очередь, особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Так, пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

При этом, как указано выше, в силу абзаца 7 пункта 105 Правил технологического присоединения в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 06.02.2021 по делу №010/04/9.21-879/2020 – штраф 300 000 рублей; постановление от 16.03.2021 по делу №010/04/9.21-754/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 01.04.2021 по делу №010/04/9.21-99/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 06.04.2021 по делу №010/04/9.21-102/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 14.04.2021 по делу №010/04/9.21-126/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 26.06.2021 по делу №010/04/9.21-148/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 26.06.2020 по делу №010/04/9.21-237/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 28.06.2021 по делу №010/04/9.21-629/2021 – штраф 750 000 рублей; постановление от 13.07.2021 по делу №010/04/9.21-386/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 16.07.2021 по делу №010/04/9.21-365/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 24.08.2021 по делу №010/04/9.21-330/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 14.09.2021 по делу №010/04/9.21-482/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 07.10.2021 по делу №010/04/9.21-556/2021 – штраф 300 000 рублей)   в связи с чем в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Анализ имеющихся материалов отражает, что ПАО «Россети Северо-Запад» направило уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений и/или документов, которые, по утверждению заявителя, сетевая организация не имела право требовать, что может свидетельствовать о затягивании процесса/уклонения от заключения договора технологического присоединения.

При этом согласно заявлению П. проект договора о технологическом присоединении объекта заявителя, с техническими условиями и счет сетевой организацией в адрес заявителя на момент подачи заявления в антимонопольный орган, как и в установленный Правилами технологического присоединения срок (не позже 02.12.2021), не были направлены.

На основании изложенного по результатам рассмотрения заявления определением от 20.12.2021 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-830/2021 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего привлечен П. Составление протокола назначено на 15 часов 00 минут 20.01.2022.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 24.12.2021 №МР2/3/119-06/11033 (вх. от 28.12.2021 №6210) пояснило, что в Карельский филиал почтовой корреспонденцией 18.11.2021 (вх. №9349пг) на бумажном носителе поступила заявка П. на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Прионежский район, <>, кадастровый номер земельного участка <>.

19.11.2021 в адрес заявителя направлено письмо №МР2/3-52/135/6228 с просьбой предоставления документов, а также информация о необходимости регистрации личного кабинета заявителя на Портале-ТП.рф. П. указанное письмо получено 01.12.2021.

При этом общество обращает внимание, что в указанном письме обозначены именно предложения предоставить план расположения или подробное местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям (подпункт «б» пункта 9 Правил), воспользовавшись публичной кадастровой картой или Яндекс-Картой и копию документа, удостоверяющего личность (Паспорт РФ 2, 3 стр. + отметка о регистрации) для корректного оформления договора по технологическому присоединению.

Поясняя свой запрос указанных документов у потребителя сетевая организация ссылается на пункты 9, 10 и 14 Правил технологического присоединения, отмечая, что обязанность о предоставлении плана расположения энергопринимающих устройств содержится в подпункте «а» пункта 10 указанных Правил (а не подпункте «б» пункта 9 Правил, как указано заявителю).

Однако представленный с заявкой план расположения энергопринимающих устройств, выполненный «от руки», представляющий собой контур земельного участка на чистом листе, по мнению сетевой организации, не информативен, план не содержал никакой привязки к местности.

Так, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что план расположения энергопринимающих устройств, для целей технологического присоединения, подразумевает возможность идентификации как земельного участка, так и размещенных (подлежащих размещению) энергопринимающих устройств на местности, возможность сопоставить с существующими объектами топологии и электросетевого хозяйства. Предполагается, что это может быть графическое отображение границ земельного участка и обозначением подключаемых к электрическим сетям устройств и приборов, расположенных в его границах. По возможности, на плане отображается внешняя транспортная и электросетевая инфраструктура.

С учетом изложенного сетевая организация посчитала возможным предложить заявителю представить план с помощью бесплатного интернет ресурса Публичная кадастровая карта.

В свою очередь по информации сетевой организации предложение предоставить копию паспорта (страница с отметкой о регистрации по месту жительства) было обусловлено требованиями гарантирующего поставщика АО «ТНС энерго Карелия» при заключении договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения (в качестве доказательства представлено письмо АО «ТНС энерго Карелия» от 01.10.2021).

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» обращает внимание, что в письме сетевой организации не содержалось указания на отрицательные для заявителя последствия, в случае, если данные документы не будут представлены, при этом, по мнению общества, в письме не использовались слова, обязывающие потребителя к действиям, а именно: «обязаны представить», «должны», «надлежит», «требуется», «необходимо» и пр. В связи с чем, сетевая организация рассматривает это не как требование предоставления недостающих документов или сведений, а как уточняющее предложение.

Относительно регистрации личного кабинета заявителя ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что в момент регистрации потребителя в сети интернет необходимо иметь доступ к сотовому телефону или электронной почте заявителя, куда с портала приходит сообщение, подтверждающее регистрацию.

Так, сотрудником Карельского филиала при работе с заявкой П. был осуществлен телефонный звонок заявителю по данной проблеме. Однако заявителем был дан ответ, что регистрация личного кабинета является обязанностью сетевой организации.

В связи с тем, что в отсутствие доступа к электронной почте и телефону осуществить регистрацию личного кабинета на Портале-ТП.рф и пройти последующую идентификацию технически невозможно, в письме от 19.11.2021 было указано на необходимость самостоятельной регистрации заявителем личного кабинета.

Кроме того, сетевой организацией было предложено заявителю предоставить копию СНИЛС в целях регистрации на портале, поскольку синхронизация личного кабинета заявителя на Портале-ТП.рф с информационной базой сетевой организации по процессу технологического присоединения осуществляется по СНИЛС.

Согласно пункту 8 (3) Правил технологического присоединения подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации.

Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя - для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика - для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика - для юридических лиц.

С учетом изложенного, в силу прямого указания Правил технологического присоединения сетевая организация полагает законным требование предоставить СНИЛС для регистрации и дальнейшей идентификации заявителя.

02.12.2021, по информации сетевой организации, в телефонном разговоре П. повторно отказался регистрировать личный кабинет на Портале-ТП.рф, ссылаясь на положения абзаца 7 пункта 105 Правил технологического присоединения.

Для урегулирования возникшей ситуации, сотрудником Карельского филиала 02.12.2021 была предпринята еще одна попытка регистрации личного кабинета данного пользователя на Портале-ТП.рф.

Данные СНИЛС взяты из выписки ЕГРН, представленной П. с заявкой на ТП.

Однако, при повторной попытке регистрации было установлено, что заявитель с таким номером телефона <> (который был указан П. в заявке на ТП) уже зарегистрирован, при этом повторная регистрация с одним и тем же номером телефона на Портале-ТП.рф невозможна.

С учетом изложенного, ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что сотрудники сетевой организации предприняли все возможные меры для урегулирования вопроса регистрации личного кабинета П. на Портале- ТП.рф. Однако, при вышеуказанных фактических обстоятельствах, у сетевой организации отсутствовала возможность осуществить регистрацию самостоятельно и пройти дальнейшую идентификацию пользователя.

Кроме того, сетевая организация сообщила, что после обращения заявителя с жалобой в Карельское УФАС России, 23.12.2021 заявитель предоставил в сетевую организацию посредством электронной почты данные по регистрации личного кабинета на Портале-ТП.рф с пройденной идентификацией, а также план расположения энергопринимающих устройств.

24.12.2021 сетевая организация разместила в личном кабинете заявителя технические условия, счет и типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения.

26.12.2021 заявителем произведена оплата счета в сумме 550 руб., договор заключен.

С учетом вышеизложенных пояснений сетевая организация полагает, что в действиях сетевой организации при работе с заявкой П. отсутствовало событие (в части необоснованного требования документов) и вина, как неотъемлемый элемент состава (в части возложения на заявителя обязанности регистрировать личный кабинет) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, что согласно статье 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

20.01.2022 в присутствии представителя сетевой организации, в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления и подписания протокола, был составлен протокол по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-830/2021.

Определением от 24.01.2022 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-830/2021», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 08.02.2022 в 15 часов 30 минут.

С письмом от 25.01.2022 (вх. №338) по электронной почте П. дополнительно предоставил письмо сетевой организации от 02.12.2021 №МР2/3-52/135/6458 с повторным требованием предоставить копию документа, удостоверяющего личность (паспорт РФ 2,3 стр. + отметка о регистрации) и план расположения или подробное местонахождение энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям (п.9б Правил), воспользовавшись публичной кадастровой картой или Яндекс-картой.

В свою очередь дополнительные пояснения и документы ПАО «Россети Северо-Запад» предоставило с письмом от 07.02.2022 №2/3/119-06/832 (вх. от 07.02.2022 №576), в котором общество отметило, что действительно в силу пункта 105 Правил технологического присоединения, в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

При этом согласно пункту 37 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (утв. Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 №186 (ред. от 07.07.2021), доступ к личному кабинету потребителя осуществляется после ввода потребителем своих идентификационных данных: имени (логина) и пароля и (или) по регистрационному номеру заявки на оказание услуг (отдельных процедур) и паролю, которые выдаются потребителю:

а) при очном обращении в сетевую организацию;

б) по письменному запросу потребителя;

в) после заполнения потребителем экранной формы веб-интерфейса официального сайта сетевой организации регистрации.

Однако, по мнению сетевой организации, при работе с заявкой Петракова М.А, данных оснований не имелось.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» обращает внимание, что пунктом 8(3) Правил технологического присоединения предусмотрено, что подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации.

Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя - для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика - для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика - для юридических лиц.

Таким образом, сетевая организация отмечает, что законодателем предусмотрено указание СНИЛС заявителем при регистрации личного кабинета на сайте. Портал ТП.РФ ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение требований законодательства содержит соответствующее общее требование о необходимости указания СНИЛС, без которого процедура регистрации личного кабинета является невозможной (доказательства прилагаются).

В случае, если регистрация личного кабинета заявителя осуществляется сетевой организацией в порядке пункта 105 Правил технологического присоединения, указание СНИЛС также является обязательным.

При первичной регистрации личного кабинета пользователя на Портале ТП.РФ необходимо ввести адрес электронной почты заявителя. Без указания электронного адреса регистрация не производится. На указанный заявителем электронный адрес автоматически направляется ссылка для подтверждения адреса электронной почты.

После чего вход в личный кабинет осуществляется по электронному адресу и паролю, указанному при регистрации. В дальнейшем необходимо заполнить профиль пользователя, в котором в разделе «Общие данные» предусмотрено обязательное предоставление информации о СНИЛС.

Установленная пунктом 105 Правил технологического присоединения обязанность сетевой организации осуществить самостоятельную регистрацию личного кабинета пользователя, не отменяет необходимость указания при регистрации и идентификации обязательных сведений, включая СНИЛС.

Вместе с тем, как отмечает сетевая организация, в заявке Петракова М.А. адрес электронной почты, к которому можно «привязать» личный кабинет, отсутствовал.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» обращает внимание, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил технологического присоединения, к заявке прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин.

При этом общество полагает, что ограничительное толкование данного пункта о необходимости предоставления заявителем только первой страницы паспорта является неправомерным, в связи с чем в данной части нарушение со стороны сетевой организации также отсутствует.

Поскольку законодателем предусмотрено отдельное представление обязательных документов к заявке, по мнению сетевой организации, данные документы должны быть, как минимум, информативными и не должны дублировать сведения уже, указанные в заявке.

В заявке П. в пункте 5 указано место расположения энергопринимающих устройств: <>, ул. <>, земельный участок кадастровый номер 10:20:0020105:358. Формально направленный заявителем рисунок (два прямоугольника) планом не являлся и никакой информации не содержал, помимо той, которая уже была указана в заявке на технологическое присоединение (кадастровый номер земельного участка).

С учетом изложенного, сетевой организацией и был запрошен план расположения энергопринимающих устройств. Указание в запросе на подпункт «б» пункта 9 Правил технологического присоединения являлось технической ошибкой, опиской исполнителя. Однако, сам документ - план расположения энергопринимающих устройств был указан корректно.

Помимо изложенного Общество отмечает, что заявитель является сотрудником юридического подразделения сетевой организации, на официальном сайте которой в сети Интернет (https://ores-ptz.ru) размещены требования к документам, необходимым для подачи заявки на технологическое присоединение.

Так, в разделе «Технологическое присоединение. Общая информация» (https://ores-ptz.ru/tekhprisoedinenie/obshchaya-informatsiya/) содержится файл «Список документов для оформления договора по технологическому присоединению для физических лиц» (прилагается).

В пункте 1 данного списка указан «Паспорт (оригинал) + копия 1-й страницы паспорта + копия последней страницы прописки».

В пункте 3 данного списка указана «Схема расположения земельного участка, дома, по отношению к улицам и домам на карте г. Петрозаводска» (при отсутствии присвоенного адреса дома, схема распечатывается из любого поисковика в интернете - публичная кадастровая карта г. Петрозаводска - вносите кадастровый номер земельного участка) в формате А4.

Таким образом, требование от заявителя предоставить план расположения энергопринимающих устройств на местности не является избыточным требованием исключительно ПАО «Россети Северо-Запад», нарушающим права заявителя и требования закона.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).

После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Так, как отмечено выше после получения сетевой организацией 23.12.2021 по электронной почте данных от заявителя о регистрации им личного кабинета на Портале ТП.РФ, 24.12.2021 в личном кабинете заявителя были размещены технические условия, счет и типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения.

Учитывая изложенное, сетевая организация полагает, что в ее действиях при работе с заявкой П. отсутствовало событие нарушения и вина, как неотъемлемый элемент состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, и необходимостью изучения полученных дополнительных пояснений и документов в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ определением от 08.02.2022 «О продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-830/2021» срок рассмотрения дела был продлен до 09.03.2022 и рассмотрение дела назначено на 15 часов 30 минут 09.03.2022.

Во исполнение указанного определения П. в письме от 15.02.2022 (вх. от 18.02.2022 №786) относительно ссылки сетевой организации на пункт 37 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (утв. Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 №186, далее –Единый стандарт) отметил, что ни в пункте 37 Единых стандартов, ни в целом в указанном документе  не содержится обязанности и/или права для сетевой организации требовать СНИЛС у заявителя при прохождении процедуры технологического присоединения, начиная с приема и обработки заявки потребителя, до момента завершения процедуры технологического присоединения.

Напротив, согласно пункту 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Кроме того, заявитель вновь обращает внимание, что его заявка на технологическое присоединение была направлена в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» посредством почтовой службы «Почта России» (на бумажном носителе, не в электронной форме) с описью вложений 16.11.2021, отправлению присвоен идентификатор, указанный на описи вложений 1850356547731.

В свою очередь заявитель полагает, что при работе с его заявкой от 16.11.2021 сетевой организации надлежало руководствоваться специальными нормами права, предусмотренными для заявителей (пункта 14 Правил технологического присоединения) физических лиц, подающих заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.

Специальные правила подачи заявки для заявителей указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения предусмотрены главой X Правил технологического присоединения, которая так и называется «Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пуша ах 12 \ 132 - 135 и 14 настоящих Правил».

Так, в действующей редакции абзаца 7 пункта 105 (входит в состав главы X) Правил технологического присоединения изложенного следующим образом: «в случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания, сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса».

Однако, по мнению П., исходя из содержания письма сетевой организации от 07.02.2022 №2/3/119-06/832, при работе с категориями заявителей указанными в пункте 14 Правил технологического присоединения, обществом до сих пор не учитываются особенности технологического присоединения, указанные в главе X Правил технологического присоединения, при том, что в случае если для определенной категории заявителей действуют специальные нормы, сетевая организация не праве применять к таким заявителям общий порядок.

Заявитель также полагает, что доводы ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что для получения логина и пароля заявитель проходит процедуру регистрации, требующую СНИЛС и электронную почту не могут быть приняты во внимание, поскольку общество самостоятельно при разработке сайга выбрало порядок регистрации заявителей, форму и содержание личного кабинета, действуя по своему собственному усмотрению.

Помимо изложенного заявитель обращает внимание, что содержание Плана расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, не регламентировано действующими нормами права. При этом в пояснениях общества по данному доводу также не приведены нормативные правовые акты, которые бы содержали требования к плану расположения энергопринимающих устройств.

Подпункт «а» пункта 10 Правил технологического присоединения содержит следующую формулировку: «план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации».

При этом заявитель отмечает, что План, представленный в адрес сетевой организации с заявкой на технологическое присоединение, содержал два прямоугольника с указанием обозначений каждого из них. Его содержание не противоречило Правилам технологического присоединения. Так, первый прямоугольник, поименованный как земельный участок, содержал кадастровый номер такой же как в заявке. Сетевая организация обладает достаточными возможностями и ресурсами для самостоятельного поиска на местности земельного участка по кадастровому номеру, в том числе воспользовавшись кадастровой картой, как ПАО «Россети Северо-Запад» и рекомендует заявителю в письме, которым отказывает в заключении договора.

Второй прямоугольник именовался как энергопринимающие устройства и схематично был расположен в точности в тех пропорциях, в которых на земельном участке расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства.

С учетом изложенного заявитель считает, что вопреки позиции ПАО «Россети Северо-Запад», план, предоставленный с заявкой на технологическое присоединение, является информативным и позволяет сетевой организации понять, где будут расположены энергопринимающие устройства, а, следовательно, с какой именно стороны участка выдавать точку технологического присоединения заявителю.

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» о том, что на сайтах каких-либо иных сетевых организаций, действующих на территории Российской Федерации, содержится рекомендационная информация о предоставлении по желанию заявителя «схем расположения земельного участка», «дополнительных страниц паспорта», по мнению заявителя, также не может быть принят во внимание, поскольку при осуществлении деятельности, в том числе по технологическому присоединению заявителей, общество должно руководствоваться действующими нормами права, а не сайтами сторонних организаций.

Кроме того, дополнительно заявитель сообщил, что регистрация на сайте ПАО «Россети Северо-Запад» была осуществлена им только 23.12.2021 (после подачи заявки в ПАО «Россети Северо-Запад» от 16.11.2021 и после подачи заявления в Карельское УФАС России от 03.12.2021) после того, как между ПАО «Россети Северо-Запад» и П. была достигнута договоренность о заключении договора на технологическое присоединение после самостоятельной регистрации заявителем на сайте сетевой организации. В подтверждение заявителем представлен скан письма службы поддержки из личной электронной почты заявителя.

При этом доказательств факта регистрации заявителем личного кабинета на сайте сетевой организации до 23.12.2021 сетевой организацией в материалы настоящего дела не представлено.

Доводы сетевой организации рассмотрены, учтены и в части отсутствия события и вины ПАО «Россети Северо-Запад» отклоняются с учетом позиции и доводам заявителя, которые поддерживаются антимонопольным органом.  Кроме того, по изложенным доводам ПАО «Россети Северо-Запад» необходимо отметить следующее.

Во-первых, письмо общества от 19.11.2021, направленное в ответ на заявку потребителя, поименовано как «Запрос недостающих требований», что, само по себе, опровергает утверждение сетевой организации о том, что письмо являлось выражением предложения предоставить документы, которые при этом не предусмотрены Правилами технологического присоединения или уже предоставлены с заявкой.

Во-вторых, в указанном письме ПАО «Россети Северо-Запад» ссылаясь на пункт 105 Правил технологического присоединения доводит до заявителя информацию о том, что именно сам заявитель обязан осуществить регистрацию личного кабинета и в случае его отказа от регистрации указанное делает невозможным исполнение со стороны сетевой организации своей обязанности по размещению в личном кабинете документов, требуемых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Кроме того, в силу абзаца 5 пункта 8(3) Правил технологического присоединения подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации

Соответственно, порядок, согласно которому осуществляется регистрация потребителя на сайте сетевой организации (потребитель получает идентификатор и пароль) определяется последней. Следовательно, то, что порядок идентификации (регистрации личного кабинета) не предусматривает возможность выполнения обязанности, возложенной на сетевую организацию Правилами технологического присоединения по регистрации потребителя в личном кабинете, не свидетельствует об отсутствии в рассматриваемой ситуации вины ПАО «Россети Северо-Запад».

В-третьих, относительно затребованных сетевой организацией дополнительных документов (копию паспорта страницы 2,3 и страницу с отметкой о регистрации; план расположения энергопринимающих устройств, составленный с использованием «Яндекс карты» и СНИЛС) необходимо отметить следующее.

В силу подпункта «а» пункта 9 Правил технологического присоединения в заявке на технологическое присоединение заявитель - физическое лицо указывает фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в подпункте «д» пункта 10 названных Правил предусмотрена обязанность представить копию паспорта гражданина Российской Федерации, если заявителем выступает гражданин.

 В свою очередь согласно подпункту «а» пункта 10 Правил технологического присоединения к заявке прилагаются, в том числе план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации. При этом Правила технологического присоединения не содержат требования предоставления заявителем в сетевую организацию с заявкой СНИЛС.

При этом из имеющихся в материалах настоящего дела документов и пояснений следует, что заявитель с заявкой от 16.09.2021 направил в сетевую организацию страницы 2 и 3 паспорта гражданина РФ, адрес регистрации заявителем был указан в заявке. Кроме того, к заявке был также приложен план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, а также выписка из ЕГРН, содержащая план участка с кадастровым номером, в которой помимо прочего был указан номер СНИЛС заявителя.

Таким образом, даже если полагать, что формулировка подпункта «д» пункта 10 Правил технологического присоединения не ограничивает сетевую организацию запрашивать паспортные данные в полном объеме (все страницы), то требование обществом предоставить иные вышеупомянутые документы в силу вышеизложенных положений Правил технологического присоединения является чрезмерным. 

Установлено, что по истечении срока направления документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения (10 рабочих дней после получения заявки, т.е. не позднее 02.12.2021) сетевая организация не довела до потребителя письменно информацию о предпринятых попытках регистрации личного кабинета и / или запроса сведений об имеющимся на 02.12.2021 зарегистрированном кабинете.

Предоставленные с пояснениями документы свидетельствуют о том, что договор об осуществлении технологического присоединения, технические условия и счет направлены за пределами срока, установленного Правилами технологического присоединения и только после выполнения заявителем условий, определенных в письме от 19.11.2021.

Таким образом, установлен факт нарушения пунктов 11 Правил технологического присоединения (запрос документов, сведений, не предусмотренных требованиями указанных Правил, а именно СНИЛС и плана расположения энергопринимающих устройств с привязкой к Яндекс карте) и 105 Правил технологического присоединения (неисполнение в установленный настоящими Правилами срок (не позднее 02.12.2021) обязательств по направлению документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения).

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителя сетевой организации, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного расследования документы и сведения свидетельствует о не законном требовании сетевой организаций представления заявительницей сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а также о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» сроков направления договора осуществления технологического присоединения объекта заявительницы к электрическим сетям, а, следовательно, и требований Правил технологического присоединения.

При этом, материалами дела подтверждается факт размещения сетевой организацией в личном кабинете заявителя типового договора, технических условий и счета на оплату, но за пределами срока, установленного Правилами технологического присоединения, однако, до рассмотрения настоящего дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 19.11.2021, 03.12.2021.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

В качестве смягчающего вину обстоятельства принимается осуществление мероприятий по технологическому присоединению до момента вынесения настоящего постановления.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф, антимонопольный орган принимает во внимание небольшую просрочку срока установленного Правилами технологического присоединения для размещения в личном кабинете заявительницы документов на заключение договора об осуществлении технологического  присоединения ее объекта, а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-830/2021).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления     

Связанные организации

Связанные организации не указаны