Постановление №010/04/9.21-351/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-351/20... от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-351/2023

об административном правонарушении

 

02 августа 2023 года                                                                                                           г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-351/2023, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в  отсутствие представителя АО «ПСК» и потерпевшего, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 21 марта 2023 года (вх. №1727/23) поступило заявление Д А Вс жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявителем и АО «ПСК» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПР0587-21 (далее – Договор), в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения помещения склада, расположенного  в Прионежском районе Республики Карелия (кадастровый номер).

Согласно сопроводительному письму АО «ПСК» «О направлении условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям» от 01 февраля 2022 года №2247 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителем 22 февраля 2022 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 22 августа 2022 года (пункт 7.1 Договора).

Технические условия для присоединения к электрическим сетям №ПР0587-21 (далее-технические условия) являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя составляет 15 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ПС 5-35/10 кВ, ст.Деревянка; Л-5-17; проектируемая КТП.

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

разработку проекта электроснабжения объекта;

мероприятия по усилению существующей сети;

строительство ВКЛ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17 до проектируемой трансформаторной подстанции;

установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции (тип трансформаторной подстанции и мощность трансформаторной подстанции определяются проектом);

мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов;

обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:

мероприятия по проектированию;

выполнение необходимых требований к схеме приема электрической энергии (на границе балансовой принадлежности обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием/подачу напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами электрической энергии/ мощности);

выполнение необходимых требований к электроустановке (заземление и защиту от перенапряжений выполнить согласно требования нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок);

выполнение необходимых требований к схеме расчетного учета электрической энергии (не требуется);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям   и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам.

Вместе с тем на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение не осуществлено.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и 

сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 19 мая 2023 года в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен Д А.В.; составление и подписание протокола запланировано на 11 часов 30 минут 16 июня 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку Д А.В. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете);

- письменные объяснения о причинах не исполнения обязанности, установленной абзацем 7 пункта 105 Правил технологического присоединения (произвести регистрацию личного кабинета потребителя и сообщить заявителю порядок доступа к нему), со ссылками на нормативные документы, либо документы, подтверждающие исполнение данной обязанности (в случае отсутствия у заявителя личного кабинета);

-типовые условия договора и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявителя либо с указанием даты размещения в личном кабинете заявителя;

- письменные пояснения и правовые основания неуказания в договоре (технических условиях) с ДА.В. условий о сроке технологического присоединения;

- сведения об оплате по договору;

-переписку сетевой организации с Д А.В.  по вопросу осуществления технологического присоединения объекта заявителя;

-письменные пояснения о причинах невыполнения АО «ПСК» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя;

-сведения о проделанных АО «ПСК» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта Д А.В.;

- копию Акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации (при наличии);

- любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 02 июня 2023 года №9616 (вх. №3367-ЭП/23) АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока предоставления информации до 13 июня 2023 года включительно.

Письмом от 13 июня 2023 года №10255 (вх. №3535-ЭП/23) общество предоставило часть запрашиваемых пояснений, пояснив, что плата за технологическое присоединения была внесена заявителем 22 февраля 2022 года (платежное поручение №25071); нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Да А.В. обусловлено недостаточным финансированием деятельности АО «ПСК» как сетевой организации, а также работами по договорам технологического присоединения заявителей с более ранними сроками исполнения, чем договор с заявителем. АО «ПСК» является регулируемой со стороны органов государственной власти организацией, но ввиду несовпадения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению (императивно установленных Правилами технологического присоединения) со сроками финансирования соответствующей деятельности сетевых организаций, АО «ПСК» сталкивается с ситуацией, при которой выполнение договорных обязательств в срок становится затруднительным.

Кроме того, ввиду не рассмотрения в установленные сроки и по настоящее время Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявлений о выдаче разрешений на размещение объектов электросетевого хозяйства и согласования предоставления земельных участков, АО «ПСК» лишено возможности начать строительство объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения заявителя и ускорить исполнение обязательств по договору №ПРО587-21 (исх. от 28 февраля 2023 года №3666, №3667, от 03 марта 2023 года №3982, №3983).

При этом общество отмечает, что не отказывается от принятых на себя обязательств перед Д А.В. по заключенному с ним договору об осуществлении технологического присоединения и предпринимает все возможные действия для осуществления технологического присоединения принадлежащего ему объекта к электрическим сетям.

Однако, в указанном письме АО «ПСК» выразило отказ в предоставлении части запрашиваемых документов, поскольку дело было возбуждено по факту нарушения сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения объекта заявителя, а документы и сведения, не имеющие, по мнению общества, отношения к выполнению технологического присоединения в установленный срок, не могут быть признаны необходимыми для разрешения дела, а также надлежащими и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку не относятся к числу доказательств и сведений, имеющих значение для производства по делу в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Вместе с тем с вышеуказанным письмом не представлены документы непосредственно относящиеся к выполнению технологического присоединения в установленный срок, а именно копия заявки Д А.В. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления (размещения в личном кабинете); типовые условия договора и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявителя либо с указанием даты размещения в личном кабинете заявителя; переписка сетевой организации с Д А.В. по вопросу осуществления технологического присоединения объекта заявителя. 

В связи с изложенным, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, определением от 16 июня 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-351/2023» срок проведения административного расследования был продлен до 17 июля 2023 года включительно; составление и подписание протокола назначено на 16 часов 00 минут 17 июля 2023 года.  В соответствии с определением АО «ПСК» и  Д А.В. надлежало представить ряд документов и сведений, способствующих правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 28 июня 2023 года №11231 (вх. от 29 июня 2023 года №3885-ЭП/23) АО «ПСК» представило дополнительные пояснения, согласно которым в целях осуществления технологического присоединения объектов Д А.В. общество должно осуществить строительство линии электропередачи 10 кВ (ВКЛ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17 до проектируемой трансформаторной подстанции), а также строительство самой трансформаторной подстанции (тип трансформаторной подстанции и ее мощность определяются проектом).

При этом сетевая организация отмечает, что для строительства трансформаторной подстанции необходимо оформить договор аренды земельного участка.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления юридическим лицам земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального и местного значения.

Статьей 39.14  ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ.

Так, АО «ПСК», руководствуясь вышеуказанным, 28 февраля 2023 года подало в адрес Министерства  имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявление «О предварительном согласовании представления земельного участка, образуемого для размещения трансформаторной подстанции, входящей в состав объекта: «Строительство ВКЛ-10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения помещения склада по адресу: Прионежский район (к.н.)», с приложением схемы предварительного согласования земельного участка, подготовленной обществом по   результатам проведенных изысканий (исх. №3666).

Из  пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ, подпункта «в» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» следует, что в срок не более чем 14 календарных дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает и направляет заявителю решение о предварительном согласовании предоставлении земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Более того, руководствуясь пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300 «Об утверждении перечня вдов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», АО «ПСК» 28 февраля 2023 года и 03 марта 2023 года были поданы в адрес Министерства  имущественных и земельных отношений Республики Карелия три заявления «О выдаче разрешений на размещение объектов — ВКЛ -10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения помещения склада по адресу: Прионежский район (к.н.)» с приложением схемы предварительного согласования земельного участка, подготовленной обществом по результатам проведенных изысканий (исх. №3667, №3982, №3983).

Согласно пункту 8 постановления Правительства Республики Карелия от 17 августа 2017 года №283-П «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ» решение о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня поступления, при этом в течении 3 дней со дня его принятия направляется заявителю заказным письмом либо вручается заявителю или его уполномоченному представителю под расписку.

Вместе с тем общество отмечает, что ответы по вышеобозначенным вопросам из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по истечении установленных сроков в его адрес не поступали, в связи с чем 28 июня 2023 года общество направило в адрес  Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия  запрос «О предоставлении информации о сроках рассмотрения и предоставления результата рассмотрения вышеуказанных обращений» (исх. №11197). На момент предоставления пояснений ответ не поступил.

Дополнительно в указанном письме сетевая организация обращает внимание,  что для подготовки 4 схем размещения земельных участков АО «ПСК» осуществляло выезд на территорию, ее обследование, провело изыскания; земельные участки расположены в 3 разных кварталах; протяженность линии более 750 метров.

Кроме того, в апреле 2023 года общество разместило закупку на право заключения договора подряда на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, в предмет которой вошло выполнение работ по строительству ВКЛ-10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения объекта ДА.В.

24 апреля 2023 года между АО «ПСК» и победителем закупки — АО «Карелэлектросетьремонт» заключен договор подряда №180-23. В соответствии с Приложением №1 к вышеуказанному договору срок выполнения работ по строительству объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения объекта заявителя — не более 10 недель с момента получения уведомления от заказчика о необходимости проведения работ.

Однако, в связи с неполучением АО «ПСК» ответа от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, общество лишено возможности начать строительство, то есть направить в адрес подрядчика соответствующее уведомление.

При этом общество пояснило, что  не отказывается от принятых на себя обязательств по заключенному с заявителем договору и предпринимает все возможные действия по скорейшему осуществлению технологического присоединению устройств заявителя. Вместе с тем срок исполнения обязательств по заключенному с Д А.В. договору не может определяться без учета даты получения решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, образуемых для размещения объектов электросетевого хозяйства, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя от Министерства имущественных и земельных отношений.

Принимая во внимание значительный объем мероприятий, необходимый для осуществления технологического присоединения объекта заявителя, необходимость осуществления строительства трансформаторной подстанции и иных объектов электросетевого хозяйства, отсутствие согласования предоставления земельного участка, образуемого для размещения трансформаторной подстанции, невыдачу разрешений на размещение объекта (воздушной линии) от  Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, факт осуществления значительного объема работы в целях осуществления технологического присоединения объекта заявителя, а именно геологические изыскания, обследование и анализ территории, подготовку схем размещения земельных участков, претензионную работу с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, проведение закупки и заключение договора в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), руководствуясь частями 3.2 и 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, а также позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, АО «ПСК» в случае принятия решения о назначении обществу наказания в виде административного штрафа просит снизить его размер на сумму менее минимального размера административного штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем АО «ПСК» отмечает, что аналогичный подход к назначению штрафа применен Карельским УФАС России в рамках производства по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-362/2023.

Письмом от 03 июля 2023 года (вх. от 04 июля 2023 года №4005-ЭП/23) АО «ПСК» выразило отказ в предоставлении запрашиваемых документов, ссылаясь на то обстоятельство, что дело было возбуждено по факту невыполнения сетевой организации обязательств по заключенному с Д А.В. договору, а документы и сведения, не имеющие, по мнению общества, отношения к выполнению технологического присоединения, не могут быть признаны необходимыми для разрешения дела, а также надлежащими и допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку не относятся к числу доказательств и сведений, имеющих значение для производства по делу в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.

Кроме того, АО «ПСК» отмечает, что по общему правилу КоАП РФ установлена презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также освобождение  его от обязанности  доказывать свою невиновность, и, следовательно, возлагающее бремя доказывания на субъект, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями (судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2,3, 4 статьи 1,5 КоАП РФ).

Учитывая изложенное, АО «ПСК» полагает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет  право представлять доказательства и это право должно быть ему обеспечено (согласно статьи 25.1 КоАП РФ). Бремя доказывания, элементами которого являются собирание, исследование и оценка доказательств, возлагается на должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.  На лицо, в отношении которого ведется производство, не может быть возложена обязанность доказывания. Данное лицо действует в своих интересах и его участие в доказывании выражается в представлении доказательств, имеющих значение для производства по делу об административном правонарушении и заявлении ходатайств.

При этом отказ лица от  доказывания своей невиновности не является свидетельством признания им своей вины и не освобождает судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, от бремени доказывания вины данного лица.

06 июля 2023 года (вх. №4054/23) Д А.В  предоставил в адрес Карельского УФАС России копии запрашиваемых определением от 16 июня 2023 года документов и сведений.

Письмом от 14 июля 2023 года №12374 (вх. от 17 июля 2023 года  №4236-ЭП/23) АО «ПСК» представило дополнительные пояснения, согласно которым по настоящее время общество не получило ответов от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на следующие заявления:

- исх. от 28 марта 2023 года №3667, от 03 марта 2023 года №3981, №3983 «О выдаче разрешений на размещение объектов — ВКЛ -10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения помещения склада по адресу: Прионежский район (к.н.)»;

- исх. от 28 февраля 2023 года №3666 «О предварительном согласовании представления земельного участка, образуемого для размещения трансформаторной подстанции, входящей в состав объекта: «Строительство ВКЛ-10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения помещения склада по адресу: Прионежский район (к.н.)».

Так, в связи с длительным отсутствием ответа на вышеуказанные заявления общество направило в адрес  Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия  запросы исх. от  28 июня 2023 года №11197, от 14 июля 2023 года №12376 «О предоставлении информации о сроках рассмотрения и предоставления результата рассмотрения вышеуказанных обращений».

17 июля 2023 года  в отсутствие представителя АО «ПСК» и потерпевшего был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19 июля 2023 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-351/2023», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 02 августа 2023 года в 16 часов 00 минут.

Письмом от 02 августа 2023 года (вх. №4533-ЭП/23) АО «ПСК» представило дополнительные письменные пояснения, согласно которым общество не получило ответов от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на следующие заявления:

- исх. от 28 февраля 2023 года №3667, от 03 марта 2023 года №3982, №3983 «О выдаче разрешений на размещение объектов — ВКЛ-10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения помещения склада по адресу: Прионежский район (к.н.)».;

- исх. от 28 февраля 2023 года №3666 «О предварительном согласовании представления земельного участка, образуемого для размещения трансформаторной подстанции, входящей в состав объекта: «Строительство ВКЛ-10 кВ от опоры ВЛЗ-10 кВ ф. Л-5-17, КТП для технологического присоединения помещения склада по адресу: Прионежский район (к.н.)»;

- исх. от 28 июня 2023 года №11197 «О предоставлении  информации о сроках рассмотрения и предоставления результата рассмотрения вышеуказанных заявлений»;

- исх. от 14 июля 2023 года №12376 «О предоставлении информации о сроках рассмотрения и предоставления результата рассмотрения вышеуказанных заявлений».

 

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют как о нарушении АО «ПСК» срока направления документов на технологическое присоединение (условий договора, технических условий, счета на оплату) при заключении с Д А.В. договора (с учетом подачи заявки 22 октября 2021 года  документы необходимо было направить до 08 ноября 2021 включительно), так и о нарушении срока осуществления технологического присоединения объекта заявителя, предусмотренного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором (мероприятия подлежали выполнению не позднее 22 августа 2022 года включительно).

Более того, вопреки требованиям Правил технологического присоединения непосредственно в направленных в адрес Д А.В. договоре и технических условиях не указан срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, фактически таковой отражен лишь в сопроводительном письме от 01 февраля 2022 года №2247, не предусмотренном Правилами технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013;   Прионежский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения –  09 ноября 2021 года  (нарушение сроков направления документов на технологическое присоединение; срок давности истек); 01 февраля 2022 года (в части неуказания в договоре и технических условиях срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению; срок давности истек); 23 августа 2022 года (нарушение срока осуществления технологического присоединения).

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих  административную ответственность, не установлено.

В качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств признается продолжающееся противоправное поведение АО «ПСК» при исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения, нарушение Правил технологического присоединения. Так, Д А.В., подав заявку на осуществление технологического присоединения еще 22 октября 2021 года, спустя 1 год 9 месяцев не может осуществить энергоснабжение принадлежащего ему объекта вследствие противоправных действий сетевой организации.

Относительно ходатайства АО «ПСК» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание объем мероприятий, необходимый для осуществления технологического присоединения объекта заявителя, объем проделанных работ, характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

При этом относительно такого смягчающего административную ответственность обстоятельства как оказание содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу, необходимо отметить, что оказание содействия предполагает элемент активного, позитивного участия со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности для рассмотрения дела об административном правонарушении. Имевшие же место действия АО «ПСК» в рамках административного производства по представлению запрошенной информации (истребованных сведений) и объяснений являются обязанностью в силу положений ст. 26.10 КоАП РФ; за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Таким образом, констатирую невозможность применения  подпункта 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что АО «ПСК», заключив с Д А.В. договор об осуществлении технологического присоединения 22 февраля 2022 года, не предприняло действенных мер к исполнению принятых обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,  руководитель Карельского УФАС России,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-351/2023).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны