Определение №№ 010/04/9.21-350/2019 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонару... от 31 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Я, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России ***, рассмотрев заявление Д. (далее – заявитель) от 13 мая 2019 года (вх. от 13 мая 2019 года №2279) с жалобой на действия ПАО Межрегиональная распределительная компания сетевая компания «Северо-Запада» (ОГРН – ***; ИНН – ***; почтовый адрес: ***; далее - ПАО «МРСК Северо-Запада»; филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго» - почтовый адрес: ***далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая компания),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 13 мая 2019 года (вх. №2279) поступило заявление Д. с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Проанализировав поступившее заявление и приложенные к нему документы, в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» был направлен запрос от 16 мая 2019 года №03-15/137/1770 с просьбой представить в адрес антимонопольного органа объяснения и правовые обоснования отказа в осуществлении технологического присоединения по заявке Д. Отвечая на указанный запрос, ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 29 мая 2019 года №МР2/3/119-05/4698 (вх. от 29 мая 2019 года №2663) пояснило следующее.

23 июля 2018 года в адрес сетевой организации поступила заявка Д. на технологическое присоединение земельного участка для индивидуального дачного строительства, расположенного в *** (кадастровый номер <...> При формировании мероприятий для технических условий, в результате осмотра земельного участка заявителя было установлено, что земельный участок Д. подключен к опоре б/н ТП б/н. Указанные объекта принадлежали Общественному совету д. Ахпойла. АРБП между сетевой организацией и Общественным советом д. Ахпойла прилагается. В связи с указанным 09 августа 2018 года заявителю был направлен отказ в заключении договора на основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»).

Помимо обозначенного ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщило, что в настоящее время Д. подана новая заявка, на которую 29 мая 2019 года направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения №34-00821П/19.

Проанализировав нормативно-паровую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил технологического присоединения).

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

При этом пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Анализ имеющихся материалов показывает, что, зарегистрировав 25 июля 2018 года (вх. №ПАО «МРСК Северо-Запада» 34-01357) заявку Д. на технологическое присоединение для электроснабжения земельного участка для индивидуального дачного строительства, расположенного по адресу: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, д. Ахпойла, кадастровый номер <...> письмом от 22 августа 2018 года отказало заявителю в заключении договора на технологическое присоединение, сославшись на ранее имеющееся технологическое присоединение объекта, указанного в заявке.

Вместе с тем указанное не помешало сетевой организации по истечении почти года при прочих неизменных условиях направить заявителю письмом от 29 мая 2019 года проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему.

Таким образом, правомерно предположить, что при условии соблюдения ПАО «МРСК Северо-Запада» Правил технологического присоединения с момента получения заявки на технологическое присоединение в июле 2018 года, энергопринимающие устройства заявителя на момент вынесения настоящего определения уже могли быть надлежащим образом технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации и, соответственно, энергоснабжение объекта осуществлялось.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению является неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «МРСК Северо-Запада» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» дело об административном правонарушении №010/04/9.21-350/2019 по факту нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России следующие сведения (информацию) и документы в копиях:

-письменные пояснения по вопросу установления факта надлежащего технологического присоединения объекта Д. при решении вопроса о возможности/невозможности заключения договора об осуществлении технологического присоединения в июле-августе 2018 года (по заявке Д. от 23 июля 2018 года);

- письменные пояснения о произошедших за период с июля 2018 года по май 2019 года изменениях, повлиявших на возможность направления в адрес Д. проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств от 29 мая 2019 года №34-00821П/19 года и технических условий;

- заявку Д. (и приложенные к ней документы), на основании которой был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств от 29 мая 2019 года №34-00821П/19;

- любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшего Дердюка Максима Владимировича (ул. Загородная, 22 - 97, г. Петрозаводск, 185030)      

5. Д. в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России следующие документы и сведения:

- письменные пояснения по вопросу взаимоотношений с ПАО «МРСК Северо-Запада» в части технологического присоединения, в частности пояснить обращались ли Вы в адрес сетевой организации с повторной заявкой на технологическое присоединение, а также какими-либо иными обращениями;

- любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

 

Законному представителю ПАО «МРСК Северо-Запада» явиться 20 июня 2019 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении, либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу №010/04/9.21-350/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются   к   участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента   возбуждения дела об административном правонарушении.

При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.

 

 

 

 

 

 

 

Главный специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля хозяйствующих

субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны