Постановление №010/04/9.21-424/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-424/20... от 14 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «РЖД»

 

Басманная нов. ул., д.2, Москва, 107174

 

<...>

<...>

<...>

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-424/2022

об административном правонарушении

 

14 сентября 2022 года                                                                                г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-424/2022, возбужденного в отношении ОАО «Российские железные дороги» (ИНН – 7708503727; ОГРН – 1037739877295; адрес: 196247, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее – ОАО «РЖД», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), при участии представителя ОАО «РЖД» <...> (доверенность от 23.0.6.2022 №ТЭ-105/Д) посредством видеосвязи, в отсутствии <...> (далее – заявительница), надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 30.05.2022 поступило заявление <...> с жалобой на действия ОАО «РЖД», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Проанализировав поступившее заявление, установлено, что между заявительницей и сетевой организацией в лице первого заместителя директора «Желдорэнерго» - филиала ООО «Энергопромсбыт» <...> заключен договор от 05.06.2020 №25506-06-20/ОКТ (далее-договор) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД».

Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее-технологическое присоединие), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетике), с учетом следующих характеристик:

-максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10 (кВт);

-категория надежности 3 (третья);

-класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 (кВ);

-максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 (кВт).

Пунктом 1.4. договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 1 год со дня заключения настоящего договора.

Анализ имеющихся сведений отражает, что ОАО «РЖД» не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы в установленный договором срок.

В свою очередь к указанному сроку в соответствии с представленным актом о выполнении технических условий от 18.05.2022 необходимые мероприятия заявительницей выполнены.

21.06.2021 между ОАО «РЖД» и <...> было подписано дополнительное соглашение №1 к договору от 05.06.2020 №25506-06-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в силу которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный пунктом 1.4 договора, продлевается на 6 (шесть) месяцев с даты вступления в силу соглашения.

ОАО «РЖД», отвечая на запрос антимонопольного органа, с письмом от 10.06.2022 №7301/окттэ (вх. от 10.06.2022 №3016) представило копии запрашиваемых документов и нижеследующие пояснения.

В целях оптимизации процессов сопровождения процедуры технологического присоединения - организации мероприятий по заключению договоров технологического присоединения ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключен договор поручения от 28.02.2018 №2803955, в соответствии с которым ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в лице своего филиала «Желдорэнерго» (далее - Желдорэнерго) осуществляет комплекс действий, направленных на реализацию положений в том числе указанного договора, в соответствии с Правилами технологического присоединения.

Для технологическоего присоединения энергопринимающих устройств <...> на сетевую организацию возложена обязанность строительства воздушной линии электропередачи 10 кВ длиной 3000 м., воздушной линии электропередачи 0,4 кВ длиной 300 м., монтаж траснформаторной подстанции КТП-160/10/0,4 кВ с разъединителем на отдельно стоящей опоре.

26.06.2019 между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключен договор №3498586 по выполнению комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объектам технологического присоединения.

30.09.2020 между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключено частное техническое задание №545-09-20/ПКЛ/ОКТ к договору от 26.06.2019 №3498586 по выполнению проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Технологическое присоединение ЭПУ по адресу: <...>, з/у с к/н <...>Петрозаводская ЭЧ».

29.12.2020 между ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» и ООО «ТехноПромИнжиниринг» заключен договор субподряда №ЭПС-УКС/ОВК-ПКЛ-171/2020 на выполнение комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ включающего поставку оборудования, по технологическому присоединению потребителей к электросетевому комплексу ОАО «РЖД».

13.05.2021 в Желдорэнерго поступило уведомление от <...> о выполнении технических условий в соответствии с пунктом 2.3.3 Договора и на 19.05.2021 назначена проверка выполнения технических условий по Договору.

По результатам проверки выполнения технических условий выдан акт о выполнении технических условий по Договору от 05.06.2020 №25506-06-20.

Субподрядной организацией ООО «ТехноПромИнжиниринг» в процессе проектно-изыскательских работ было установлено, что единственно возможная трасса прокладки линии электропередачи проходит вдоль грунтовой дороги предположительно по землям лесного фонда.

С целью определения наличия/отсутствия земель лесного фонда в границах проектируемых линий электропередач ООО «ТехноПромИнжиниринг» направило обращение от 04.06.2021 №154-2021 в ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество».

ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» письмом от 24.06.2021 №1146 сообщило о частичном сооружении ЛЭП-10 кВ в границах лесного фонда (45 квартал), территория которого арендована АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство». Также, 27.07.2021 от ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» в рабочем порядке получено письмо с уточнением лесных кварталов (44 и 46 кварталы), находящихся в аренде у ООО «Приоритет».

Таким образом, было установлено, что трасса проектируемой ЛЭП-10 кВ предусматривает частичный проход по землям лесного фонда в границах 44, 45 и 46 кварталов Кондопожского лесничества, Сандальского участкового лесничества, территория которых арендована АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» и ООО «Приоритет».

С целью согласования сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ в границах 45 квартала в адрес АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» были направлены обращения ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 09.07.2021 №186-2021, от 02.08.2021 №236-2021. Письмом от 10.08.2021 №274 АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» согласовало размещение проектируемой ЛЭП- 10 кВ в 45 квартале.

С целью согласования сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ в границах 44 и 46 квартала в адрес ООО «Приоритет» было направлено обращение ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 02.08.2021 №237-2021. В адрес ООО «Приоритет» направлено повторное обращение ООО «ТехноПромИнжиниринг» от 20.08.2021 №334-2021). В устной форме в рассмотрении указанных обращений представителями ООО «Приоритет» было отказано. Впоследствии, письмом от 27.10.2021 №136 ООО «Приоритет» отказал в размещении проектируемой ЛЭП-10 кВ в границах 44 и 46 кварталов.

Учитывая устный отказ ООО «Приоритет» в рассмотрении направленных в их адрес обращений, ООО «ТехноПромИнжиниринг» обратились Филиал ОАО «РЖД» Трансэнерго Октябрьская Дирекция по энергообеспечению (далее –Дирекция) с целью оказания содействия в указанном вопросе.

Со стороны Филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго Октябрьская Дирекция по энергообеспечению было направлено обращение от 07.10.2021 №ИСХ-12256/ОКТНТЭ в адрес Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия В.В. Рассыпнова с просьбой об организации совместного совещания с участием представителей Министерства природных ресурсов Республики Карелия, ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» и ООО «Приоритет» для принятия решений, способствующих скорейшему разрешению возникшей ситуации. В свою очередь Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики направило обращение от 12.10.2021 №13584/15-15/МСЖКХиЭ-и в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия с просьбой в организации запрашиваемого совещания.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия письмом от 10.11.2021 № 19810/МПРиЭ-и уведомило причастных к совещанию лиц о назначении его на 12.11.2021.

По итогам проведенного совещания Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия определены конкретные мероприятия, необходимые для получения возможности организации вырубки древесно- кустарниковой растительности и сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ по территории лесного фонда без необходимости получения согласования арендаторов затрагиваемой территории, при этом представитель ООО «Приоритет» на указанное совещание не явился.

Субподрядной организацией ООО «ТехноПромИнжиниринг» разработана проектная документация части лесного участка в составе земель лесного фонда и 20.04.2022 направлена с заявлением на рассмотрение и утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

18.05.2022 в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия направлено письмо №ИСХ-6097ЮКТ НТЭ об оказании содействия в части ускорения работы по рассмотрению представленной вместе с заявлением от 20.04.2022 проектной документации. 18.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия приказом №981 утверждена проектная документация части лесного участка в составе земель лесного фонда.

25.05.2022 субподрядной организацией ООО «ТехноПромИнжиниринг» в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия направлено заявление на заключение договора аренды лесного участка для использования лесов в целях - размещение воздушной линии электропередачи по адресу: Карелия, Кондопожский район, б.н.п. Кедрозеро.

01.06.2022 Филиалом ОАО «РЖД» Трансэнерго Октябрьская Дирекция по энергообеспечению в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия направлено обращение №ИСХ-6845/ОКТ НТЭ об оказании содействия в части ускорения работы по формированию и подписанию договора аренды лесного участка для использования лесов в целях размещения воздушной линии электропередачи.

В указанном письме ОАО «РЖД» информирует, что начало строительно-монтажных работ планируется в 2022 году; после урегулирования вопросов с заключением договора аренды и освоением лесов строительно-монтажные работы будут выполнены в кратчайший срок; ОАО «РЖД» принимаются все возможные усилия для реализации мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения; обстоятельства, препятствующие своевременной реализации договора, не зависят от ОАО «РЖД».

В предусмотренный договором и дополнительным соглашением срок возложенные на общество мероприятия по технологическому присоединению не выполнены.

В письме от 10.06.2022 №исх.-7301/окттэ ОАО «РЖД» информирует о начале строительно-монтажных работ в 2022 году.

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее-ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязанность заключения сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный подпунктом «б» указанного пункта правил.

Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления со стороны сетевой организации, как юридически сильной стороны, в отношениях с заявителем - физическим лицом.

Из представленного с заявлением договора следует, что <...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направившие заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Срок осуществления мероприятий для данной категории составляет шесть месяцев.

В свою очередь непосредственно пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) мощности.

Фактическое технологическое присоединение не осуществлено в установленный срок.

Продление заключенным дополнительным соглашением от 21.06.2021 №1 срока оказания услуги до 21.12.2012 не является сроком, установленным законом, носит произвольный характер и не может рассматриваться в качестве пресекательного срока технологического присоединения. Обозначенный срок установлен взаимным соглашением сторон, а КоАП РФ не регулирует гражданско-правовые отношения, в том числе договорные сроки.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании постановления ФСТ России от 24.12.2003 №108-Э/16 О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем, субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ОАО «РЖД» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ (постановление от 24.03.2022 №010/04/9.21-72/2022, от 19.04.2022 №010/04/9.21-129/2022, от 20.04.2022 №010/04/9.21-148/2022, от 12.04.2022 №010/04/9.21-66/2022).

Объектом административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Определением от 30.06.2022 было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 00 минут 01.08.2022.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ <...> привлечена в качестве потерпевшей по данному делу.

В соответствии с определением ОАО «РЖД» надлежало представить следующие документы и сведения: 

-письменные пояснения о причинах невыполнения ОАО «РЖД» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (за исключением ранее представленных);

-письменные пояснения о причинах заключения частного технического задания между ОАО «РЖД» и ООО «Энергопромсбыт» спустя 3 (три) месяца после заключения договора;

-письменные пояснения о причинах заключения ООО «Энергопромсбыт» договора субподряда с ООО «ТехноПромИнжиниринг» спустя 6 (шесть) месяцев после подписания договора с заявительницей;

-письменные пояснения о действиях и мероприятиях ООО «ТехноПромИнжиниринг», направленных на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы в период с 29.12.2020 по 04.06.2021, а также письменные доказательства контроля за их ходом со стороны ОАО «РЖД»; 

-письменные пояснения о текущей стадии мероприятий по технологическому присоединению, в том числе об объеме фактически выполненных работ на дату подачи заявительницей обращения в антимонопольный орган;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 20.07.2022 №исх-9154/ОКТ НТЭ (вх. от 21.07.2022 №3586) ОАО «РЖД» сообщило, что единственной причиной невыполнения ОАО «РЖД» в установленный срок договора от 05.06.2020 №25506-06-20/0кт об осуществлении технологического присоединения являются длительное урегулирование вопросов строительства проектируемой линии электропередачи по территории земель лесного фонда, в том числе отказ взаимодействовать одного из арендаторов (ООО «Приоритет»), имеющего преимущественное право вырубки древесины. В качестве доказательств приложены переписка с ООО «Приоритет». ОАО «РЖД» также сообщает, что на телефонные звонки сотрудников Дирекции и ООО «ТехноПромИнжиниринг» после нескольких телефонных переговоров ООО «Приоритет» не отвечает.

Кроме того, сетевая организация сообщила, что заявки на технологическое присоединение от жителей бнп дер.Кедрозеро поступали неравномерно в период с января по ноябрь 2020 года. Так, первый пакет документов для формирования договора подряда в виде частного технического задания (далее - ЧТЗ) был сформирован 26.02.2020. По мере поступления заявок пакет документов корректировался: 30.04.2020, 06.07.2020 и последний раз 12.08.2020, по итогам ЧТЗ было заключено 30.09.2020.

Сетевая организация в письме поясняет, что для определения достаточных технических параметров проектируемых электрических сетей в объеме работ необходимо учитывать нагрузки всех заявителей. Выполнение отдельных мероприятий на каждого заявителя без учета их совокупности привело бы к необходимости неоднократного перепроектирования, появлению бросовых работ и, как следствие, увеличению выпадающих доходов, которые подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, неравномерное поступление заявок на технологическое присоединение и необходимость учета всех нагрузок при проектировании привело к тому, что договор с <...> был заключен 05.06.2020, а ЧТЗ спустя 3 (три) месяца - 30.09.2020.

Основанием для заключения договора субподряда является наличие заключенного договора подряда (в форме ЧТЗ).

ЧТЗ на выполнение комплекса работ по технологическому присоединению жителей бнп дер.Кедрозеро было заключено 30.09.2020.

Заключения договора субподряда спустя 3 (три) месяца после заключения ЧТЗ обусловлен сроками проведения торгово-закупочных процедур в соответствии с федеральным законом №223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ №223-ФЗ).

По итогам торгово-закупочных процедур 10.12.2020 определен победитель - ООО «ТехноПромИнжиниринг», итоговый протокол, составленный по результатам конкурентной закупки, размещен в единой информационной системе. В соответствии с пунктом 15 статьи 3.2. ФЗ №223-Ф3  договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В соответствии с данным требованием с ООО «ТехноПромИнжиниринг» заключен субподрядный договор на исполнение комплекса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, от 29.12.2020 № ЭПС-УКС/ОВК-ПКЛ-171/2020.

В период с 29.12.2020 по 04.06.2021 субподрядная организация осуществляла проектно- изыскательские работы.

Сетевая организация отмечает, что выполнение проектно-изыскательских работ было осложнено рядом объективных факторов. Невозможность проведения инженерно-геодезических изысканий по причине осложнения климатических условий: фактически выпавшие осадки в январе-феврале 2021 года в районе проведения работ превышали в 2 раза среднестатистические показатели количества осадков в этом регионе, выход на объект стал возможен только в конце апреля 2021 г. Для проведения инженерно-геодезических изысканий были заказаны пункты государственного геодезической сети в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» г.Москва. Из-за продолжительных майских праздников пункты ГТС были получены 11.05.2021.

Топографическая съемка была осложнена антропогенными формами рельефа (канавы, откосы вдоль дорог, скальные образования, перепады высот), наличием транспортной площадки, зоны погрузки-выгрузки древесины. Данные обстоятельства увеличивали интервал записи данных в GNSS- оборудование, спутниковое-геодезическое оборудование. Топографическая съемка приходилась на железнодорожные пути и полосу отвода железной дороги, что потребовало допуска на проведение топографической съемки на железнодорожных путях. Топографическая съемка задерживалась на железнодорожных путях, в связи с остановкой составов, что фактически останавливало процесс съемки.

Срок проектирования составил фактически менее 30 дней - уже в начале июня 2021 года была начата переписка по согласованию проектных решения с собственниками сетей водоснабжения, водоотведения, тепловых сетей, газопровода, электрических сетей, главами 3-х сельских поселений, лесничеством и арендаторами лесных кварталов.

В свою очередь, проектная документация по объекту сформирована и направлена на согласование со стороны ООО «ТехноПромИнжиниринг» письмом от 31.08.2021 №2362/20/УКС/1. Ответным письмом от 03.09.2021 №ИСХ-Ю901/ОКТ НТЭ Дирекцией выданы замечания к проектной документации. Дирекцией направлен ряд замечаний к проектной документации, в том числе поручение получить разрешение на размещение проектируемой линии электропередачи в Межрегиональном территориальном управлении Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия и третьих лиц, арендующих земельные участки, в границах которых предполагается разместить объекты электросетевого хозяйства.

29.10.2021 получены технические условия №М7/7/5518 филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - «МЭС Северо-Запада» на проектирование KЛ-10 кВ при пересечении BJI 220 кВ Кондопога - Медвежья Гора (JT-202), ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС - Кондопога (Л-390).

В Дирекцию также поступали уведомления о предпринимаемых ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» действиях по согласованию проектно-сметной документации от 06.09.2021 №389-2021, от 08.09.2021 №27176/21и-ЖДЭ, от 20.04.2022 №591и-УОС/ЭПС.

На совместном селекторном совещании 12.11.2021 по рассмотрению вопроса, касающегося проектирования на данном объекте, при участии Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), Дирекции, ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» было достигнуто соглашение о порядке оформления аренды земельного участка для строительства объекта в соответствии с пунктом 1.1 статьи  4.2 Федерального закона от 01.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом ООО «Приоритет» на совещание не явились.

18.05.2022 получен приказ Министерства №981 об утверждении проектно-сметной документации части лесного участка общей площадью 0,6404 га, расположенного в границах лесных кварталов 44, 45, 46 Сандальского участкового лесничества Кондопожского лесничества Кондопожского муниципального района Республики Карелия.

25.05.2022 субподрядной организацией ООО «ТехноПромИнжиниринг» в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия направлено заявление на заключение договора аренды лесного участка для использования лесов в целях - размещение воздушной линии электропередачи по адресу: Карелия, Кондопожский район, б.н.п. Кедрозеро.

01.06.2022 Октябрьской дирекцией по энергообеспечению в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия направлено обращение №ИСХ-6845/ОКТ НТЭ об оказании содействия в части ускорения работы по формированию и подписанию договора аренды лесного участка для использования лесов в целях размещения воздушной линии электропередачи.

07.07.2022 письмом №2463и-УОС/ЭПС разработанная откорректированная документация поступила в Дирекцию, по результатам рассмотрения которой 14.07.2022 письмом № 8894/ОктНТЭ направлены замечания в части необходимости получения дополнительных согласований.

15.07.2022 договор аренды лесного участка подписан со стороны Министерства и направлен Почтой России в адрес ООО «ТехноПромИнжиниринг».

Также Дирекцией проводились совещания, протоколы: от 29.03.2022 № ОктНТЭ-136/пр, от 04.05.2022 № ОктНТЭ-221/пр, от 18.05.2022 № ОктНТЭ- 242/пр, от 27.05.2022 № ОктНТЭ-279/пр, от 10.06.2022 №ОктНТЭ-295/пр, а таюке 14.07.2022 согласно телеграммы от 12.07.2022 № 8780/ОктНТЭ.

Со стороны руководителей Трансэнерго было проведено два разбора: по поручению в системе электронного документооборота и по телеграмме от 04.04.2022 № 2969/ТЭ.

ОАО «РЖД» в указанном письме также сообщило, что ожидается поступление договора аренды лесного участка.

По факту подписания договора аренды лесного участка субподрядной организацией запланированы следующие этапы реализации работ на объекте:

  • подача проекта освоения лесов;
  • предоставление лесной декларации;
  • реализация строительно-монтажных работ (планируется до 30.09.2022 при условии урегулирования вопроса вырубки древесины).

Таким образом, после урегулирования вопросов с заключением договора аренды и освоением лесов строительно-монтажные работы будут выполнены в кратчайший срок.

ОАО «РЖД» полагает, что обществом принимаются все возможные усилия, предпринимается комплекс различных мер для реализации мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения, что подтверждается вышеперечисленным, а обстоятельства, препятствующие своевременной реализации договора, не зависят от ОАО «РЖД».

Вместе с тем, доводы сетевой компании относительно подготовки частного технического задания спустя 3 (три) месяца от даты заключения самого договора о технологическом присоединении (05.06.2020) по причине неравномерного поступления заявок от жителей бнп дер.Кедрозеро, влекущее корректировку частного технического задания в целях определения достаточных параметров проектируемых электрических сетей, а также экономической нецелосообразности выполнение отдельных мероприятий на каждого заявителя в отдельности, не принимаются Управлением.

Действия сетевой организации при технологическом присоединении должны быть направлены на выполнение необходимых мероприятий технологического присоединения в установленный законом срок. Более того, сетевая организация не может заранее знать о количестве желающих подключиться в рамках основного мероприятия, как и занимать позицию ожидания возможных к поступлению заявок.

Кроме того, заключенный 26.06.2019 между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» договор №3498586 по выполнению комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, по объектам технологического присоединения по сути реализован не был, поскольку данные работы были возложены ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» на ООО «ТехноПромИнжиниринг» спустя 3 (три) месяца от даты подготовки ЧТЗ согласно заключенному договору субподряда от 29.12.2020.

При этом из пояснений ОАО «РЖД» следует, что фактически ООО «ТехноПромИнжиниринг» приступило к своим обязанностям только в конце апреля 2021 года по причине неблагоприятных погодных условий.

Также, ООО «РЖД» к представленным пояснениям приложило письма ООО «ТехноПромИнжиниринг» в адрес ООО «Приоритет», подтверждающие действия субподрядной организации по согласованию использования участков 44 и 46 с арендатором (от 02.08.2021 №237-2021, от 20.08.2021 №334-2021), ответы на которые получены не были. При этом, спустя 3 месяца по итогам проведенного 12.11.2021 совещания по вопросу использования арендованных участков 44 и 46 без согласования ООО «Приоритет» Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия сообщило о возможности организации вырубки древесно-кустарниковой растительности и сооружения проектируемой ЛЭП-10 кВ по территории лесного фонда без необходимости получения согласования арендаторов затрагиваемой территории.

Собранные в рамках административного расследования документы и сведения свидетельствуют, что действия общества носят длящийся противоправный характер, нарушают пункт 3 Правил технологического присоединения.

Так, в период с даты заключения договора с заявительницей (05.06.2020), по дату рассмотрения дела мероприятия, строительно-монтажные работы не велись, сведениями об их начале антимонопольный орган не располагает.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5).

В рассматриваемом случае материальными последствиями действий ОАО «РЖД» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта заявителя.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения на настоящий момент не истек.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

В рассматриваемом случае вменяемое АО «РЖД» правонарушение пункта 3 Правил технологического присоединения выражено не в нарушении нормативно установленного срока исполнения обязанности по технологическому присоединению (подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения), а в длящемся нарушении прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электросетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта, к которому в свою очередь привело длительное неправомерное неисполнение обязательств по технологическому присоединению. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях арбитражных судов по делам А42-8816/2019, А26-6235/2021.

ОАО «РЖД» каких-либо письменных пояснений, ходатайств к рассмотрению дела не представлено.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства делается вывод, что собранные в рамках административного дела документы свидетельствуют о нарушении пункта 3 правил технологического присоединения.

Представитель ОАО «РЖД» <…> при рассмотрении дела посредством видеосвязи не согласился с вменяемым правонарушением, изложив позицию общества, что длительное неисполнение договора связано с действиями третьих лиц.

Место совершения административного правонарушения - <...>, кадастровый номер земельного участка <...>.

Время совершения административного правонарушения (пункта 3 Правил технологического присоединения) - период времени с даты заключения договора 05.06.2020 по дату составления протокола - 01.08.2022.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение ОАО «РЖД» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения в части надлежащего исполнения обязательств по технологическому присоединению, в том числе в связи с непринятием действенных мер, направленных на строительство объектов электросетевого хозяйства для осуществления технологического присоединения объекта заявителя.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ОАО «РЖД» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Наложить на юридическое лицо - ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107174, г.Москва, ул. Басманная нов., д.2, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.
  2. Выдать ОАО «РЖД» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-424/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Руководитель управления                                                                              

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны