Постановление №010/04/9.21-405/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-405/20... от 26 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, пом. 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» 

ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-405/2022

об административном правонарушении

  

26 августа 2022 года                                                                                          г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-405/2022, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16-Н; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания, общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие представителя ПАО «Россети Северо-Запад» и Н., надлежащим образом уведомлённых о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 12 мая 2022 года (вх. №2376) поступило заявление Н. с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Поскольку с заявлением не было представлено документов, подтверждающих изложенные в нем доводы, в целях установления фактических обстоятельств, на основании статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59 -ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пунктов 6.15, 7.20 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года №649/15, Карельским УФАС России в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» был направлен запрос от 18 мая 2022 года №03-02/244/1956 с просьбой предоставить ряд документов и сведений относительно технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

Письмом от 06 июня 2022 года №МР2/3/119-06/4643 (вх. от 07 июня 2022 года №2946) в адрес Карельского УФАС России поступили истребуемые документы и сведения, из которых следует, что 06 апреля 2021 года в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка Н. об осуществлении технологического присоединения земельного участка, расположенного по адресу: д.Вороново, Кондопожский район, Республика Карелия.

В ответ на заявку ПАО «Россети Северо-Запад» 07 апреля 2021 года направило заявителю запрос о предоставлении недостающих документов (исх. от 07 апреля 2021 года № МР2/3-52/135/1732).

09 апреля 2021 года в адрес сетевой организации Н. представлены недостающие сведения, в связи с чем 21 апреля 2021 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №СПБ80-06786П/21, счет и технические условия.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителем 22 апреля 2021 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 22 октября 2021 года.

По информации ПАО «Россети Северо-Запад» во исполнение договора, заключенного с Н., сетевой организации необходимо осуществить строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от ТП-160 протяженностью 0,21 км, установку прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности на проектируемой опоре ВЛ-0,4 кВ с необходимым комплектом монтажа в рамках инвестиционного проекта: «Строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от ТП-160 в д.Большое Вороново, Кондопожского района.

27 декабря 2021 года от Н. получена претензия относительно сроков осуществления технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

В письме от 12 января 2022 года №МР2/3-52/135/95 ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что строительно-монтажные работы по реализации вышеуказанного инвестиционного проекта запланированы на 1 квартал 2022 года.

31 марта 2022 года в личном кабинете заявителя был размещен проект дополнительного соглашения №1 к договору №СПБ80-06786П/21 о продлении срока оказания услуг по осуществлению технологического присоединения до 30 апреля 2022 года, однако, данное соглашение Н. не подписал.

Нарушение сроков осуществления технологического присоединения обусловлено дефицитом средств инвестиционной программы ПАО «Россети Северо-Запад», высокой загруженностью персонала на выполнении работ по капитальному ремонту энергетического комплекса, а также работами по договорам технологического присоединения заявителей с более ранними сроками исполнения, чем договор с заявителем.

Вместе с тем сетевая организация отмечает, что Н. с заявкой на технологическое присоединение был представлен Акт от 14 августа 2018 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ДНТ «Сунские пороги» энергопринимающих устройств Л. (предыдущий собственник) с мощностью 15 кВ. В настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад» дополнительно выясняет обстоятельства данного подключения (в целях соблюдения принципа однократности технологического присоединения).

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения,

 

точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации  на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 6 месяцев.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, обозначенных в пункте 14 Правил технологического присоединения, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и  сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

На основании приказа ФСТ России от 03 августа 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 11 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-50/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 марта 2022 года по делу №010/04/9.21-77/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 19 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-128/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 29 апреля 2022 года по делу №010/04/9.21-103/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-196/2022 – штраф 300 000 рублей; постановление от 12 мая 2022 года по делу №010/04/9.21-203/2022 – штраф 300 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

 

 

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 12 июля 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшего к участию в деле привлечен Н.; составление и подписание протокола запланировано на 14 часов 30 минут 12 августа 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- письменные пояснения относительно выполненных мероприятиях с целью технологического присоединения заявителя;

- копию Акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации (при наличии);

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

В письме от 21 июля 2022 года №МР2/3/119-06 (вх. от 22 июля 2022 года №3601) ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что со стороны сетевой организации мероприятия по договору с Н.  выполнены в полном объеме. Так, 19 июля 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» оформлены и подготовлены для выгрузки в личный кабинет Акт об осуществлении технологического присоединения, Акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

В связи с тем, что при выгрузке актов в личный кабинет заявителя произошли технические сбои в работе портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal), ПАО «Россети Северо-Запад» направило на электронный адрес заявителя вышеуказанные акты. 19 июля 2022 года Н. был приглашен в Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» для получения переносного дисплея для прибора учета.

При этом общество обращает внимание, что после устранения технических проблем в работе портала, Акт об осуществлении технологического присоединения и Акт допуска прибора учета в эксплуатацию будут размещены в личном кабинете заявителя.

12 августа 2022 года в присутствии Н., в отсутствие представителя ПАО «Россети Северо-Запад» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 12 августа 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-405/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 26 августа 2022 года в 11 часов 00 минут.

Вместе с тем Н. отразил в протоколе об административном правонарушении по настоящему делу, что с изменением технических условий от 10 апреля 2021 года №СПБ80-06786П/21-001 на технические условия от 17 июня 2022 года №СПБ80-06786П/21-002 не согласен. Кроме того, заявитель указал, что технологическое присоединение принадлежащего ему объекта ПАО «Россети Северо-Запад» фактически не осуществило, а только установило прибор учета.

Учитывая изложенное, 15 августа 2022 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-405/2022», в соответствии с которым ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить письменные пояснения по факту выдачи Н. технических условий от 17 июня 2022 года №СПБ80-06786П/21-002 (с приложением копий подтверждающих документов, в том числе имеющейся переписки по указанному вопросу).

Письмом от 25 августа 2022 года №МР2/3/119-06/7249 (вх. от 26 августа 2022 года №4113) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку мероприятия по договору с Н. со стороны сетевой организации выполнены, произведен монтаж прибора учета. Так, 19 июля 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» оформлен Акт допуска прибора учета в эксплуатацию №Ю-222728 и размещен в личном кабинете заявителя.

Вместе с тем сетевая организация отмечает, что в соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442) сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Учитывая изложенное, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что прибор учета допущен в эксплуатацию сетевой организацией в рамках исполнения установленной законом обязанности.

01 августа 2022 года Н. при получении переносного дисплея от прибора учета в сетевой организации, в Акт допуска прибора учета в эксплуатацию №Ю-222728 от 19 июля 2022 года внесены комментарии относительно того, что 19 июля 2022 года в деревне Вороново заявитель не был.

Нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Н. обусловлено существенным дефицитом средств инвестиционной программы, высокой загруженностью персонала на выполнение работ по капитальному ремонту энергетического комплекса, а также наличием большого объема обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения, в том числе с более ранними сроками исполнения, чем договор с заявителем.

При этом общество обращает внимание, что по состоянию на 01 июля 2022 года в Карельском филиале ПАО «Россети Северо-Запад» находилось на исполнении 1690 договоров на осуществление льготного технологического присоединения: физические лица до 15 кВт (далее - ЛТП), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относится договор с Н. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений Карельскому филиалу выделяются средства на покрытие затрат по договорам льготного технологического присоединения в объеме порядка 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных договоров ЛТП, превышает 1 млрд руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объемами строительства электрических объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров ЛТП Карельским филиалом направлено предложение в адрес регулирующего тарифного органа о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров ЛТП в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующий орган не поддержал. 

Таким образом, общество отмечает, что деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется ПАО «Россети Северо-Запад» в тяжелых финансово-экономических условиях, а значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

В письме от 24 августа 2022 года №МР2/3/119-06/7148 (вх. от 26 августа 2022 года №4125) ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что выдача заявителю технических условий от 17 июня 2022 года, согласно которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению устанавливается до 01 июля 2023 года, обусловлена текущей обстановкой на рынке электротехнического оборудования и необходимостью решения вопросов импортозамещения используемой компонентой базы на уровне государства, что влечет увеличение сроков обеспечения сетевой организации необходимым для реализации договора оборудованием по независящим от общества обстоятельствам.

Письмом от 26 августа 2022 года №МР2/3/119-06 (вх. от 26 августа 2022 года №4108) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о рассмотрение дела в отсутствие представителя сетевой организации, в связи с невозможностью обеспечить его явку.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правомерно констатировать, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» срока исполнения обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя, предусмотренного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором (мероприятия подлежали выполнению до 22 октября 2021 года включительно, фактически исполнены 19 июля 2022 года).

При этом датой заключения договора с Н. является 22 апреля 2021 года - дата, когда непосредственно заявителем произведена оплата услуг сетевой организации по осуществлению технологического присоединения. Тот факт, что денежные средства по платежному поручению поступили на счет сетевой организации лишь 23 апреля 2021 года не влияет на фактическую дату заключения договора ввиду того, что Правилами технологического присоединения закреплена норма о том, что договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета (пункт 104 Правил технологического присоединения).

Относительно доводов заявителя о технических условиях от 17 июня 2022 года №СПБ80-06786П/21-002 отмечаю следующее.

Технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения, которым обязательно предшествуют выполнение обеими сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению (пункт 7 Правил технологического присоединения).

Согласно пункту 4 типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по типовым условиям договора, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до точки присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям.

Учитывая изложенное, цель технологического присоединения объекта Н. ПАО «Россети Северо-Запад» достигнута. Так, 19 июля 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» оформлен Акт допуска прибора учета в эксплуатацию №Ю-222728 и размещен в личном кабинете заявителя.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – д.Вороново, Кондопожский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 23 октября 2021 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае,

 

если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, связанную с международными экономическими санкциями, учитывая независящие обстоятельства настоящего дела от сетевой организации, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, в том числе по поиску альтернативного варианта осуществления технологического присоединения объекта заявителя и его осуществления в рамках технических условий от 17 июня 2022 года №СПБ80-06786П/21-002, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-405/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны