Постановление №010/04/9.21-356/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-356/20... от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал

ПАО «Россети Северо-Запад» 

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

<...>

<...>

                                                                              

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-356/2023

об административном правонарушении

 

31 июля 2023 года

г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела №010/04/9.21-356/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785, дата регистрации 23.12.2004; юридический адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, ул.Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела <...>, в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» <...> (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; доверенность от <...> №<...> приобщена к материалам дела),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Карельского УФАС России 21.03.2023 (вх. №1725/23) поступило заявление <...> (далее — заявитель) с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что 21.02.2022 между заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №34-00119С/21 (далее – договор), в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения объекта сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Сортавала, п.Реускула, кадастровый номер земельного участка <...>.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

Из пунктов 3,4,5,8 технических условий для присоединения к электрическим сетям №34-00119С/21-001 от 02.02.2022 (далее – технические условия) следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя составляет 30 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ВЛ 0,4 кВ проектир. (<...>) от ТП-10/0,4 (проектир.) (ПС 35 кВ Куокканиеми (ПС 2С)).

 В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ЛЭП-10кВ Л-02С-02-6 до вновь устанавливаемой ТП-10/0,4 кВ.;

монтаж ТП-10/0,4 кВ вблизи границы земельного участка заявителя;

строительство ЛЭП-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка;

выполнение требований к системе релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, а также требований действующих НТД;

выполнение требований к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также требований действующих НТД;

допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, указанного в предыдущем пункте;

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:

монтирование энергопринимающих установок в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в договоре;

строительство необходимого количества ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок;

выполнение требований к коммутационным аппаратам (устройства защиты, устанавливаемые в сетях заявителя, должны автоматически отключать защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявителя; номинальный ток устройств контроля величины максимальной мощности, устанавливаемый в сетях заявителя, должен соответствовать величине заявляемой максимальной мощности);

выполнение фактического присоединения объекта и фактической подачи (прием) напряжения (мощности) после выдачи органом Ростехнадзора акта допуска, готовности объекта к включению и предоставления акта в сетевую организацию (для случаев, когда получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя является обязательным)

Вместе с тем на момент направления обращения технологическое присоединение не осуществлено.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации  на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 1 года.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ                      «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах сетевая организация является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что сетевая организация неоднократно привлекалась антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеизложенным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 25.05.2023 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола было запланировано в 11 часов 00 минут 16.06.2023.

В соответствии с определением ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений, включая дополнительные письменные пояснения по существу вменяемого нарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 05.06.2023 №МР 2/3/119-06/4788 (вх.№3372-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило следующее.

1. 12.11.2021 <...> обратился в адрес Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, расположенных по адресу: Сортавальский район, Хаапалампинское сельское поселение, п. Реускула, кадастровый номер земельного участка 10:07:0062202:614, мощностью 30 кВт, на уровне напряжения 0,4 кВ, по III категории надежности.

В связи с отсутствием документов, предусмотренных п.10 Правил технологического присоединения, 17.11.2021 в адрес заявителя направлен запрос о предоставлении недостающих документов.

24.11.2021 заявителем представлен план расположения энергопринимающих устройств.

14.12.2021 заявителем представлен договор от 22.11.2021 № 113-м/07 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062202:614.

28.12.2021 заявителем представлена выписка ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062202:614.

Согласно п. 1.3 договора купли-продажи земельного участка неразграниченной государственной собственности, участок имел ограничения в использовании – запрет возведения объектов недвижимости и объектов капитального строительства. Указанный в заявке объект присоединения – жилой дом – не соответствовал категории земель и виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>.

В связи с чем, 26.01.2022 в адрес <...> был направлен запрос о предоставлении информации по наименованию энергопринимающих устройств.

26.01.2022 от заявителя поступил ответ с уточнением наименования энергопринимающих устройств после чего 02.02.2022 сетевой организацией подготовлены технические условия № 34-00119С/21-001, проект договора об осуществлении технологического присоединения № 34-00119С/21, счет на оплату.

21.02.2022 подписанный со стороны заявителя договор поступил в сетевую организацию, что является датой его заключения.

В соответствии с условиями договора, срок выполнения мероприятий составляет 1 год с даты заключения, то есть до 21.02.2023.

2. Во исполнение принятых обязательств по Договору, сетевой организацией сформирован инвестиционный проект №002-31-2-01.32-0225  «Строительство линейного ответвления ВЛЗ-10кВ от Л-02С-02-6 с монтажом ТП-10/0,4, строительством ВЛИ-0,4кВ в п. Реускула Сортавальского р-на (технологическое присоединение <...> № 34-00119С/21 от 21.02.2022)» (далее – инвестиционный проект), в рамках которого сетевой организации необходимо осуществить:

- строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ (ориентировочной протяженностью 2,8 км преимущественно по землям лесного фонда)

- монтаж трансформаторной подстанции ТП-10/0,4кВ

- строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ

- монтаж прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Ориентировочная стоимость инвестиционного проекта - 7 760 236 руб. в т.ч. НДС 20%, при этом оплата по Договору для заявителя составила 56 448 руб., в т.ч. НДС 20%.
            В рамках реализации инвестиционного проекта разработаны и утверждены технические решения для последующего выполнения проектирования и строительно-монтажных работ, проработана территория на предмет оптимального размещения линейных объектов для целей последующего оформления землеустроительной и правоустанавливающей документации на земельные участки под трассу линии электропередачи.
            Так, для выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению  объекта заявителя необходимо выполнить следующее:

- землеустроительные работы, с оформлением землеустроительной документации, в том числе выполнить кадастровую съемку земельного участка, сформировать, согласовать и утвердить в установленном порядке схему расположения земельного участка и решение о предварительном согласовании места размещения объекта, при необходимости получить все письменные согласования и заключения от всех заинтересованных организаций и лиц на размещение объекта, получить разрешение на размещение объекта в установленном порядке, при необходимости и (или) заключение сервитута, а также разработать проект освоения лесов, заключить договор аренды лесного участка, обеспечить проведение экспертизы и получение положительного решения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, предоставить в уполномоченный орган лесную декларацию;

- осуществить проектирование строительства ВЛ-10кВ и ВЛ-0,4кВ, ТП-10/0,4кВ и устройства коммерческого учета электрической энергии;

- произвести закупку необходимого оборудования и материалов;

- в соответствии с согласованным и утвержденным проектом выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы, включая, в том числе вынос в натуру границ земельных участков с обозначением всех поворотных точек границ земельных участков и закреплением данных границ земельных участков с помощью временных межевых знаков, вынос в натуру центров опор трассы ВЛ, вырубку и расчистку трассы под строительство ВЛ-10кВ в соответствии с землеустроительной документацией, проектом освоения лесов и технологической картой, согласование с участковым лесничеством технологической карты на проведение рубки, а также места складирования древесины, получение других необходимых разрешений для проведения рубки, осуществление трелевки к местам складирования и укладку древесины, а также осуществление вывоза с просеки и утилизацию порубочных остатков, выполнение строительства ВЛ-10кВ и ВЛ-0,4кВ и монтаж ТП-10/0,4кВ, узла коммерческого учета электрической энергии.

Трасса проектируемой линий электропередачи ВЛ-10кВ проходит по землям лесного фонда и для осуществления строительства в целях соблюдения лесного законодательства требуется предоставление лесного участка для строительства и размещения ЛЭП и заключение договора аренды с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Минприроды РК). Указанное обстоятельство из-за длительного (до одного года) проведения землеустроительных работ с учётом необходимости получения всех согласований и соблюдения законодательства в лесной сфере значительно увеличит сроки строительства электросетевых объектов.

Первоначально сетевая организация планировала реализацию инвестиционного проекта подрядным способом через открытые конкурентные закупочные процедуры в соответствии с требованиями федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на право заключения договора подряда по выполнению работ «под ключ» (то есть одним этапом). Однако, впоследствии было принято решение о поэтапной реализации инвестиционного проекта.

В настоящее время с ООО «ТКС» заключается договорная заявка на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ от Л-02С-02-6 с монтажом ТП-10/0,4, строительством ВЛИ-0,4кВ в п.Реускула Сортавальского р-на (технологическое присоединение <...> №34-00119С/21 от 21.02.2022)». Срок выполнения работ по заявке – до 25.12.2023.

Данный срок обусловлен протяженностью трассы и осложняющими факторами в виде наличия по трассе земель лесного фонда.

Кроме того, сетевая организация обращает внимание, что стоимость реализации указанных мероприятий - 7 760 236 руб., в т.ч. НДС 20%

Строительство линейных объектов в рамках данного  инвестиционного проекта осуществляется только для одного заявителя – <...>, льготная плата за технологическое присоединение для которого составила 56 448 руб., в т.ч. НДС 20%.Плата за технологическое присоединение не покрывает расходов сетевой организации на строительство электросетевых объектов. Дефицит превышает 7,7  млн. руб.
            Для того, чтобы приступить к реализации дефицитного инвестиционного проекта, должны быть определены источники его финансирования в утвержденной инвестиционной программе филиала. По состоянию на 01.01.2023 в Карельском филиале находилось на исполнении 1682 договора на осуществление льготного технологического присоединения (дефицитные договоры), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе относится договор с заявителем. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений Карельскому филиалу выделяются средства на покрытие затрат по договорам льготного технологического присоединения в объеме порядка 300 млн. руб. в год, в то время как накопленный объем затрат, необходимый для реализации заключенных договоров льготного технологического присоединения, превышает 1 млрд руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объёмами строительства электросетевых объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров льготного технологического присоединения филиалом было направлено предложение в адрес регулирующего тарифного органа о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров льготного технологического присоединения в размере 754 млн. руб., однако данное предложение регулирующим органом не поддержано.  В связи с существенным дефицитом средств в инвестиционной программе филиала,  наличия значительного объема обязательств по договорам с заявителями с более ранними сроками исполнения, а также значительной стоимостью инвестиционного проекта, приступить к началу реализации инвестиционного в 2022  году сетевая организация не имела возможности.

Сетевая организация отмечает, что дефицит средств инвестиционной программы обусловлен  не действиями сетевой организации, а текущим нормативно-правовым регулированием, предусматривающим льготную плату за технологическое присоединение для определенных категорий заявителей и длительным процессом компенсации сетевой организации выпадающих доходов, возникающих в результате реализации льготных договоров. Для решения проблемы постоянного критичного дефицита средств в инвестиционных программах сетевых организаций, с 01.07.2022 в закон «Об электроэнергетике» внесены изменения, предусматривающие поэтапное изменение порядка ценообразования за технологическое присоединение, направленное на снижение размера выпадающих доходов сетевых организаций.

Кроме того, сетевая организация сообщает, что 10.03.2023 <...> направил претензию в адрес сетевой организации с требованием исполнить обязательства по договору № 34-00119С/2, отвечая на которую письмом от 21.03.2023 (исх.№МР2/3/135-07/2402) сетевая организация сообщила о необходимости проведения торгово-закупочных процедур  для последующего заключения договора на выполнение работ. При этом подрядная организация при выполнении проектирования будет обязана выполнить землеустроительные работы с оформлением необходимой землеустроительной документации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и получить необходимые согласования для  размещения проектируемых ЛЭП и ТП, в связи с чем указанные работы можно выполнить в срок не менее 6 месяцев с даты заключения договора. Таким образом, реализация мероприятий по технологическому присоединению возможна не ранее 4-го квартала 2023 года.

После чего заявитель обратился в Сортавальский районный суд Республики Карелия с иском о понуждении исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения № 34-00119С/21.

Таким образом, сетевая организация отмечает, что не уклоняется от исполнения обязательств по договору с <...>. Нарушение сроков технологического присоединения обусловлено существенным дисбалансом между льготным размером платы за технологическое присоединение по договору и размером экономически обоснованных расходов, необходимых для строительства линии электропередачи до границы земельного участка заявителя на фоне дефицита средств инвестиционной программы филиала и наличием обязательств перед заявителями по договорам об осуществлении технологического присоединения с более ранними сроками исполнения.

16.06.2023 в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» и в отсутствие потерпевшего был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 16.06.2023 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-356/2023» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 30.06.2023.

Письмом от 29.06.2023 №МР 2/3/119-07/5581 (вх.№3889-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад»  заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.

Письмом от 29.06.2023 №МР 2/3/119-06/5317 (вх.№3909-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад»  сообщило, что 02.06.2023 с ООО «ТКС» заключило договорную заявку №07С на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ от Л-02С-02-6 с монтажом ТП-10/0,4, строительством ВЛИ-0,4кВ в п.Реускула Сортавальского р-на (технологическое присоединение <...> №34-00119С/21 от 21.02.2022)». Срок выполнения работ по заявке – до 25.12.2023. Длительный срок  выполнения работ обусловлен протяженностью трассы и осложняющими факторами в виде наличия по трассе земель лесного фонда.

Плановая стоимость реализации указанных мероприятий — 7 760 236 руб., в т.ч. НДС 20%.

В 2022 году сетевой организацией реализовано 625 инвестиционных проектов на общую сумму 353 212 172 руб., в результате чего исполнено 822 договора об осуществлении льготного технологического присоединения.

На основании изложенного, определением от 30.06.2023 «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-356/2023 и продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения дела продлен до 31.07.2023,  настоящее дело было назначено к рассмотрению на 16 часов 00 минут 31.07.2023.

Письмом от 28.07.2023 №МР 2/3/119-06/6464 (вх.№4474-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад»  сообщило, что по договорной заявке на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту подрядчик приступил к выполнению работ; разработана предварительная схема размещения трассы, в Росреестре получены кадастровые выписки ЕГРН на земельные участки, по которым планируется прохождение проектируемой трассы линии электропередачи. В настоящее время проводится работа по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу использования земель для размещения проектируемой линии электропередачи (получение исходно-разрешительной документации).

Таким образом, сетевая организация не уклоняется от исполнения обязательств по договору с <...> и осуществляет действия, обеспечивающие осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Более того, 13.07.2023 Сортавальским городским судом Республики Карелия вынесено решение по гражданскому делу № 2-386/2022, в соответствии с которым ПАО «Россети Северо-Запад» обязано до 31.12.2023 осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по договору №34-00119С/21.

Дополнительно в указанном письме сетевая организация ходатайствовала о снижении размера административного штрафа на основании положений ч.3.2. ст. 4.1. КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного дела документы свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» срока осуществления технологического присоединения заявителя, предусмотренного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором (мероприятия подлежали выполнению не позднее 21.02.2023 включительно).

При этом констатирую, что из представленных ПАО «Россети Северо-Запад» документов следует, что сетевая организация заключила договорную заявку с ООО «ТКС» лишь 02.06.2023, то есть спустя более 1 года с момента заключения с <...> договора об осуществлении технологического присоединения, фактически после истечения сроков на осуществление технологического присоединения.

Пунктом 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а именно, выполнение процедур по заключению договорной заявки спустя 1 год с момента заключения договора,  что свидетельствует о затягивании обществом процесса технологического присоединения,  констатирую невозможность применения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем принимая во внимание протяженность трассы 2,8 км, которая частично располагается на землях лесного фонда, что, в свою очередь, подразумевает  длительное проведение землеустроительных работ, принятие ПАО «Россети Северо-Запад» всех возможных с его стороны действий, направленных на скорейшее осуществление технологического присоединения объекта заявителя (до 31.12.2023), полагаю возможным назначить штраф, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 600 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Республика Карелия, г.Сортавала, п.Реускула, кадастровый номер земельного участка <...>.

Время совершения административного правонарушения – 22.02.2023 (в части нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

В качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств признается продолжающееся противоправное поведение ПАО «Россети Северо-Запад» при исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения, нарушение Правил технологического присоединения. В рассматриваемом договорная заявка а выполнение проектно-изыскательских работ по объекту заключена спустя 01 год с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения свидетельствует о затягивании обществом процесса технологического присоединения. Так, <...>, подав заявку на осуществление технологического присоединения,  более года не может осуществить энергоснабжение принадлежащего ему объекта вследствие противоправных действий сетевой организации.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что ПАО «Россети Северо-Запад», заключив с <...> договор об осуществлении технологического присоединения 21.02.2022, не предприняло действенных мер к исполнению возложенных на него обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-356/2023).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Руководителя управления           

Связанные организации

Связанные организации не указаны