Решение №010/05/5-724/2023 РЕШЕНИЕ от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Роскомнадзора по Республике Карелия

 

 

ООО «Издательский Дом «ПетроПресс»  

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

23 января 2024 года                                                                                                г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 10 января 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 23 января 2024 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

 

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

-заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №010/05/5-724/2023, возбужденное в отношении ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» () по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту размещения 20 сентября 2023 года в 15 часов 49 минут на сайте сетевого издания «Петрозаводск говорит» рекламной статьи под названием: «VR-арена: что это такое и в чем секрет ее популярности» со знаками информационной продукции «8+», «9+», непредусмотренными статьей 12 Федерального закона от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — ФЗ «О защите детей»), в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела представителей ООО «Издательский Дом «ПетроПресс»  и Управления Роскомнадзора по Республике Карелия,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 28 сентября 2023 года (вх. №5602-ЭП/23)  из Управления Роскомнадзора по Республике Карелия поступило заявление с просьбой рассмотреть статью под названием: «VR-арена: что это такое и в чем секрет ее популярности», размещенную 20 сентября 2023 года в 15 часов 49 минут на сайте сетевого издания «Петрозаводск говорит» со знаками информационной продукции «8+», «9+», непредусмотренными статьей 12 ФЗ «О защите детей»,  на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе.

Из указанного заявления следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия в рамках исполнения полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в ходе проведенного систематического наблюдения установлено, что 20 сентября 2023 года в 15 часов 49 минут на сайте сетевого издания «Петрозаводск говорит» размещена информация о VR-арене как об одном из видов досуга детей и взрослых (описывается возможность проведения как одиночных, так и командных игр на VR-арене, указаны место расположения  VR-арены в г.Петрозаводске и контактных номер телефона для бронирования времени) со знаками  информационной продукции «8+», «9+», непредусмотренными статьей 12 ФЗ «О защите детей» (https://ptzgovorit.ru/news/vr-arena-chto-eto-takoe-i-v-chem-sekret-ee-populyarnosti):

Вместе в тем указанная статья опубликовано с пометкой «На правах рекламы». ООО «Ника-Сервис».».

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступившего заявления в адрес сетевого издания «Петрозаводск говорит» был направлен запрос от 06 октября 2023 года №АП/3655/23.

Письмом от 10 октября 2023 года №44 (вх. от 12 октября 2023 года №5853-ЭП/23) ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» сообщило, что статья под названием: «VR-арена: что это такое и в чем секрет ее популярности» была размещена на основании договора №52-р-02/23 на рекламно-информационное обслуживание от 01 февраля 2023 года.

При этом ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» отмечает, что поскольку рассматриваемая статья рекламирует не зрелищное мероприятие, а компьютерную игру, маркировка которой, по мнению общества, не предусмотрена ФЗ «О защите детей», редакцией не допущено нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Указанная в рекламе информация (от 8 лет) имеет целью не защиту детей от вредной информацию  (как то предусмотрено для зрелищных мероприятий), а как информацию для родителей-потребителей с целью сориентироваться может ли их ребенок быть участником игры, в том числе и по физическим характеристикам.

При постановке возрастной маркировки ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» руководствовалось ограничениями, рекомендованными разработчиками и продавцами франшиз (согласно письму продавца франшизы  VR-арена FirstVr ИП Р С.А. рекомендованный возраст участников игрового процесса 8+), а также указанными непосредственно на сайтах и в местах действия  VR-арен в г. Петрозаводске.

Дополнительно в указанном письме общество обращает внимание, что наличие возрастной маркировки им отслеживается и проверяется, градации маркировки согласно ФЗ «О защите детей» известны, но в данном конкретном случае возрастная маркировка была проставлена  в соответствии с указаниями разработчиков, умысла нарушить закон ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» не преследовало, наоборот, целью рассматриваемой статьи было дать правдивое ограничение для участия в игре во избежание введения в заблуждения читателей.

Так, по мнению сетевого издания, в результате совершенного действия не причинен вред и не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью, других негативных последствий, а наоборот, дано ограничение в целях непричинения вреда здоровью и развитию.

Проанализировав имеющиеся документы и сведения, нормативную правовую базу в области рекламного законодательства установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под  неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года   №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58)  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая информация полностью подпадает под определение, содержащееся в статье 3 ФЗ «О рекламе» (соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы), так как размещена  на сайте сетевого издания «Петрозаводск говорит» в сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является VR-арена как один из видов досуга для детей и взрослых.

Статья 2 ФЗ «О защите детей» содержит следующие понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 ФЗ «О защите детей»).

В классификации, содержащейся в части 3 статьи 6 ФЗ «О защите детей», отсутствуют такие знаки информационной продукции как «8+», «9+».

В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ «О защите детей» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

При этом частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» №2124-1 (далее -ФЗ «О средствах массовой информации») установлено, что учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Статьей 18 ФЗ «О средствах массовой информации» определен статус учредителя.

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Статьей 56 ФЗ «О средствах массовой информации» установлено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

При этом в силу статьи 36 ФЗ «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Учредителем СМИ «Петрозаводск говорит» (свидетельство о регистрации средства массовой информации: серия Эл №ФС77-72846) является ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» (). Таким образом, именно ООО «Издательский Дом «ПетроПресс»  является рекламораспространителем рассматриваемой статьи.

С учетом изложенного, определением от 08 декабря 2023 года №КБ/4381/23  в отношении ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» было возбуждено настоящее дело, рассмотрение назначено на 16 часов 00 минут 10 января 2024 года.

Письмом от 14 декабря 2023 года №59 (вх. от 18 декабря 2023 года №7327-ЭП/23) Управление Роскомнадзора по Республике Карелия ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

В свою очередь ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» письмом от 10 января 2024 года №3 (вх. №94-ЭП/24) пояснило, что поддерживает доводы, ранее представленные в рамках рассмотрения рекламного дела, а также сообщило об отнесении его к субъектам малого и среднего предпринимательства, полагая, что указанное свидетельствует о возможности не накладывать административный штраф, а ограничиться предупреждением.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время. Изучив материалы дела, Комиссия констатирует, что в рассматриваемой статье реклама  VR-арены  как одного из видов досуга для детей и взрослых не сопровождалась знаком информационной продукции, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Размещение рекламы со знаками информационной продукции «8+», «9+», непредусмотренными статьей 12 ФЗ «О защите детей», является неправомерным и свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Вопросы назначения административного наказания в рамках рассмотрения настоящего дела установлению не подлежат; могут быть рассмотрены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного производства.

Решая вопрос целесообразности выдачи предписания в рамках настоящего дела, Комиссия Карельского УФАС России констатирует, что на дату принятия настоящего решения факт распространение рекламы имеет место.

 

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года №1922), Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей размещенную 20 сентября 2023 года в 15 часов 49 минут на сайте сетевого издания «Петрозаводск говорит» рекламную статью под названием: «VR-арена: что это такое и в чем секрет ее популярности»,  поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»; действия ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» нарушающими часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

2 Выдать ООО «Издательский Дом «ПетроПресс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                       

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны