Постановление №010/04/9.21-2/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-2/2019... от 7 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

          

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия ***, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-2/2019, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН – ***; ОГРН – ***; ***; филиал ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго», адрес: ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии  представителя ПАО «МРСК Северо-Запада<> (доверенность от 24.04.2018 №122), в отсутствие потерпевшего <>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

                                                                  

УСТАНОВИЛ:

          

В Управление поступило заявление М от 21.01.2019 (вх. от 23.01.2019 №283) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в установлении в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16.03.2018 №34-00381П/18 и №34-00382П/18 сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 1 год вместо положенных 6 месяцев.

Заявитель просит провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

Из документов, приложенных к заявлению и полученных в ходе проведенного расследования, следует, что 06.03.2018 М. обратился в ПАО «МРСК Северо-Запада» (вх. №34-00381П/18 и №34-00382П/18) с заявками на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику питания.

При этом заявка (вх. №34-00381П/18) подана для технологического присоединения щита учета с целью электроснабжения объекта «Гостиничное обслуживание», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <> по адресу: 186137, РК, Пряжинский район, присоединяемая мощность 15 кВт. Вторая заявка (вх. №34-003 82П/18) подана на технологическое присоединение щита учета для электроснабжения объекта «Гостевой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <> по адресу: 186137, РК, Пряжинский район <>, присоединяемая мощность 15 кВт.

Письмами от 16.03.2018 №MP2/3-52/135/1589 и №MP2/3-52/135/1590 ПАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес заявителя проекты договоров №34-00381П/18 и №34-00382П/18.

11.04.2018 подписанные со стороны заявителя (без возражений) договоры №34-00381П/18 и №34-003 82П/18 поступили в сетевую организацию. Указанная дата в силу пункта 15 Правил технологического присоединения, является датой заключения договоров.

В соответствии с пунктом 5 договоров №34-003 81П/18 и № 34-003 82П/18 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты заключения договоров. Следовательно, срок технологического присоединения объектов заявителя по указанным договором истек 11.04.2019.

Техническими условиями от 15.03.2018 №34-00381П/18-001, являющимся неотъемлемой частью договора, установлено, следующее:

- граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливается на контактных соединениях автоматического выключателя РУ-0,4 кВ проектируемой ТП-10/0,4 кВ;

- точка присоединения– РУ-0,4 кВ проектируемой ТП 10/0,4 кВ Л-42П-3 (М) (Для подключения ЗУ с кад. №10:21:0082202:892);

- основной источник питания – ТП-10/0,4 кВ Л-42П-3 (М) (ПС-42П Эссойла).

Техническим условиями от 15.03.2018 №34-00382П/18-001 являющимся неотъемлемой частью договора, установлено, следующее:

- граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливается на контактных соединениях проводов на опоре проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ;

- точка присоединения – опора ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ Л-39-6 (М) (для подключения ЗУ с кад. №10:21:0061201:766);

- источник питания ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП10/0,4 кВ Л-39-6 (М) (ПС-39 Ведлозеро).

 По информации заявителя в соответствии с пунктом 10 договоров плата за технологическое присоединение в сумме 17 524,18 руб. (по каждому договору) внесена им в полном объеме.

Кроме того, М. были предоставлены уведомления о выполнении обязательств, предусмотренных техническими условиями, направленные в адрес сетевой организации и согласно штемпелю входящей корреспонденции ПО ЮКЭС филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» полученные 20.09.2018.

15.10.2018 сетевой организацией проверено выполнение мероприятий заявителем по договорам от 16.03.2018 №34-00381П/18-001 и №34-00382П/18-001 и в адрес заявителя направлены перечни замечаний, из которых следует, что М. ТУ выполнены, требуется выполнение ТУ со стороны сетевой организации.

При этом заявитель полагает, что срок выполнения мероприятий по вышеуказанным договорам установлен неверно и в силу пункта 16 Правил технологического присоединения должен быть установлен продолжительностью, не превышающей 6 месяцев.

По результатам рассмотрения заявления определением от 22.03.2019 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-2/2019 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования, копия определения получена сетевой организацией 29.03.2019, филиалом общества - 26.03.2019.

М., привлеченный к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего, данную корреспонденцию не получил, однако телефонограммой был уведомлен о дате, времени и месте составления протокола через представителя по телефонному номеру, указанному в заявлении.   

В соответствии с указанным определением ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

Отвечая на указанное определение ПАО «МРСК Северо-Запада» в письме от 29.03.2019 №МР2/3/119-05/2936 (вх. от 01.04.2019 №1630) поддержало позицию, изложенную ранее в письмах от 08.02.2019 №МР2/3/119-05/1310 (вх. от 08.02.2019 №568) и от 11.03.2019 №МР2/3/119-05/2256 (вх. от 13.03.2019 №1149), а именно, сообщило, что установленный в договорах срок обусловлен во-первых категорией заявителей, к которой относится М., и во -вторых расстоянием от энергопринимающих устройств М. до объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада».

Так, по мнению сетевой организации, М. относится к категории заявителей, предусмотренной пунктом 12(1) Правил технологического присоединения, поскольку объекты присоединяются для целей, не связанных с бытовым потреблением.

На момент подачи заявок (16.03.2018) М. являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП: 317100100003614) с видами деятельности: «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». Цели технологического присоединения носят коммерческий характер.

При этом общество отмечает, что оценка коммерческого характера использования объектов М. уже была дана судом в рамках рассмотрения дела №А26-10793/2017 по спору между сетевой организацией и заявителем.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» указало, что при проведении измерений наименьших расстояний от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевая организация руководствовалась положениями пункта 8 Правил технологического присоединения, применяя терминологию, установленную ГОСТ Р 55195-2012.

Так, в соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 55195-2012 класс напряжения определяется как - номинальное междуфазное напряжение электрической сети, для работы в которой предназначено электрооборудование. Документом определены классы напряжения оборудования - 1, 3, 6, 10, 15, 20, 24 и т.д. в единицах измерения - киловольты (кВ).

При этом в классе 1 кВ включительно под номинальным напряжением следует принимать соответствующее приближенное значение напряжения - 230В, 400В, 690В, 1000В.

Соответственно, необоснованно применение подхода объединения классов напряжения в один диапазон по уровню до 20 кВ, применительно к измерению расстояний от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети (электрооборудования), имеющего «необходимый» класс напряжения, т.е. класс напряжения, указанный в заявке на технологическое присоединение.

В заявке М. на технологическое присоединение земельного участка №10:21:0082202:892 указан класс напряжения до 1000 В - номинальное значение 0,4, кВ. Наименьшее расстояние, определенное от границ участка до РУ-0,4 кВ ТП-3307 составляет 614 м, до ВЛ-10 кВ Л-42П-3 - 44 м.

В заявке М. на технологическое присоединение земельного участка №10:21:0061201:766 указан класс напряжения до 1000 В - номинальное значение 0,4 кВ. Наименьшее расстояние, определенное от границ участка до BЛ-0,4 кВ от ТП-55 составляет 584 м, до ВЛ-10 кВ Л-39-6 - 1039 м.

Кроме того, сетевая организация отмечает, что замеры расстояний для целей определения срока выполнения мероприятий производится от сетей, имеющих указанный в заявке класс напряжения до 1кВ. Однако фактическое строительство производится от сетей ВЛ -10кВ, поскольку строительство от ВЛ-0.4 кВ протяженностью более 500 м. не обеспечит соблюдения требований к качеству электрической энергии при ее передаче.

Вместе с тем с учетом изложенного ПАО «МРСК Северо-Запада» полагает, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, превышает 500 метров, и с учетом положения пункта 16 Правил технологического присоединения срок выполнения мероприятий 1 год установлен сетевой организацией правомерно.

Помимо указанного, во исполнение определения сетевая организация сообщила, что для реализации технологического присоединения по вышеобозначенным договорам с заявителем обществом реализуются следующие инвестиционные проекты:

  1. Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-42П-3 с устройством линейного ответвления ВЛ -10кВ монтажом ТП в Пряжинском районе (технологическое присоединение от 06.03.2018 №34-003841П/18 М.), в рамках которого предусмотрено строительство ВЛ-10кВ, протяженностью 44 м, монтаж КТП-10/0,4кВ 25кВ. Реализация данного проекта запланирована хозяйственным способом.
  2. Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-39-6 с устройством линейного ответвления ВЛ -10кВ монтажом ТП, строительством ВЛ-0,4 кВ в Пряжинском районе (технологическое присоединение от 06.03.2018 №34-003842П/18 М.), в рамках которого предусмотрено строительство ВЛ-10кВ, протяженностью 1081 м, монтаж КТП-10/0,4кВ 25кВ, строительство ВЛ-0,4кВ-200 м. Реализация данного проекта запланирована подрядным способом.

При этом ПАО «МРСК Северо-Запада» в письме от 17.04.2019 №МР2/3119-05/ (вх. от 17.04.2019 №3264) сообщило о выполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта М. по договору №34-00381П/18, предоставив копии акта об осуществлении технологического присоединения от 17.04.2019 №34-00381П/18-001 и акта о выполнении технических условий от 10.04.2019 №34-00381П/18-0001, составленного по результатам осмотра электроустановок заявителя, по его уведомлению от 20.09.2018, по которому вместо акта о выполнении технических условий заявителю был выдан перечень замечаний. Вместе с тем в указанном перечне отсутствовали замечания к электроустановке заявителя, а отмечено, что мероприятия по ТУ выполнены.

Что касается выполнения мероприятий по договору №34-00382П/18, то ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщило, что сетевая организация 21.09.2018 объявила закупочную процедуру, по результатам которой 27.11.2018 был заключен договор подряда №259 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Арго Строй», срок окончания работ по договору – декабрь 2018 года.

Однако в установленный договором срок подрядчиком работы не выполнены. По информации сетевой организации еще на стадии подготовки проектной документации ООО «Арго Строй» было установлено, что трасса проектируемой линии пересекает автодорогу. В связи с указанным ПАО «МРСК Северо-Запада» 04.03.2019 обратилось в КУ Республики Карелия «Управление автомобильных дорог» о выдаче технических условий на пересечение Р-21 на участке «Леметти-Пряжа» проектируемой ВЛ-10кВ, которые поступили в сетевую организацию 15.03.2019. С учетом изложенного, предположительный срок выполнения подрядчиком мероприятий для технологического присоединения объекта М. по договору №34-00382П/18 – 2 квартал 2019 года.

По вопросу расчета платы по рассматриваемым договорам сетевая организация в письме от 04.04.2019 №МР2/3119-05/3069 (вх. от 08.04.2019 №1758) отметила, что ранее 30.12.2015 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и М. был заключен договор №34-02469П/15 об осуществлении технологического присоединения жилого дома, расположенного в д. Ангелахта Пряжинского района, плата от заявителя, по которому составила 550 руб. Процесс технологического присоединения по указанному договору завершен и 17.02.2016 с заявителем подписаны сетевые документы.

Таким образом, расчет платы по договорам №34-00381П/18 и №34-00382П/18 произведен с учетом положений абзаца 7 пункта 17 Правил технологического присоединения, согласно которому одно и то же лицо может осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих критериям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, с платой за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 рублей, не более одного раза в течение 3 лет.

Изучив представленные заявителем и ПАО «МРСК Северо-Запада» документы, требования нормативных правовых актов необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – Закон №35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения, предусматривающая:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности.

В силу пункта 90 Правил технологического присоединения срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

Согласно абзацу 1 пункта 88 Правил технологического присоединения по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению №15 (далее - акт о выполнении технических условий).

При этом акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра (абзац 3 пункта 88 Правил технологического присоединения).

Однако из вышеизложенного и документов, предоставленных в материалы дела следует, что акт о выполнении технических условий по результатам осмотра 15.10.2018 электроустановок заявителя по договору №34-00381П/18 составлен сетевой организацией только 10.04.2019, т.е. с нарушением срока, установленного Правилами технологического присоединения.

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало составить акт о выполнении технических условий не позднее 16.10.2018.

При этом по результатам осмотра 15.10.2018 выполнения заявителем мероприятий по договору №34-00382П/18 акт о выполнении технических условий сетевой организацией не составлен до настоящего времени.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать срок  осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора  и не может превышать  в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом  напряжения до 20 кВ включительно, при этом от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Как отмечено выше, заявитель полагает, что поскольку он обратился в сетевую организацию с заявками на присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, по третьей категории надежности, при этом земельные участки расположены в сельской местности на расстоянии не более 500 метров от объектов электросетевого хозяйства Общества, то и срок технологического присоединения их должен составлять не более 6 месяцев.

Из полученных в ходе проведения административного расследования документов следует, что на расстоянии 44 метров от границ участка заявителя находится ВЛ-10кВ ПАО «МРСК Северо-Запада», посредством которой и осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя по договору №34-00381П/18. В связи с чем мероприятия по технологическому присоединению подлежали выполнению в срок, не превышающий 6 месяцев с момента заключения договора, т.е. не позднее 11.10.2018.

Кроме того, из предоставленных в материалы настоящего дела документов следует, что к установленному Правилами технологического присоединения, а также договором №34-00382П/18 сроку (11.04.2019) сетевая организация мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя не выполнила и, как следствие, не осуществила технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада».

При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что мероприятия по заключению договора подряда для выполнения работ необходимых для технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям  ПАО «МРСК Северо-Запада» начало только 21.09.2018 (разместив извещение о закупочной процедуре), т.е. спустя 5 месяцев после заключения договора с М., до этого момента сетевой организацией были приняты только меры по включению инвестиционного проекта «Реконструкция распределительной сети ВЛ-10кВ Л-39-6 с устройством линейного ответвления ВЛ-10 кВ с монтажом ТП, строительством ВЛ-0,4 кВ в Пряжинском  районе» в инвестиционную программу Общества.

В свою очередь сроки, установленные в пункте 16 Правил технологического присоединения, являются императивными, возможность их увеличения Правилами технологического присоединения не предусмотрен.

Вместе с тем технологическое присоединение не осуществлено сетевой организацией в срок, установленный договором №34-00382П/18 и Правилами технологического присоединения, т.е. не позднее 11.04.2019.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «МРСК Северо-Запада» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, по статье 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей

ПАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 20 марта 2017 года по делу № 03-17/10-2017 – штраф 300 тыс. руб.; постановления от 28 марта 2017 года по делам № 03-17/14-2017 и 03-17/15-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 21 апреля 2017 года по делам № 03-17/19-2017 и 03-17/20-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 02 июня 2017 года по делам № 03-17/34-2017 и 03-17/35-2017 – штраф по 300 тыс. руб.;  постановление от 10 июля 2017 года по делу № 03-17/44-2017 – штраф 600 тыс. руб.; постановления от 31 августа 2017 года по делам № 03-17/49-2017 и № 03-17/59-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 06 сентября 2017 года по делам № 03-17/63-2017 и № 03-17/65-2017 – штраф по 650 тыс. руб.; постановление от 07 ноября 2017 года по делу № 03-17/74-2017 – штраф 300 тыс. руб.; постановление от 29 ноября 2017 года по делу № 03-17/69-2017 – штраф 300 тыс. руб.; постановление от 08 декабря 2017 года по делу № 03-17/79-2017 – штраф 600 тыс. руб.; постановление от 22 февраля 2018 года по делу № 03-17/01-2018 – штраф 300 тыс. руб.; постановление от 14 марта 2018 года по делу № 03-17/32-2018 – штраф 620 тыс.руб.; постановление от 18 мая 2018 года по делу № 03-17/35-2018 – штраф 300 тыс. руб. ), в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного 22.04.2019 был составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» и в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени составления протокола. Копия протокола получена представителем общества после его составления 22.04.2019.

Определением 22.04.2019 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-2/2019», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 07.05.2019.  Копия определения получена ПАО «МРСК Северо-Запада» 23.04.2019 и 29.04.2019.

Согласно сведениям, размещенным на сайте «Почта России» в сети Интернет М копию протокола и определения не получил, однако, телефонограммой был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела через представителя (<>) по телефонному номеру, указанному в заявлении.

Кроме того, М. в письме от 07.05.2019 (вх. №2230) ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, указав на общение с исковым заявлением в Петрозаводский городской суд о возложении обязанности на ПАО «МРСК Северо-Запада» по исполнению договоров. 12.04.2019 решением Петрозаводского городского суда по делу №2-1738/2019 заявленные требования удовлетворены частично, в том числе по причине исполнения сетевой организацией обязанности по технологическому присоединению по договору от 16.03.2018 №34-00381П/18. По договору от 16.03.2018 №34-00382П/18 Петрозаводский городской суд вынес решение обязать ПАО «МРСК Северо-Запада» произвести в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу технологическое присоединение энергопринимающих устройств М.

   ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 07.05.2019 №МР2/3/119-06/4044 (вх. от 07.05.2018 №2225) также предоставило дополнительные пояснения, из которых следует, что общество не согласно с вменяемым нарушением, поскольку, по мнению сетевой организации, в настоящем деле имеет место только факт нарушения, установленного Правилами технологического присоединения годичного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя по договору от 16.04.2018 №34-00382П/18. При этом сетевая организация полагает, что в составе данного нарушения отсутствует вина общества.

Так, при реализации договора № 34-00382П/18 сетевой организацией был сформирован инвестиционной проект «Реконструкция BJI-10 кВ Л-39-6 с устройством линейного ответвления ВЛ-10 кВ, монтажом ТП, строительством ВЛ-0,4 кВ в Пяжинском районе РК (технологическое присоединения по договору № 34-003 82П/18», который по утверждению сетевой организации своевременно включен в инвестиционную программу филиала.

Кроме того, общество отмечает, что по результатам закупочной процедуры, объявленной извещением от 21.09.2018, 27.11.2018 между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ООО «Арго Строй» заключен договор подряда №259 со сроком исполнения - декабрь 2018. Таким образом, по мнению сетевой организацией, ПАО «МРС Северо-Запада» приняты достаточные меры, направленные на своевременное исполнение договора об осуществлении технологического присоединения, а нарушение срока выполнения работ вызвано действиями подрядчика ООО «Арго Строй», который длительное время осуществлял согласование с КУ РК «Управтодор РК» проектную документацию по пересечению автомобильной дороги «Подъезд к д. Юргелица Пряжинского района» трассой линии электропередачи.

Относительно нарушения сетевой организацией абзаца 1 пункта 88 Правил технологического присоединения не составление 15.10.2018 Акта о выполнении технических условий ПАО «МРСК Северо-Запада» отмечает, что, поскольку проверка уведомления заявителя о выполнении технических условий была проведена сетевой организацией в установленные Правилами технологического присоединения сроки и заявителю выданы документы от 15.10.2018 об отсутствии замечаний, то и нарушение по мнению Общества является формальным, имеющим признаки малозначительности.

Общество также обращает внимание антимонопольного органа на то, что финансовое положение сетевой организации является тяжелым. В настоящее время на исполнении у сетевой организации одновременно находится 1425 договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств льготной категории заявителей.

Помимо изложенного ПАО «МРСК Северо-Запада» просит при назначении административного наказания учесть, что деятельность общества имеет важное значение для Республики Карелия и всего Северо-Западного федерального округа: компанией осуществляется реализация инвестиционных проектов согласно утвержденной Правительством программе по развитию электроэнергетического комплекса республики и округа, строительству, реконструкции, ремонту энергообъектов, технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям.

С учетом изложенного, ПАО «МРСК Северо-Запада» полагает, что назначение административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ без учета положений статьи 4.1. КоАП РФ ухудшит сложное финансовое положение сетевой организации, а также будет являться неадекватным характеру и степени общественной опасности вменяемого правонарушения, которое касается одного физического лица, влечет избыточное ограничение прав сетевой организации и носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Относительно вышеуказанных пояснений ПАО «МРСК Северо-Запада» необходимо отметить, что доводы общества относительно срока выполнения мероприятий по договору №34-00381П/18 и отсутствия вины сетевой организации в нарушении срока технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям по договору №34-00382П/18 не принимаются по выше изложенным основаниям.

В части формальности нарушения по факту не составления акта о выполнении технических условий, необходимо отметить, что Правилами технологического присоединения четко регламентирован порядок, сроки и перечень документов, составляемых сетевой организацией по результатам осмотра выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителем, таким документом является акт о выполнении технических условий, составление в рассматриваемом случае иных документов указанным нормативным правовым документом не предусмотрено. Соответственно утверждать о надлежащем исполнении сетевой организацией обязанностей в этой части основания отсутствуют.

Кроме того, необходимо отметить, что общество не представило доказательств того, что размер штрафа назначаемый в рамках санкции установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – Республика Карелия, Пряжинский район, <>.

            Время совершения административного правонарушения – 16.10.2018, 12.10.2018, 12.04.2019.

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

При этом пунктом 3.2. части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).

Вместе с тем должностное лицо Карельского УФАС России, оценив действия/бездействие ПАО «МРСК Северо-Запада» в рассматриваемой ситуации, учитывая неоднократное привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в том числе с наложением штрафа в размере  половины минимального штрафа, в связи отсутствием смягчающих вину обстоятельств, в частности не прекращением административного правонарушения до рассмотрения дела (технологическое присоединение по одному из заключенных договоров не осуществлено) не находит оснований для снижение административного штрафа до половины минимального  размера.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовали следующие причины и условия: пренебрежительное отношение ПАО «МРСК Северо-Запада» к своей публично – правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения (в части соблюдения порядка и сроков, установленных Правилами технологического присоединения), в том числе путем  непринятия своевременных мер по финансированию мероприятий, необходимых для технологического присоединения объекта заявителя в установленный законодательством и договором срок, а также организации всех необходимых мероприятий для своевременного технологического подключения объекта заявителя (проведение закупочных мероприятий, проведения необходимых согласований, подготовки технического задания и т.п.).

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России ***

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

          1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

          

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

             Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-2/2019).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны