Постановление №010/04/9.21-671/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-671/20... от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

<...>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-671/2022

об административном правонарушении

 

12 января 2023 года                                                                                              г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-671/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя <...> (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 17 ноября 2022 года №1 приобщена к материалам дела), в отсутствие представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 21 сентября 2022 года поступило заявление <...> (вх. №4496) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению её энергопринимающих устройств в размере, превышающем действующие на момент подачи соответствующей заявки тарифы.

Из приложенных к заявлению документов следует, что 28 июня 2022 года посредством почтового отправления <...> направила в адрес сетевой организации заявку на технологическое присоединение земельного участка с кадастровым номером , расположенного в районе <...>. Вместе с тем поскольку указанная заявка была получена АО «ПСК» 11 июля 2022 года (вх. №29237), общество выставило <...> счет за технологическое присоединение принадлежащего ей земельного участка в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.

Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22 (далее-технические условия) АО «ПСК» принимает на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы, а именно жилого дома, расположенного в районе г. (участок №, кадастровый номер земельного участка). Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявительницы составляет 15 кВт, категория надежности – 3; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ; точка присоединения: опора №29 ВЛИ-0,4 кВ ф.4 от ТП-542.

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

мероприятия по организации расчетного учета электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов;

 обеспечение возможности действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявительницы электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявительница осуществляет:

мероприятия по проектированию;

выполнение необходимых требований к схеме приема электрической энергии (на границе балансовой принадлежности обеспечить готовность энергопринимающих устройств, позволяющих действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами электрической энергии (мощности);

выполнение необходимых требований к электроустановке (заземление и защиту от перенапряжений выполнить согласно требования нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок);

выполнение необходимых требований к схеме расчетного учета электрической энергии (не требуется);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявительницы осуществить фактическое присоединение объектов заявительницы к электрическим сетям   и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявительницы электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам).

Размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелии «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» (далее - Постановление №188) и согласно выставленному счету составляет 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.

Счет необходимо оплатить в течение 5 рабочих дней, в противном случае АО «ПСК» аннулирует поданную заявку на технологическое присоединение.

Из письма Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 16 сентября 2022 года №2952/12-05/КЦТ-и следует, что АО «ПСК» счет за технологическое присоединение принадлежащего К В.А. земельного участка в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей выставлен исходя из стоимости мероприятий с учетом изменений, внесенных в Правила технологического присоединения с 01 июля 2022 года и включает в себя стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанную с применением стандартизированных тарифных ставок, а также стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанную с применением льготной ставки в размере 3000 руб. (с НДС) за 1 кВт.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент подачи <...> заявки) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе размер платы за технологическое присоединение

При этом пунктом 17 Правил технологического присоединения, в редакции действовавшей на момент подачи <...> заявки на технологическое присоединение (28 июня 2022 года), предусмотрено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В Правила технологического присоединения (ред. 30 июня 2022 года) в связи с вступлением с 01 июля 2022 года в силу изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 года №1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения. Данные изменения распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, возникшие на основании заявок, поданных после 01 июля 2022 года.

Указанными изменениями существенно изменяется размер платы за технологическое присоединение.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение в одностороннем порядке после подписания сторонами договора не предусмотрена.

В свою очередь пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

В понимании Правил технологического присоединения <...> относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявительницей документов и сведений определением от 17 октября 2022 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшей к участию в деле привлечена <...>; составление и подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 17 ноября 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку <...> с указанием даты поступления и даты регистрации;

- письменные объяснения о причинах не исполнения обязанности, установленной абзацем 7 пункта 105 Правил технологического присоединения (произвести регистрацию личного кабинета потребителя и сообщить заявительнице порядок доступа к нему), со ссылками на нормативные документы, либо документы, подтверждающие исполнение данной обязанности (в случае отсутствия у заявительницы личного кабинета);

- договор и технические условия к нему с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявительницы (размещения в личном кабинете) с указанием соответствующей даты размещения в личном кабинете заявительницы;

-  всю имеющуюся переписку сетевой организации с <...> по вопросу заключения договора и установления платы за технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств в размере 45 000 рублей;

-письменные пояснения и правовые основания установления <...> платы за технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств в размере 45 000 рублей;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> со ссылками на нормативные акты и указанием даты редакции, в соответствии с которыми таковой произведен;

- расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...> по правилам, действующим до 01 июля 2022 года;

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

В письме от 25 октября 2022 года №1 (вх. от 27 октября 2022 года №5131) <...> сообщила, что, являясь собственником 1/5 доли земельного участка с кадастровым, 28 июня 2022 года посредством почтового отправления направила в адрес сетевой организацию заявку на технологическое присоединения земельного участка с кадастровым номером, расположенного в районе, которая прибыла в место вручения 29 июня 2022 года, но получена АО «ПСК» 11 июля 2022 года.

14 июля 2022 года (исх. №12886) АО «ПСК» направило в адрес <...>  заказным письмом уведомление об отсутствии необходимых сведений и документов, а именно документов, свидетельствующих об отсутствии возражений всех участников общей долевой собственности на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации и удостоверяющих личность соответствующих лиц.

12 августа 2022 года в адрес сетевой организации <...> почтовым отправлением направила недостающие сведения, которые были получены АО «ПСК» 15 августа 2022 года, в связи с чем 29 августа 2022 года АО «ПСК» разместило в личном кабинете заявительницы проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22, технические условия и счет на оплату на сумму 45 000 рублей.

При этом заявительница отмечает, что доступ в личный кабинет сетевая организация обеспечила ей 30 августа 2022 года.

Письмом от 02 сентября 2022 года №1 <...> посредством личного кабинета, а также почтового отправления направила в адрес сетевой организации протокол разногласий к договору №ПРО512-22 (письмо АО «ПСК» получило 06 сентября 2022 года).

18 октября 2022 года <...> получила подписанный со стороны сетевой организации протокол разногласий к договору №ПРО512-22, согласно которому пункт 3.1 договора был изменен и изложен в следующей редакции: «Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением №188 и составляет 550 рублей». 

<...> посчитала, что стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, в связи с чем 18 октября 2022 года ей внесена плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

Письмом от 11 ноября 2022 года №20830 (вх. от 14 ноября 2022 года №389-ЭП/22) АО «ПСК» предоставило часть запрашиваемых пояснений, согласно которым размер платы по договору с заявительницей был определен на основании Постановления №188, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанной с применением льготной ставки в размере 3 000 руб. (с НДС) за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая устанавливается в отношении совокупности таких мероприятий.

Вместе с тем, по мнению общества, дата отправки заявки почтовым отправлением не может считаться датой ее поступления в сетевую организации. Заявка <...> поступила в адрес сетевой организации 11 июля 2022 года.

17 ноября 2022 года в присутствии <...> и ее представителя <...>, в отсутствие представителя АО «ПСК» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 21 ноября 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-671/2022», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 05 декабря 2022 года в 16 часов 00 минут.

Непосредственно на рассмотрении дела представитель АО «ПСК» <...> заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов и сведений. <...> также сообщила, что не смотря на наличие подписанного протокола разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22 от 02 сентября 2022 года (далее – Протокол разногласий) АО «ПСК» не согласно со стоимостью услуг за технологическое присоединение <...> в размере 550 рублей, указав при этом на наличие протокола урегулирования разногласий.

В свою очередь <...> и ее представитель сообщили об отсутствии каких-либо сведений о наличии разногласий к Протоколу. После его подписания <...> было оплачено 550 рублей за услуги по технологическому присоединению.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, и необходимостью получения дополнительных сведений и документов в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, определением от 05 декабря 2022 года «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-671/2022 и продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения дела был продлен до 12 января 2023 года включительно; настоящее дело было назначено к рассмотрению на 12 января 2023 года в 16 часов 00 минут. В соответствии с определением АО «ПСК» надлежало предоставить в адрес Карельского УФАС России следующие документы и сведения:

- письменные пояснения с приложением надлежащим образом заверенных копий документов по существу вменяемого правонарушения, включая сведения о перерасчете (отказа от перерасчета) платы за технологическое присоединение с 45 000 рублей на 550 рублей;

- копию протокола разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22 от 02 сентября 2022 года;

- копию протокола урегулирования разногласий с указанием причин неуказания о наличии такого непосредственно в подписанном между <...> и АО «ПСК» протоколе разногласий от 02 сентября 2022 года;

- доказательства вручения копии протокола урегулирования разногласий <...>;

- любые иные сведения, пояснения необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения (за исключением ранее представленных).

Письмом от 05 декабря 2022 года №1 (вх. от 06 декабря 2022 года №1005-ЭП/22) <...> ходатайствовала о приобщении к материалам настоящего дела дополнительных документов, а именно скан-копий личного кабинета заявительницы, подтверждающих отсутствие размещения со стороны АО «ПСК» каких-либо документов помимо условий типового договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.

 В свою очередь АО «ПСК» письмом от 20 декабря 2022 года №23439 (вх. №1434-ЭП/22) пояснило, что довод <...> относительно получения ей 18 октября 2022 года только Протокола разногласий от 02 сентября 2022 года в одном экземпляре на двух листах и произведенная оплата по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22 в размере 550 рублей несостоятелен.

05 сентября 2022 года от <...> в адрес АО «ПСК» поступил Протокол разногласий от 02 сентября 2022 года (вх. №37868), в связи с чем 16 сентября 2022 года общество направило в адрес заявительницы письмо исх. №17109 (на 1 листе формата А4) с обоснованием отсутствия необходимости внесения изменений в плату за технологическое присоединение по заключенному с ней договору, приложив следующие документы:

- протокол урегулирования разногласий к Протоколу разногласий от 02 сентября 2022 года (в двух экземлярах, на 4 листах формата А4);

- Протокол разногласий (1 экземпляр, на 2 листах формата А4).

Вышеуказанные документы (на 7 листах формата А4) были направлены в адрес <...>  заказным письмом с простым уведомлением, что подтверждается уведомлением о вручении письма исх. №17109. Письмо вручено заявительнице под подпись лично 18 октября 2022 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80096376099034.

При этом сетевая организация полагает, что состав направленного в адрес <...> письма исх. от 16 сентября 2022 года №17109 подтверждается следующим:

- указанием непосредственно в самом тексте письма приложений, а именно: «Приложение: - протокол разногласий к условиям типового договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22 – 1 экз.; - протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий к условиям типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22 – 2 экз.»;

- наименованием карточки исходящего документа (исх. №17109 от 16 сентября 2022 года) и в 1С Документооборота АО «ПСК» - «О направлении ПУР к ПР к ДТП «ПРО512-22»;

- копией отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80096376099034, с указанием веса отправленного письма 45 г.;

- копией списка внутренних почтовых отправлений от 16 сентября 2022 года №199, который указывает на ФИО адресата, способ отправления, сумму платы за пересылку и фактический вес письма.

Так, из позиции 10 списка внутренних почтовых отправлений от 16 сентября 2022 года №199 следует, что заявительнице направлено письмо 45 г., что так же отражено на копии конверта, в котором направлены вышеуказанные документы – «Вес:45 г.».

Согласно информации, размещенной в сети Интернет https://postkonvert.ru/skolko-dolzhen-vesit-konvert/, при весе конверта с вложенными в него листами бумаги формата А4 при средней плотности обычной бумаги – 80г/м2 равному 43 г., конверт содержит 7 листов.

Таким образом, АО «ПСК» отмечает, что 1 лист формата А4 будет весить около 5 г. из расчета (43-7) /7) с учетом веса типа конверта С5. Указанное также подтверждается судебной практикой, например, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2021 года по делу №А55-19345/2020, в котором сделан вывод, что «вес одного листа формата А4 составляет примерно 5 грамм (при средней плотности обычной бумаги – 80 г/м2)».

Учитывая изложенное, по мнению сетевой организации, из списка внутренних почтовых отправлений от 16 сентября 2022 года №199 следует, что вес почтового отправления исх. от 16 сентября 2022 года №17109, направленного АО «ПСК» и полученного <...> составил 45 грамм, в связи с чем заявительница не могла при указанном весе получить только один документ на 2 листах, а именно Протокол разногласий.

Дополнительно в указанном письме сетевая организация отмечает, что в соответствии с ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложения, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Вместе с тем оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).

Статьей 438 ГК РФ предусмотрено, что акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение лицо, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора» (далее – Постановление №49) ответ на оферту, который содержит иные условия, чем в ней предложено, считается новой офертой, если он соответствует предъявляемым к оферте статьей 435 ГК РФ требованиям (статья 443 ГК РФ). Если после получения оферентом акцепта на иных условиях адресат первоначальной оферты предлагает заключить договор на первоначальных условиях, такое предложение также считается новой офертой, если оно отвечает требованиям, предъявляемым к оферте (статьи 435,443 ГК РФ).

В связи с чем по своей юридической природе протокол разногласий (протокол урегулирования разногласий) – это отказ от акцепта в то же время новая оферта, если он отвечает предъявляемым к оферте требованиям (статья 443 ГК РФ, пункт 12 Постановление №49).

Таким образом, АО «ПСК» считает, что протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий не позволяет рассматривать его акцептом и не означает заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ПРО512-22.

Так, вышеуказанные действия сетевой организации представляли собой новую оферту, которая заявителем акцептована не была, так как заявитель не подписал протокол урегулирования разногласий к протоколу разногласий, предложенный АО «ПСК».

И ввиду того, что до настоящего времени подписанный экземпляр протокола урегулирования разногласий к протоколу разногласий в адрес общества не поступал, по мнению АО «ПСК», отсутствуют основания для возникновения между заявителем и обществом договорных отношений, в связи с чем у заявителя не имелось оснований производить оплату в размере 550 рублей.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения <...>, констатирую следующее.

Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» с 01 октября 2017 года по 30 июня 2022 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с абзацем 7 пункта 17 Правил технологического присоединения при осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей.

С учетом нормы пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок, заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств <...> была подана до 01 июля 2022 года. Таким образом, в состав платы за технологическое присоединение по указанной заявке расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, не должны учитываться. В целом технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся составлением уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме согласно приложению № 1(1), которому обязательно предшествуют выполнение обеими сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению. Не оплачивая предложенный к оплате счет за мероприятия по технологическому присоединению, <...> изначально была лишена возможности заключить соответствующий договор и получить доступ к услугам сетевой организации. Вместе с тем собранные в рамках административного расследования документы свидетельствуют о нарушении АО «ПСК» установленного пунктом 19 Правил технологического присоединения запрета на навязывание невыгодных обязательств по оплате стоимости услуг за технологическое присоединение - вопреки тому факту, что заявка <...> была подана 28 июня 2022 года, плата за технологическое присоединение изначально рассчитана по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года.

Более того, имеющимися документами подтверждается фактическое несогласие АО «ПСК» с установлением платы за технологическое присоединения объекта <...> в размере 550 рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д.22, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 29 августа 2022 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение АО «ПСК» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 850 000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-671/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны