Постановление №010/04/9.21-531/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-531/20... от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литер А, пом. 16Н, Санкт-Петербург, 196247

post@mrsksevzap.ru

 

Карельский филиал

ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

karelia@rosseti-sz.ru

 

К

<>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-531/2022

об административном правонарушении

 

03 ноября 2022 года                                                                                                г. Петрозаводск

 

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России, рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-531/20222, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (до 23.06.2021 - ПАО «МРСК Северо-Запада»; ОГРН - 1047855175785; ИНН - 7802312751; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г.Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее - ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» - Н Е С (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; доверенность 15.06.2022 №113-22, копия в деле),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 28.07.2022 с письмом Прокуратуры Республики Карелия от 21.07.2022 №7-806-2022/20860001/Нр560-22 (вх. №3696) поступило  заявление депутата Законодательного собрания Республики Карелия Ф. А.С., основанием для которого послужило обращение  К с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении ПАО «Россети Северо-Запад» от выполнения обязательств по заключенному с ней договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, <>.

Из обращения следует, что на основании заявки на технологическое присоединение объекта К ПАО «Россети Северо-Запад» направило в ее адрес типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия от 11.08.2021 №СПБ80-19462С/21-001 (далее – ТУ) и счет для внесения платы за технологическое присоединение, который необходимо было оплатить в течение 5 рабочих дней.

Согласно пункту 13 ТУ заявленный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов заявительницы составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Из приложенного к заявлению ответа ПАО «Россети Северо-Запад» от 04.03.2022 №МР2/3-50/135-10/511, адресованного депутату Законодательного Собрания Республики Карелия, на его запрос от 15.02.2022 №2/477 «Об исполнении обязательств по договору от 02.09.2021 №19462С» следует, что договор с заявительницей заключен 02.09.2021.

С учетом изложенного срок исполнения сетевой организацией обязательств по рассматриваемому договору истек 02.03.2022.

Согласно ТУ максимальная мощность присоединяемых электроустановок 15кВт, основной источник питания: ВЛ-0,4 кВ проектируемая (К) от ТП-10/0,4 проектируемая (ПС 35кВ Элисенваара (ПС8С) 35/10кВ), класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ; точка подключения: контактные соединения проводов на опоре ВЛ-0,4кВ проектируемой (К) от ТП-10/0,4 проектируемая для подключения ЗУ ЗУ10:12:0030901:3.

Сетевая организация в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы, осуществляет:

- строительство ЛЭП 10 кВ от ближайшей опоры существующей ЛЭП-10кВ Л-08с-08 до вновь устанавливаемой ТП -10/0,4 кВ;

- монтаж ТП 10/0,4 кВ вблизи земельного участка заявительницы;

- строительство ЛЭП 0,4 кВ от проектируемой ТП -10/0,4кВ до границы земельного участка заявительницы;

- допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии;

- обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический приме (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

В свою очередь заявительнице, согласно ТУ, необходимо:

- приобрести и смонтировать энергопринимающие установки (ВРУ, сборный электрический щит и т.п.), в соответствии с действующим ПУЭ и другими НТД на объекте заявительницы;

- при необходимости выполнить строительство ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок;

- при необходимости осуществить установку дополнительных опор в пределах границ участка заявительницы.

Здесь следует также отметить, что в вышеобозначенном письме ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что для выполнения принятых на себя обязательства по договору сформирован инвестиционный проект «Строительство ВЛ-10кВ от Л-08С-08 с установкой ТП-10/0,4кВ строительством ВЛ-0,4 кВ в п. Таустамяки Лахденпохского района (технологическое присоединение К № СПБ80-19462С/21-001 от 02.09.2021). Для целей его реализации сетевой организации инициированы мероприятия по проведению торгово-закупочных процедур по выбору подрядной организации на выполнение землеустроительных, проектных и строительно-монтажных работ.

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» отметило, что плановая стоимость реализации инвестиционного проекта -1628,67 руб., а плановый срок реализации мероприятий по технологическом присоединению энергопринимающих устройств заявительницы - декабрь 2022 года.

Таким образом, из заявления следовало, что по состоянию на 19.07.2022 работы по договору со стороны сетевой организации не начинались и соответственно даже в обозначенный обществом срок (декабрь 2022 года) не будут выполнены.

С учетом изложенного, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия от имени заявительницы просит провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями).

В силу пункта 16 Правил технологического присоединения договор технологического присоединения должен содержать, в том числе существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 данных правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (абзац восьмой подпункта «б»).

Заявительница относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физическое лицо, подавшее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь, на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 13.09.2021 по делу №010/04/9.21-479/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 13.09.2021 по делу №010/04/9.21-503/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 14.09.2021 по делу №010/04/9.21-482/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 16.09.2021 по делу №010/04/9.21-461/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.09.2021 по делу №010/04/9.21-522/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 07.10.2021 по делу №010/04/9.21-556/2021 – штраф 300 000 рублей постановление от 12.10.2021 по делу №010/04/9.21-547/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 25.11.2021 по делу №010/04/9.21-646/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.11.2021 по делу №010/04/9.21-586/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 10.12.2021 по делу №010/04/9.21-605/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 14.12.2021 по делу №010/04/9.21-657/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12.12.2021 по делу №010/04/9.21-650/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.12.2021 по делу №010/04/9.21-730/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.12.2021 по делу №010/04/9.21-731/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12.01.2022 по делу №010/04/9.21-818/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 13.01.2022 по делу №010/04/9.21-680/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 31.01.2022 по делу №010/04/9.21-797/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 02.02.2022 по делу №010/04/9.21-841/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 04.02.2022 по делу №010/04/9.21-829/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 04.02.2022 по делу №010/04/9.21-839/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 22.02.2022 по делу №010/04/9.21-798/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 02.02.2022 по делу №010/04/9.21-841/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 04.03.2022 по делу №010/04/9.21-34/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 09.03.2022 по делу №010/04/9.21-37/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 11.03.2022 по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 28.03.2022 по делу №010/04/9.21-106/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.03.2022 по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19.04.2022 по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29.04.2022 по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 06.05.2022 по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей)   в связи с чем в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного по результатам рассмотрения заявления определением от 19.08.2022 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-531/2022 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшей привлечена К, составление протокола назначено на 15 часов 00 минут 19.09.2022.

Во исполнение указанного определения ПАО «Россети Северо-Запад» с письмом от 24.08.2022 №МР2/3/119-06/7182 (вх. от 30.08.2022 №4172) представило запрашиваемые документы (копию заявки К и приложенные к ней документы, копии типовых условий договора, технических условий от 11.08.2021 №СПБ80-19462С/21-001 к договору на осуществление технологического присоединения, счета, копию переписки сетевой организации с К и администрацией Элесенваарского сельского поселения, в том числе по вопросу технологического присоединения объекта заявительницы, скриншоты с личного кабинета потребителя).

По существу вменяемого правонарушения общество пояснило, что 05.08.2021 на портале в личном кабинете зарегистрирована заявка К за №2398072 на технологическое присоединение в связи с увеличением максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств - <> Лахденпохского района, 186720, по одному источнику электроснабжения с увеличением максимальной мощности до 15кВт (ранее существующая 5кВ), при напряжении 0,4кВ (существующее 0,22) по III категории надежности.

06.08.2021 в личном кабинете на портале сетевой организации (исх. №МР2/3- 50/135-10/1980) размещен запрос о необходимости предоставления в адрес производственного отделения Западно-Карельские электрические сети или на электронный адрес sckrzkes@karelenergo.ru недостающих сведений и документов в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного запроса, а именно: копию документа, подтверждающего право собственности на земельный участок с кад.№10:12:0030901:3; копию документа удостоверяющего личность (разворот паспорта с отметкой о регистрации); перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.

10.08.2021 посредством электронной почты испрашиваемые сведения и документы предоставлены заявительницей.

02.09.2021 заявительница оплатила счет от 11.08.2021 №СПБ80-19462С/21-001 на сумму 550,00 руб.

При этом общество отмечает, что поскольку прибор учета 23.11.2021 был допущен в эксплуатацию, выполнение мероприятий по ТУ со стороны заявительницы не требуется.

Для выполнения принятых на себя обязательств по договору от 02.09.2021 №СПБ80-19462С/21 обществом сформирован инвестиционный проект: «Строительство ВЛ-10кВ от Л-08С-08 с установкой ТП-10/0,4кВ, строительством ВЛ-0,4кВ в п.Таустамяки Лахденпохского района (технологическое присоединение К №СПБ80-19462С/21 от 02.09.2021)». Для целей реализации инвестиционного проекта инициированы мероприятия по проведению торгово- закупочных процедур по выбору подрядной организации на выполнение землеустроительных, проектных и строительно-монтажных работ.

Из пояснений общества следует, что в рамках реализации инвестиционного проекта проработаны и утверждены технические решения для последующего выполнения проектирования и строительно-монтажных работ, проработана территория на предмет оптимального размещения линейных объектов для целей последующего оформления землеустроительной и правоустанавливающей документации. Мероприятия, подлежащие выполнению со стороны сетевой организации: строительство отпайки от ВЛ-10кВ, протяженностью 0,33км, по землям лесного фонда, строительство ТП-10/0,4 (МТП- 25/10/0,4кВ), строительство ВЛИ-0,4кВ, протяженностью 0,02км.

Однако, изучив предоставленные документы и пояснения сетевой организации, не представлялось возможным оценить оперативность и надлежащее качество выполняемых ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятий, поскольку в пояснениях  отсутствовала конкретизация принимаемых обществом мер (отсутствуют даты разработки, утверждения технических решений, технического задания, инвестиционного проекта, внесения последнего в инвестиционную программу; копия переписки с Министерством экологии и природных  ресурсов Республики Карелия или указание иных мер принимаемых филиалом по согласованию вопросов землеустроительства, с приложением подтверждающих документов и т.п.), а соответственно, отсутствовала возможность установить дату начала принятия сетевой организацией мер по реализации возложенных обязательств по договору, заключенному с К

В свою очередь К в соответствии с определением также надлежало в трехдневный срок со дня его получения представить в адрес Карельского УФАС России ряд пояснений, сведений, документов, однако запрошенная информация от заявительницы не поступила.

С учетом изложенного руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ определением от 19.09.2022 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-531/2022» срок проведения расследования был продлен до 19.10.2022, составление протокола назначено на 17.10.2022 в 15 часов 30 минут.

Во исполнение указанного определения ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 26.09.2022 №МР2/3/119-06/8106 сообщило, что документы, подтверждающие ранее осуществленное технологическое присоединение объекта заявительницы, отсутствуют, поскольку дом заявительницы 1942 года постройки (согласно представленному свидетельству) и подключение к электрическим сетям осуществлялось до вступления в силу Правил технологического присоединения. Сетевая организация располагает только сведениями о номере лицевого счета потребителя.

Кроме того, из пояснений сетевой организации следует, что инвестиционный проект (с техническими решениями) сформирован обществом 10.09.2021. Техническое задание для организации торгово-закупочных процедур было утверждено директором производственного отделения Западно-Карельские электрические сети 05.03.2022. Однако, в связи со сложной экономической и политической ситуацией в данный период (объявление СВО 24.02.2022), необходимостью экономии средств инвестиционной программы филиала для решения приоритетных задач, проведение торгово-закупочных процедур для реализации инвестиционного проекта «Строительство ВЛ-10кВ от Л-08С-08 с установкой ТП-10/0,4кВ, строительством ВЛ-0,4кВ в п. Таустамяки Лахденпохского района (технологическое присоединение К №СПБ80-19462С/21 от 02.09.2021)» было отложено. В настоящее время рассмотрение вопроса проведения торгово-закупочных процедур возобновлено, документы находятся на рассмотрении Центральной конкурсной комиссии Общества.

На основании изложенного можно констатировать, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 02.03.2022, при этом с момента заключения договора (02.09.2021) в течение срока, установленного договором (6 месяцев) сетевая организация только сформировала инвестиционный проект. Техническое задание было утверждено уже за пределами установленного договором и Правилами технологического присоединения срока (05.03.2022), а торгово-закупочные процедуры, начатые для выполнения мероприятий по договору с заявительницей в феврале 2022 года, приостановлены и не возобновлены по настоящее время.

Таким образом, установлен факт неисполнения в установленный Правилами технологического присоединения срок (не позднее 02.03.2022) обязательств по договору, заключенному между сетевой организацией и заявительницей, что является нарушением подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и не отрицается обществом, что свидетельствует о наличии в действиях общества нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

17.10.2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 20.10.2022 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-531/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 03.11.2022 в 15 часов 30 минут.

В письме от 03.11.2022 № МР 2/3/119-06/9402 (вх. от 03.11.2022 №164-ЭП/22) ПАО «Россети Северо-Запад» дополнительно сообщило, что в настоящее время Карельским филиалом проводятся корпоративные процедуры, обеспечивающие проведение закупки.

По информации сетевой организации осложняющим фактором выполнения в установленный срок мероприятий по договору с заявительницей послужила необходимость строительства линии электропередачи по землям лесного фонда

Так, в целях выполнения требований Министерства экологии и природных ресурсов Республики Карелия до начала строительства линейных объектов необходимо формирование и получение лесного участка на праве аренды. Такая необходимость заключения договоров аренды вместо получения разрешений для использования лесных участков, отражается и на общих сроках реализации технологического присоединения, и на стоимости инвестиционных проектов.

Из представленных пояснений ПАО «Россети Северо-Запад» и документов следует, что в соответствии с техническим заданием по реализации инвестиционного проекта К, утвержденным для проведения закупочных процедур срок проведения проектно-изыскательских (в состав которых входят землеустроительные) работ составляет 5 месяцев, срок проведения строительно-монтажных работ – 1 месяц с даты утверждения проектно-сметной документации.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что договор с К относится к категории льготных и стоимость его реализации для сетевой организации в 2961 раз превышает плату, внесенную заявителем.

Значительная стоимость строительства, существенная дефицитность договора, а также наличие единственного заявителя в инвестиционном проекте, отразилась на сроках выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Так, по информации сетевой организации, на 01.09.2022 в Карельском филиале находилось на исполнении 1908 договоров на осуществление льготного технологического присоединения (дефицитные договоры), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относится договор с заявителем. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

Деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется сетевой организацией в тяжелых финансово-экономических условиях на фоне общегосударственного спада экономики обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации. При этом общество отмечает, что значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, ухудшают финансовое положение сетевой организации и ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Руководствуясь изложенным, ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствует о снижении размера административного штрафа на основании положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя сетевой организации, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного расследования документы и сведения свидетельствует о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» сроков осуществления технологического присоединения объекта заявительницы к электрическим сетям, а, следовательно, и требований Правил технологического присоединения.

При этом материалами дела подтверждается факт наличия электроснабжения на объекте заявительницы (ранее осуществлено технологическое подключение объекта), а также факт принятия мер сетевой организацией по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта заявительницы к электрическим сетям с целью увеличения мощности.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – п.Таустамяки, Лахденпохский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 03.03.2022.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего вину обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф, антимонопольный орган принимает во внимание принимаемые сетевой организацией меры для исполнения обязательств по договору с заявительницей, а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовало: пренебрежительное отношение ПАО «Россети Северо-Запад» к своей публично – правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения (в части соблюдения порядка, установленного Правилами технологического присоединения), при работе с договорами, заключенными с физическими лицами об осуществлении технологического присоединения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, заместитель руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.
  2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

         

  Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-531/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны