Постановление №010/04/9.21-8/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №010/04/9.2... от 11 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Генеральному директору

АО «Прионежская сетевая компания»

 

М Д.А.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №010/04/9.21-8/2024

об административном правонарушении

 

11 марта 2024 года                                                                                                         г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Карельского УФАС России рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-8/2024, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01.11.2006 года; ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие заявителя и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте составления протокола,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 05.12.2023 года (вх. №7025-ЭП/23) поступило заявление М Д.А. с жалобой на ненадлежащее качество поставляемой электроэнергии, выразившееся в низком и высоком уровнях сетевого напряжения в электросети в доме №  по переулку Сосновому в с.Заозерье Прионежского района.

Проанализировав поступившее заявление и приложенные к нему документы, установлено, что жилой дом заявителя подключен к электрическим сетям АО «ПСК». В качестве гарантирующего поставщика электрической энергии выступает АО «ТНС энерго Карелия».

В связи с тем, что на протяжении длительного времени электрическая энергия поставлялась ненадлежащего качества, а именно напряжение (по одной из фаз) было ниже 198 В и выше 242 В, заявитель обратился в сетевую организацию с целью проведения замеров напряжения. Так,  02.03.2023 в 21 час 11 минут сетевой организацией произведены замеры электрической сети по адресу: Прионежский район, с.Заозерье, Сосновый пер., д..

Согласно акту замеров параметров электрической сети (тока и напряжения) от 02.03.2023 выявлено несоответствие уровня напряжения нормативным значениям.

Письмом от 16.10.2023 №222-06-47408, адресованным МД.А., АО «ТНС энерго Карелия» сообщает о проведении проверки по факту поставки электроэнергии ненадлежащего качества.

Кроме того,  20.11.2023, 22.11.2023 и 28.11.2023 заявителем самостоятельно произведены замеры параметров электрической сети, согласно которым   напряжение (по одной из фаз) было ниже 198 В и выше 242 В.

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

Частью 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Правила недискриминационного доступа определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.

Пунктом 3 Правил недискриминационного доступа установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Согласно подпункту «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В соответствии с пунктом 30 (1) Правил недискриминационного доступа за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными актами.

Кроме того, пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года №442) закреплено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дефицит мощности в энергосистеме (энергодефицит) - это недостаток генерирующей мощности, равный разности между требуемой генерирующей мощностью при нормативных показателях качества электрической энергии и фактической величиной максимальной мощности, готовой к несению нагрузки в данный момент времени с учетом ограничений по пропускной способности сети.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2021 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей в том числе осуществляет:

  • информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии;
  • контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации;
  • проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.

Порядок измерения показателей качества электрической энергии установлен ГОСТ 33073-2014 «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее -ГОСТ 33073-2014).

Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, (далее — правила №354)), согласно пункту 10 которого напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013 «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013) отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.

ГОСТ 32144-2013 определяет, что номинальное напряжение низковольтной сети – 220/380 В, а «положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю» (пункт 4.2.2).

В соответствии c ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) «Межгосударственный стандарт. Напряжения стандартные», утвержденным Приказом Росстандарта от 25.11.2014 №1745-ст., при нормальных условиях оперирования напряжение питания не должно отличаться от номинального напряжения системы больше чем на +/- 10%.

Таким образом, допустимыми значениями напряжения является диапазон 198-242 В, а имеющиеся в материалах мониторинг показателей качества электроэнергии с 20.11.2023 по 28.11.2023 и акт замеров параметров электрической сети от 02.03.2023,  свидетельствуют о несоответствии напряжения в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, с. Заозерье, пер.Сосновый, д. на одной из фаз.

В свою очередь из мониторинга показателей качества электроэнергии, проведенных заявителем, следует, что 20.11.2023 уровень напряжение сети по одной из фаз был ниже допустимого минимального значения и составлял 188 В, 22.11.2023 — 184 В, 28.11.2023 — 189 В. Из акта замеров параметров электрической сети от 02.03.2023 следует, что 02.03.2023 уровень напряжения сети по одной из фаз был ниже допустимого минимального значения и составлял 192 В, а также выше допустимого максимального значения и составлял 365-367 В.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №196-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 09.02.2024 было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 30 минут 09.02.2024. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений.

 

Во исполнение определения АО «ПСК» письмом от 12.01.2024 №59/24 (вх. от 07.02.2024 №753-ЭП/23) пояснило, что в адрес сетевой организации поступали запросы АО «ТНС Энерго Карелия» как гарантирующего поставщика электрической энергии на основании жалоб заявителя на поставку электрической энергии ненадлежащего качества.

На границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства произведены замеры качества электрической энергии. После проведения работ, 27.04.2023 сотрудниками АО «ПСК» вновь проведены замеры качества электрической энергии установлено, что напряжение соответствует требованиям ГОСТ 32144-2016.

30.08.2023 сотрудниками сетевой организации установлен прибор «Прорыв» на период с 30.08.2023 по 06.09.2023, в результате замеров установлено, что напряжение соответствует ГОСТ 32144-2016.

Кроме того, сетевая организация организовала повторную установку прибора «Прорыв» 31.01.2024, срок проведения замеров – 7 дней.

АО «ПСК» отмечает, что объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности общества, своевременно обслуживаются и находятся в технически исправном состоянии, в том числе на момент поступления жалоб на качество электроэнергии.

Таким образом, АО «ПСК» выполняет все необходимые мероприятия, направленные на соблюдение прав и интересов потребителей, проживающих в с. Заозерье, в части поставки электрической энергии надлежащего качества.

Жилой дом заявителя подключен от воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (далее – ВЛИ-0,4 кВ), эксплуатируемой АО «ПСК». Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между АО «ПСК» и заявителем определена на контактах присоединения проводов на опоре №43 ВЛИ-0,4 кВ от трансформаторной подстанции №1049 (далее – ТП-1049).

Указанная ВЛИ-0,4 кВ подключена от ТП-1049, эксплуатируемой Карельским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад». В связи с чем, сетевая организация акцентирует внимание на том, что  жилой дом заявителя через сети АО «ПСК» получает электрическую энергию от объекта третьего лица – ТП-1049. В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями ФЗ «Об электроэнергетике» и иными обязательными требованиями.

Кроме того, пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» закреплено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

АО «ПСК» отмечает, что по результатам проведенных мероприятий по установлению причин, влияющих на качество электроэнергии, выявлено, что кратковременное отклонение уровня напряжения могло быть вызвано состоянием и регулированием оборудования в ТП-1049. ТП-1049 не принадлежит АО «ПСК» на праве собственности или ином законном праве, не передавалось для технического обслуживания, поэтому у АО «ПСК» отсутствует возможность обслуживания, ремонта и принятия своевременных мер по регулировке оборудования в указанной подстанции.

Таким образом, АО «ПСК» считает, что в действиях сетевой организации отсутствует событие административного правонарушения, так как в пределах своего имущества и ответственности как сетевой организации предпринимает все меры по выявлению и устранению причин ненадлежащего качества электрической энергии.

Учитывая изложенное, в целях установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу, определением от 09.02.2024 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-8/2024» срок административного расследования был продлен до 11.03.2024  включительно; составление и  подписание протокола запланировано на 15 часов 00 минут  11.03.2024. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить результаты замеров, проведенных посредством прибора «Прорыв» в период с 31.01.2024 по 07.02.2024; любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

12.02.2024 должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-8/2024», в соответствии с которым ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить письменные пояснения по доводам, заявленным АО «ПСК», АО «ТНС энерго Карелия»  - сведения о поступивших обращениях с жалобами на поставку электроэнергии ненадлежащего качества в жилой дом № по переулку Сосновому в с.Заозерье Прионежского района, в том числе предоставить результаты проверки по обращению М Д.А. от 16.10.2023 №87412.

Письмом от 19.02.2024 №МР2/3/119-06/1637 (вх. от 20.02.2024 №1023-ЭП/24) ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что  АО «ПСК» в письменных пояснениях указывает на то, что объекты заявителя М Д.А., расположенные по адресу Прионежский р-н, с. Заозерье, Сосновый переулок, д. , присоединены к линии электропередачи ВЛИ-0,4 кВ, эксплуатируемой АО «ПСК». Граница балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон между АО «ПСК» и заявителем определена на контактах присоединения проводов на опоре № 43 ВЛИ-0,4 кВ от трансформаторной подстанции ТП-1049. Таким образом, точка присоединения заявителя М Д.А. находится в сетях АО «ПСК».

В свою очередь, эксплуатируемая АО «ПСК» линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ присоединена ТП-1049, которая эксплуатируется ПАО «Россети Северо-Запад» на основании договора аренды с ГУП РК «Карелэнергохолдинг» № КЭ 1/7-ЗА от 01.09.2016 и дополнительного соглашения № 1 от 23.04.2021. При этом, собственником ТП-1049 ПАО «Россети Северо-Запад» не является.

В письме от 22.11.2022 № МР2/3-52/151-11/9954 в адрес АО «ТНС» была дана ошибочная информация. В частности, в письме указано, что объект, расположенный по адресу Прионежский р-н, с. Заозерье, Сосновый переулок, д. , присоединен к линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-1049, эксплуатируемой ПАО «Россети Северо-Запад», что не соответствовало действительности.

Согласно ГОСТ 32144-2013, замеры изменения характеристик напряжения электропитания проводятся в точке передачи электрической энергии пользователю электрической сети.

При этом, в соответствии с п. 3.1.6. ГОСТ, точка передачи электрической энергии - точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения.

Замеры производятся той сетевой организацией, к чьим сетям имеют непосредственное технологическое присоединение энергопринимающие устройства потребителя.

Сетевая организация не вправе производить замеры качества электрической энергии в чужих объектах электросетевого хозяйства. Следовательно, информация, указанная в письме ПАО «Россети Северо-Запад» от 22.11.2022, не может являться доказательством нарушения АО «ПСК» поставки потребителю М Д.А. электроэнергии ненадлежащего качества.

В порядке устранения ошибочной информации, в АО «ТНС энерго Карелия» письмом ПАО «Россети Северо-Запад» от 01.06.2023 № МР2/3/151-11/4691 было сообщено, что потребитель М Д.А. подключен к ВЛ-0,4 кВ, находящихся на балансе и обслуживаемых АО «ПСК».

Одновременно указанным письмом сообщено, что по результатам контрольных и интервальных замеров в 2022 г. на границе балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «Россети Северо-Запад» и АО «ПСК» в ТП-1049 установлено соответствие уровня напряжения нормативным требованиям ГОСТ 32144-2013.

Данное обстоятельство подтверждается Протоколом испытаний при периодическом мониторинге качества электрической энергии в электрических сетях № 272 от 06.06.2022. Согласно протоколу, измерения проводились в РУ-0,4 кВ в ТП-1049 в период с 18.05.2022 по 25.05.2022, по результатам замеров установлено соответствие показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ.

10.07.2023 в ТП-1049 персоналом ПАО «Россети Северо-Запад» производились измерения напряжения и нагрузки. Согласно Актам от 10.07.2023 (по трансформатору Т-1 и трансформатору Т-2), уровень напряжения находится в пределах ГОСТ 32144-2013.

07.08.2023 произведен дистанционный опрос установленных в ТП-1049 (Т1, Т2) интеллектуальных приборов учета. По результатам опроса установлено соответствие уровня напряжения нормативным требованиям ГОСТ 32144-2013.

26.01.2024 в ТП-1049 персоналом ПАО «Россети Северо-Запад» производились измерения напряжения и нагрузки. Согласно Актам от 26.01.2024 (по трансформатору Т-1 и трансформатору Т-2), уровень напряжения на шинах 0,4 кВ ТП-1049 находится в пределах ГОСТ 32144-2013.

16.02.2024 произведен дистанционный опрос установленных в ТП-1049 (Т1, Т2) интеллектуальных приборов учета. По результатам опроса установлено соответствие уровня напряжения нормативным требованиям ГОСТ 32144-2013.

Таким образом, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», высказанные в пояснениях АО «ПСК» от 06.02.2024 предположения о возможном кратковременном отклонении уровня напряжения у конечного потребителя из-за состояния ТП-1049, не подтверждаются имеющимися документами.

Письмом от 19.02.2024 №141-09-11)8479 (вх. от 26.02.2024 №1127/24) АО «ТНС энерго Карелия» пояснило, что осуществляет поставку электрической энергии гражданам, проживающим в жилом доме, расположенном по адресу: Прионежский район, с.Заозерье, пер.Сосновый, д., на основании заключенного в силу закона договора энергоснабжения. Начиная с января 2023 года в адрес общества от М Д.А., проживающего в жилом доме, расположенного по рассматриваемому адресу, поступают жалобы на поставку электроэнергии ненадлежащего качества.

Согласно пункту 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. От 29.12.2014) "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

АО «ТНС энерго Карелия» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляющим покупку электрической энергии  на оптовом рынке и реализацию ее потребителям на розничном рынке. Учитывая изложенное,  АО «ТНС энерго Карелия» не владеет на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электроэнергии.

 По данным АО «ТНС энерго Карелия» сетевой организацией, владеющей электрическими сетями, посредством которых осуществляется поставка  электрической энергии в дом по пер.Сосновый в с.Заозерье Прионежского района, а, следовательно, лицом, ответственным за содержание данных электрических сетей, является АО «ПСК».

Таким образом, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии, не имея на праве собственности сетей электроснабжения и не обслуживая и х, не обладает информацией о качестве электрической энергии в электрических сетях и не вправе самостоятельно проводить проверки качества электрической энергии на предмет соответствия техническим регламентом.

Учитывая вышеизложенное, АО «ТНС энерго Карелия» в адрес АО «ПСК» были направлены письма о необходимости проведения проверки качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с предоставлением в адрес общества соответствующих актов, подтверждающих проведение указанных замеров.

В результате проведения сетевой организацией неоднократных замеров было установлено, что уровень напряжения электрической энергии по данному адресу не соответствует установленным стандартам качества.

Соответственно, в октябре 2023 в АО «ТНС энерго Карелия», руководствуясь пунктом 98 Правил №354, был осуществлен перерасчет размера платы за электроэнергию, поставляемую адресу, за период с 26.01.2023 по сентябрь 2023 года.

Ввиду того, что на момент подготовки ответа  факт поставки электроэнергии ненадлежащего качества по указанному адресу сетевой организацией не подтвержден, с октября 2023 года по настоящее время размер платы за электроэнергию, потребленную по указанному адресу, уменьшается в соответствии с пунктом 98 и 10 Приложения №1 к Правилам №354.

Во исполнение определения АО «ПСК» письмом от 26.02.2024 №3444 (вх. от 27.02.2024 №1146-ЭП/24) ОА «ПСК» сообщило, что сотрудниками проверены замеры качества электрической энергии на границе принадлежности объектов электросетевого хозяйства с помощью прибора «Прорыв» за период с 31.01.2024 по 07.02.2024 (протокол испытаний №006-24-К от 14.02.2024). В результате замеров установлено, что напряжение соответствует ГОСТ 32114-2013.

АО «ПСК» дополнительно организовало установку прибора «Прорыв» в районе трансформаторной подстанции №1049 на границе балансовой принадлежности  между АО «ПСК» и Карельским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад», результаты которого будут предоставлены в Карельское УФАС России.

Письмом от 06.03.2024 №4038 (вх. от 07.03.2024 №1403-ЭП/24) АО «ПСК» дополнительно сообщило, что пунктом 6.2.2.7  ГОСТ 33073-2014 установлено, что при рассмотрении претензий к качеству электрической электроэнергии сетевые организации выбирают пункт мониторинга в точке передачи электрической энергии потребителю или ближайшие к ней. Сотрудниками АО «ПСК» произведены замеры качества электрической энергии на границе принадлежности объектов электросетевого хозяйства на опоре ВЛИ-0,45 кВ №30 с помощью прибора «Прорыв» за период с 31.01.2004 по 07.02.2024, в результате замеров установлено, что напряжение соответствует ГОСТ.

С целью исключения потери качества электрической энергии и удостоверения технической исправности сетей электроснабжения сотрудниками  АО «ПСК» дополнительно произведены замеры качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности в районе трансформаторной подстанции №1049; г. Петрозаводск, п.Заозерье, опора ВЛИ-0,4 №1, за период с 09.02.2024 по 16.02.2024. В результате испытаний значение показателей качества электрической энергии соответствуют установленным требованиям.

 При применении ГОСТ 32144-2013 в разделе «1. Область применения» данного документа указано: «Учитывая непредсказуемость ряда явлений, влияющих на напряжение, не представляется возможным установить определенные допустимые границы значений для соответствующих характеристик напряжения. Поэтому изменения характеристик напряжения, связанные с такими явлениями, как например, провалы и прерывания напряжения, перенапряжения и импульсные напряжения в настоящем стандарте не нормируются.».

Согласно пункту 4.3.21, 4.3.22, 4.3.23 ГОСТ 32144-2013, провалы напряжения обычно происходят из-за неисправностей в электрических сетях или в электроустановках потребителей, связаны с возникновением и окончанием короткого замыкания или иного резкого возрастания тока в системе, перенапряжения вызываются переключениями и отключениями нагрузки. Оба явления - провалы и перенапряжения - рассматривается как электромагнитная помеха, интенсивность которой определяется как напряжением, так и длительностью (до 1 мин).

Для надлежащей оценки соответствия электрической энергии нормам качества электрической энергии, в соответствий с п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, замеры качества электрической энергии должны проводится в течение 1008 интервалов, что соответствует 7 дням непрерывных замеров (что так же подтверждается положениями ГОСТ 3080444.30-2013 (IЕС 61000-4-30:2008). «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии»).

Сетевая организация отмечает, что при ознакомлении с материалами дела установлено, что заявитель производил замеры цифровым мультиметром. Согласно Приказу Росстандарта от 06.10.2016 № 1442 «Об утверждении типов средств измерений», интервал между поверками средств измерений составляет 1 год. К материалам дела не приложен документ, подтверждающий поверку использованного заявителем оборудования для удостоверения точности приведенных замеров.

В нарушение положений ГОСТ 32144-2013, замеры напряжения произведены с нарушением в распределительной коробке, находящейся внутри дома № 6А по пер.Сосновому в селе Заозерье Прионежского района,  а не на границе принадлежности объектов электросетевого хозяйства, определенной на опоре ВЛИ-0,4 кВ № 30. Продолжительность произведенных заявителем замеров составляет от 30 секунд до 7 минут, что также не соответствует положениям указанного ГОСТа.

Таким образом, АО «ПСК» считает, что указанные заявителем отклонения по качеству не могут быть отнесены к зоне ответственности АО «ПСК». Возможной причиной некачественного энергоснабжения могут служить ненадлежащее состояние  электроустановок заявителя и (или) неисправности, возникшие после природных явлений или условий, которые привели к повреждениям на электрических сетях заявителя. Равно как и отсутствие данных, что использованное заявителем оборудование соответствует обязательным параметрам в части требований о поверке.

При указанных обстоятельствах, АО «ПСК» считает, что в действиях сетевой организации отсутствует событие административного правонарушения, так как в пределах своего имущества и ответственности как сетевой организации предпринимает все меры по выявлению и устранению причин ненадлежащего качества электрической энергии.

Проанализировав полученные в рамках административного расследования документы и сведения, отмечаю, что собранные в рамках административного расследования документы  свидетельствуют об имевшем место факте поставки электрической энергии ненадлежащего качества заявителю 02.03.2023, что подтверждается актом замеров АО «ПСК», согласно которому уровень напряжение сети по одной из фаз был ниже допустимого минимального значения и составлял 192 В.

Вместе с тем согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об электроэнергетике. В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек 02.03.2024  (1 год с момента совершения правонарушения).

По фактам поставки электрической энергии ненадлежащего качества, установленным заявителем, с учетом положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, учитывая неустранимые сомнения и исчерпание возможности по получению доказательств, квалификация действий АО «ПСК» при рассмотренных обстоятельствах необоснованна. В свою очередь административным органом расследование по настоящему делу неоднократно продлевалось, в том числе с целью предоставления сторонами всех имеющихся доказательств своих утверждений и доводов, пояснений по обстоятельства дела. На момент  вынесения настоящего постановления в материалах дела содержатся документы и сведения, с учетом которых не представляется возможным достоверно точно определить факт наличия в действиях АО «ПСК» нарушения Правил недискриминационного доступа.

Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события, состава административного правонарушения.

 При вышеизложенных фактических обстоятельствах, установленных в рамках проведения административного расследования, правомерно констатировать, что в действиях АО «ПСК» отсутствует событие административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 28.7, 28.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении №010/04/9.21-8/2024, возбужденное в отношении АО «ПСК» по статье 9.21  КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны