Предупреждение №010/01/15-528/2019 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 13-2019 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОД... от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 13-2019

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                                   

31 июля 2019 года                                                                                                  г. Петрозаводск

 

По результатам рассмотрения заявления гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Карелия - АО «ТНС энерго Карелия» (вх. № 2537 от 24.05.2019) о нарушении администрацией Ледмозерского сельского поселения требований антимонопольного законодательства, а также законодательства о водоснабжении и водоотведении при передаче ООО «УМАП «Экспресс» во владение и пользование муниципального имущества – объектов водоснабжения (водоотведения), расположенных в п. Ледмозеро Муезерского района Республики Карелия (договор №б/н от 01.01.2019), Карельским УФАС России установлено следующее.

Постановлением правительства Республики Карелия № 28-П от 16.02.2019 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Муезерского муниципального района», объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в п. Ледмозеро, переданы в муниципальную собственность Ледмозерского сельского поселения.

На основании договора № б/н от 09.09.2014 объекты водоснабжения (водоотведения) находились во владении и пользовании МУП «Водоэнергоресурс» до 16.07.2018. Распоряжением Администрации № 39 от 16.07.2018 «О расторжении договора аренды муниципального имущества по целевому назначению: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов» договор был расторгнут в силу выдачи Карельским УФАС России предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 17.05.2019 № 04-49/06-2018.

25.07.2018 Администрация издала распоряжение № 40а «О заключении договора аренды муниципального имущества по целевому назначению: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов», в силу которого с 17.07.2018 объекты водоснабжения (водоотведения) перешли во владение и пользование ООО «Муезерский Энергоресурс» (договор № 1-ЛСП-18 от 01.08.2018).

04.10.2018 ООО «Муезерский Энергоресурс» уведомил Администрацию о невозможности оказания услуг по договору, и распоряжением Администрации № 48а от 04.10.2018 «О расторжении договора аренды муниципального имущества по целевому назначению: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов» вышеуказанный договор был расторгнут с 01.10.2018.

01.11.2018 Администрация заключила с ООО «УМАП «Экспресс» договор № б/н аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению) на срок до 31.12.2018.

01.01.2019 Администрация и ООО «УМАП «Экспресс» повторно заключили договор № б/н аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению).

В соответствии с пунктом 1.1 договора, предметом настоящего договора является предоставление Арендодателем во временное владение и пользование Имущества Арендатору, представляющего собой совокупность объектов коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения (водоотведения) на территории муниципального образования «Ледмозерское сельское поселение» для обеспечения населения п. Ледмозеро следующими услугами: удаление и обработка сточных вод, распределение воды.

Перечень Имущества, передаваемого Арендатору по договору, указан в Приложении № 1 к договору (пункт 1.2. договора).

Согласно Приложению № 1 к договору, в Перечень Имущества входит 20 объектов водоснабжения (водоотведения), введенных в эксплуатацию с 1964 по 2018 годы.

Пунктом 4.1 договора установлен месячный размер арендной платы – 1000 рублей, без НДС; пунктом 7.1 договора установлен срок действия договора – с 01 января 2019 года до заключения концессионного соглашения, но не позднее 31 декабря 2019 года.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, в целях защиты конкуренции и создания условий для эффективного использования государственного или муниципального имущества законодательно предусмотрены специальные правовые механизмы, позволяющие владельцу такого имущества передать права владения лицу, предлагающему наилучшие условия использования государственного и муниципального имущества.

При этом, в Законе о защите конкуренции предусмотрены общие антимонопольные требования к порядку заключения таких договоров, а специальные положения, распространяющиеся на отдельные виды государственного или муниципального имущества и на отдельные виды договоров, закреплены в иных федеральных законах.

В частности, специальные требования к порядку проведения торгов и заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, предусмотрены в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), специальные требования к порядку проведения торгов и заключения концессионных соглашений - в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

          В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

           В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

          Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным (часть 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

          Вышеуказанные нормы были введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступили в законную силу 08.05.2013 (со дня официального опубликования Федерального закона).

          Из перечня муниципального имущества к договору аренды следует, что срок ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет.

          Следовательно, объекты водоснабжения (водоотведения), находящиеся в настоящее время во владении и пользовании ООО «УМАП «Экспресс» могут быть переданы последнему только на основании концессионного соглашения.

           Вводя в действие Закон о концессионных соглашениях, законодатель предусмотрел такой порядок передачи прав владения на объекты ресурсоснабжения, который бы в обязательном порядке обеспечивал эффективное использование указанного имущества, его реконструкцию и бесперебойное функционирование.

           Ввиду указанных обстоятельств соблюдение особого порядка передачи прав владения на данные объекты коммунальной инфраструктуры (путем заключения концессионных соглашений) является обязательным условием, поскольку предоставляет государству определенные гарантии эффективного использования социально-важных объектов водоснабжения (водоотведения) и обеспечения надлежащего выполнения функций ресурсоснабжения в отношении неопределенного круга лиц.

           Договор № б/н от 01.01.2019, а также иные ранее заключенные Администрацией договоры аренды объектов водоснабжения и водоотведения без проведения торгов, заключены органом местного самоуправления с нарушением положений Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Закона о концессионных соглашениях.

           В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

          Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

          Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения), препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

           Следовательно, передача и закрепление органами местного самоуправления объектов водоснабжения (водоотведения) без проведения торгов и исполнения иных сопутствующих этой процедуре требований негативно влияет на конкурентную среду и не допускает потенциальных участников к возможности заключения договоров аренды или концессионных соглашений по результатам торгов.

            Подобный переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрен действующим законодательством, является нарушением норм права и способствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления.

           Администрация Ледмозерского сельского поселения, заключив договор № б/н от 01.01.2019 аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению) с ООО «УМАП «Экспресс», предоставила тем самым указанному Обществу необоснованные преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, поставила иных хозяйствующих субъектов в неравные условия.

           В связи с наличием в действиях администрации Ледмозерского сельского поселения признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче объектов водоснабжения (водоотведения), являющихся в соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении исключительно объектами концессионных соглашений, ООО «УМАП «Экспресс» путем заключения договора №б/н аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению) от 01.01.2019 без проведения конкурсных процедур отбора, установленных Законом о концессионных соглашениях, Карельское УФАС России на основании части 1 статьи 39.1 настоящего Закона предупреждает о необходимости Администрации в срок до 31 августа 2019 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем:

- расторжения договора №б/н аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению) от 01.01.2019, заключенного с ООО «УМАП «Экспресс»;

- передачи муниципального имущества в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении и водоотведении и Закона о концессионных соглашениях.

 

 

О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих исполнение предупреждения документов).

 

 

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель управления                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны