Решение №04-40/37-2023 РЕШЕНИЕ по делу № 010/01/18.1-543/2023 от 14 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 010/01/18.1-543/2023

04-40/37-2023

 

Заказчик:

АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА»

 

Заявитель:

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»

 

 

Оператор электронной площадки:

РТС-тендер

ko@rts-tender.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 010/01/18.1-543/2023

 

г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «11» сентября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено «14» сентября 2023 года                   

                                                                                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:

 

***,

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Глобалс Аудит» (вх. от 24.08.2023 № 4926-ЭП/23, № 4927-ЭП/23) на действия Заказчика – АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА» при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на предоставление услуг по проведению финансового аудита (извещение № 0406200000423000001),

 

при участии в режиме видео-конференц-связи представителей:

Заказчика - АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА»;

Заявителя – ООО «Глобалс Аудит»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России 24.08.2023 поступила жалоба ООО «Глобалс Аудит» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на предоставление услуг по проведению финансового аудита (далее – конкурс).

Исходя из доводов жалобы Заявителя, в проекте контракта в части описания объекта закупки (приложение №1 к проекту контракта, Техническое задание) Заказчик установил противоречивые дополнительные условия оказания услуг: обеспечить присутствие специалистов Исполнителя  (аудитор с единым аттестатом) по месту оказания услуг – в месте фактического нахождения Заказчика (Республика Карелия, Олонецкий район, д.Мегрега, пер. Школьный, д.3) в объеме выполняемых аудиторской организацией работ при проведении аудита не менее 360 человеко-часов работы специалистов аудиторской организации на срок оказания услуг. При этом способ фиксации человеко-часов Заказчиком не отражен в Техническом задании.

Такая двойная, по мнению Заявителя, трактовка существенных условий контракта (объем трудозатрат в размере 360 человеко-часов) противоречит предмету закупки, нарушает положения статьи 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) и права Аудитора.

ООО «Глобалс Аудит» считает, что установленное Заказчиком дополнительное требование повлияло на результат проведения конкурса, привело к нарушению прав Заявителя как участника конкурса и прав неограниченного круга его участников.

В связи с изложенным Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу в соответствии с пунктом 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, признать обоснованными существенные нарушения прав подателя жалобы как участника конкурса, обязать организатора конкурса устранить нарушения.

Заказчик в своих письменных пояснениях (вх. от 04.09.2023 №5105-ЭП/23) с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.

Рассмотрение жалобы назначено на 14 часов 00 минут 04.09.2023 в режиме видео-конференц-связи, состоялось в указанное время.

Для дополнительного изучения материалов дела Комиссия Карельского УФАС России объявила перерыв для вынесения решения по жалобе до 15 часов 30 минут 11.09.2023, после перерыва заседание продолжилось в прежнем составе Комиссии, при участии представителя Заказчика.

Относительно рассматриваемой закупки Комиссией Карельского УФАС России установлены следующие сведения:

- извещение о проведении закупки № 0406200000423000001 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 08.08.2023;

- адрес электронной площадки – http://www.rts-tender.ru;

-наименование объекта закупки - услуги по проведению финансового аудита;

- способ закупки - открытый конкурс в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно части 4 статьи 5 Закона №307-ФЗ;

- Заказчик – акционерное общество «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА»;

- начальная (максимальная) цена контракта - 780 000,00 рублей;

- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2023 №ИЭОК1 на участие в конкурсе подано 4 (четыре) заявки, все заявки соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Победителем конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки 114758445, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки, предложение о цене контракта 189 000,00 рублей.

Изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, заслушав доводы представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 5 Закона №307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Так, закупка проводилась на основании части 4 статьи 5 Закона №307-ФЗ в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

При этом, согласно разъяснениям, изложенным в совместном письме Минфина России от 24.01.2018 № 24-04-06/3691 и ФАС России № РП/4072/18, о позиции указанных органов власти по вопросам применения Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ).   

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 

Согласно требованиям части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона №307-ФЗ при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги.

 

В отношении указанных в жалобе доводов Комиссией Карельского УФАС России установлено, что согласно пункту 1.1 проекта контракта, размещенного в ЕИС 29.08.2023,        Исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать Заказчику услуги по проведению ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023-2025 годы (далее – услуги), а Заказчик обязуется создать Исполнителю необходимые условия для оказания услуг и оплатить услуги в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности проводится в несколько этапов. Результатом является Отчёт аудитора аудируемому лицу за проаудированный период и Аудиторское заключение.

В силу подпунктов «а», «д» пункта 1.2 проекта контракта выполнение Аудитором обязательств, указанных в пункте 1.1 настоящего Контракта, производится в строгом соответствии с Законом № 307-ФЗ и Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение № 1 к Контракту).

Пунктами 1.4, 1.5 проекта контракта, а также пунктом 3 Технического задания (приложение №1 к проекту контракта) определены место оказания услуг: по месту нахождения АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА»: Республика Карелия, Олонецкий район, д.Мегрега, пер. Школьный, д. 3; сроки оказания услуг: Аудиторская проверка проводится в несколько этапов, в соответствии с календарным планом (Приложение № 4 к Контракту). 

Пунктом 5 Технического задания установлены дополнительные условия оказания услуг: обеспечить присутствие специалистов Исполнителя (аудитор с единым аттестатом) по месту оказания услуг – в месте фактического нахождения Заказчика (Республика Карелия, Олонецкий район, д. Мегрега, пер. Школьный, д.3) в объеме выполняемых аудиторской организацией работ при проведении аудита не менее 360 человеко-часов работы специалистов аудиторской организации на срок оказания услуг.

В своих возражениях на жалобу и на заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование о минимально необходимом количестве времени нахождения специалиста Исполнителя на территории Заказчика установлено как дополнительное условие оказания услуг, обусловлено исключительно потребностью Заказчика в получении качественного результата оказания услуг, спецификой производственно-хозяйственной деятельности АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА» и не противоречит нормам законодательства об аудиторской деятельности.

При оценке доводов подателя жалобы и АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА» Комиссия Карельского УФАС России принимает как обоснованный довод Заявителя о том, что условия оказания услуг об обязательном присутствии Аудитора по месту оказания услуг в объеме не менее 360 человеко-часов ограничивает право аудитора на самостоятельное определение форм и методов оказания услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, закрепленное в пункте 1 части 1 статьи 13 Закона №307-ФЗ.

 Аудиторская проверка по смыслу положений международных стандартов аудита не ограничивается одним только нахождением аудиторов на предприятии Заказчика, а включает в себя иные этапы работы аудиторов, в том числе и вне пределов местонахождения Заказчика.

Требования Закона №307-ФЗ и стандарты аудиторской деятельности не содержат ограничений по месту проведения аудиторской проверки. Аудитору при аудиторской проверки необходимо соблюсти все аудиторские процедуры, некоторые из которых очевидно требуют выезда на территорию заказчика, а некоторые могут быть проведены на территории исполнителя.

Из условий контракта следует, что Заказчик не ведет часов нахождения Аудитора на территории предприятия, в связи с чем такое условие не имеет самостоятельного значения в отрыве от итогового результата проверки.

Следовательно, установление необоснованных требований, не предусмотренных Законом №307-ФЗ и международными стандартами аудита, привело к нарушению Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 1 части 1 статьи 13 Закона №307-ФЗ.

Вместе с тем, как было указано ранее, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2023 №ИЭОК1 на участие в конкурсе подано 4 (четыре) заявки, все заявки соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. ООО «Глобалс Аудит» также подало заявку на участие в конкурсе, которой по результатам оценки заявок участников присвоен второй порядковый номер.

Более того, исходя из Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение №2 к извещению), подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

В рассматриваемом случае предложение Заявителя содержало согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением о закупке и приложениями к нему. Жалобы на положения извещения ООО «Глобалс Аудит» не подавало, запросов на разъяснения положений документации о закупки в адрес Заказчика не направляло. Таким образом, права Заявителя как участника конкурса и права неограниченного круга его участников не нарушены.

При изложенных обстоятельствах с целью устранения нарушения Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Комиссия считает необходимым выдать АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА» предписание об исключении из условий проекта контракта рассматриваемого требования на стадии подписания контракта с победителем закупки, с учетом позиции, изложенной в решении.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

                                                        РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Глобалс Аудит» (вх. от 24.08.2023 № 4926-ЭП/23, от 24.08.2023 № 4927-ЭП/23) на действия Заказчика – АО «ПЛЕМСОВХОЗ «МЕГРЕГА» при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на предоставление услуг по проведению финансового аудита (извещение №0406200000423000001) обоснованной.
  2. В действиях комиссии Заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 1 части 1 статьи 13 Закона №307-ФЗ.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела по жалобе ООО «Глобалс Аудит» должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение трех месяцев со дня его вынесения

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны